Наверх
28 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Рыбакам закон не писан"

На «рыбном фронте» — опять перемены. Правительство разрабатывает иную систему законодательного регулирования отрасли и собирается ввести новые правила ее налогообложения. Возможно, уже к середине лета у национальной рыбалки появятся и новые особенности.В самое ближайшее время (возможно, еще до конца июля) ожидается начало следующего этапа «рыбной войны». 17 июля кабинет министров собирается рассмотреть изменения в законодательстве по регулированию рыбной отрасли и концепцию ее развития до 2020 года, а Госдума в конце июня рассмотрит дополнения в 31-ю главу Налогового кодекса, в соответствии с которыми за биоресурсы придется платить фиксированный налог.
Ключевой вопрос — как именно должны распределяться квоты на вылов биоресурсов, а также кто и сколько должен за них платить.
Именно эта проблема стала предметом конфликта бывшего главы Госкомрыболовства (ГКР) Евгения Наздратенко с Минэкономразвития и премьером Михаилом Касьяновым. Особенно много шума наделали рыбные аукционы, инициатором которых было ведомство Германа Грефа, а также система распределения бесплатных квот в регионах, визирование которых осуществлял ГКР. Итог известен: Евгений Наздратенко перемещен в Совбез, а его сменил Александр Моисеев (по слухам, человек премьера). Но после устранения беспокойного главы ГКР страсти вовсе не утихли. Наоборот, проблема распределения квот вышла на новый уровень обсуждений.
Клевые предложения

Ответ на любимый российский вопрос «что делать?» в целом известен: нужны постоянные и прозрачные правила игры (то есть изменение законодательства), необходимо максимально «отодвинуть» чиновника от распределения квот, увеличить поступления в бюджет.
Все, как и всегда, упирается в механизмы. Ни в Минэкономразвития, ни в Минсельхозе, ни Госкомрыболовстве официально пока не готовы комментировать предложения по новым правилам распределения квот на вылов водных биологических ресурсов.
Между тем, по крайней мере, один из вариантов регулирования отрасли уже известен. Речь идет о проекте концепции реформирования отрасли в версии ГКР. Предлагается упразднить аукционы и разбить квоты на вылов (величина которых определяется в зависимости от ОДУ — общего допустимого улова) на три группы по территориальному признаку: первая — для прибрежного лова (территориальные воды РФ, т.е. 12-мильная зона вдоль побережья), вторая — в исключительной экономической зоне РФ (200-мильная зона вдоль побережья) и по межправительственным соглашениям.
«Мы считаем, что предложенная комитетом «механическая» схема лишена недостатков аукционной системы и позволит проводить распределение биоресурсов между рыбодобывающими предприятиями гласно и на достаточно конкурентных условиях», — считает высокопоставленный представитель Госкомрыболовства.
Для тех, кто получит квоты для прибрежного лова (в 12-мильной зоне), предлагаются следующие условия: рыбаки должны вести лов на маломерных добывающих судах, не пересекать границу и поставлять всю выловленную продукцию на российский берег.
Вся 12-мильная зона еще с советских времен разделена на промысловые участки, которые традиционно закреплены за рыбхозами. В концепции сказано, что они будут распределяться между хозяйствами «на конкурсной основе». В реальности это, скорее всего, означает, что ГКР проинспектирует деятельность хозяйств и у тех, кто замечен в каких-либо нарушениях (браконьерстве, неуплате налогов и т.п.), эти участки отберет, передав их более законопослушным.
Квоты для прибрежного лова будут устанавливаться сроком на 5 лет, исходя из «сложившихся показателей добычи хозяйств». Причем при определении квот на первом этапе предполагается учитывать предложения властей региона.
Наиболее интересны для рыбаков промышленные квоты в 200-мильной исключительной экономической зоне РФ. Их предлагается установить сроком на три года. И здесь немаловажным фактором станет «героическое» трудовое прошлое компаний, которые должны будут предоставить данные по вылову за последние пять лет. И уже исходя из соотношения с ОДУ рыбаки получат свою долю квот на вылов. В ГКР заявляют, что процесс будет совершенно открытым, с привлечением отраслевых организаций.
Есть и место для маневра: владельцы квот при необходимости смогут продавать свои доли по собственному усмотрению. Кроме того, рыбаки будут иметь возможность закладывать свою долю на вылов в банках для получения кредитов.
Но чтобы компании не опьянели от возможностей, предусмотрены и карающие меры. Например, если компания нарушит законодательство (что сейчас является, скорее, условием выживания), то ее долю на рыбодобычу изымут. А затем продадут на аукционе, которые будет проводить ГКР (не путать с существующими аукционами по продаже квот).
Сегодня рыбная отрасль, по всеобщему признанию, приносит на порядок меньше доходов, чем могла бы. Поэтому второе изменение, которое, скорее всего, ожидает рыбаков — введение с 2004 года налога на пользование биоресурсами. В случае принятия Госдумой изменений в 31-ю главу Налогового кодекса, установят фиксированную плату за их эксплуатацию. Для государства плюс в том, что в этом случае, по экспертной оценке, в бюджет поступит не менее 7 млрд. рублей. А рыбаки, по идее, будут четко знать, сколько именно придется заплатить государству. Правда, перспективы реальной собираемости этого налога оценить никто не отваживается.
Рыбацкая лихорадка

Но, как признал представитель Госкомрыболовства, разработанные в недрах комитета предложения по квотам пока находятся в сыром виде. В том числе и из-за коллизий, связанных со сменой руководства комитета. И работать над ними еще предстоит. Однако противостояния со стороны других ведомств, по его словам, не было. Может быть, потому, что им просто нужно время для шлифовки собственных взглядов на эту проблему.
Деликатность данной проблемы заключается и в том, что на вопрос «Кто все же будет рулить в новых условиях?» пока ответа нет. Если раньше Евгений Наздратенко считал необходимым сконцентрировать в одних руках (понятно чьих) все права по разработке ОДУ и распределению квот на вылов водных биоресурсов, включая природоохранные и контрольные функции, то сейчас Госкомрыболовства на это вроде уже не претендует.
Нельзя сбрасывать со счетов и такой чисто политический фактор, как грядущие выборы. Резкое изменение правил игры на этом далеком от прозрачности рынке вполне может вызвать недовольство в рыбодобывающих регионах, где большинство населения целиком зависит от состояния отрасли. Так что не исключен вариант, что в июле правительство в целом одобрит концепцию и — отправит ее на дальнейшую доработку. От греха подальше.

Объем добычи рыбы и морепродуктов в РФ (млн. тонн)*

19916,92
19925,31
19934,36
19943,54
19954,3
19964,56
19974,7
19984,51
19994,23
20004,03
20013,68
20023,24

* По данным Госкомрыболовства РФ.

Реализация рыбы и морепродуктов на аукционах (млрд. рублей)*

ГодБюджетное заданиеСтартовая ценаАукционная стоимость
20014,63,685,9
20025,84,811
2003**94,816,3

* По данным Минэкономразвития РФ.

** По состоянию на 19 апреля 2003 года.

ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ, ИРИНА ШАБАНОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK