26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2009 года: "Примадонна"

Архивная публикация 2009 года: "Примадонна"

Ни одна из моих колонок не вызвала такого возмущения читателей, как та, в которой я позволил себе выразить удивление степенью популярности Мирей Матье в России.
Но, по-видимому, это возмущение — еще не предел. Если русские читатели настолько выходят из себя, когда заграничную дешевку называют дешевкой, то что же с ними будет, если я попробую сказать правду о главной иконе русской эстрады? Сейчас проверим!
На всякий случай, два предварительных замечания. Во-первых, я являюсь большим поклонником русской музыки почти всех жанров. Именно поэтому так обидно, когда я вижу, что в Россию импортируется — и в ней самой производится — слишком много музыкального мусора. Во-вторых, отвратительно низкопробную музыку можно встретить, конечно, и в Германии. Один из читателей, возмущенных моей заметкой о Мирей Матье, справедливо указал на кошмарный музыкальный жанр, существующий только в Германии, — так называемую музыку в народном стиле. «Псевдонародный музыкальный фольклор с деланной бодростью и сентиментальными текстами. Жуткий китч. А смотрят его каждую неделю миллионы — популярнейшее в стране ТВ-зрелище. Бр-р-р-р!» — пишет уважаемый читатель. Лучше и не скажешь. Отсутствие вкуса у плебса, однако, неудивительно. Критика и насмешки здесь совершенно излишни. Мое негодование относится лишь к случаям, когда вкус изменяет тем, кто считает себя образованным и разбирающимся в искусстве. Именно о таком случае и пойдет сейчас речь.
Самая долговечная из безвкусиц русской поп-музыки празднует в эти дни как бы шестидесятилетие, объединенное с как бы уходом со сцены. Как уже говорилось, дешевая попса существует во всем мире и повсюду имеет своих поклонников. Однако феномен Аллы Пугачевой уникален именно потому, что она пользуется популярностью не только у русских собратьев немецких поклонников псевдонародного кошмара, но и у всех других слоев общества. В том числе и у тех, от кого подобного не ожидаешь.
Конечно, о вкусах по-прежнему не спорят. Русским может казаться странной всемирная слава научно-фантастического сериала «Звездный путь» (Star Trek). Огромной популярностью пользуются как раз самые первые серии, снятые в шестидесятых годах прошлого века. Инопланетяне, отличающиеся от землян только цветным пятном на лбу. Бортовой компьютер «двадцать третьего» века, уже в восьмидесятые годы выглядевший устаревшим. Иноземный хитрец с острыми ушами.
На Западе сериал стал культовым, на родине же братьев Стругацких и фильма «Солярис» он кажется смешным. Некоторых школьников «Звездный путь» даже вдохновлял на изучение естественных наук, будил в них желание становиться инженерами, чтобы работать для космоса. Фанаты сериала, так называемые треккеры, собираются на специальные вечеринки, где все одеты в пижамообразную форму сотрудников «звездного флота». Ну не смешно ли?
То же самое с Пугачевой. Я многое понимаю и многое люблю из того, что популярно в России. Но не это. Тут я навсегда останусь человеком Запада, даже если мне тысячу раз объяснят, что «мадам Брошкина», всегда ищущая «настоящего полковника», кажется русским трогательной. Мою душу она не трогает. И не только мою. По эту сторону бывшего железного занавеса Примадонна — объект насмешек, Арлекин. И не потому, что Запад в принципе ничто из России не воспринимает всерьез. Анна Нетребко благодаря красоте и таланту стала международной звездой. Дуэт «Тату» при помощи в меру оригинальной провокативной стратегии на короткое время завоевал внимание всего мира. Но поскольку Пугачева — всего лишь одна из первых попыток клонирования западной поп-культуры, то вся суета вокруг нее вызывает у иностранца только усталую усмешку. Таким у нас в восьмидесятые была полна любая провинциальная дискотека. Это как в сказке о голом короле. Только королева, слава богу, не обнажена. Да и никакая она не королева.
Однако Примадонна в точности подтверждает предрассудки западного обывателя по отношению к русской культуре. Старомодная, мещанистая — нелепый отголосок того, что на Западе было модно двадцать, тридцать лет назад. Обычный европеец удивляется и цирку, устраиваемому в России вокруг этой певицы. И, конечно, в результате он просто вынужден думать, что если это лучшее, что у них есть, какой же ужас представляют из себя остальные?.. Возможно, русским на это и наплевать. Но мне, например, обидно, что немецкая музыка у всех ассоциируется с «трам-пам-пам, трам-пам-пам», хотя у нас есть Бах и Бетховен. А у России — Чайковский, Шостакович, Высоцкий, Окуджава, «Наутилус Помпилиус», «ДДТ» и тысячи сегодняшних девчачьих групп с хорошенькими куколками, которые хотя и не умеют петь, но радуют глаз. Однако коротконогая бабушка, истерично надрывающаяся на сцене и демонстрирующая свои уже отнюдь не упругие прелести, — лучшая антиреклама для России.
P.S. Ругань и оскорбления присылайте, пожалуйста, по адресу ulenspiegel08@web.de.

Ни одна из моих колонок не вызвала такого возмущения читателей, как та, в которой я позволил себе выразить удивление степенью популярности Мирей Матье в России.
Но, по-видимому, это возмущение — еще не предел. Если русские читатели настолько выходят из себя, когда заграничную дешевку называют дешевкой, то что же с ними будет, если я попробую сказать правду о главной иконе русской эстрады? Сейчас проверим!
На всякий случай, два предварительных замечания. Во-первых, я являюсь большим поклонником русской музыки почти всех жанров. Именно поэтому так обидно, когда я вижу, что в Россию импортируется — и в ней самой производится — слишком много музыкального мусора. Во-вторых, отвратительно низкопробную музыку можно встретить, конечно, и в Германии. Один из читателей, возмущенных моей заметкой о Мирей Матье, справедливо указал на кошмарный музыкальный жанр, существующий только в Германии, — так называемую музыку в народном стиле. «Псевдонародный музыкальный фольклор с деланной бодростью и сентиментальными текстами. Жуткий китч. А смотрят его каждую неделю миллионы — популярнейшее в стране ТВ-зрелище. Бр-р-р-р!» — пишет уважаемый читатель. Лучше и не скажешь. Отсутствие вкуса у плебса, однако, неудивительно. Критика и насмешки здесь совершенно излишни. Мое негодование относится лишь к случаям, когда вкус изменяет тем, кто считает себя образованным и разбирающимся в искусстве. Именно о таком случае и пойдет сейчас речь.
Самая долговечная из безвкусиц русской поп-музыки празднует в эти дни как бы шестидесятилетие, объединенное с как бы уходом со сцены. Как уже говорилось, дешевая попса существует во всем мире и повсюду имеет своих поклонников. Однако феномен Аллы Пугачевой уникален именно потому, что она пользуется популярностью не только у русских собратьев немецких поклонников псевдонародного кошмара, но и у всех других слоев общества. В том числе и у тех, от кого подобного не ожидаешь.
Конечно, о вкусах по-прежнему не спорят. Русским может казаться странной всемирная слава научно-фантастического сериала «Звездный путь» (Star Trek). Огромной популярностью пользуются как раз самые первые серии, снятые в шестидесятых годах прошлого века. Инопланетяне, отличающиеся от землян только цветным пятном на лбу. Бортовой компьютер «двадцать третьего» века, уже в восьмидесятые годы выглядевший устаревшим. Иноземный хитрец с острыми ушами.
На Западе сериал стал культовым, на родине же братьев Стругацких и фильма «Солярис» он кажется смешным. Некоторых школьников «Звездный путь» даже вдохновлял на изучение естественных наук, будил в них желание становиться инженерами, чтобы работать для космоса. Фанаты сериала, так называемые треккеры, собираются на специальные вечеринки, где все одеты в пижамообразную форму сотрудников «звездного флота». Ну не смешно ли?
То же самое с Пугачевой. Я многое понимаю и многое люблю из того, что популярно в России. Но не это. Тут я навсегда останусь человеком Запада, даже если мне тысячу раз объяснят, что «мадам Брошкина», всегда ищущая «настоящего полковника», кажется русским трогательной. Мою душу она не трогает. И не только мою. По эту сторону бывшего железного занавеса Примадонна — объект насмешек, Арлекин. И не потому, что Запад в принципе ничто из России не воспринимает всерьез. Анна Нетребко благодаря красоте и таланту стала международной звездой. Дуэт «Тату» при помощи в меру оригинальной провокативной стратегии на короткое время завоевал внимание всего мира. Но поскольку Пугачева — всего лишь одна из первых попыток клонирования западной поп-культуры, то вся суета вокруг нее вызывает у иностранца только усталую усмешку. Таким у нас в восьмидесятые была полна любая провинциальная дискотека. Это как в сказке о голом короле. Только королева, слава богу, не обнажена. Да и никакая она не королева.
Однако Примадонна в точности подтверждает предрассудки западного обывателя по отношению к русской культуре. Старомодная, мещанистая — нелепый отголосок того, что на Западе было модно двадцать, тридцать лет назад. Обычный европеец удивляется и цирку, устраиваемому в России вокруг этой певицы. И, конечно, в результате он просто вынужден думать, что если это лучшее, что у них есть, какой же ужас представляют из себя остальные?.. Возможно, русским на это и наплевать. Но мне, например, обидно, что немецкая музыка у всех ассоциируется с «трам-пам-пам, трам-пам-пам», хотя у нас есть Бах и Бетховен. А у России — Чайковский, Шостакович, Высоцкий, Окуджава, «Наутилус Помпилиус», «ДДТ» и тысячи сегодняшних девчачьих групп с хорошенькими куколками, которые хотя и не умеют петь, но радуют глаз. Однако коротконогая бабушка, истерично надрывающаяся на сцене и демонстрирующая свои уже отнюдь не упругие прелести, — лучшая антиреклама для России.
P.S. Ругань и оскорбления присылайте, пожалуйста, по адресу ulenspiegel08@web.de.

Наш Уленшпигель — взгляд из Германии, «переводчик зеркальных смыслов» с немецкого, умеющий видеть в темноте мифов и стереотипов. Отдельно предупреждаем, что позиция Уленшпигеля может не совпадать не только с позицией Der Spiegel, но даже с позицией «Профиля».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».