29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2008 года: "Русская жизнь как детектив"

Архивная публикация 2008 года: "Русская жизнь как детектив"

Книги.
Павел Басинский

Русский роман, или Жизнь и приключения Джона Половинкина
«Вагриус»

Книги.
Павел Басинский


Русский роман, или Жизнь и приключения Джона Половинкина
«Вагриус»

Авантюрно-детективный роман у историка литературы Павла Басинского получился случайно. Задумано было многостраничное исследование по теории жанра, которое автор в мечтах наверняка уже видел где-нибудь на пыльной полке в «Ленинке», а вышел в итоге классический образ пляжного чтива. Резонно, кто спорит: каталог романных штампов — именно ради него исследование-детектив и затеяно — на самом деле куда уместнее смотрится под обложкой романа, чем в научном труде. Вот только с терминологией у Павла Басинского явно вышла путаница. Его «Джон Половинкин» — не совсем роман и уж точно не русский. Сюжет больше напоминает сериал: веснушчатый юноша Джон прибывает из Америки в Россию, чтобы раскрыть тайну собственного рождения. Пока тайна раскрывается, Ваня-Джон успевает побывать на баррикадах у Белого дома, влюбиться, поучаствовать в теологических спорах. Вдобавок он разоблачает секту, выводит на чистую воду генералов КГБ, сталкивает ретроградов с демократами, знакомится с самым модным писателем (без выпадов в адрес Пелевина сводить счеты с русской литературой, само собой, как-то несолидно), овладевает искусством пить водку, привыкает к русским дорогам, очаровывает обитателей пентхаусов и стреляется на дуэли. Если это и потомок романа, то скорее английского толка, во вкусе XVIII века — так писали, когда весь мир казался похожим на уставленный лакомствами стол, от каждого из которых здоровому европейскому желудку не терпелось отхватить по кусочку. Литературный дебют Павла Басинского — это скорее результат переедания. Автор все перепробовал, от мистического триллера до романа идей, обиделся на тех, кто умеет это готовить, и решил — ни много ни мало — разоблачить всю русскую литературу. Оказывается, она такая же незаконнорожденная, как бедняга Джон, и появилась на свет оттого, что российские патриоты с российскими либералами вместе насиловали российскую действительность. Кстати, может, наша классика сама виновата, если такой начитанный человек, как сочинитель «Половинкина», не знает, что дети, в том числе литературные, иногда бывают от любви?

Александр Архангельский


Цена отсечения
«АСТ»

Книжка Александра Архангельского — тоже литературный дебют и тоже в детективном жанре. Классический роман с идеей: ощущение такое, что автор сначала придумал, о чем будет книга, и только потом подбирал к своему замыслу героев и антураж.
О чем — о подозрительности и слежке, о великой фразе Штирлица: «Мюллер бессмертен, потому что бессмертен в этом мире сыск». Потребность друг друга обманывать и друг за другом следить никуда не делась со смертью КГБ и завершением бандитских 1990-х. Отправная точка Александра Архангельского именно здесь. Просто в стабильные нулевые годы у этой потребности появилась другая сфера приложения: не политика, не бизнес, а частная жизнь, семья. Герой — под стать замыслу.
Олигарх средней руки Степан Мелькисаров принадлежит к тем, кто умеет самостоятельно придумывать жизненные обстоятельства, а не беспрекословно подчиняться им.
Очередная придумка — игра, которую он режиссирует для собственной жены: преданная супруга следит за мужем; муж через наемного адвоката управляет женой; та, что должна разыграть роль любовницы, использует олигарха; подставной соблазнитель ворует чужую жену, а вместе с ней базы данных из мужниного компьютера; все всех подозревают, все вертятся на чертовом колесе, и каждый в любую минуту может выиграть или проиграть в этой головоломке все.
На каждую хитроумную интригу с любым из героев книги можно разыграть контринтригу, слежку обложить контрслежкой. Романная ткань расползается на глазах, с понятным и четким детективным сюжетом у Архангельского не ладится так же, как у обманутой жены с неуловимым мужем. Если верить автору, соль нулевых годов именно в этом — в подробностях, типажах, отступлениях. Все по-крупному мы уже выяснили, настало время собирать детали.
Собственно, ради этих не нужных сюжету второстепенных героев, исторических интермедий и искусствоведческих пассажей «Цену отсечения» и стоит читать. И, конечно, ради языка — особенно когда есть потребность вспомнить, как звучит настоящий русский роман.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама