24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2008 года: "Садовые фантазии"

Архивная публикация 2008 года: "Садовые фантазии"

Михайловский, Летний, Инженерный сады, планировка которых разработана в 1716 году французским архитектором Жаном Батистом Леблоном, входят в архитектурно-парковый ансамбль Русского музея. О том, почему первый фестиваль «Императорские сады России» вскоре пройдет в Михайловском саду, «Профилю» рассказала главный ландшафтный архитектор Русского музея Елена ШТИГЛИЦ. — В чем уникальность Михайловского сада?

— Он — один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII — первой трети XIX века, представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей ландшафтного искусства на одной территории — регулярного («французского») и пейзажного («английского»). Это также пример блестящего решения архитектурного ансамбля здания Михайловского дворца и природного ландшафта Михайловского сада, подчиненного замыслу зодчего Карло Росси. Михайловский сад можно считать одним из самых ярких и характерных примеров влияния смены садово-паркового стиля в ландшафтной архитектуре.

За время своего существования сад много раз менял планировку, подчиняясь веяниям моды и вкусам владельцев. Именно наслоение исторических периодов придало Михайловскому саду особую ценность и статус памятника садово-паркового искусства конца XVIII — первой трети XIX века.

— Сейчас сад выглядит так, как и положено императорскому саду конца XIX века?

— Он пережил много перепланировок, и характерная его особенность сегодня, которую отразил в своем проекте Карло Росси и впоследствии воссоздали авторы проекта реконструкции сада в 2002—2004 годах, — сохранение планировки отдельных участков по проектам Жана Батиста Леблона и Франческо-Бартоломео Растрелли.

Карло Росси создал образцовый «английский» сад, в котором с большой выразительностью использовал все основные планировочные приемы пейзажного стиля, взятые из английской ландшафтной архитектуры 1715—1760 годов. Но эти элементы он вписал в существовавшую регулярную планировку XVIII века. Сегодня Михайловский сад можно назвать музейным залом под открытым небом.

— Чем «садовый проект» Русского музея отличается от зарубежных аналогов?

— Фестиваль «Императорские сады России» был задуман в рамках выставочной деятельности Русского музея — как один из новых для музея, но очень красивых «живых» выставочных проектов. Сады Русского музея должны жить своей особенной садовой жизнью, так как только в садах человек может ощутить гармонию и наслаждение живой природой. Основное отличие — то, что выставка-конкурс проводится на музейной территории.

— Как часто будет проводиться подобный фестиваль в музее?

— Ежегодно. А время проведения будет меняться каждый год, в зависимости от сроков цветения растений-фаворитов. В этом будет заключаться интрига праздника.

— Какая работа на конкурсе в рамках проекта «Императорские сады России» будет считаться оригинальной? Как будут определять победителя?

— Один из основных критериев оценки профессионального жюри — это историческая достоверность и тщательность проработки архивного материала, соответствие заявленного исторического названия представленной экспозиции.

Та композиция, которая будет выполнена по всем законам садово-паркового искусства XVIII или XIX века, и станет победителем.

Михайловский, Летний, Инженерный сады, планировка которых разработана в 1716 году французским архитектором Жаном Батистом Леблоном, входят в архитектурно-парковый ансамбль Русского музея. О том, почему первый фестиваль «Императорские сады России» вскоре пройдет в Михайловском саду, «Профилю» рассказала главный ландшафтный архитектор Русского музея Елена ШТИГЛИЦ. — В чем уникальность Михайловского сада?

— Он — один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII — первой трети XIX века, представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей ландшафтного искусства на одной территории — регулярного («французского») и пейзажного («английского»). Это также пример блестящего решения архитектурного ансамбля здания Михайловского дворца и природного ландшафта Михайловского сада, подчиненного замыслу зодчего Карло Росси. Михайловский сад можно считать одним из самых ярких и характерных примеров влияния смены садово-паркового стиля в ландшафтной архитектуре.

За время своего существования сад много раз менял планировку, подчиняясь веяниям моды и вкусам владельцев. Именно наслоение исторических периодов придало Михайловскому саду особую ценность и статус памятника садово-паркового искусства конца XVIII — первой трети XIX века.

— Сейчас сад выглядит так, как и положено императорскому саду конца XIX века?

— Он пережил много перепланировок, и характерная его особенность сегодня, которую отразил в своем проекте Карло Росси и впоследствии воссоздали авторы проекта реконструкции сада в 2002—2004 годах, — сохранение планировки отдельных участков по проектам Жана Батиста Леблона и Франческо-Бартоломео Растрелли.

Карло Росси создал образцовый «английский» сад, в котором с большой выразительностью использовал все основные планировочные приемы пейзажного стиля, взятые из английской ландшафтной архитектуры 1715—1760 годов. Но эти элементы он вписал в существовавшую регулярную планировку XVIII века. Сегодня Михайловский сад можно назвать музейным залом под открытым небом.

— Чем «садовый проект» Русского музея отличается от зарубежных аналогов?

— Фестиваль «Императорские сады России» был задуман в рамках выставочной деятельности Русского музея — как один из новых для музея, но очень красивых «живых» выставочных проектов. Сады Русского музея должны жить своей особенной садовой жизнью, так как только в садах человек может ощутить гармонию и наслаждение живой природой. Основное отличие — то, что выставка-конкурс проводится на музейной территории.

— Как часто будет проводиться подобный фестиваль в музее?

— Ежегодно. А время проведения будет меняться каждый год, в зависимости от сроков цветения растений-фаворитов. В этом будет заключаться интрига праздника.

— Какая работа на конкурсе в рамках проекта «Императорские сады России» будет считаться оригинальной? Как будут определять победителя?

— Один из основных критериев оценки профессионального жюри — это историческая достоверность и тщательность проработки архивного материала, соответствие заявленного исторического названия представленной экспозиции.

Та композиция, которая будет выполнена по всем законам садово-паркового искусства XVIII или XIX века, и станет победителем.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».