19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "Сезон Великого перелома"

Архивная публикация 2006 года: "Сезон Великого перелома"

Когда-то эта зимняя жара все же закончится и выпадет снег. И тогда занятия зимним спортом вкупе с гололедом создадут отличные условия для падений и переломов, особенно у тех, чьи кости поражены остеопорозом. Правда, в России о нем очень мало знают.Не представляю, чем там занимались мои соседи по дому: долбили стену отбойными молотками, вынимали ряд кирпичей для увеличения объема жилища, только с моей стороны из стены буквально выскочил и грохнулся с двухметровой высоты подвесной шкафчик с разрозненной посудой, статуэтками и прочими сувенирами, которые копились моими предками на протяжении десятилетий. И тут настал момент истинной проверки на прочность. Пористые кораллы разлетелись вдребезги, хрупкие балерины из мейсенского фарфора лишились ажурных пачек, а на тончайших кофейных чашках Ломоносовского фарфорового завода не было ни царапины.

То же самое происходит с нашими костями при падениях и травмах. У кого они здоровые, с достаточным количеством кальция, правильным сложением «кирпичиков» — микроархитектоники костной ткани, те в худшем случае заработают перелом, да и тот непременно срастется. А кто не дружит с кальцием, заработает себе целую серию переломов, которые специалисты называют «каскадными». Даже протезы у больных остеопорозом не держатся более трех лет.

Медики вообще пугают нас тем, что XXI век ознаменуется эпидемией этого заболевания. Международный фонд остеопороза делает прогноз, что к 2050 году людей с переломом шейки бедра будет 1 млн. Между прочим, смертность от такой травмы в течение первого года составляет более 30%, а выжившие нуждаются в постоянном уходе. Сегодня 200 млн. человек на планете больны нехваткой кальция в костях, а 2,5 млн. уже перенесли по одному или нескольким переломам.

Причем если на Западе и цивилизованном Востоке люди прекрасно осведомлены, к каким врачам обращаться за профилактикой, диагностикой и лечением остеопороза, то для россиян эта болезнь — темный лес. «Мы часто сталкиваемся с тем, что многие люди не знают, что в их городе есть специальные центры, где можно пройти обследование на выявление остеопороза», — констатирует профессор Ольга Лесняк, консультант Свердловского областного ревматологического центра. Специалисты-то есть, но толкового распространения их знаний до сих пор не было. И только с 21 октября этого года начала работу Всероссийская горячая линия «Остеопорозу — нет!». Теперь хотя бы можно позвонить по бесплатному телефону 8-800-200-05-78 (для Москвы — 785-05-78) и получить квалифицированный совет или «наводки», то есть направление на прием в конкретное медучреждение: Эндокринологический научный центр РАМН (ЭНЦ РАМН), Центральный институт травматологии и ортопедии (ЦИТО), Московский областной научно-исследовательский клинический институт (МОНИКИ) и Институт ревматологии РАМН.

Напасть цивилизованности

Причин развития остеопороза уйма, и во главе — плохая наследственность. Например, у Камиллы Паркер-Боулз бабушка и мама умерли от остеопороза. Так что ее королевское высочество герцогиня Корнуоллская входит в группу риска и недаром является президентом Британской ассоциации по лечению остеопороза. Известно также, что тысячи жителей Гонконга, переболевшие САРС, никакими препаратами пока не могут восстановить свои кости. Были даже случаи, правда безрезультатные, когда больные остеопорозом пытались засудить компании, производящие пепси-колу и кока-колу. Они старались доказать, что эти напитки снижают количество кальция в костях на 5%, о чем не предупреждены потребители.

Однако истинные виновники остеопороза — неполадки в эндокринной системе, проблемы с желудочно-кишечным трактом, недостаток витамина D, прием некоторых гормональных препаратов и хрупкость телосложения. Но более всего страдают от остеопороза женщины после 50, у которых перестает вырабатываться гормон эстроген, контролирующий наличие кальция в кости.

А недавно ученые из Еврейского университета (Иерусалим) обнаружили прямую связь между депрессией и остеопорозом. Исследовательская группа проводила опыты на мышах. Сначала их напугали кошками, вызвав тем самым стресс, перешедший в затяжную депрессию. Потом испытуемым животным сделали анализы и выяснили: у лабораторных мышей значительно снизилось содержание кальция в костях. Ученые пришли к выводу, что связь между депрессией и состоянием скелета осуществляется через симпатическую нервную систему и ее «медиатор» — норадреналин, отрицательно влияющий на клеточные механизмы построения костной ткани. Так что антидепрессанты не только лечат душу, но и могут укрепить кости пациента.

И все-таки ученые всего мира настаивают на том, что остеопороз грозит нам эпидемией именно сейчас, в XXI веке, что это болезнь цивилизации, такая же, как гипертония, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания и ожирение. «Виноваты малоподвижный образ жизни, неправильное питание, вредные привычки и т.д.», — считает Ольга Лесняк. А ее коллега Евгений Михайлов, секретарь Российской ассоциации по остеопорозу, рассуждает несколько иначе. «Просто после Второй мировой войны на земном шаре увеличилась продолжительность жизни, и у остеопороза стало больше шансов проявиться в организме человека», — говорит он. И все врачи в один голос твердят: поддержанием кальция в костях нужно заниматься не тогда, когда гром грянет, а с самого маленького возраста человека.

Береги кость смолоду!

Один из главных специалистов по остеопорозу в нашей стране, заведующая отделением костной патологии ЦИТО им. Приорова Светлана Родионова, предупреждает: «Остеопороз помолодел, так что за ним нужно следить уже в утробе матери». Эта мысль подтверждается исследованиями британских ученых, которые в течение десяти лет обследовали беременных женщин на предмет содержания кальция в пуповинной крови и их детей, точнее, качество детского скелета в 9-летнем возрасте. Авторы эксперимента рекомендовали беременным прием витамина D, стимулирующего у эмбриона активное образование костной ткани с нормальной минеральной плотностью.

Российские педиатры ратуют за то, чтобы давать детям смеси, обогащенные кальцием и витамином D, например «Растишку». А НИИ сыра и молочной промышленности в Угличе уже разработал сырную пасту с повышенным содержанием кальция и витамина D с учетом потребностей взрослого человека (в небольшой упаковке — суточная норма, то есть до 1000 миллиграмм).

Смеси смесями, но тем, кому за 30, пора с помощью точных приборов узнать, что творится с их костями. Ортопеды, травматологи и ревматологи больше всего доверяют методу под названием денситометрия. Он создан для диагностики остеопороза (определение плотности костной ткани) и позволяет выявлять уже 2—5% потери массы кости, оценивать динамику заболевания и эффективность лечения.

Я, как и Камилла Паркер-Боулз, нахожусь в группе риска, поскольку многие мои предки страдали от остеопороза, поэтому я поспешила проверить на себе новомодный способ диагностики в Эндокринологическом научном центре РАМН. Оказалось, это очень простая процедура, чем-то напоминающая томографию, только в ускоренном режиме — 5—10 минут. Лежишь себе на кушетке, а рентгеновский луч с низкой дозой облучения слоями сканирует косточки. В это время на компьютере регистрируется количество минералов, пройденных лучом. Результат сравнивается с минеральной плотностью костной ткани, которая считается нормой для твоего поколения.

Но есть люди, которым поздно есть «Растишку» и делать проверочную денситометрию, поскольку у них уже диагностирован остеопороз. Рекомендации препаратов, естественно, зависят от причины болезни. Это могут быть синтетические эстрогены, восстанавливающие гормональный статус, а может быть гидроксиапатитный комплекс, имитирующий костную ткань человека. Самым же прогрессивным на сегодня лечением медики считают использование так называемых бисфосфонатов, которые способны воссоздавать минералы кости. На основе одного из таких веществ — ибандроновой кислоты — специалисты компаний «Хоффман-Ля Рош» и «ГлаксоСмитКляйн» недавно создали препарат «Бонвива», который очень удобен тем, что укрепляет больные пористые кости, словно окружая их плотным панцирем. Его испытания в Институте эндокринологии показали, что «Бонвива» снижает риск переломов на 50—60%. Но самое главное — его достаточно принимать раз в месяц. Это очень важно для тех пожилых людей, у которых целый букет заболеваний и которые пьют лекарства горстями. «В течение года должна появиться новая форма «Бонвивы», ее действия будет хватать уже на три месяца. В завершающей стадии находятся испытания лекарства «Акласта» (фирма «Новартис») на основе другого бисфосфоната, чья действенность уже доказана для такого костного заболевания, как болезнь Педжета. Весьма вероятно, что оно столь же эффективно лечит и остеопороз. Вот его будет хватать на целый год», — гарантирует Ольга Лесняк. Хорошо бы так со всеми лекарствами — раз выпил и год свободен.

Когда-то эта зимняя жара все же закончится и выпадет снег. И тогда занятия зимним спортом вкупе с гололедом создадут отличные условия для падений и переломов, особенно у тех, чьи кости поражены остеопорозом. Правда, в России о нем очень мало знают.Не представляю, чем там занимались мои соседи по дому: долбили стену отбойными молотками, вынимали ряд кирпичей для увеличения объема жилища, только с моей стороны из стены буквально выскочил и грохнулся с двухметровой высоты подвесной шкафчик с разрозненной посудой, статуэтками и прочими сувенирами, которые копились моими предками на протяжении десятилетий. И тут настал момент истинной проверки на прочность. Пористые кораллы разлетелись вдребезги, хрупкие балерины из мейсенского фарфора лишились ажурных пачек, а на тончайших кофейных чашках Ломоносовского фарфорового завода не было ни царапины.

То же самое происходит с нашими костями при падениях и травмах. У кого они здоровые, с достаточным количеством кальция, правильным сложением «кирпичиков» — микроархитектоники костной ткани, те в худшем случае заработают перелом, да и тот непременно срастется. А кто не дружит с кальцием, заработает себе целую серию переломов, которые специалисты называют «каскадными». Даже протезы у больных остеопорозом не держатся более трех лет.

Медики вообще пугают нас тем, что XXI век ознаменуется эпидемией этого заболевания. Международный фонд остеопороза делает прогноз, что к 2050 году людей с переломом шейки бедра будет 1 млн. Между прочим, смертность от такой травмы в течение первого года составляет более 30%, а выжившие нуждаются в постоянном уходе. Сегодня 200 млн. человек на планете больны нехваткой кальция в костях, а 2,5 млн. уже перенесли по одному или нескольким переломам.

Причем если на Западе и цивилизованном Востоке люди прекрасно осведомлены, к каким врачам обращаться за профилактикой, диагностикой и лечением остеопороза, то для россиян эта болезнь — темный лес. «Мы часто сталкиваемся с тем, что многие люди не знают, что в их городе есть специальные центры, где можно пройти обследование на выявление остеопороза», — констатирует профессор Ольга Лесняк, консультант Свердловского областного ревматологического центра. Специалисты-то есть, но толкового распространения их знаний до сих пор не было. И только с 21 октября этого года начала работу Всероссийская горячая линия «Остеопорозу — нет!». Теперь хотя бы можно позвонить по бесплатному телефону 8-800-200-05-78 (для Москвы — 785-05-78) и получить квалифицированный совет или «наводки», то есть направление на прием в конкретное медучреждение: Эндокринологический научный центр РАМН (ЭНЦ РАМН), Центральный институт травматологии и ортопедии (ЦИТО), Московский областной научно-исследовательский клинический институт (МОНИКИ) и Институт ревматологии РАМН.

Напасть цивилизованности

Причин развития остеопороза уйма, и во главе — плохая наследственность. Например, у Камиллы Паркер-Боулз бабушка и мама умерли от остеопороза. Так что ее королевское высочество герцогиня Корнуоллская входит в группу риска и недаром является президентом Британской ассоциации по лечению остеопороза. Известно также, что тысячи жителей Гонконга, переболевшие САРС, никакими препаратами пока не могут восстановить свои кости. Были даже случаи, правда безрезультатные, когда больные остеопорозом пытались засудить компании, производящие пепси-колу и кока-колу. Они старались доказать, что эти напитки снижают количество кальция в костях на 5%, о чем не предупреждены потребители.

Однако истинные виновники остеопороза — неполадки в эндокринной системе, проблемы с желудочно-кишечным трактом, недостаток витамина D, прием некоторых гормональных препаратов и хрупкость телосложения. Но более всего страдают от остеопороза женщины после 50, у которых перестает вырабатываться гормон эстроген, контролирующий наличие кальция в кости.

А недавно ученые из Еврейского университета (Иерусалим) обнаружили прямую связь между депрессией и остеопорозом. Исследовательская группа проводила опыты на мышах. Сначала их напугали кошками, вызвав тем самым стресс, перешедший в затяжную депрессию. Потом испытуемым животным сделали анализы и выяснили: у лабораторных мышей значительно снизилось содержание кальция в костях. Ученые пришли к выводу, что связь между депрессией и состоянием скелета осуществляется через симпатическую нервную систему и ее «медиатор» — норадреналин, отрицательно влияющий на клеточные механизмы построения костной ткани. Так что антидепрессанты не только лечат душу, но и могут укрепить кости пациента.

И все-таки ученые всего мира настаивают на том, что остеопороз грозит нам эпидемией именно сейчас, в XXI веке, что это болезнь цивилизации, такая же, как гипертония, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания и ожирение. «Виноваты малоподвижный образ жизни, неправильное питание, вредные привычки и т.д.», — считает Ольга Лесняк. А ее коллега Евгений Михайлов, секретарь Российской ассоциации по остеопорозу, рассуждает несколько иначе. «Просто после Второй мировой войны на земном шаре увеличилась продолжительность жизни, и у остеопороза стало больше шансов проявиться в организме человека», — говорит он. И все врачи в один голос твердят: поддержанием кальция в костях нужно заниматься не тогда, когда гром грянет, а с самого маленького возраста человека.

Береги кость смолоду!

Один из главных специалистов по остеопорозу в нашей стране, заведующая отделением костной патологии ЦИТО им. Приорова Светлана Родионова, предупреждает: «Остеопороз помолодел, так что за ним нужно следить уже в утробе матери». Эта мысль подтверждается исследованиями британских ученых, которые в течение десяти лет обследовали беременных женщин на предмет содержания кальция в пуповинной крови и их детей, точнее, качество детского скелета в 9-летнем возрасте. Авторы эксперимента рекомендовали беременным прием витамина D, стимулирующего у эмбриона активное образование костной ткани с нормальной минеральной плотностью.

Российские педиатры ратуют за то, чтобы давать детям смеси, обогащенные кальцием и витамином D, например «Растишку». А НИИ сыра и молочной промышленности в Угличе уже разработал сырную пасту с повышенным содержанием кальция и витамина D с учетом потребностей взрослого человека (в небольшой упаковке — суточная норма, то есть до 1000 миллиграмм).

Смеси смесями, но тем, кому за 30, пора с помощью точных приборов узнать, что творится с их костями. Ортопеды, травматологи и ревматологи больше всего доверяют методу под названием денситометрия. Он создан для диагностики остеопороза (определение плотности костной ткани) и позволяет выявлять уже 2—5% потери массы кости, оценивать динамику заболевания и эффективность лечения.

Я, как и Камилла Паркер-Боулз, нахожусь в группе риска, поскольку многие мои предки страдали от остеопороза, поэтому я поспешила проверить на себе новомодный способ диагностики в Эндокринологическом научном центре РАМН. Оказалось, это очень простая процедура, чем-то напоминающая томографию, только в ускоренном режиме — 5—10 минут. Лежишь себе на кушетке, а рентгеновский луч с низкой дозой облучения слоями сканирует косточки. В это время на компьютере регистрируется количество минералов, пройденных лучом. Результат сравнивается с минеральной плотностью костной ткани, которая считается нормой для твоего поколения.

Но есть люди, которым поздно есть «Растишку» и делать проверочную денситометрию, поскольку у них уже диагностирован остеопороз. Рекомендации препаратов, естественно, зависят от причины болезни. Это могут быть синтетические эстрогены, восстанавливающие гормональный статус, а может быть гидроксиапатитный комплекс, имитирующий костную ткань человека. Самым же прогрессивным на сегодня лечением медики считают использование так называемых бисфосфонатов, которые способны воссоздавать минералы кости. На основе одного из таких веществ — ибандроновой кислоты — специалисты компаний «Хоффман-Ля Рош» и «ГлаксоСмитКляйн» недавно создали препарат «Бонвива», который очень удобен тем, что укрепляет больные пористые кости, словно окружая их плотным панцирем. Его испытания в Институте эндокринологии показали, что «Бонвива» снижает риск переломов на 50—60%. Но самое главное — его достаточно принимать раз в месяц. Это очень важно для тех пожилых людей, у которых целый букет заболеваний и которые пьют лекарства горстями. «В течение года должна появиться новая форма «Бонвивы», ее действия будет хватать уже на три месяца. В завершающей стадии находятся испытания лекарства «Акласта» (фирма «Новартис») на основе другого бисфосфоната, чья действенность уже доказана для такого костного заболевания, как болезнь Педжета. Весьма вероятно, что оно столь же эффективно лечит и остеопороз. Вот его будет хватать на целый год», — гарантирует Ольга Лесняк. Хорошо бы так со всеми лекарствами — раз выпил и год свободен.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».