Архивная публикация 2011 года: "Продайте все!"
Выход Белоруссии из экономического кризиса может быть найден только на пути радикального осовременивания страны. Финансовый кризис в Белоруссии продолжается, и местные власти ищут выход из него на путях дальнейшего кредитования белорусской экономики. Минск пытается получить средства из стабилизационного фонда ЕвразЭС, но сумма кредита ($1,25 млрд с первым траншем в $800 млн) выглядит совершенно недостаточной. Одновременно руководство страны начало новые переговоры с МВФ, запросив у него около $8 млрд в обмен на ограниченную политическую либерализацию.
Однако ситуация в республике сегодня такова, что кредиты вряд ли помогут. По состоянию на 1 января совокупный внешний долг Белоруссии равнялся $28,5 млрд, или 52% ВВП, но недавняя девальвация довела его в рыночных ценах до почти 86% ВВП. Увеличение долга еще на $8-10 млрд выглядит почти катастрофическим, особенно в условиях сохраняющейся необходимости поддержания сверхвысоких бюджетных расходов, сокращающейся налоговой базы и ежемесячного торгового дефицита почти в $1 млрд. В подобной ситуации у правительства, видимо, есть только один вариант привлечения средств - масштабная распродажа государственной собственности.
Но в этом вопросе президент Лукашенко занимает, как известно, крайне неуступчивую позицию. И, на наш взгляд, совершенно зря. Опыт той же России показывает, что при жестком подходе частные компании (та же "нефтянка") способны приносить в бюджет астрономические доходы, тогда как государственные подчас платят гораздо меньше. Опыт восточноевропейских стран свидетельствует, что крупные промышленные предприятия, будучи практически бесплатно переуступлены западным корпорациям на четко прописанных условиях, могут радикально повысить свои производственные показатели и в итоге стать мощными локомотивами развития. Авторитарное государство, если оно стремится к модернизации экономики, а не только к сохранению милого сердцу части граждан советского наследия, должно сочетать жесткие методы в политике с либеральным экономическим режимом.
Сегодня Белоруссия должна решиться на масштабную приватизацию. При этом было бы во всех отношениях правильно ориентироваться именно на западных инвесторов, так как Россия выглядит сегодня даже более деиндустриализированной страной, чем Белоруссия, и, хотя наши инвесторы могут поначалу заплатить за активы большую цену, их совокупный позитивный вклад в экономику страны окажется менее значимым. Кроме того, только западный капитал, если он займет важное место в экономике Белоруссии, сможет на равных говорить с российским энергетическим лобби и нейтрализовывать часть его притязаний (а то, что западные бизнесмены вполне способны договариваться с недемократическими властями, доказывать не нужно). И, наконец, именно приход в Белоруссию западных инвестиций сделает отношения с Европой, к которой Минск и так исторически тяготеет, более тесными, что в конечном счете сегодня является единственным гарантом сохранения независимости этой маленькой республики.
Вариантов приватизации масса. Это может быть и IPO компаний, быстро преобразованных ради этого из республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества, и залоговые аукционы, сохраняющие шанс выкупа заложенных акций, и образование совместных предприятий с контрольной долей европейского партнера, и много чего еще. Кажется удивительным, но в Белоруссии сегодня отсутствуют самые элементарные инструменты современной экономики, например фондовый рынок, а ведь только он способен дать объективное представление о стоимости активов и тем самым оценить реальное достояние государства и его способность расплачиваться по кредитам.
В общем, сегодня пришло время осознать, что на смену банальным "разводкам" партнеров и откровенной политической демагогии должна прийти взвешенная политика, направленная на обеспечение модернизации. Пока хотя бы экономической.
Выход Белоруссии из экономического кризиса может быть найден только на пути радикального осовременивания страны. Финансовый кризис в Белоруссии продолжается, и местные власти ищут выход из него на путях дальнейшего кредитования белорусской экономики. Минск пытается получить средства из стабилизационного фонда ЕвразЭС, но сумма кредита ($1,25 млрд с первым траншем в $800 млн) выглядит совершенно недостаточной. Одновременно руководство страны начало новые переговоры с МВФ, запросив у него около $8 млрд в обмен на ограниченную политическую либерализацию.
Однако ситуация в республике сегодня такова, что кредиты вряд ли помогут. По состоянию на 1 января совокупный внешний долг Белоруссии равнялся $28,5 млрд, или 52% ВВП, но недавняя девальвация довела его в рыночных ценах до почти 86% ВВП. Увеличение долга еще на $8-10 млрд выглядит почти катастрофическим, особенно в условиях сохраняющейся необходимости поддержания сверхвысоких бюджетных расходов, сокращающейся налоговой базы и ежемесячного торгового дефицита почти в $1 млрд. В подобной ситуации у правительства, видимо, есть только один вариант привлечения средств - масштабная распродажа государственной собственности.
Но в этом вопросе президент Лукашенко занимает, как известно, крайне неуступчивую позицию. И, на наш взгляд, совершенно зря. Опыт той же России показывает, что при жестком подходе частные компании (та же "нефтянка") способны приносить в бюджет астрономические доходы, тогда как государственные подчас платят гораздо меньше. Опыт восточноевропейских стран свидетельствует, что крупные промышленные предприятия, будучи практически бесплатно переуступлены западным корпорациям на четко прописанных условиях, могут радикально повысить свои производственные показатели и в итоге стать мощными локомотивами развития. Авторитарное государство, если оно стремится к модернизации экономики, а не только к сохранению милого сердцу части граждан советского наследия, должно сочетать жесткие методы в политике с либеральным экономическим режимом.
Сегодня Белоруссия должна решиться на масштабную приватизацию. При этом было бы во всех отношениях правильно ориентироваться именно на западных инвесторов, так как Россия выглядит сегодня даже более деиндустриализированной страной, чем Белоруссия, и, хотя наши инвесторы могут поначалу заплатить за активы большую цену, их совокупный позитивный вклад в экономику страны окажется менее значимым. Кроме того, только западный капитал, если он займет важное место в экономике Белоруссии, сможет на равных говорить с российским энергетическим лобби и нейтрализовывать часть его притязаний (а то, что западные бизнесмены вполне способны договариваться с недемократическими властями, доказывать не нужно). И, наконец, именно приход в Белоруссию западных инвестиций сделает отношения с Европой, к которой Минск и так исторически тяготеет, более тесными, что в конечном счете сегодня является единственным гарантом сохранения независимости этой маленькой республики.
Вариантов приватизации масса. Это может быть и IPO компаний, быстро преобразованных ради этого из республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества, и залоговые аукционы, сохраняющие шанс выкупа заложенных акций, и образование совместных предприятий с контрольной долей европейского партнера, и много чего еще. Кажется удивительным, но в Белоруссии сегодня отсутствуют самые элементарные инструменты современной экономики, например фондовый рынок, а ведь только он способен дать объективное представление о стоимости активов и тем самым оценить реальное достояние государства и его способность расплачиваться по кредитам.
В общем, сегодня пришло время осознать, что на смену банальным "разводкам" партнеров и откровенной политической демагогии должна прийти взвешенная политика, направленная на обеспечение модернизации. Пока хотя бы экономической.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".