26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2007 года: "Семен Вайншток и его головная боль"

Архивная публикация 2007 года: "Семен Вайншток и его головная боль"

Слияние «Транснефти» и «Транснефтепродукта», слухи о возможности которого ходили уже больше года, началось.

Президент Владимир Путин подписал указ об объединении компаний, согласно которому 100% акций «Транснефтепродукта» (занимается транспортировкой нефтепродуктов) будут приватизированы путем внесения их в качестве вклада РФ в уставный капитал «Транснефти» в обмен на выпуск ее дополнительных обыкновенных акций. Правительству поручено обеспечить выполнение этой схемы в пятимесячный срок, при этом доля РФ в уставном капитале «Транснефти» не должна составить менее 75% плюс одна акция.

Президент «Транснефти» Семен Вайншток ранее говорил, что объединение двух государственных трубопроводных компаний станет для него только лишней головной болью, однако если такое решение будет принято, он будет его выполнять. Как стало понятно на прошлой неделе, господин Вайншток собирается выполнять его довольно активно — он уверен, что в перспективе «Транснефтепродукт» перестанет существовать как отдельная компания и не станет «дочкой» «Транснефти». Очевидно, компанию разобьют на дочерние общества по проектному принципу, как это сделано в самой «Транснефти».

Сокращение расходов

Официально целью объединения двух трубопроводных систем в единую компанию является повышение эффективности их работы. Отметим, что эффект синергии в данном случае будет довольно простеньким. Никакой вертикальной или горизонтальной интеграции, всего лишь сокращение расходов за счет расположения трубопроводов «Транснефти» и «Транснефтепродукта» в одних и тех же коридорах. По словам президента «Транснефтепродукта» Сергея Маслова, по этой причине сократятся расходы на охранные, телекоммуникационные службы и системы связи. А Семен Вайншток пообещал, что оставит работать в «Транснефти» лишь 10—11% работников «Транснефтепродукта». Вот и вся экономия. Никакой другой синергии ввиду отсутствия какой-либо иной, кроме географической, связи между перекачкой нефти и транспортировкой нефтепродуктов добиться, в общем-то, невозможно.

Зато интересен кадровый аспект предстоящего объединения. Как раз к тому времени, когда сделка будет завершена, президенту «Транснефти» Семену Вайнштоку исполнится 60 лет, одновременно истечет срок его очередного контракта. В связи с этим участники рынка считают, что объединенную компанию, вероятно, будет возглавлять уже не он. О своих дальнейших планах ни Семен Вайншток, ни Сергей Маслов не распространяются. Однако по рынку уже циркулируют слухи о том, что после ухода нынешнего президента «Транснефти» на заслуженный отдых его пост может занять Сергей Маслов — бизнес ему вполне знаком, а до пенсии еще далеко: в этом году ему исполнится 47 лет.

Забавно, но такая преемственность была бы логичной еще и с точки зрения прошлого обоих президентов — и Семен Вайншток, и Сергей Маслов долгое время проработали на руководящих должностях в «ЛУКОЙЛе», откуда и ушли возглавлять госкомпании. В этом смысле объединение «Транснефти» и «Транснефтепродукта» полезно «ЛУКОЙЛу»: после ухода Семена Вайнштока «рулить» трубами продолжит «выпускник» компании Вагита Алекперова. Кстати, первым идею слияния двух трубопроводных компаний выдвинул в 2004 году именно президент «ЛУКОЙЛа».

Проблема с «префами»

На деле более или менее очевидная польза от объединения «Транснефти» и «Транснефтепродукта» — с точки зрения руководства первой — может заключаться в частичном решении проблемы миноритарных акционеров. Напомним, уставный капитал «Транснефти» поделен на 75% обыкновенных акций (все принадлежат государству) и 25% привилегированных (свободно торгуются на бирже). «Транснефть» ежегодно вынуждена направлять на дивиденды по «префам» не менее 10% чистой прибыли, что уже давно вызывает раздражение у нынешнего руководства компании. После объединения доля «префов» в уставном капитале «Транснефти» уменьшится: замминистра промышленности и энергетики РФ Андрей Дементьев сообщил, что допэмиссии привилегированных акций «Транснефти» в рамках присоединения «Транснефтепродукта» не предполагается. Обыкновенных акций, по неофициальной информации, будет выпущено около 16% («Транснефтепродукт», по предварительным данным, оценен примерно в 35 млрд. рублей; эксперты оценивают его в $1,3—1,5 млрд.). Если количество привилегированных акций не увеличится, их доля в уставном капитале уменьшится до 21,5%. При этом эксперты предполагают, что часть миноритарных акционеров может потребовать от «Транснефти» выкупа своих акций в связи с уменьшением доли, и совокупная доля миноритарных акционеров уменьшится еще больше.

Таким образом, дивидендная политика «Транснефти», и раньше не отличавшаяся особой щедростью, будет непредсказуемой. В случае невыплаты дивидендов по привилегированным акциям эти бумаги становятся голосующими. И если пакет в 25% еще мог представлять собой гипотетическую угрозу для государства как основного акционера «Транснефти», то его уменьшение позволит совсем не считаться с мнением миноритариев. Некоторые эксперты, впрочем, надеются, что с присоединением «Транснефтепродукта» чистая прибыль, а значит, и дивиденды «Транснефти», даже вырастут. Но не стоит забывать, что «Транснефть» уже давно платит дивиденды из чистой неконсолидированной прибыли по РСБУ, которая у компании не растет, а только снижается. Основная же прибыль остается в дочерних компаниях, которые направляют ее на финансирование проектов. Скорее всего, так же будет и с «Транснефтепродуктом», поэтому миноритарным акционерам нефтепроводной компании следует потуже затянуть пояса.

Справка:

ОАО «Транснефть»
— государственная компания по перекачке, координации и управлению транспортировкой нефти в РФ. Создана в ноябре 1992 года. В управлении компании находится 48 708 км магистральных нефтепроводов диаметром от 420 мм до 1220 мм. По трубам «Транснефти» осуществляется транспортировка 93% добываемой в России нефти. В 2006 году по системе «Транснефти» было перекачано 459,3 млн. тонн.

ОАО «Транснефтепродукт» — государственная компания по координации и управлению транспортировкой нефтепродуктов. Создана в ноябре 1992 года. В управлении компании находится 19 300 км нефтепродуктопроводов.

Слияние «Транснефти» и «Транснефтепродукта», слухи о возможности которого ходили уже больше года, началось.

Президент Владимир Путин подписал указ об объединении компаний, согласно которому 100% акций «Транснефтепродукта» (занимается транспортировкой нефтепродуктов) будут приватизированы путем внесения их в качестве вклада РФ в уставный капитал «Транснефти» в обмен на выпуск ее дополнительных обыкновенных акций. Правительству поручено обеспечить выполнение этой схемы в пятимесячный срок, при этом доля РФ в уставном капитале «Транснефти» не должна составить менее 75% плюс одна акция.

Президент «Транснефти» Семен Вайншток ранее говорил, что объединение двух государственных трубопроводных компаний станет для него только лишней головной болью, однако если такое решение будет принято, он будет его выполнять. Как стало понятно на прошлой неделе, господин Вайншток собирается выполнять его довольно активно — он уверен, что в перспективе «Транснефтепродукт» перестанет существовать как отдельная компания и не станет «дочкой» «Транснефти». Очевидно, компанию разобьют на дочерние общества по проектному принципу, как это сделано в самой «Транснефти».

Сокращение расходов

Официально целью объединения двух трубопроводных систем в единую компанию является повышение эффективности их работы. Отметим, что эффект синергии в данном случае будет довольно простеньким. Никакой вертикальной или горизонтальной интеграции, всего лишь сокращение расходов за счет расположения трубопроводов «Транснефти» и «Транснефтепродукта» в одних и тех же коридорах. По словам президента «Транснефтепродукта» Сергея Маслова, по этой причине сократятся расходы на охранные, телекоммуникационные службы и системы связи. А Семен Вайншток пообещал, что оставит работать в «Транснефти» лишь 10—11% работников «Транснефтепродукта». Вот и вся экономия. Никакой другой синергии ввиду отсутствия какой-либо иной, кроме географической, связи между перекачкой нефти и транспортировкой нефтепродуктов добиться, в общем-то, невозможно.

Зато интересен кадровый аспект предстоящего объединения. Как раз к тому времени, когда сделка будет завершена, президенту «Транснефти» Семену Вайнштоку исполнится 60 лет, одновременно истечет срок его очередного контракта. В связи с этим участники рынка считают, что объединенную компанию, вероятно, будет возглавлять уже не он. О своих дальнейших планах ни Семен Вайншток, ни Сергей Маслов не распространяются. Однако по рынку уже циркулируют слухи о том, что после ухода нынешнего президента «Транснефти» на заслуженный отдых его пост может занять Сергей Маслов — бизнес ему вполне знаком, а до пенсии еще далеко: в этом году ему исполнится 47 лет.

Забавно, но такая преемственность была бы логичной еще и с точки зрения прошлого обоих президентов — и Семен Вайншток, и Сергей Маслов долгое время проработали на руководящих должностях в «ЛУКОЙЛе», откуда и ушли возглавлять госкомпании. В этом смысле объединение «Транснефти» и «Транснефтепродукта» полезно «ЛУКОЙЛу»: после ухода Семена Вайнштока «рулить» трубами продолжит «выпускник» компании Вагита Алекперова. Кстати, первым идею слияния двух трубопроводных компаний выдвинул в 2004 году именно президент «ЛУКОЙЛа».

Проблема с «префами»

На деле более или менее очевидная польза от объединения «Транснефти» и «Транснефтепродукта» — с точки зрения руководства первой — может заключаться в частичном решении проблемы миноритарных акционеров. Напомним, уставный капитал «Транснефти» поделен на 75% обыкновенных акций (все принадлежат государству) и 25% привилегированных (свободно торгуются на бирже). «Транснефть» ежегодно вынуждена направлять на дивиденды по «префам» не менее 10% чистой прибыли, что уже давно вызывает раздражение у нынешнего руководства компании. После объединения доля «префов» в уставном капитале «Транснефти» уменьшится: замминистра промышленности и энергетики РФ Андрей Дементьев сообщил, что допэмиссии привилегированных акций «Транснефти» в рамках присоединения «Транснефтепродукта» не предполагается. Обыкновенных акций, по неофициальной информации, будет выпущено около 16% («Транснефтепродукт», по предварительным данным, оценен примерно в 35 млрд. рублей; эксперты оценивают его в $1,3—1,5 млрд.). Если количество привилегированных акций не увеличится, их доля в уставном капитале уменьшится до 21,5%. При этом эксперты предполагают, что часть миноритарных акционеров может потребовать от «Транснефти» выкупа своих акций в связи с уменьшением доли, и совокупная доля миноритарных акционеров уменьшится еще больше.

Таким образом, дивидендная политика «Транснефти», и раньше не отличавшаяся особой щедростью, будет непредсказуемой. В случае невыплаты дивидендов по привилегированным акциям эти бумаги становятся голосующими. И если пакет в 25% еще мог представлять собой гипотетическую угрозу для государства как основного акционера «Транснефти», то его уменьшение позволит совсем не считаться с мнением миноритариев. Некоторые эксперты, впрочем, надеются, что с присоединением «Транснефтепродукта» чистая прибыль, а значит, и дивиденды «Транснефти», даже вырастут. Но не стоит забывать, что «Транснефть» уже давно платит дивиденды из чистой неконсолидированной прибыли по РСБУ, которая у компании не растет, а только снижается. Основная же прибыль остается в дочерних компаниях, которые направляют ее на финансирование проектов. Скорее всего, так же будет и с «Транснефтепродуктом», поэтому миноритарным акционерам нефтепроводной компании следует потуже затянуть пояса.

Справка:

ОАО «Транснефть»
— государственная компания по перекачке, координации и управлению транспортировкой нефти в РФ. Создана в ноябре 1992 года. В управлении компании находится 48 708 км магистральных нефтепроводов диаметром от 420 мм до 1220 мм. По трубам «Транснефти» осуществляется транспортировка 93% добываемой в России нефти. В 2006 году по системе «Транснефти» было перекачано 459,3 млн. тонн.

ОАО «Транснефтепродукт» — государственная компания по координации и управлению транспортировкой нефтепродуктов. Создана в ноябре 1992 года. В управлении компании находится 19 300 км нефтепродуктопроводов.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».