Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "С пеной у рта"

Пивной бум в России закончился. Производители пива бьют тревогу, а его любители еще не подозревают, что дешевое пиво в опасности.Сегодня в России на душу населения в среднем приходится 47 литров пива (для сравнения: в той же Чехии — 160—180 литров). И еще два года назад аналитики рынка уверенно прогнозировали, что к 2004 году на каждого россиянина будет приходиться около 60 литров.
Пивовары старались: в течение последних пяти лет ежегодно рапортовали о стабильно высоком (по 20—25% в год) росте производства, увеличении мощностей и выпуске новых марок пива. Соотечественники реагировали адекватно: ежегодное потребление пива росло. Пивные короли в пылу головокружения от успехов даже заявляли, что россияне вскоре бросят пить водку, заменив ее пивом.
Ситуация на рынке начала меняться в прошлом году, когда рост производства прекратился. Дальше — хуже. В январе—мае 2003 года производство снизилось на 1,2%, а в июне текущего года (как известно, в самое «жаркое» для пивоваров время) — на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2002 года.
В таких грустных показателях в первую очередь повинны небольшие производители, поскольку крупные пока производство не сокращают. Как прогнозируют эксперты, даже если ситуация в июле—сентябре исправится, в целом рост производства в 2003 году в лучшем случае не превысит 5%.
Почему так получилось? Вообще-то, пиво меньше любить не стали, просто, по мнению ряда независимых экспертов, российский потребитель уже «насытился» пивом и теперь больше интересуется качеством напитка. Правда, в Союзе пивоваров подобную точку зрения не разделяют. «Это в Москве и Питере, где уровень благосостояния населения достаточно высок, на душу населения ежегодно приходится около 60 литров пива. А вот в Хабаровске или Тюмени потребление пива составляет 15 литров на человека в год, поэтому потенциал у рынка еще есть», — убежден руководитель секретариата Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов.
Дискуссия о том, сколько еще смогут влить в себя россияне, конечно, интересна. Но понятно одно: любить пиво россиянину, в большинстве своем небогатому, приятнее за небольшие деньги. А вот с этим, похоже, начинаются проблемы.
Сами производители пива главным виновником постепенного вытеснения с рынка недорогих сортов (преимущественно выпущенных небольшими региональными пивоварнями) считают государство. Мол, в 2003 году ставка акциза была увеличена на 25% по сравнению с предыдущим годом, и это вынудило те самые небольшие местные пивоварни поднять цену на продукцию. А невысокая цена — единственное конкурентное преимущество «регионалов». Поскольку, по мнению гендиректора компании «Ярпиво» Анатолия Арзиманова, «сегодня только крупные производители могут позволить себе выплачивать акцизные платежи за счет собственной прибыли, а не за счет увеличения стоимости своей продукции».
Того же мнения придерживается и гендиректор пивоваренной компании «Красный Восток» Айрат Хайруллин, по словам которого сегодня рентабельность этого бизнеса невелика — не больше 9—10%. А потому повышение акциза чувствительно бьет по инвестиционным возможностям компаний.
Впрочем, независимые эксперты рынка считают, что пивовары сильно лукавят, когда во всех своих бедах винят государство. Ведь акциз, уже повышенный, составляет 1,42 рубля с литра пива, то есть 70 копеек с бутылки. Для абсолютного большинства производителей пива лишние 15 копеек с бутылки, которые с начала нынешнего года стало взимать государство, погоды не делают.
Значит, в прекращении роста отрасли виноват кто-то другой. Так, директор по продажам компании «Тинькофф» Андрей Родионов, считает, что говорить о кризисе вообще не имеет смысла. Скорее, ненормален (можно сказать иначе — феноменален) тот рост, который демонстрировал рынок пива последние 4 года. Этот рост был связан с развитием в России принципиально новой технологии производства пива (увеличение срока хранения напитка), что послужило толчком к появлению национальных игроков и брендов. Сейчас же, по мнению Родионова, происходит нормальное, обычное развитие отрасли, сопоставимое с тем, что происходит в любой другой подотрасли пищевой промышленности.
В любом случае, конкуренция на пивном рынке обостряется, пивовары задумываются об освоении новых ниш. Одним из наиболее перспективных сегментов является выпуск лицензионных сортов — сегодня «лицензионку» выпускают практически все крупные производители пива.
По данным маркетингового агентства AC Nielsen, в 2001 году на долю данного сегмента приходилось лишь 1,25% совокупных продаж, в январе—мае нынешнего года — уже 3,21%.
Также крупные производители пива сейчас делают ставку на создание сильных брендов уровня «премиум». Сейчас самым активным игроком на этом сегменте рынка является «Тинькофф». Благодаря массированной рекламной кампании продажи этой марки за последние два месяца возросли в 25 раз. «Наша компания, — говорит Андрей Родионов, — изначально сконцентрировалась на строительстве бренда в сегменте ультрапремиум, поэтому мы ушли намного вперед от наших потенциальных конкурентов, создав себе условия для динамичного роста в ближайшие годы».
Еще одна возможность несколько нарастить продажи — активное продвижение новых видов упаковки пива. Здесь показателен эффект, который дала активная реклама баночного пива: по данным маркетингового агентства ACNielsen, доля продаж баночного пива возросла с 9% в январе—мае прошлого года до 12% за аналогичный период года нынешнего.

Производство пива в РФ (млн. дал)*

1999 год432
2000 год540
2001 год650
2002 год701,5
2003 год**737

* По данным Госкомстата РФ.

** Прогноз пивоваренных компаний.

Потребление пива в РФ (литров на душу населения)*

1999 год30
2000 год36
2001 год41
2002 год47
2003 год**48

* По данным Госкомстата РФ.

** Прогноз пивоваренных компаний.

* По данным Союза российских пивоваров.

** Прогноз пивоваренных компаний.

Из чего пьют пиво в России (%)*

алюминиевая банка12,05
бутылка (стекло)48,99
пластиковая упаковка37,36
кег1,6

* По данным Госкомстата РФ.

** Прогноз пивоваренных компаний.

* По данным Союза российских пивоваров.

** Прогноз пивоваренных компаний.

* По данным маркетингового агентства ACNielsen за январь—май 2003 года.

ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ, ИРИНА ВИНОКУРОВА, БОРИС ГАЛКИН

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK