Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 1999 года: "Проходимцы"

В России, как известно, дорог нет — одни направления. Именно поэтому есть джипы. Какой же русский не любит быстрой езды на большом, сверкающем внедорожнике?Внезапно, как перестройка, и бесцеремонно, как гайдаровские реформы, ворвались эти автомобили в жизнь россиян. Перепуганные водители жались к обочинам, гаишники не знали, что делать со своими полосатыми палочками, а пешеходы полушепотом говорили: «Вон поехал джип». Даже так: «Джип» — с прописной буквы.
Большие, обвешанные дугами, фарами и другими железяками, джипы подмяли под себя не только российские дороги, но и серую советскую действительность, ознаменовав наступление новой эры. Убогий советский асфальт кончился, ушли в прошлое правила дорожного социалистического движения по жизни. Перед страной расстилалась сильно пересеченная местность, на которой нужно было вести гонки на выживание.
Тогда-то в России и наступила эра внедорожников.
Дорожный «Патруль»

Новейшая российская мифология фиксирует массовое появление джипов в России на рубеже 80—90-х годов.
1989 год. Советские «шурави» покинули Афганистан. Страна две недели, не отрываясь от телевизоров, смотрит невиданное прежде шоу — первый Съезд народных депутатов. От свободы и публикаций в журнале «Огонек» кружится голова.
Именно тогда в страну въезжают первые джипы. Их пока немного, и они в диковинку. По рассказам очевидцев, первым в тогдашнем СССР появился японский джип Nissan Patrol.
Николай Качурин, зам.главного редактора журнала «Автопилот», признанный российский «джиповед»: «Ходили слухи, будто тогдашние Nissan Patrol выменивали у иностранцев на лес в результате первых опытов совместных предприятий. Это похоже на правду, потому что первые «Патрули» наблюдались в районе Архангельска, Питера и местах, близких к российско-финляндской границе».
На этих образцов иностранной автомобильной роскоши тогда ездили в основном хозяйственники — руководители советских «сырьевых» предприятий, вкушавшие первые прелести перехода на рельсы рыночной экономики.
Хотя предметом роскоши Patrol первого поколения можно назвать с очень большой натяжкой. Модели 80-х отличались жесткой подвеской и аскетическим интерьером. Минимум комфорта — максимум проходимости. На Западе этот автомобиль, особенно с дизельным мотором, скорее ассоциировался с трактором, чем с предметом роскоши или тем более с какими-то жизненными достижениями. Из-за чего возникали комичные ситуации. Например, однажды в Россию приехала представительная деловая делегация, а ей к трапу подали те, бартерные «Патрули» 80-х годов. Делегация сконфузилась и попросила пересадить их на седаны — пусть даже на «Волги».
А теперь — «поджарый»!

Однако настоящая «джиперизация» России произошла с появлением у нас другого японского внедорожника — знаменитого Mitsubishi Pajero.
Начало освоения этой машиной российских дорог приходится на 1990-й и допутчевый 1991-й. Советский спецназ штурмует телебашню в Вильнюсе, в Москве вводятся карточки покупателя и талоны на сахар и табак. А в России появляются богатые люди — нарождающиеся предприниматели-кооперативщики и криминалитет, активно включившийся в борьбу за сферы влияния над теневой экономикой. И садятся за руль Mitsubishi Pajero.
Почему именно этот джип стал, пожалуй, первым всенародно любимым джипом в России — тому существует ряд объяснений. По рассказу автодилеров, именно Mitsubishi удалось тогда одной из первых оперативно создать если не дилерскую сеть, то элементарную систему поставки запчастей и организовать примитивный сервис своих машин в России.
К тому же это в самом деле удачная модель Mitsubishi. Хорошая проходимость плюс мощный и надежный двигатель объемом 2,5—3 литра дают водителю Pajero чувство уверенности на бездорожье. Одновременно этот джип обеспечивает комфорт на шоссе или в городе.
А еще распространенность Pajero в первые посткоммунистические годы в России объясняется стадным советским менталитетом, характерным тогда для российского потребителя.
Сава Сафонтов, журналист, специализирующийся на «джипной» теме: «Тогда у нас не было еще этого рыночного разнообразия, и у людей преобладало стадное чувство. Вот кто-то купил такой-то автомобиль — и я хочу такой же. Это же относится к автомобилю Mitsubishi Pajero. В рекордно короткие сроки на эти машины возникла мода и даже бум».
Смешная деталь: в Испании или Латинской Америке Mitsubishi Pajero почти не встречаются. Оказывается, pajero по-испански значит «сексуальный извращенец». Поэтому на испанском и латиноамериканском рынках внедорожники Mitsubishi представлены близкой к Pajero моделью Mitsubishi Montero.
России же имя Pajero пришлось по душе. Владельцы окрестили свои машины «поджарыми» — подчеркивая их спортивность, стройность и «мускулистость». Правда, Pajero довольно быстро стал ассоциироваться с другими понятиями. Это — бритые головы, пули, «крыши» и «разборы». Что справедливо лишь отчасти.
Одними из первых на джипы (не только Pajero) в России сели представители криминальных кругов. Утверждение: «На джипе — значит, бандит» — в те годы в большинстве случаев соответствовало действительности. Например, на Mitsubishi Pajero любил ездить Япончик. Богатые приличные люди (начинали появляться и такие) остерегались тогда покупать джипы, чтобы их не приняли за «работников ножа и топора». В одном из московских сервис-центров до сих пор вспоминают, как приезжавшие на Pajero ребята просили приварить им на машину сбоку большие дуги — «чиста чтобы стрелять было удобнее».
Кстати, несколько слов о навесном оборудовании и тюнинге. Оформление первых джипов в России включало несколько ключевых элементов. Выехать на джипе «с полным фаршем» означало оснастить свой автомобиль «кенгурятниками», «люстрами», козырьками от солнца и широкой резиной на блестящих литых дисках. «Родные», заводские «кенгурятники» (защитные дуги спереди) — вещь в самом деле полезная: в случае чего они берут основной удар на себя. Беда лишь в том, что у подавляющего большинства «городских» джипов «кенгурятники» носят исключительно бутафорский характер, часто сделаны из непрочного металла и при столкновении способны лишь навредить. Сегодня мода на «кенгурятники» ради «кенгурятников» ушла — как и на «люстры»: оказалось, достаточно штатных фар. Охотники и рыболовы утверждают, что в экстремальных условиях фары на крыше только мешают: за них цепляются ветки.
Что же касается чрезмерно широкой резины, выступающей из колесных арок, выяснилось, что она просто опасна. На большой скорости при въезде в лужу широкие колеса создают эффект аквапланирования, и машина может потерять управление.
Возвращаясь к Pajero, можно смело сказать, что сейчас этот джип окончательно утратил свой «бандитский» имидж и превратился, скорее, в дамский автомобиль. Так, например, на Pajero ездит президент охранного холдинга «Бастион» Елена Андреева. Татьяна Михалкова тоже водила Pajero — до тех самых пор, пока машину не угнали.
Настоящему индейцу…

Если бы знали индейцы маленького североамериканского племени чероки о том, какую славу готовит им в будущем американская автомобильная промышленность в далекой России, они бы наверняка зарыли томагавки в землю, раскурили бы свои трубки мира и не держали бы зла на бледнолицых обидчиков…
На рубеже 1991—1992-го американский внедорожник Jeep Cherokee стал первым массовым джипом новой демократической России. Американские джипы стремительно ворвались на российский рынок, когда «дарагия рассияни» переживали шок гайдаровских реформ.
Автодилеры вспоминают, что на бешеный взлет популярности джипа «широкий» в России кардинальным образом повлияла деятельность компании «ЛогоВАЗ»: в 1991 году компания ввезла в Россию огромную по тем временам партию Jeep Cherokee — чуть ли не 2—3 тысячи машин. Кстати, и стоили они тогда не то что нынче — всего $20—25 тысяч (не было в те времена нынешних таможенных пошлин).
Безусловно, увлечение американскими внедорожниками стимулировала и растущая популярность в России американского образа жизни. Тогда «американское» значило «отличное». Мир, дружба, жвачка, Шварценеггер, «Макдоналдс», кока-кола… Американцам улыбались на улице и хотели жить, как они.
Вместе с тем нельзя не отдать должное самому Jeep Cherokee (Grand Cherokee появится позже). Несмотря на некоторую угловатость (ее даже прозвали «кирпичом»), это была машина, кое в чем превосходившая Mitsubishi Pajero и уж тем более тогдашний Nissan Patrol. Cherokee был более комфортабельным джипом и больше подходил на роль представительской машины. Несмотря на то, что он несколько уступал «японцу» в проходимости (Cherokee — классический road jeep), для езды по городу он годился больше: при мощном движке с рабочим объемом 4 литра «американец» быстро развивал скорость, был более плавным, маневренным и легким в управлении. Кроме того, Сherokee оказался более недорогим в обслуживании. Японские запчасти, особенно фирмы Mitsubishi, стоят дороже, чем автомобильные детали североамериканского континента.
Cherokee, как и джипы вообще, по-прежнему предпочитают джентльмены удачи. Впрочем, Jeep Cherokee покупают и нормальные легальные предприниматели, любящие скорость и маневренность. Охотно позирует перед камерами на своем Cherokee патриарх отечественного рока Андрей Макаревич.
И побольше, побольше

Набирали обороты 90-е, в Москве из танков обстреляли парламент, бывший советский монолит окончательно превратился в россыпь независимых государств. В моде независимость, самостоятельность, непохожесть на других. Это касается и моды на внедорожники. Поголовная страсть только к «поджарым» или только к «широким» уходит.
Появляется неизменный атрибут рынка — разнообразие. Мировые автогиганты наконец повернулись лицом к стране берез и плохих дорог и начали заполнять российские просторы своей продукцией, в том числе внедорожного характера. После чубайсовской приватизации число российских граждан с деньгами увеличивается. И уже к 1993—1994 годам на улицах Москвы и других крупных российских городов можно встретить внедорожники всех основных мировых производителей.
По-прежнему высоко ценятся внедорожники американского происхождения. Их особенно любят солидные бизнесмены, предприниматели, те, кто хочет произвести на окружающих впечатление. Понятно, что для этого лучше всего подходят машины по принципу «чем больше, тем лучше». Спросом пользуются Ford Bronkо, Chevrolet Tahoe, автобусоподобный Chevrolet Suburban.
Неплохо в России «едет» забавный, стилизованный под 40-е годы двухдверный Jeep Wrangler. Его любит молодежь. Люди, называвшиеся тогда «новыми русскими», предпочитают на него не садиться: «несолидно». К тому же «Вранглере» не без оснований имеет репутацию «табуретки на колесах». Этот внедорожник действительно жестковат и рассчитан на людей непритязательных в плане комфорта.
Постепенно налаживается дилерская сеть. Вполне легально, не через серых дилеров и перегонщиков, в Москве можно купить новый представительный Ford Explorer. Появляется и пользуется спросом старший брат «широкого» — Jeep Grand Cherokee. Его уже не называют «кирпичом»: формы закруглены, Grand Cherokee увеличился в размерах, стал солиднее и современнее. Он комплектуется не двумя, как младший брат, а тремя моторами: 4-литровой рядной «шестеркой» мощностью 190 л.с., пятицилиндровым 3,1-литровым турбодизелем и V-образным восьмицилиндровым бензиновым мотором объемом 4,7 литра и мощностью 220 л.с.
Активизируется Toyota со своим Land Cruiser’ом.
Мода на джипы становится ветреной и переменчивой. Все ждут новых моделей. Вот, например, Toyota в 1994 году ввозит на российский рынок свой маленький юркий «городской» джип Toyota Rav 4 со скромным для джипа 2-литровым двигателем. Состоятельные люди считают своим долгом подарить этот малый внедорожник жене или подруге. Хотя при случае от него не отказывается и мужская половина водителей. Певец Юрий Антонов влюбился в Rav 4 с момента появления этого автомобиля на рынке и считает, что для российского города подобная машина незаменима.
Усилиями Голливуда и лично Арнольда Шварценеггера в мире заговорили о военном американском джипе Hummer. Не жалея никаких денег, бросились за заморской экзотикой ряд российских состоятельных граждан. (Например, Hummer подарили Руслану Аушеву, певец Богдан Титомир любит порадовать девушек Hummer’ом красного цвета). Только потом выяснилось, что на Hummer’е удобно разве что спасать американских военнопленных во Вьетнаме. Внутри у этого вездехода тесно, неуютно, часть механизмов находится в салоне, а про габариты автомонстра вполне справедливо говорят, что Hummer шире самой широкой дороги.
И в гости поехать, и в грязь залезть

