Наверх
7 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "Роскошь царская, клеймо российское"

17 октября в выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля при поддержке Финансовой корпорации «УРАЛСИБ» откроется выставка «Под царским вензелем. Произведения Императорского фарфорового завода из собрания Государственного Эрмитажа».В России фарфор, как и многие другие европейские новшества, завел Петр Первый. В 1736 году профессор Дмитрий Виноградов по представлению Петербургской академии наук и императорскому указу был отправлен в Саксонию обучаться фарфоровому делу. Фарфоровую массу Виноградов получил в 1747 году, потом долго совершенствовал технологию, по сути, проработав ее заново.

Первый фарфоровый завод, работавший до изысканий Виноградова на привозном сырье, в России открылся в Петербурге в 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. Он находился в ведении кабинета Ее Величества. Раз в год мастера завода показывали императрице лучшие свои творения. Тогда завод назывался «Невская порцелиновая мануфактура». В 1765 году, после
посещения ее Екатериной Второй, мануфактура стала Императорским фарфоровым заводом.

Сын Екатерины Второй — Павел Первый — наладил экспорт российского фарфора. В отличие от матери, себе на заводе он заказывал не сервизы на тысячу персон, а изящные вещицы с пейзажами любимой им Италии.

Для императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго, завод стал приятной забавой. По ее указу там создавали обманки, издалека смотревшиеся как горы фарфоровых фруктов, а при ближайшем рассмотрении оказывавшиеся чайными сервизами. Николай Второй больше заботился о совершенствовании техники производства. При нем даже цветы на керамике стиля ар нуво воспринимались как живые.

К началу XX века на заводе собралась внушительная коллекция. Однако любоваться произведениями фарфорового искусства в советское время могли немногие. Здесь бывали руководители партии и правительства, иностранные делегации, но посещение было режимным. В число достопримечательностей Санкт-Петербурга и туристские маршруты музей фарфора включен всего несколько лет назад. Новые акционеры, направив инвестиции в развитие производства, серьезные средства выделили и на реконструкцию музея, который получил статус отдела фарфора Государственного Эрмитажа.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский часто приводит сотрудничество с Императорским фарфоровым заводом как пример частно-государственного партнерства. Это касается не только музейных дел. В другом крыле здания — галерея, где выставлены работы современных художников. Председатель наблюдательного совета ИФЗ Галина Цветкова признается, что, восхищаясь старинными мастерами, она приветствует эксперименты в фарфоровом искусстве. Так, Михаил Шемякин создал здесь несколько произведений мелкой пластики и росписи изделий по мотивам балета «Щелкунчик».

Между тем на заводе сохраняется старинная техника производства фарфора. С середины XIX века живописцы ИФЗ были лучшими в Европе. Благодаря им на сервизах и вазах появлялись картины европейских художников из собрания Эрмитажа. Художники рисовали с натуры цветы и растения, выходя на пленэр в Ботанический сад. Эти работы очень высоко ценятся на международных торгах: парные фарфоровые вазы Императорского фарфорового звода 1840 года продавали на Sothеby’s за $1—1,3 млн. Сейчас за рубежом абсолютное большинство рисунков для фарфора создается на компьютере, а на ИФЗ фарфор до сих пор расписывают вручную.

Фарфор из собрания Эрмитажа — одной из лучших коллекций фарфора в мире — выставляется в Москве впервые. На выставке, посвященной эпохе высочайшего заказа, то есть царским временам, посетители увидят около 300 экспонатов: монументальные вазы, в том числе знаменитую вазу «Сплетницы» (1807), подставки для сигар, шкатулки для чая и фарфоровые безделушки, которые были непременным атрибутом дворцовых интерьеров. «Фарфор, материал, чутко отзывающийся на любое изменение стиля и моды, тем не менее им не подвластен. Он всегда радует и вызывает чувство восхищения. Масштабная экспозиция выставки представляет истинные шедевры — вершины творчества мастеров, художников и скульпторов Императорского фарфорового завода. Особенно приятно принимать в Музеях Кремля произведения из столь представительной коллекции, многие из экспонатов которой привезены в Москву впервые», — говорит генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Елена Гагарина.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK