26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Сахаров, Андропов и Платон"

Архивная публикация 2006 года: "Сахаров, Андропов и Платон"

Мы не первые, кто живет на этом белом свете, участвует в истории, наблюдает за ней; есть надежда, что и не последние. И когда накладываешь «сетку» памятных дат прошедшей недели на сиюминутные события, которые обсуждали в эти дни страна и мир, картинка вдруг оживает, наполняется объемом. Случайное соотнесение давнего с нынешним высекает искру дополнительного современного смысла.
В нынешней реальной России на прошлой неделе обсуждали действия игумена Кирилла (Сахарова), который благословил православных боевиков на профилактический погром геев и лесбиянок; сами геи и лесбиянки под чутким руководством молодого провокатора Ильи Ходорковского (однофамильца) нарывались на конфликт с москвичами и расшатывали общественный покой; настоящий, не подменный Ходорковский, спровоцированный и порезанный молодым педерастом Кучмой, боролся за свои человеческие права. В это самое время в условной России исторических справочников, энциклопедий и хронологических сайтов шло либеральное пиршество, произносились заздравные тосты в честь юбиляра. Тоже Сахарова. Только не Кирилла, не игумена, не погромщика и не провокатора. А, наоборот, защитника обиженных и угнетенных, светского мыслителя, великого ученого, вольного человека. Андрея Дмитриевича Сахарова. Родился он 21 мая 1921 года; стало быть, исполнилось бы ему 85 лет.



Там, в условном пространстве исторических дат, к Сахарову весело подходят равные: Платон, рожденный в тот же день, 21 мая 427 года до Р.Х., гонимый Данте Алигьери, тоже появившийся на свет в этот славный день (год 1265-й), папа римский Иоанн Павел II (родился 18 мая 1920 года); машет рукой Иосиф Бродский, которому 16 мая 1972-го предписано покинуть СССР. А здесь, в окружающем пространстве двухтысячных (в прямом смысле окружающем, как волка флажками), академик Сахаров полузабыт. Конечно, есть неисправимые памятливые демократы, которым он по-прежнему сердечно дорог; но страшно узок круг этих людей. На днях в издательстве «Время» выйдет первое собрание сахаровских сочинений; это здорово, — но за предшествующие 10 лет по-русски не было переиздано ни строчки. Возможно, публицистика Сахарова и впрямь устарела, публицистика — продукт скоропортящийся; но сама его колоссальная личность, она что, тоже устарела на фоне неуклонно мельчающей элиты? Или карлики носы, крошки цахесы, погоновожатые горлумы своей серой массой прикрыли чересчур масштабную фигуру от лишнего взгляда? Не ко времени она, не ко времени; слишком свободна, слишком честна, слишком совестлива, слишком бескорыстна; с такими моральными лидерами умеренно-авторитарную восточную деспотию не построишь, сырьевого величия не достигнешь, забвению пролитую чекистами кровь не предашь. А не предав эту кровь забвению, как захоранивать Ленина, что очень хочется сделать до 2008 года? Еще вспомнят, на чьих штыках держался созданный им режим.



Кстати, на прошлой неделе в истории, 20 мая 1922 года Владимир Ильич поручил Феликсу Эдмундовичу составить план-график высылки русских интеллектуалов за границу, подготовить проект «философский пароход». По-своему Ильич был прав; ему не мешали тени забытых предков, но вольнодумные, яркие, сильные современники застили горизонт, препятствовали замыслу мировой революции в одной отдельно взятой деревне. Под их умственным присмотром, их критическим прицелом и, главное, перед лицом их нравственно-интеллектуального авторитета строительство упрощенного, примитивного, легко управляемого общества было невозможно. Оставалось либо убить, либо сместить за горизонт. Не было вас, не знаю, не помню.



В этой, реальной России противоречий, провокаций, нарастающего маразма и накапливающегося социального опыта, все смешалось со всем. Сахаров в скобках, который игумен — с Сахаровым без скобок, который академик; пока одни почем зря трепали содомитов, другие мирно и радостно отмечали «сахаровскую маевку» возле музея Андрея Дмитриевича. Ходорковский-страдалец и Ходорковский-педераст, Кучма тот и Кучма этот. Но и в той, воображаемой России энциклопедий, нет покоя, нет уюта; от неприятных встреч не убережешься, от навязчивых параллелей не спрячешься. Хорошо ли чувствовала себя посмертная тень Сахарова рядом с посмертной тенью Андропова? — всесильный вождь краснокожих, золотопогонных был назначен главой КГБ 19 мая 1967 года. И к нему на пиршество, обмывать назначение, тоже собирались известные гости. Всемирный жулик и пособник чекистов Арманд Хаммер (увы, и он родился в сахаровский день, 21 мая 1898 года). Товарищ Сталин, объявивший 15 мая 1932-го начало «безбожной пятилетки», чтобы к Первомаю 1937-го имя Божие было забыто на всей территории СССР. А издалека, сквозь тюремную решетку, на это пиршество королей сурово и грустно взирал священник Павел Флоренский, арестованный 21 мая 1928-го.



«И всюду страсти роковые, / И от судеб защиты нет».

Мы не первые, кто живет на этом белом свете, участвует в истории, наблюдает за ней; есть надежда, что и не последние. И когда накладываешь «сетку» памятных дат прошедшей недели на сиюминутные события, которые обсуждали в эти дни страна и мир, картинка вдруг оживает, наполняется объемом. Случайное соотнесение давнего с нынешним высекает искру дополнительного современного смысла.
В нынешней реальной России на прошлой неделе обсуждали действия игумена Кирилла (Сахарова), который благословил православных боевиков на профилактический погром геев и лесбиянок; сами геи и лесбиянки под чутким руководством молодого провокатора Ильи Ходорковского (однофамильца) нарывались на конфликт с москвичами и расшатывали общественный покой; настоящий, не подменный Ходорковский, спровоцированный и порезанный молодым педерастом Кучмой, боролся за свои человеческие права. В это самое время в условной России исторических справочников, энциклопедий и хронологических сайтов шло либеральное пиршество, произносились заздравные тосты в честь юбиляра. Тоже Сахарова. Только не Кирилла, не игумена, не погромщика и не провокатора. А, наоборот, защитника обиженных и угнетенных, светского мыслителя, великого ученого, вольного человека. Андрея Дмитриевича Сахарова. Родился он 21 мая 1921 года; стало быть, исполнилось бы ему 85 лет.



Там, в условном пространстве исторических дат, к Сахарову весело подходят равные: Платон, рожденный в тот же день, 21 мая 427 года до Р.Х., гонимый Данте Алигьери, тоже появившийся на свет в этот славный день (год 1265-й), папа римский Иоанн Павел II (родился 18 мая 1920 года); машет рукой Иосиф Бродский, которому 16 мая 1972-го предписано покинуть СССР. А здесь, в окружающем пространстве двухтысячных (в прямом смысле окружающем, как волка флажками), академик Сахаров полузабыт. Конечно, есть неисправимые памятливые демократы, которым он по-прежнему сердечно дорог; но страшно узок круг этих людей. На днях в издательстве «Время» выйдет первое собрание сахаровских сочинений; это здорово, — но за предшествующие 10 лет по-русски не было переиздано ни строчки. Возможно, публицистика Сахарова и впрямь устарела, публицистика — продукт скоропортящийся; но сама его колоссальная личность, она что, тоже устарела на фоне неуклонно мельчающей элиты? Или карлики носы, крошки цахесы, погоновожатые горлумы своей серой массой прикрыли чересчур масштабную фигуру от лишнего взгляда? Не ко времени она, не ко времени; слишком свободна, слишком честна, слишком совестлива, слишком бескорыстна; с такими моральными лидерами умеренно-авторитарную восточную деспотию не построишь, сырьевого величия не достигнешь, забвению пролитую чекистами кровь не предашь. А не предав эту кровь забвению, как захоранивать Ленина, что очень хочется сделать до 2008 года? Еще вспомнят, на чьих штыках держался созданный им режим.



Кстати, на прошлой неделе в истории, 20 мая 1922 года Владимир Ильич поручил Феликсу Эдмундовичу составить план-график высылки русских интеллектуалов за границу, подготовить проект «философский пароход». По-своему Ильич был прав; ему не мешали тени забытых предков, но вольнодумные, яркие, сильные современники застили горизонт, препятствовали замыслу мировой революции в одной отдельно взятой деревне. Под их умственным присмотром, их критическим прицелом и, главное, перед лицом их нравственно-интеллектуального авторитета строительство упрощенного, примитивного, легко управляемого общества было невозможно. Оставалось либо убить, либо сместить за горизонт. Не было вас, не знаю, не помню.



В этой, реальной России противоречий, провокаций, нарастающего маразма и накапливающегося социального опыта, все смешалось со всем. Сахаров в скобках, который игумен — с Сахаровым без скобок, который академик; пока одни почем зря трепали содомитов, другие мирно и радостно отмечали «сахаровскую маевку» возле музея Андрея Дмитриевича. Ходорковский-страдалец и Ходорковский-педераст, Кучма тот и Кучма этот. Но и в той, воображаемой России энциклопедий, нет покоя, нет уюта; от неприятных встреч не убережешься, от навязчивых параллелей не спрячешься. Хорошо ли чувствовала себя посмертная тень Сахарова рядом с посмертной тенью Андропова? — всесильный вождь краснокожих, золотопогонных был назначен главой КГБ 19 мая 1967 года. И к нему на пиршество, обмывать назначение, тоже собирались известные гости. Всемирный жулик и пособник чекистов Арманд Хаммер (увы, и он родился в сахаровский день, 21 мая 1898 года). Товарищ Сталин, объявивший 15 мая 1932-го начало «безбожной пятилетки», чтобы к Первомаю 1937-го имя Божие было забыто на всей территории СССР. А издалека, сквозь тюремную решетку, на это пиршество королей сурово и грустно взирал священник Павел Флоренский, арестованный 21 мая 1928-го.



«И всюду страсти роковые, / И от судеб защиты нет».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».