К концу 1997 — началу 1998 из джипов у нас было все. Ту или иную модель «проходимца» покупают целенаправленно. Появилась возможность приобрести джип как вторую машину. Для рыбалки, охоты и залезания в грязь очень подходит, например, Land Rover Discovery. Ездить на работу на Jeep Cherokee — уже не поймут. С этой задачей лучше справится имеющий «лимузинистый» вид Range Rover 4,6 SE New или представительский, хотя и несколько громоздкий Lincoln Navigator. К числу поклонников последней марки джипа относится Александр Руцкой.
Заслуженным уважением у российского бизнес-класса пользуется Ford Expedition. У него большие габариты, он удобен и очень комфортабелен. К примеру, дорогой вариант Expedition (так же как и Lincoln Navigator) оснащается специальной пневмоподвеской и по плавности хода не уступает представительским седанам.
После безраздельного американского господства во внедорожных вкусах воспрянули японцы. Nissan представил на рынке обновленный комфортабельный Patrol. Неплохим спросом стали пользоваться такие внедорожные модели этой известной японской марки, как Terrano II и Pathfinder.
Возрождается былая слава Mitsubishi. Реинкарнация Pajero — выразительный и динамичный Mitsubishi Pajero Sport — пошел в России на ура. Говорят, сразу после появления этого автомобиля в России к дилерам выстраивалась очередь из желающих приобрести эту модель «поджарого».
Большой внедорожный рывок в России сделала Toyota. К 1997 году на хороший уровень продаж вышло удачное семейство «круизеров»: Toyota Land Cruiser 80, появившиеся чуть позже Land Cruiser 100 и Land Cruiser Prado. К известным поклонникам этого джипа относится Олег Газманов, который, не жалея эпитетов, превозносит надежность внедорожника Toyota. Со слов менеджеров московского представительства «Тойоты», в настоящее время в России продается до нескольких сотен «круизеров» в месяц. Причем покупатели используют их в разных целях. С одной стороны, Land Cruiser — мощная, проходимая машина, прекрасно ведущая себя в условиях бездорожья. С другой — этот внедорожник иногда используют в представительских целях. На такой машине вполне приемлемо ездить на работу или даже подать ее в аэропорту важному гостю.
Дедушка европейского джипостроения

Если сначала в России хорошо пошли японцы, потом были в почете американцы, то сейчас наблюдается явный подъем интереса к европейским внедорожникам.
Особенно ярко эта тенденция видна на примере «Мерседеса» и его знаменитой внедорожной модели Mercedes Gelandеwagen.
История Gelandewagen’а действительно уникальна. Рассказывают, что в начале 70-х годов иранский шах задумал вооружить свою армию внедорожниками и по этому поводу заказал компании Daimler-Benz 20 тысяч военных машин. Решение о разработке нового внедорожника было принято в 1972 году, а два года спустя появился первый металлический прототип. Самые интересное, что разработанные тогда незамысловатые прямоугольные формы немецкой военной машины оказались настолько удачными, что практически без изменений дотянули до наших дней. И Mercedes серийно производит свой знаменитый внедорожник вот уже более двадцати лет!
Еще лет пять назад в России до конца оценили скромное обаяние Gelandewagen’а. Сейчас этот автомобиль без преувеличения писк моды. На улицах Москвы эти машины плодятся в геометрической прогрессии. По словам представителей компании «Алмо-Автофорум» — официального дилера Daimler-Benz, наибольшим спросом в России пользуются такие модели Gelandewagen, как G320 и G500. Несмотря на то, что цена этих автомобилей, прямо скажем, немаленькая. G320 стоит $72—73 тысячи. Престижный и комфортный G500 со всеми мыслимыми и немыслимыми опциями потянет на все $95 тысяч.
Рассказывают, что очень популярны Gelandewagen’ы у высокопоставленных российских чиновников: в последнее время внедорожных G-«мерседесов» полным-полно на Рублевском шоссе. Эти машины появились в президентском кортеже. А еще любит, к примеру, свой Mercedes G500 губернатор Ставропольского края Александр Черногоров. На Gelandewagen’е ездят артист Леонид Ярмольник, известная русская бизнес-вумен Ольга Слуцкер. А вот Владимир Брынцалов купил своей супруге уникальный Gelandewagen — белый, с объемом двигателя 7,3 литра. Считается, что такая машина в Москве одна.
Особенности русской национальной езды

