25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1998 года: "Семья без архитектурных излишеств"

Архивная публикация 1998 года: "Семья без архитектурных излишеств"

Так что любимый город может спать спокойно: за его архитектурный облик отвечает во всех смыслах благополучный человек.С главным архитектором Москвы Александром Кузьминым и его женой Натальей Григорьевой мы встретились на турецком берегу Средиземного моря. Для вечно занятого Кузьмина отпуск -- редкая возможность побыть с годовалым сыном, а для Наташи -- шанс выспаться и отключиться от домашних забот.
Разомлев после пляжа, массажа, турецкой бани и легкого ланча, мы завели разговор о жизни.
Александр Кузьмин: Мы с Наташей вместе только четыре года, а такое ощущение, что давно. Наверное, потому, что нам вдвоем очень комфортно.
На одном банкете Владимир Ресин, первый зам. председателя правительства Москвы, произнес тост за жен тех людей, которые работают в команде Лужкова. Мужики вкалывают по четырнадцать часов в сутки, без выходных. Можете представить, каково их семьям! Теперь я знаю, каких женщин имел в виду Ресин. Наташа понимает специфику моей работы и старается максимально освободить от домашних дел.
Наталья Григорьева: Друзья недоумевают, почему я считаю Сашу домашним и хозяйственным: времени-то у него в обрез. Но у меня свое представление о распределении обязанностей в семье. Мужчина не должен мыть посуду и убирать квартиру. Это могу и я. А вот материально обеспечить семью -- мужское дело. В конце концов, не так важно, кто забьет в стену гвоздь -- муж или человек, которого он нанял.
Саша меня постоянно благодарит, что я высвободила его время. У мужа, например, появилась возможность рисовать по вечерам. Он до конца не верит этому счастью и, когда садится за стол, почему-то спрашивает у меня разрешения.
Маргарита Озерова: Наверное, он уже не один ваш портрет написал...
Н.Г.: Четыре. На одной картине я как Афродита -- выхожу из морской пены. На другой -- образцовая официантка в фартучке -- подаю пиво. На третьей -- в черном вечернем платье с длинной ниткой жемчуга. Еще у него есть триптих "Мои женщины в Париже". Женщины -- это старшая дочь Саша, сестра Аня и я.
М.О.: Наташа, вы ведь с мужем коллеги. У вас был служебный роман?
Н.Г.: Саша дружит с Владимиром Чернышенко. Когда-то он был начальником отдела в управлении госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры Москвы, а я работала там ведущим архитектором. Я всегда невольно выделяла Сашу среди прочих наших посетителей.
Как-то он зашел в приемный день. Множество людей, суета, спешка, нервы на пределе. Саша о чем-то меня спросил, а я, думая о своем, приняла его за кого-то из заказчиков и буркнула в ответ нечто весьма официальное. Но потом подошла, извинилась, и мы в первый раз немного поговорили.
Через несколько месяцев, 9 февраля, когда во Дворце съездов отмечали день строителя, мы столкнулись снова. Я набралась смелости и попросила общего приятеля нас познакомить. Из Кремля мы вышли вместе. Надо было срочно что-то предпринимать, чтобы мы не попрощались и не разошлись в разные стороны. Кстати, Саша позже мне признался, что сам об этом подумал, но я его опередила: предложила прогуляться по Александровскому саду. Мороз был градусов двадцать.
Потом он стал мне звонить, часто и настойчиво. Я думала, что такое бывает только в кино.
Однажды после работы я шла домой с нагруженными сумками и вдруг -- Саша с огромным букетом чайных роз. Эти розы у меня в вазе даже дали корешки, и я посадила их в саду у мамы в Дубровицах.
В то время я была свободной и активной -- ходила в театры, на выставки, на презентации, телефон дома звонил непрерывно. К Саше поначалу отнеслась с некоторым недоверием. Но он чрезвычайно горячо вникал во все мои проблемы. Например, четыре раза в неделю я водила дочь Настю на хореографию -- Саша приезжал туда и терпеливо ждал, когда я заберу дочку с занятий.
И хотя существовало много "но": у Саши была семья, у меня -- психологическая травма после первого брака,-- наши чувства крепли день ото дня, и в конце концов мы поженились.
М.О.: Как сложились отношения Александра Викторовича с вашей дочкой?
Н.Г.: Они отлично ладят, что для меня очень важно. Глядя на Сашу, Настя заинтересовалась историей и литературой и утвердилась в своем решении стать архитектором.
М.О.: А чем занимается дочь Александра Викторовича от первого брака?
А.К.: Учится на пятом курсе Архитектурного института и одновременно работает -- профессионально оформляет кафе и магазины. Она и моя гордость.
М.О.: Наташа, а в вашей семье были архитекторы?
Н.Г.: Нет. Мы жили в поселке Дубровицы под Подольском. Мама у меня машинистка, папа работал на заводе. В семье было четверо детей -- я самая младшенькая. Но родители всегда мечтали дать нам приличное образование -- в результате мы все окончили вузы.
Я выбрала Архитектурный институт. До вуза я никогда не рисовала. Пришлось идти на подготовительные курсы по рисунку. Я просиживала на курсах весь день, три смены -- хотя ходить надо было на одну. В итоге сдала рисунок с первого раза. С физикой, математикой и сочинением тоже не было проблем. А вот на черчении я провалилась. Оно сильно отличалось от школьного курса. Год я проработала у папы на заводе чертежницей и со второго раза поступила в институт.
М.О.: А в Москве есть здания, построенные по вашим проектам?
Н.Г.: Нет. Но я курировала реставрацию и реконструкцию зданий в районе Сретенки и Цветного бульвара, готовила историко-архитектурную документацию. Даже сейчас, когда я в декрете, звонят бывшие заказчики: "Наталья Николаевна, как без вас тяжело!"
М.О.: Когда сын подрастет, вернетесь на работу?
Н.Г.: Пока не знаю. Конечно, неплохо работать три дня в неделю часа по четыре -- для творческой самореализации, но чтоб не сильно уставать. Но Саша против того, чтобы я выходила на работу. Ему нравится возвращаться в теплый, уютный дом, где его ждет любящая жена. Откровенно говоря, я и дома не скучаю -- шью, вяжу. Да и ребенок требует моего постоянного присутствия. Но на работу все равно тянет.
М.О.: А за карьерой мужа следите?
Н.Г.: Конечно, даже интервью его коллекционирую.
Саша отвечал за подготовку объектов к 850-летию Москвы, за храм Христа Спасителя, Лужники, МКАД. Сейчас занимается Гостиным двором, "третьим кольцом", короче, самыми важными объектами.
А.К.: Я подключаюсь, когда есть конкретное распоряжение правительства. Архитектура -- коллективное творчество. Мое дело -- собрать хорошую команду и организовать работу. А приписывать свою фамилию как руководителя проекта я ни за что не буду -- это неэтично.
М.О.: Наташа, как вас приняли в семье Александра Викторовича?
Н.Г.: Хорошо. Его мама Антонина Алексеевна -- очень деятельная женщина, она оптимистка по натуре, любит жизнь. Всегда элегантно выглядит. Отец, Виктор Александрович, отставной военный моряк. Наш сын Данила характером весь в него.
М.О.: Где живет главный архитектор Москвы?
Н.Г.: Недавно мы вступили в жилищный кооператив в Новых Черемушках: после рождения сына в прежней нашей двухкомнатной стало тесно. Сейчас потихоньку обустраиваем новое жилье.
М.О.: Кто занимается дизайном?
Н.Г.: Все вместе. Мы не пытаемся выдержать какой-то один стиль. Мы полагаем, что просто все вещи должны быть функциональными и занимать свое место. У нас, например, стоит испанский диван с орнаментальными подушками, светильники в стиле ар деко. А самое наше любимое место дома -- библиотека в английском стиле.
Главное -- уложиться в бюджет. Саша выделяет деньги, а я координирую траты.
М.О.: По поводу стиля в одежде муж дает вам советы?
Н.Г.: Я привыкла к классическому стилю, а Саша любит разнообразие. Я как-то ему предложила: "Хочешь разнообразить мой гардероб -- покупай мне вещи сам". И у него это отлично получается. Недавно, например, привез из Германии охотничий костюм, который очень мне идет. Саша представляет меня в совершенно иных образах, чем те, в которых я себя вижу сама.
М.О.: Есть ли у вас хобби?
Н.Г.: Люблю петь, особенно когда собираются родственники. Я ведь в юности окончила музыкальную школу. Отдельная страсть -- танцы. Раньше занималась спортом -- многоборьем, бегом на короткие дистанции. У меня первый разряд по волейболу и бегу. Теперь просто хожу в спортивный зал, поддерживаю форму. Здесь, в отеле, например, никто не верит, что у меня шестнадцатилетняя дочка. Я с Настей наравне и с трапеции прыгаю, и на водных лыжах катаюсь. Но больше всего на свете люблю просто лежать на пляже и греться на солнышке.
М.О.: Муж ваши спортивные увлечения разделяет?
Н.Г.: Нет. Он неспортивный человек, ведет "оседлый" образ жизни. Саша любит коллекционировать -- собирает марки, медали. С детства интересуется историей. Недавно стал собирать оловянных солдатиков. Первого солдатика -- Маршала Груши -- я купила ему в магазине Лувра. А теперь у нас в квартире два шкафа солдатиков.
М.О.: Каков, по вашему профессиональному мнению, идеальный дом для семьи?
А.К.: Архитекторы шутят: идеальный случай, когда у тебя красивый интерьер, а у соседа напротив -- красивый фасад. Но вообще-то дом должен быть построен так, чтобы вы не думали о концептуальных изысках архитектора, а просто чувствовали себя уютно. Нам с Наташей это удается...
Н.Г.: ...потому что самое главное -- это наша любовь, а на остальное мы не обращаем внимания.

Так что любимый город может спать спокойно: за его архитектурный облик отвечает во всех смыслах благополучный человек.С главным архитектором Москвы Александром Кузьминым и его женой Натальей Григорьевой мы встретились на турецком берегу Средиземного моря. Для вечно занятого Кузьмина отпуск -- редкая возможность побыть с годовалым сыном, а для Наташи -- шанс выспаться и отключиться от домашних забот.

Разомлев после пляжа, массажа, турецкой бани и легкого ланча, мы завели разговор о жизни.

Александр Кузьмин: Мы с Наташей вместе только четыре года, а такое ощущение, что давно. Наверное, потому, что нам вдвоем очень комфортно.

На одном банкете Владимир Ресин, первый зам. председателя правительства Москвы, произнес тост за жен тех людей, которые работают в команде Лужкова. Мужики вкалывают по четырнадцать часов в сутки, без выходных. Можете представить, каково их семьям! Теперь я знаю, каких женщин имел в виду Ресин. Наташа понимает специфику моей работы и старается максимально освободить от домашних дел.

Наталья Григорьева: Друзья недоумевают, почему я считаю Сашу домашним и хозяйственным: времени-то у него в обрез. Но у меня свое представление о распределении обязанностей в семье. Мужчина не должен мыть посуду и убирать квартиру. Это могу и я. А вот материально обеспечить семью -- мужское дело. В конце концов, не так важно, кто забьет в стену гвоздь -- муж или человек, которого он нанял.

Саша меня постоянно благодарит, что я высвободила его время. У мужа, например, появилась возможность рисовать по вечерам. Он до конца не верит этому счастью и, когда садится за стол, почему-то спрашивает у меня разрешения.

Маргарита Озерова: Наверное, он уже не один ваш портрет написал...

Н.Г.: Четыре. На одной картине я как Афродита -- выхожу из морской пены. На другой -- образцовая официантка в фартучке -- подаю пиво. На третьей -- в черном вечернем платье с длинной ниткой жемчуга. Еще у него есть триптих "Мои женщины в Париже". Женщины -- это старшая дочь Саша, сестра Аня и я.

М.О.: Наташа, вы ведь с мужем коллеги. У вас был служебный роман?

Н.Г.: Саша дружит с Владимиром Чернышенко. Когда-то он был начальником отдела в управлении госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры Москвы, а я работала там ведущим архитектором. Я всегда невольно выделяла Сашу среди прочих наших посетителей.

Как-то он зашел в приемный день. Множество людей, суета, спешка, нервы на пределе. Саша о чем-то меня спросил, а я, думая о своем, приняла его за кого-то из заказчиков и буркнула в ответ нечто весьма официальное. Но потом подошла, извинилась, и мы в первый раз немного поговорили.

Через несколько месяцев, 9 февраля, когда во Дворце съездов отмечали день строителя, мы столкнулись снова. Я набралась смелости и попросила общего приятеля нас познакомить. Из Кремля мы вышли вместе. Надо было срочно что-то предпринимать, чтобы мы не попрощались и не разошлись в разные стороны. Кстати, Саша позже мне признался, что сам об этом подумал, но я его опередила: предложила прогуляться по Александровскому саду. Мороз был градусов двадцать.

Потом он стал мне звонить, часто и настойчиво. Я думала, что такое бывает только в кино.

Однажды после работы я шла домой с нагруженными сумками и вдруг -- Саша с огромным букетом чайных роз. Эти розы у меня в вазе даже дали корешки, и я посадила их в саду у мамы в Дубровицах.

В то время я была свободной и активной -- ходила в театры, на выставки, на презентации, телефон дома звонил непрерывно. К Саше поначалу отнеслась с некоторым недоверием. Но он чрезвычайно горячо вникал во все мои проблемы. Например, четыре раза в неделю я водила дочь Настю на хореографию -- Саша приезжал туда и терпеливо ждал, когда я заберу дочку с занятий.

И хотя существовало много "но": у Саши была семья, у меня -- психологическая травма после первого брака,-- наши чувства крепли день ото дня, и в конце концов мы поженились.

М.О.: Как сложились отношения Александра Викторовича с вашей дочкой?

Н.Г.: Они отлично ладят, что для меня очень важно. Глядя на Сашу, Настя заинтересовалась историей и литературой и утвердилась в своем решении стать архитектором.

М.О.: А чем занимается дочь Александра Викторовича от первого брака?

А.К.: Учится на пятом курсе Архитектурного института и одновременно работает -- профессионально оформляет кафе и магазины. Она и моя гордость.

М.О.: Наташа, а в вашей семье были архитекторы?

Н.Г.: Нет. Мы жили в поселке Дубровицы под Подольском. Мама у меня машинистка, папа работал на заводе. В семье было четверо детей -- я самая младшенькая. Но родители всегда мечтали дать нам приличное образование -- в результате мы все окончили вузы.

Я выбрала Архитектурный институт. До вуза я никогда не рисовала. Пришлось идти на подготовительные курсы по рисунку. Я просиживала на курсах весь день, три смены -- хотя ходить надо было на одну. В итоге сдала рисунок с первого раза. С физикой, математикой и сочинением тоже не было проблем. А вот на черчении я провалилась. Оно сильно отличалось от школьного курса. Год я проработала у папы на заводе чертежницей и со второго раза поступила в институт.

М.О.: А в Москве есть здания, построенные по вашим проектам?

Н.Г.: Нет. Но я курировала реставрацию и реконструкцию зданий в районе Сретенки и Цветного бульвара, готовила историко-архитектурную документацию. Даже сейчас, когда я в декрете, звонят бывшие заказчики: "Наталья Николаевна, как без вас тяжело!"

М.О.: Когда сын подрастет, вернетесь на работу?

Н.Г.: Пока не знаю. Конечно, неплохо работать три дня в неделю часа по четыре -- для творческой самореализации, но чтоб не сильно уставать. Но Саша против того, чтобы я выходила на работу. Ему нравится возвращаться в теплый, уютный дом, где его ждет любящая жена. Откровенно говоря, я и дома не скучаю -- шью, вяжу. Да и ребенок требует моего постоянного присутствия. Но на работу все равно тянет.

М.О.: А за карьерой мужа следите?

Н.Г.: Конечно, даже интервью его коллекционирую.

Саша отвечал за подготовку объектов к 850-летию Москвы, за храм Христа Спасителя, Лужники, МКАД. Сейчас занимается Гостиным двором, "третьим кольцом", короче, самыми важными объектами.

А.К.: Я подключаюсь, когда есть конкретное распоряжение правительства. Архитектура -- коллективное творчество. Мое дело -- собрать хорошую команду и организовать работу. А приписывать свою фамилию как руководителя проекта я ни за что не буду -- это неэтично.

М.О.: Наташа, как вас приняли в семье Александра Викторовича?

Н.Г.: Хорошо. Его мама Антонина Алексеевна -- очень деятельная женщина, она оптимистка по натуре, любит жизнь. Всегда элегантно выглядит. Отец, Виктор Александрович, отставной военный моряк. Наш сын Данила характером весь в него.

М.О.: Где живет главный архитектор Москвы?

Н.Г.: Недавно мы вступили в жилищный кооператив в Новых Черемушках: после рождения сына в прежней нашей двухкомнатной стало тесно. Сейчас потихоньку обустраиваем новое жилье.

М.О.: Кто занимается дизайном?

Н.Г.: Все вместе. Мы не пытаемся выдержать какой-то один стиль. Мы полагаем, что просто все вещи должны быть функциональными и занимать свое место. У нас, например, стоит испанский диван с орнаментальными подушками, светильники в стиле ар деко. А самое наше любимое место дома -- библиотека в английском стиле.

Главное -- уложиться в бюджет. Саша выделяет деньги, а я координирую траты.

М.О.: По поводу стиля в одежде муж дает вам советы?

Н.Г.: Я привыкла к классическому стилю, а Саша любит разнообразие. Я как-то ему предложила: "Хочешь разнообразить мой гардероб -- покупай мне вещи сам". И у него это отлично получается. Недавно, например, привез из Германии охотничий костюм, который очень мне идет. Саша представляет меня в совершенно иных образах, чем те, в которых я себя вижу сама.

М.О.: Есть ли у вас хобби?

Н.Г.: Люблю петь, особенно когда собираются родственники. Я ведь в юности окончила музыкальную школу. Отдельная страсть -- танцы. Раньше занималась спортом -- многоборьем, бегом на короткие дистанции. У меня первый разряд по волейболу и бегу. Теперь просто хожу в спортивный зал, поддерживаю форму. Здесь, в отеле, например, никто не верит, что у меня шестнадцатилетняя дочка. Я с Настей наравне и с трапеции прыгаю, и на водных лыжах катаюсь. Но больше всего на свете люблю просто лежать на пляже и греться на солнышке.

М.О.: Муж ваши спортивные увлечения разделяет?

Н.Г.: Нет. Он неспортивный человек, ведет "оседлый" образ жизни. Саша любит коллекционировать -- собирает марки, медали. С детства интересуется историей. Недавно стал собирать оловянных солдатиков. Первого солдатика -- Маршала Груши -- я купила ему в магазине Лувра. А теперь у нас в квартире два шкафа солдатиков.

М.О.: Каков, по вашему профессиональному мнению, идеальный дом для семьи?

А.К.: Архитекторы шутят: идеальный случай, когда у тебя красивый интерьер, а у соседа напротив -- красивый фасад. Но вообще-то дом должен быть построен так, чтобы вы не думали о концептуальных изысках архитектора, а просто чувствовали себя уютно. Нам с Наташей это удается...

Н.Г.: ...потому что самое главное -- это наша любовь, а на остальное мы не обращаем внимания.

МАРГАРИТА ОЗЕРОВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».