26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2007 года: "ШЕСТЬДЕСЯТ ДНЕЙ СЧАСТЬЯ"

Архивная публикация 2007 года: "ШЕСТЬДЕСЯТ ДНЕЙ СЧАСТЬЯ"

30 мая в Москве откроется VII Международный театральный фестиваль им. Чехова, на котором в течение двух месяцев покажут 27 спектаклей из 11 стран мира. В этом году, надо признать, столичным зрителям очень повезло.Афишу Чеховского фестиваля этого года можно смело назвать невероятной. Столько звезд в одной программе не наберут ни Авиньонский, ни Эдинбургский — самые крупные мировые театральные фестивали. Но есть существенное отличие — направленность Чеховского на самого широкого зрителя. Признанные и престижные театральные форумы давно не нуждаются в рекламе: им не приходится привлекать ни театры, ни зрителей. Напротив, на них еще надо умудриться попасть. Поэтому их организаторы стремятся в своих программах собрать вокруг нескольких «гвоздей» все самое новое, экспериментальное, «горячее». Такие фестивали могут стать как вершиной, так и началом карьеры прежде не очень раскрученного режиссера или актера, в котором авторитетные отборщики увидели нечто интересное. Кроме того, знаменитые фесты — это еще и грандиозные рынки, собирающие импресарио и антрепренеров со всего света.

И последнее: они приносят городам, которые каждый год захватывают на месяц-полтора, значительный доход, причем не с продажи билетов на спектакли, а с обслуживания толп туристов, приехавших со всего света эти спектакли посмотреть. Когда в 2003 году Авиньонский фестиваль (его бюджет в разные годы составлял 5,5—7,5 млн. евро) был отменен из-за профсоюзной забастовки, город лишился чуть ли не годового бюджета.

Чеховский же фестиваль «градообразующим» пока не стал. Да и вряд ли когда-нибудь станет. Слишком велик мегаполис. Мировой театр не может стать хозяином в нем даже на пару месяцев по нечетным годам. Фестиваль здесь гость. И чтобы стать желанным, он должен быть почетным и знаменитым. Организаторы этого грандиозного, но пока убыточного (бюджет фестиваля сопоставим с Авиньонским) события мечтают окупить затраты именно за счет продажи билетов. А потому стараются привезти в Москву настоящие хиты на все вкусы. Это фестиваль для москвичей. И в нынешнем году, надо признать, нам очень повезло.

О калибре звезд мировой хореографии, участвующих в нынешнем Чеховском фестивале, «Профиль» уже писал (см. №19, 2007). Об уровне драматической программы говорит хотя бы одно имя Питера Брука — лучшего режиссера ХХ века, который и в новом столетии не перестал быть одной из центральных фигур. На прошлом Авиньонском фестивале билеты на его спектакль «Сизве Банзи умер» были распроданы через полчаса после объявления начала продажи через Интернет. А показывали его раз десять, не меньше. Искушенная публика помирала со смеху, когда среди картонных коробок выясняли отношения два южноафриканца. Вернее, один — Сизве Банзи (Питчо Вомба Конга), потерявший паспорт бедняга, и прочие персонажи (которых играет гуттаперчевый неугомонный говорун Хабиб Дембеле), помогающие ему обрести новое имя, а значит, и жизнь. Новый спектакль Брука простодушен. Но великий режиссер и отличается от многих других тем, что творит свой театр из играющих у него актеров. Они ему интересны как люди, как неповторимые личности. И он помогает им раскрыться на сцене и сказать зрителям нечто очень важное для них самих. Поэтому все спектакли Брука — изощренные, масштабные или совсем простые — всегда органичны. Москве будет интересно сравнить историю Сизве и моноспектакль «Великий инквизитор», поставленный Бруком по роману Достоевского «Братья Карамазовы», который исполнит Брюс Майерс — один из ведущих актеров бруковского Международного центра театрального творчества и театра «Буфф дю Нор» (Париж, Франция).

30 мая в Москве откроется VII Международный театральный фестиваль им. Чехова, на котором в течение двух месяцев покажут 27 спектаклей из 11 стран мира. В этом году, надо признать, столичным зрителям очень повезло.Афишу Чеховского фестиваля этого года можно смело назвать невероятной. Столько звезд в одной программе не наберут ни Авиньонский, ни Эдинбургский — самые крупные мировые театральные фестивали. Но есть существенное отличие — направленность Чеховского на самого широкого зрителя. Признанные и престижные театральные форумы давно не нуждаются в рекламе: им не приходится привлекать ни театры, ни зрителей. Напротив, на них еще надо умудриться попасть. Поэтому их организаторы стремятся в своих программах собрать вокруг нескольких «гвоздей» все самое новое, экспериментальное, «горячее». Такие фестивали могут стать как вершиной, так и началом карьеры прежде не очень раскрученного режиссера или актера, в котором авторитетные отборщики увидели нечто интересное. Кроме того, знаменитые фесты — это еще и грандиозные рынки, собирающие импресарио и антрепренеров со всего света.

И последнее: они приносят городам, которые каждый год захватывают на месяц-полтора, значительный доход, причем не с продажи билетов на спектакли, а с обслуживания толп туристов, приехавших со всего света эти спектакли посмотреть. Когда в 2003 году Авиньонский фестиваль (его бюджет в разные годы составлял 5,5—7,5 млн. евро) был отменен из-за профсоюзной забастовки, город лишился чуть ли не годового бюджета.

Чеховский же фестиваль «градообразующим» пока не стал. Да и вряд ли когда-нибудь станет. Слишком велик мегаполис. Мировой театр не может стать хозяином в нем даже на пару месяцев по нечетным годам. Фестиваль здесь гость. И чтобы стать желанным, он должен быть почетным и знаменитым. Организаторы этого грандиозного, но пока убыточного (бюджет фестиваля сопоставим с Авиньонским) события мечтают окупить затраты именно за счет продажи билетов. А потому стараются привезти в Москву настоящие хиты на все вкусы. Это фестиваль для москвичей. И в нынешнем году, надо признать, нам очень повезло.

О калибре звезд мировой хореографии, участвующих в нынешнем Чеховском фестивале, «Профиль» уже писал (см. №19, 2007). Об уровне драматической программы говорит хотя бы одно имя Питера Брука — лучшего режиссера ХХ века, который и в новом столетии не перестал быть одной из центральных фигур. На прошлом Авиньонском фестивале билеты на его спектакль «Сизве Банзи умер» были распроданы через полчаса после объявления начала продажи через Интернет. А показывали его раз десять, не меньше. Искушенная публика помирала со смеху, когда среди картонных коробок выясняли отношения два южноафриканца. Вернее, один — Сизве Банзи (Питчо Вомба Конга), потерявший паспорт бедняга, и прочие персонажи (которых играет гуттаперчевый неугомонный говорун Хабиб Дембеле), помогающие ему обрести новое имя, а значит, и жизнь. Новый спектакль Брука простодушен. Но великий режиссер и отличается от многих других тем, что творит свой театр из играющих у него актеров. Они ему интересны как люди, как неповторимые личности. И он помогает им раскрыться на сцене и сказать зрителям нечто очень важное для них самих. Поэтому все спектакли Брука — изощренные, масштабные или совсем простые — всегда органичны. Москве будет интересно сравнить историю Сизве и моноспектакль «Великий инквизитор», поставленный Бруком по роману Достоевского «Братья Карамазовы», который исполнит Брюс Майерс — один из ведущих актеров бруковского Международного центра театрального творчества и театра «Буфф дю Нор» (Париж, Франция).

Лучшие спектакли Международного театрального фестиваля им. Чехова 2007 года, выбор «Профиля»:
1. Спектакли театра Ex Machina режиссера Робера Лепажа: «Обратная сторона луны», 3—7 июля, МХТ им. А.П. Чехова «Проект Андерсен», 12—16 июля, МХТ им. А.П. Чехова Busker’s opera, 13—17 июля, Театр им. А.С. Пушкина «Трилогия Драконов», 21, 22, 24, 25 и 26 июля, МХТ им. А.П. Чехова
2. «Край земли», реж. Филипп Жанти, 11—17 июня, Театр им. Моссовета
3. Балеты Мари Шуинар (Канада), 19—21 и 24—26 июня, Театр им. Моссовета
4. «Цимбелин», реж. Деклан Доннеллан (театр «Чик бай Джаул», Великобритания), 3—7 июля, Театр им. А.С. Пушкина
5. «Мазурка Фого», театр танца Вупперталь п/р Пины Бауш (Германия), 1—3 и 5—7 июля, Театр им. Моссовета
6. «Сизве Банзи умер», реж. Питер Брук (театр «Буфф дю Нор», Франция), 7—11 июня, Центр им. Вс. Мейерхольда
7. «Лебединое озеро» Мэтью Боурна (Великобритания), 30—31 мая, 1—3 и 5—10 июня, МХТ им. А.П. Чехова
8. Опера «Пеллеас и Мелизанда» в постановке Оливье Пи (копродукция Россия—Франция), 18, 20, 22, 23 июня, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
9. «Тангера» Диего Ромая (Аргентина), 17—23, 25—29 июня, МХТ им. А.П. Чехова
10. «Дождь», постановка Даниэле Финци Паска, цирк «Элуаз» (Канада), 17—22, 24—29 июля, Театр им. Моссовета
Старые знакомые

Значительную часть афиши 2007 года составляют любимцы столичной публики, завсегдатаи Чеховского фестиваля, без которых его уже трудно себе представить. Это прежде всего новая шекспировская постановка Деклана Доннеллана в его знаменитом британском театре «Чик бай Джаул». На сей раз нам представят незнакомого «Цимбелина», которого режиссер решает в жанре политического памфлета.

Наконец удалось залучить уникальное представление компании Филиппа Жанти — «Край земли». Жанти начинал как кукольник, но сейчас его спектакли трудно отнести к какому-то конкретному жанру. Танец, пластика, иллюзион, куклы, предметы, тени, звуки — его необузданная и совершенно непредсказуемая фантазия творит на сцене настоящие чудеса из всего, на что в данную минуту упал взгляд художника. Его спектакли могут быть задорными, мрачноватыми, загадочными, лиричными. Однако всегда они оставляют почти осязаемое ощущение беспредельной свободы творчества. На них от свободы дух захватывает.

Звездой Востока для фестиваля вновь явился Тадаси Судзуки, который поначалу собирался удивить нас мюзиклом по мотивам японской сказки «Гора Кати-Кати», но, похоже, покажет «культовую трагедию Древней Греции» (определение самого Судзуки) «Бог вина Дионис». А расширит мэтр наше представление о японском театре отобранными им самим спектаклями коллег: современной хореографией Дзё Канамори «Нина — материализация жертвоприношения» и постановкой «новой японской драмы» Минору Бэцуяку «Места и воспоминания» режиссером Осаму Мацумото. Для Судзуки важно продемонстрировать миру, что театр его страны — не только музей но и кабуки, но и живой, развивающийся процесс.

С другим традиционным гостем фестиваля — грузинским режиссером Робертом Стуруа — связано одно из самых неожиданных изменений в программе. Первоначально предполагалось показать в Театре им. Шота Руставели его спектакль по пьесам Лаши Бугадзе «Солдат, любовь, мальчик из охраны и... президент» — гротеск или даже абсурд, весьма смахивающий на жизнь, воспринятый многими как намек на действующего президента его страны. Но после октябрьских событий это сочли неполиткорректным. Поэтому мы увидим привычного нам Стуруа, ставящего в родном театре национальную классику: трагикомедию Давида Клдиашвили «Невзгоды Дариспана» и почти кабаре на музыку всех времен и народов «Сладковато-печальный запах ванили» по пьесе Ираклия Самсонадзе.

Еще один грузинский режиссер, Темур Чхеидзе, будет представлен спектаклем питерского Большого драматического театра им. Товстоногова по трагедии Шиллера «Мария Стюарт». Тем, кто соскучился по бэдэтэшным звездам: Андрею Толубееву, Валерию Ивченко, Леониду Неведомскому, — будет случай увидеть их на сцене.

Американо-канадский контент

Новичками на фестивале будут латиноамериканцы. Компания Диего Ромая из Буэнос-Айреса (Аргентина) в оригинальном мюзикле «Тангера», разыгрывая историю любви, расскажет нам историю аргентинского танго. А колумбийский «Театро Насиональ» в представлении «Аромат предместий и танго», наоборот, языком танго расскажет о жизни и актерской доле многолетней примы этого театра Фанни Миккей.

Как всякий уважающий себя фестиваль, Чеховский представит и собственную продукцию. На сей раз это будет мировая премьера постановки оперы «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси знаменитым французским режиссером Оливье Пи в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Однако самой интригующей частью фестиваля обещают стать дни Канады. Четырех балетов Мари Шуинар ждут не дождутся все столичные балетоманы, многие из которых видели ее виртуозную хореографию только в видеозаписях. Представление монреальского цирка «Элуаз» под названием «Дождь» должно убедить москвичей, что цирковое искусство в мире уже давно перестало ограничиваться головокружительными трюками. Именно всемирно известный канадский цирк «Дю Солей» и его последователи, к которым принадлежит «Элуаз», научились использовать уникальные возможности цирковых артистов, их способность к полету и изощренной пластике для создания удивительных целостных спектаклей, где пространство сцены получает еще одно измерение — высь. «Дождь» — это сплошная радость в двух действиях. Еще один канадский сюрприз — единственный на фестивале им. Чехова в этом году спектакль по произведениям Чехова. «Театр Смит-Гилмор» покажет инсценировку рассказов нашего классика, которая так и называется — Chekhov’s shorts.

Специальным гостем станет самый актуальный на сегодня режиссер Робер Лепаж со своим театром Ex Machina (Квебек, Канада). В конце апреля Лепаж был удостоен престижнейшей премии «Европа — театру» на фестивале в греческих Салониках. Он всего второй неевропеец, получивший эту премию. И сразу — к нам. Спектакли Лепажа всегда неожиданны, не похожи друг на друга. В Москве их будет четыре. «Проект Андерсен» — это моноспектакль, где все роли играл сам Лепаж (в Москве его заменит Ив Жак). Это его попытка понять природу творчества вообще через проникновение в мир андерсеновских мифов. Busker’s opera по мотивам «Оперы нищих» — перенесение в сегодняшний быт шоу-бизнеса классического сюжета Джона Гея, известного больше по брехтовской пьесе «Трехгрошовая опера». «Обратная сторона луны» — еще один авторский монопроект Лепажа, где он очень смешно рассказывает о ссоре и примирении двух братьев на фоне истории космического братания «Союза» и «Аполлона». И наконец, завершающая весь фестиваль «Трилогия Драконов» — почти мелодрама о двух девочках, которые совершают путешествие в пространстве Квебек—Ванкувер—Торонто и во времени между 1932 и 1985 годами. Но в этой саге, разыгрываемой на нескольких языках, разворачивается история всего XX века. Театральный язык Лепажа и прост, и прихотлив одновременно. Он использует все новинки видеоарта. Однако экран и «прямая трансляция» крупных планов для него средство, а не демонстрация собственной продвинутости. Он любит обнажить прием, как бы кокетничая его откровенной театральностью и условностью, но это нисколько не отменяет чуда театра и даже, наоборот, оттеняет его. Он может, не скрываясь, вертеть обычную лампу в руке так, что на экран отбрасывается его тень. Но это не помешает Тени вступить с ним в равноправный диалог. Он может положить видеокамеру на пол и на глазах у зрителя ползать перед ней и нелепо переваливаться с боку на бок. Но это не мешает тем же зрителям в то же самое время любоваться на экране проекцией его свободного парения в невесомости.

Чудо театра не в технике и не в фокусах, а в артисте. И мы это чудо скоро увидим.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».