Наверх
27 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Ради пользы Дели"

Выполнив свыше двух десятков подписанных в Нью-Дели 20 января контрактов, российские предприятия к 2008 году превратят авианесущий крейсер ВМФ РФ «Адмирал флота Советского Союза Горшков» в авианосец ВМС Индии Vikramaditya. Общая сумма подписанных договоров — около $1,5 млрд. — выводит сделку в число крупнейших за всю историю военно-технического сотрудничества двух стран.
Нефтяная «игла» по-индийски

Каждые сутки танкеры доставляют в порты Индии 200 тыс. тонн нефти. Если процесс прекратится, менее чем через месяц жизнь в стране остановится — внутренняя добыча покрывает не более 30% потребностей. Индийское правительство хочет довести стратегический запас нефтепродуктов до 60 дней, но пока с трудом удается поддерживать 15-дневный.

К 2010 году потребление нефти возрастет как минимум в полтора раза, но доля импорта не уменьшится. Запасы углеводородного сырья в недрах Индостана невелики, за нефтью и газом нужно идти в океан.

Географическое положение Индии способствует импорту нефти: от портов Персидского залива до Мумбая (бывший Бомбей) менее 3 тыс. км. Но этот путь проходит вдоль пакистанских берегов. В случае очередного обострения отношений между государствами Исламабад способен если не прервать, то существенно затруднить транспортировку нефти из Персидского залива в Индию.

Похожая ситуация может сложиться в Бенгальском заливе, через который на восточное побережье Индии доставляется малайзийская нефть. Только потенциальный противник там иной — ВМС Китая. В возможном конфликте победу завоюет тот, кто будет контролировать Малаккский и Зондский проливы. Но от Индии до них более 2000 км, а значит, на критически важную поддержку ВВС в сражении с мощными китайскими эсминцами можно не рассчитывать.

Вот почему Индия решила сохранить в составе ВМС авианосцы, несмотря на то, что закупка и содержание кораблей этого класса — очень дорогое удовольствие.

Твердое решение заменить единственный Viraat (бывший британский Hermes постройки 1959 года) почти однозначно приводило к необходимости покупать «Горшков». Корабль собственной постройки может появиться у Индии только после 2010 года.

Главное оружие «Горшкова» — 12 многофункциональных истребителей МиГ-29К. Индийская сторона, по-видимому из соображений экономии, решила на первом этапе не закупать для корабля всю предусмотренную проектом модернизации авиагруппу — по разным оценкам, от 21 до 25 самолетов.

МиГ-29К будет способен как минимум на равных вести воздушный бой с любым истребителем потенциального противника на удалении порядка 1000 км от своего корабля. А при дозаправке в воздухе истребитель сможет наносить удары по морским целям и на существенно большем расстоянии.

По боевым возможностям микояновский истребитель сопоставим с существующими истребителями американского флота, такими как F/A-18C/D. Пока МиГ-29 будет испытан и доведен до серийного производства, американцы уйдут вперед, но Индия воевать с США не собирается.

Vikramaditya будет полностью контролировать надводную и воздушную обстановку в радиусе примерно 300 км (на избранных направлениях — до 400 км).

Последний подвиг адмирала

Для российской системы ВТС продажа «Горшкова» стала беспрецедентным событием. После 1991 года «Рособоронэкспорту» и его предшественникам не удавалось заключать комплексную сделку, в которой учтены интересы столь большого числа предприятий и государственных органов. Не исключено, что, если бы отечественная система ВТС работала в 90-е годы столь же эффективно, продажа крейсеров — предшественников «Горшкова» — принесла бы России не $34 млн., а в 100 раз больше. Заметим, что в практике западных стран комплексные сделки, особенно с привилегированными клиентами, давно стали обычным явлением.

Любопытно и то, что изначально рассматривался еще более масштабный комплекс контрактов. Согласно информации авторитетных иностранных военных изданий, планировалось одновременно закупить «Горшков», авиагруппу к нему и взять в аренду до четырех Ту-22М3 и одну-две многоцелевые атомные подводные лодки проекта 971. К возможности подготовки столь сложной сделки многие специалисты по ВТС относились скептически. Их опасения подтвердились.

К сожалению, для промышленности трудности после подписания контрактов по «Горшкову» только начинаются. За четыре года предстоит выполнить огромный объем работ, часть из которых будет носить экспериментальный характер. В кооперации по «Горшкову» и его вооружению участвуют тысячи предприятий. Не факт, что все они сохранили способность разрабатывать и выпускать технику военного назначения.

Палубный истребитель в новом облике еще только испытывается. РСК МиГ предстоит завершить создание производственной линии для нового унифицированного ряда МиГ-29М/М2/К/КУБ. При этом 16 машин — слишком маленькая партия, чтобы обеспечить возврат средств, вложенных в разработку и подготовку производства в Луховицах.

Только к середине 2004 года должны завершиться испытания самолетного локатора Жук-МЭ, который должен обеспечить микояновскому истребителю многофункциональность.

Непросто придется и головному исполнителю контракта по кораблю — Северному машиностроительному предприятию. В конце 1997 года согласованные лоббистские усилия архангельских руководителей и верфи, на которой строятся все отечественные подводные ракетоносцы, привели к тому, что Москва отдала заказ не профильному санкт-петербургскому Балтийскому заводу, а в Северодвинск. Но если в те годы у Севмашпредприятия почти не было обеспеченных финансами контрактов, то сегодня верфи не хватает рабочих для выполнения государственных и иностранных заказов.

В целом сделка по «Адмиралу Горшкову» станет серьезной проверкой для отечественной оборонной промышленности. Одновременно она, по-видимому, подведет черту под поставочным этапом в российско-индийском ВТС. Все последующие контракты соизмеримого масштаба, то есть стоимостью более $1,5 млрд., должны в той или иной форме предусматривать промышленное сотрудничество — от освоения лицензии до совместной разработки.

Биография «Адмирала Горшкова»

Июль 1977 года. Минсудпром СССР поручает Невскому ПКБ разработать проект четвертого корабля в серии тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143.

17 февраля 1978 года. Корабль зачислен в списки ВМФ СССР под названием «Баку».

26 декабря 1978 года. Официальная закладка на Черноморском судостроительном заводе (город Николаев).

31 марта 1982 года. Спуск на воду.

6 января 1987 года. Начало ходовых испытаний.

11 декабря 1987 года. Подписание акта Госкомиссии о приемке.

20 декабря 1987 года. На корабле, совершившем переход в Севастополь, поднят военно-морской флаг.

11 февраля 1988 года. Первая встреча крейсера с будущими владельцами: «Баку» посещает министр обороны Индии Кришна Чандра Пант.

8 июля — 7 декабря 1988 года. Боевая служба в Средиземном море.

17 декабря 1988 года. Прибытие в Североморск, зачисление в состав Северного флота.

7 ноября 1990 года. Переименование в «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

2 февраля 1992 года. Пожар в кормовом машинном отделении, корабль становится на ремонт.

7 мая 1995 года. Находящийся в ремонте корабль последний раз выходит в море своим ходом для парада в честь 50-летия победы.

28 сентября 1995 года. Крейсер посещает делегация ВМС Индии, начинаются переговоры о продаже.

7 июня 1997 года. Борис Ельцин распорядился проводить ремонт и модернизацию крейсера на Севмашпредприятии.

Июль 1999 года. Переход из Мурманска в Северодвинск.

8 февраля 2002 года. После 2-го заседания российско-индийской межправкомиссии по ВТС официально объявлено о предстоящем приобретении крейсера Индией.

20 января 2003 года. Подписан блок контрактов о передаче крейсера Индии, его ремонте и модернизации.

Что еще Россия может продать индийским вооруженным силам

По прогнозам индийских экспертов, в ближайшие 20 лет ежегодный объем ВТС России и Индии будет сохраняться на уровне не менее $1 млрд. в год, что составляет примерно 25% суммы, выделяемой для закупки вооружений. Согласно информации неофициальных источников, в число наиболее приоритетных тем входят:

— основные боевые танки Т-72 (модернизация);
— зенитные ракетные комплексы С-125 «Печора» (модернизация);
— реактивные системы залпового огня «Смерч» (поставка);
— тяжелые бомбардировщики Ту-22М3 или Ту-22МР (лизинг, 24 единицы);
— авиационные двигатели РД-33 (передача лицензии);
— противокорабельные ракеты БраМос (производство и разработка новых вариантов);
— палубные истребители МиГ-29К/КУБ (до 30 единиц);
— многофункциональные истребители Су-30МКИ (10 единиц);
— дизель-электрические подводные лодки класса «Амур-1650» (поставка и передача лицензии);
— средний военно-транспортный самолет MTA (совместная разработка и производство);
— вторая партия фрегатов проекта 11356 (поставка, до 3 единиц);
— многоцелевая атомная подводная лодка (лизинг);
— истребитель 5-го поколения (исследования и разработка);
— учебно-боевые самолеты Як-130 (поставка, промышленная кооперация).

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK