27 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Прощание с наперсточником"

Архивная публикация 2011 года: "Прощание с наперсточником"

Военный преступник, которого разыскивали по всей Европе, задержан. Однако напряженность в Белграде по-прежнему сохраняется: Ратко Младич, "балканский мясник", за время своей "игры в прятки" пользовался покровительством влиятельных лиц. Теперь им тоже могут предъявить счет. Шаркающая походка, бейсболка на голове: мужчина, которого 19 мая вели под конвоем в Белграде, мало походил на бравого вояку, каким его знали в Сребренице.

Военный преступник, которого разыскивали по всей Европе, задержан. Однако напряженность в Белграде по-прежнему сохраняется: Ратко Младич, "балканский мясник", за время своей "игры в прятки" пользовался покровительством влиятельных лиц. Теперь им тоже могут предъявить счет. Шаркающая походка, бейсболка на голове: мужчина, которого 19 мая вели под конвоем в Белграде, мало походил на бравого вояку, каким его знали в Сребренице.

Военный преступник, которого разыскивали по всей Европе, задержан. Однако напряженность в Белграде по-прежнему сохраняется: Ратко Младич, "балканский мясник", за время своей "игры в прятки" пользовался покровительством влиятельных лиц. Теперь им тоже могут предъявить счет. Шаркающая походка, бейсболка на голове: мужчина, которого 19 мая вели под конвоем в Белграде, мало походил на бравого вояку, каким его знали в Сребренице.

Фотография генерала Ратко Младича, запомнившаяся больше других, сделана 12 июля 1995 года. На ней тогдашний военачальник боснийских сербов в форме с закатанными рукавами торжественно поднимает стакан. Рядом с ним - тоже со стаканом - подполковник Том Карреманс, командующий нидерландскими "голубыми касками" в Сребренице.

Позднее Карреманс квалифицирует взятие Сребреницы под командованием генерала Младича как "корректную наступательную операцию". Несмотря на то, что задолго до этого станет известно: в те июльские дни в восточно-боснийском анклаве были преданы смерти почти 8 тыс. жителей-мусульман, мужчин и мальчиков. Казнь совершали подразделения боснийских сербов - на глазах у нидерландских миротворцев ООН и под наблюдением американских самолетов-шпионов U-2.

Что ж, теперь генерала Младича хотя бы можно будет привлечь к ответственности за резню в Сребренице и окрестностях. 19 мая 68-летнего ветерана задержали в банатском селе Лазареве, что в 100 км к северу от Белграда. В Гааге он предстанет перед судом по обвинениям в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях, предположительно совершенных им во время боснийского конфликта в 1992-1995 годах.

Младича, которого подозревают в военных преступлениях и которого разыскивали по всему континенту как никого другого, наконец удалось задержать. По мнению следствия, на генерале как высокопоставленном представителе армии лежит ответственность за самое страшное кровопролитие в Европе со времен Второй мировой. По иронии судьбы нидерландцам, осыпавшим свои беспомощные "голубые каски" по их возвращении из Сребреницы утешениями и орденами, спустя почти шестнадцать лет предстоит принять на своей земле и самого Младича. С его переводом в тюрьму в курортном местечке Схевенинген, что на окраине Гааги, было решено не затягивать; уже на следующий день после задержания Младича белградский суд одобрил экстрадицию генерала.

В 2006 году после пяти лет предварительного заключения в Схевенингене скончался бывший президент Сербии Слободан Милошевич. Там же по сей день содержится лидер боснийских сербов Радован Караджич, процесс против которого продолжается с 2009 года. Известие о том, что в скором времени к нему должен присоединиться его бывший сподвижник, Караджича огорчило, сообщил он через своих адвокатов. Ему жаль, что "генерал Младич лишился свободы".

Двадцать лет спустя после начала войн за югославское наследство, вызвавших разруху на Балканском полуострове и унесших сотни тысяч жизней, похоже, и для сербов забрезжила надежда на перемены к лучшему. Некогда сербы были самой многочисленной этнической группой в государстве "братства и единства", распад которого они начиная с 1991 года пытались предотвратить посредством кровопролитных наступательных войн. За это Сербия вплоть до последнего времени подвергалась дипломатическому остракизму - прежде всего со стороны ЕС.

"В нашей многострадальной истории завершилась целая глава", - заявил президент Сербии Борис Тадич почти сразу после задержания Младича. Впрочем, по окаменевшему выражению его лица, с которым он сообщал столь радостную новость, скорее, могло показаться, что он произносит речь перед участниками траурной церемонии.

Возможно, Тадич размышлял о судьбе бывшего премьер-министра страны Зорана Джинджича, убитого в марте 2003-го, через две недели после объявления о намерении найти и выдать Младича, которого многие сербы продолжают считать героем? А может, президент Сербии предчувствовал, какие потрясения в аппарате власти произведет задержание генерала? Предстоит выяснить, заявил тогда он, кто и с чьей помощью полтора десятилетия укрывал генерала.

Эти слова не в последнюю очередь адресованы Воиславу Коштунице, некогда сменившему Милошевича на его посту и сегодня возглавляющему оппозиционную Демократическую партию Сербии.

Экс-главный прокурор Гаагского трибунала по бывшей Югославии Карла дель Понте под конец своего пребывания на этом посту высказалась о Коштунице так: "Он никогда не хотел поимки Младича. В лучшем случае Коштуница надеялся убедить генерала предать себя в руки правосудия". Задержание бывшего начальника военной разведки Ацо Томича в конце января только усугубляет положение: Томич, в прошлом доверенное лицо Коштуницы, подозревается в том, что он долгие годы укрывал Младича.

Действующего президента Бориса Тадича, по всей видимости, тоже ожидает шквал критики. Тадич был министром обороны в то самое время, когда объявленный в розыск Младич, пользуясь дружеской поддержкой старых боевых товарищей, как ловкий наперсточник, сменял одно укрытие за другим, оставляя мировую общественность в дураках. И даже позднее, уже в качестве президента, Тадич, на которого навесили ярлык "прозападного политика", не пожелал опровергнуть курсировавшие в правительственных кругах слухи о смерти Младича или о его бегстве в Москву.

В прошлом году сербское правительство повысило вознаграждение за информацию, которая поможет произвести поимку Младича, до 10 млн евро. Впрочем, теперь эта сумма так и останется в казне: как сообщают в сербском Минюсте, задержание удалось произвести "в рамках обычной оперативной деятельности сербских органов безопасности". Тем более что Младич в свое время пригрозил отомстить за предательство всем, кто знал о его местонахождении, и даже далеким родственникам этих людей, отмечает высокопоставленный источник в политических кругах Белграда.

Итак, якобы не нашлось никого, кто предоставил сведения, решающим образом поспособствовавшие поимке. Возможно, так и есть - ведь было известно, что Младич многие годы преспокойно жил в собственном доме в дипломатическом квартале Белграда. Равно как и то, что человек, объявления о розыске которого публиковались в СМИ, ходил в булочную, бегал трусцой по столичным улицам и наблюдал за футбольными матчами из VIP-ложи стадиона "Партизан". Если верить бывшему начальнику его охраны Браниславу Пухало, вплоть до 2001 года генерал без проблем передвигался по Белграду и даже был вхож в Министерство внутренних дел.

Позднее он жил в домах отдыха для военнослужащих, сменял апартаменты в белградских кварталах новостроек, пока наконец не приобрел крестьянский дом неподалеку от Валево, где завел коз и поставил 60 ульев. Деньги на все эти временные прибежища давали бизнесмены, а также секретные фонды армии и спецслужб. Кроме того, сын Младича Дарко и два офицера-серба вплоть до 2005 года, нисколько не опасаясь, снимали пенсию генерала с его счета.

В словах высокого представителя ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон слышится сдержанное удовлетворение: давление на Сербию возымело действие. На день задержания Младича был намечен визит Эштон в Белград. А главный прокурор Гаагского трибунала Серж Браммерц в своем отчете от 17 мая обличал Сербию в "недостаточности" усилий по поимке Младича.

Неясным остается и то, что знали о "прятках" Младича на Западе, который сегодня с крепостных стен Европы рукоплещет кандидату на вступление в ЕС Сербии. А главное, что было известно о местонахождении генерала американцам.

Флоренс Хартманн, бывший пресс-секретарь гаагского прокурора Карлы дель Понте, в своей книге "Мир и наказание" описывает недоумение, охватившее следователей, когда в 2006 году выяснилось, почему многолетнее сотрудничество с ЦРУ оставалось настолько бесплодным. По ее словам, американские агенты, действовавшие в 2002 году в Сербии, первым делом направляли полученную информацию о местонахождении Младича в штаб-квартиру ЦРУ в Лэнгли. Там их донесения обрабатывали, после чего трибуналу переадресовывали лишь ту информацию, которая подтверждала: Младич находится где угодно, только не в Сербии.

Для своей сенсационной публикации Хартманн воспользовалась секретными документами трибунала и разгласила конфиденциальную информацию, за что подверглась денежному штрафу в 7 тыс. евро. Однако она не единственная, кто подозревает американцев в непонятной двойной игре.

На протяжении как минимум 18 месяцев после выдвижения обвинения против Младича генерал, не скрываясь, жил в секторе Боснии, подконтрольном американцам, - это следует из показаний бывшего заместителя главы миссии ОБСЕ в Боснии и Герцеговине Уильяма Стубнера. Стубнер также выступал в качестве связующего звена между Гаагским трибуналом и войсками под эгидой НАТО в Боснии.

Когда в 2004 году миротворческие силы решились наконец обыскать подпольный командный пункт Младича в Хан Пиесаке, об этом, как утверждает Стубнер, было объявлено заранее. Более того, миротворцы обещали воздержаться от проникновения в определенные части комплекса.

Есть люди, которым в свое время довелось встречаться с Младичем в Хан Пиесаке, где в крохотном кабинете между небольшим диванчиком и рабочим столом тот в шутку заявлял, что заслуживает Нобелевской премии мира не меньше, чем лидер палестинцев Ясир Арафат. Сегодня им нелегко поверить сообщениям, будто Младич после двух инсультов настолько немощен, что не только не в состоянии давать показания, но и не смог "припомнить" собственный псевдоним (Милорад Комадич).

{PAGE}

Младич считался человеком с исключительно сильной волей. Ратко родился в 1943 году в селе Божановичи, что в 50 км к югу от Сараево - городка, обстрел которого он впоследствии будет вести на протяжении долгих 42 месяцев. Карьеру Младич сделал в Югославской народной армии. Убежденный коммунист, сын партизана, погибшего во Второй мировой, он демонстрировал блестящие результаты в спорте и военной службе. К тому моменту, когда президент Сербии Слободан Милошевич, подыскивавший исполнителя своей военной политики, обратил внимание на Младича, тот уже успел достичь немалых карьерных высот. 12 мая 1992 года он возглавил Генштаб боснийских сербов. Под началом Младича войска одерживали одну победу за другой; в какой-то период сербам удается установить контроль над 70% боснийской территории. В распоряжении Гаагского трибунала сотни документов и свидетельских показаний, подтверждающих, что Младич получал из Белграда не только денежное довольствие, но и приказы.

На предстоящем суде над Младичем это не останется без внимания. Уже в рамках процесса против Момчилы Перешича, возглавлявшего Генеральный штаб югославской армии во время взятии Сребреницы, встал вопрос: возможно, Перешич и Младич планировали и осуществляли эту операцию совместно? Если будет доказано, что Белград вопреки всем предшествующим заверениям предпринял военное вмешательство в Боснии, то пострадавшие от военных действий смогут предъявить Сербии многомиллиардные иски.

Караджич и Младич, подо-зреваемые в организации массовых убийств, задержаны. Первый из них долгие годы жил под личиной народного целителя, второй - пчеловода. И все же последняя глава балканской трагедии конца 90-х годов прошлого столетия все еще не дописана. У западного "сообщества ценностей" короткая память.

Пока Младич дожидался сво-ей экстрадиции в Гаагу, наследница партии Милошевича заявила о своем намерении вступить в Социалистический Интернационал - при поддержке немецких социал-демократов. В Боснии и Герцеговине - стране, которая спустя почти двадцать лет после начала войны все еще находится под международным управлением, - лидеры сербов угрожают отделением. И на севере Косова, населенном сербами, жители продолжают "слушать" Белград.

Границы между народами и государствами испокон веков устанавливались кровью - такими заявлениями Младич красовался перед гостями уже после войны в своем боснийском прибежище. Теперь, когда на генерала наконец надели наручники, определять будущее Сербии придется другим.

ЗАПОЗДАЛЫЙ УСПЕХ СЛЕДСТВИЯ

Апрель 1992 года

Начало гражданской войны в Боснии и Герцеговине. Месяц спустя Ратко Младич назначен командующим боснийско-сербской армией.

Начиная с апреля 1992 года

продолжается многолетняя осада Сараево, приведшая к гибели тысяч жителей

Июль 1995 года

Уничтожение почти 8 тыс. жителей-мусульман, мужчин и мальчиков, в зоне миротворческой операции ООН в окрестностях Сребреницы подразделениями боснийских сербов. Гаагский трибунал ООН выдвигает обвинения против лидера сербов Радована Караджича и генерала Ратко Младича, международный ордер на задержание которых был выдан еще в 1996 году.

Ноябрь 1995 года

Заключен Дейтонский мир

Июль 2008 года

Караджича задерживают в Белграде

Май 2011 года

Младича задерживают в сербском селе Лазареве

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».