За что же все-таки у нас так любят это полноприводное и большое средство передвижения?
Николай Качурин: «Все дело в российских просторах. В меленькой велосипедной Голландии человеку трудно представить, куда он может поехать на джипе. У нас даже в Москве каждый автолюбитель чувствует, что у него за спиной 1/6 суши. Посмотрите, в Америке любят большие машины, потому что там большие просторы. С Россией то же самое. Мы большая страна, и нам подходят большие, проходимые машины».
Олег Шамба, начальник отдела продаж компании «Алмо-Автофорум», официального дилера Mercedes-Benz: «У нас психология такая. Мы никогда не будем похожи на европейцев, с удовольствием покупающих Volkswagen Polo или Renault Twingo. Нам свойственна склонность к гигантизму, поэтому в России всегда будут популярны большие, мощные машины».
Дмитрий Попов, аналитик по маркетингу и продажам российского представительства компании Toyota: «Пока еще в нашей стране уровень благосостояния не поднялся до того предела, когда в семье принято иметь две-три машины. Поэтому джип выбирают как универсальный автомобиль. Чтобы прежде всего престижно ездить на работу и дачу, совершать дальние деловые поездки в другие города. Таким образом, хороший внедорожник в России — это общий имидж, показатель, что ты чего-то достиг в жизни».

Три богатыря

МаркаКоличество дверей/местТип двигателяРабочий объем(куб.см)Количество цилиндровМощность двигателя (л.с.)ТрансмиссияРазмер колеса (ширина протектора, мм/высота камеры, мм/диаметр диска, дюймыГабариты (длина, мм/ширина, мм/высота, мм)Масса в снаряженном состоянии (кг)Время разгона до 100 км/ч (с)Максимальная скорость (км/ч)Расход топлива (л/100 км)Цена ($)
Toyota Land Cruiser 1005/5—7бензиновый с распределенным впрыском топлива/турбодизель4700/42008/6224постоянный полный привод через симметричный межосевой блокируемый дифференциал, коробка передач пятиступенчатая механическая/четырехступенчатая автоматическая275/70R164890 (4940 с лебедкой) х 1940 х 1880 (1920 с релингами на крыше)2260-2650170-17535—72 тысячи
Меrcedes M-55 AMG5/7бензиновый4266V8347полный привод275/55R174587 x 1833 x 177626506,9210120 тысяч
«Атаман-II» (ГАЗ-3106)5/7дизельный, с охладителем наддувочного воздуха26705141постоянный полный привод с блокировкой межосевого дифференциала225/75R16 (на заказ), 265/70R16, 265/75R164690 х 1860 х 18502000150

Прочерк — нет данных.

%???%Три богатыря

%???%МаркаКоличество дверей/местТип двигателяРабочий объем(куб.см)Количество цилиндровМощность двигателя(л.с.)ТрансмиссияРазмер колеса (ширина протектора, мм/высота камеры, мм/диаметр диска, дюймы)Габариты (длина, мм/ширина, мм/высота,мм)Масса в снаряженном состоянии (кг)Время разгона до 100 км/ч (с)Максимальная скорость (км/ч)Расход топлива (л/100 км)Цена ($)~
%???%Toyota Land Cruiser 1005/5—7бензиновый с распределенным впрыском топлива/турбодизель4700/4200 8/6224/200постоянный полный привод через симметричный межосевой блокируемый дифференциал, коробка передач 5-ступенчатая механическая/4-ступенчатая автоматическая275/70R164890 (4940 с лебедкой)х1940х1880 (1920 с релингами на крыше)2260—265010,7/13,1170—17516,6/1135—72 тысячи
%???%Меrcedes M-55 AMG5/7бензиновый5500V8347полный привод275/55 R174587/1833/177626506,921012,1105 тысяч
%???%»Атаман-II» (ГАЗ-3106)5/7дизельный, с охладителем наддувочного воздуха26705141постоянный полный привод с блокировкой межосевого дифференциала225/75 R 16, на заказ265/70 R 16, 265/75 R164690х1860х18502000150

Прочерк — нет данных.

%???%Прочерк — нет данных.

АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK