Наверх
23 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "<Системный> супермаркет"

Обновленная стратегия развития АФК , сфокусированная на непубличных активах, заинтриговала многих аналитиков. На фоне постоянного роста доходов традиционного телекоммуникационного бизнеса доля непубличных бизнес-направлений в выручке сегодня невыразительна. Но именно на этот сектор делает ставку. О привлекательности непубличных активов АФК рассказал первый вице-президент компании, руководитель комплекса стратегии и развития Антон АБУГОВ.

В ближайшие несколько лет аналитиков и инвесторов ждет увлекательное зрелище: как и какими темпами АФК сможет осуществить широко заявленные планы по дальнейшей диверсификации бизнеса и увеличению доли непубличных активов в портфеле корпорации. Почти год назад руководство АФК приняло решение развивать непубличные компании: банк МБРР, розничную сеть , медийный холдинг , туристическую компанию , сеть клиник и разработчика радиокосмических систем . К 2011 году АФК поставила стратегическую цель: увеличить долю непубличных компаний в активах до 40-50% с нынешних 10%.
   


Пока же основной доход приносят ее публичные МТС и . И пока что непубличными активами АФК, скорее, напоминает непосвященному наблюдателю супермаркет типа или , куда люди (в данном случае инвесторы) ездят целенаправленно за определенными продуктами, но приобретают еще много всякой всячины.
   


— Супермаркет? — удивляется Антон Абугов. — Возможно: Там ведь тоже все сделано для максимального получения прибыли. Мы действительно приняли четкую стратегию, ориентированную на дальнейшее развитие бизнеса и развитие непубличных активов. Мы не раз публично и внятно ее объявляли, и инвесторы как раз нашу стратегию понимают. Возможно, что впечатление разрозненности наших активов и нелогичности шагов объясняется тем, что невозможно до бесконечности, потому что существуют ходы, ноу-хау и некие конкурентные преимущества, которыми делиться с конкурентами было бы неразумно. Тем не менее финансовые показатели говорят о том, что мы на правильном пути. Более того, последовательная реализация нашей стратегии уже привела к увеличению доли непубличных компаний в выручке с 12% до 16% только за 2007 год, что уже начинает отражаться на росте капитализации Корпорации.
   


— Что вы хотите получить в результате реализации этой стратегии?
   


— Стратегия видит своей конечной целью создание некоего конгломерата, фокусирующегося на потребительских рынках. Все потребительские рынки плавно конвергируются в одном общем пространстве: банковский сектор, телекоммуникации, масс-медиа, розница. Ведь практически любой человек пользуется и банковскими услугами, и мобильной связью, смотрит телевизор, ходит в магазин, ездит отдыхать, лечится. И человека со всех сторон. Классическое b2c — бизнес, ориентированный на клиента.
   


— В чем, по-вашему, смысл держать столь разноплановые активы в одном пакете?
   


— Потому что возможность маркетировать и пакетировать продукцию безгранична. Что мы и доказываем. Другое дело, что бизнесы, портфели неодинаковы по своим возможностям и потенциалу. Например, : растет, каждый год удваиваясь. Но рынок детских игрушек небезграничен. Можно занять определенную долю, но невозможно прыгнуть выше головы. Поэтому мы смотрим на параллельные ниши, в которые можно входить. На те, где можно интенсивно развиваться. Во многих случаях мы как первопроходцы: понятно, что это выгодно, но никто за это не брался. Мы достаточно смело, например, выходим на медицинский рынок. Сейчас уже сформировался класс, который тратит большие деньги на свое здоровье. Московский рынок здравоохранения — это $6 млрд, и он сопоставим с московским рынком телекоммуникаций. завершила объединение медицинских активов в холдинг ЗАО . Сейчас у нас 26 клиник в Москве и регионах, служба скорой медицинской помощи, есть семейная клиника для VIP и иностранцев — ООО . В развитие будет инвестировано до 1 млрд рублей. В ближайшие годы этот актив вырастет кратно. Мы намерены создать оператора медицинских услуг, который обеспечит страховым компаниям, работающим на рынке медицинского страхования, мощный сервис. Уже к 2011 году это будет сеть из порядка 100 клиник с едиными стандартами, форматами и брендом. И этот сервис будет больше государственного, лучше, разнообразнее по набору услуг и рассчитан на все категории клиентов — и эконом-, и бизнес-, и VIP-класса. Учитывая, что при приеме на работу люди все больше обращают внимание на наличие медицинской страховки, направление это представляется тем более перспективным. Мы и тут первооткрыватели. По нашим расчетам, уже к 2010 году выручка от этого бизнес-направления составит около $300 млн.
   


По мнению г-на Абугова, любой непубличный актив компании развивается чрезвычайно динамично. Например, МБРР, начавший заниматься ипотекой только в 2006 году, то есть гораздо позднее многих крупных финансовых структур, сегодня уже входит в top-15 российских банков по выдаче ипотечных кредитов. Банк растет существенно быстрее рынка. Еще одна его сильная позиция — автокредитование. У — огромный потенциал, учитывая, что пока на значительной части территории России либо принимается 1 телевизионный канал, либо нет телевизионного покрытия вообще. У прирост абонентов превышает прогнозы в 1,5 раза. Пока даже и конкурентов нет: Остается только сложить из мозаики цельную картину.
   


Технология комплексного обслуживания давно действует за рубежом. Там компании хорошо знают и своих клиентов, и их нужды. Поэтому у них есть возможность предложить каждому максимально возможный спектр услуг на тех условиях, которые конкретного клиента в определенный момент его жизни устраивают. В России пока подобных масштабных проектов еще не было — взаимодействие пары-тройки торговых сетей и аптек, принадлежащих разным хозяевам, ради привлечения клиента в обмен на скидки не в счет.
   


— Антон, как вы себе представляете эту модель в рамках ?
   


— Имея такие активы, остается только умело их сочетать. Попробуем оттолкнуться от того, что количество клиентов (то есть тех, кто уже пользуется услугами одной из наших компаний, а именно МТС) — 80 млн человек. Им можно будет предлагать на выгодных условиях услуги , , , МБРР и т. д. Мобильные телефоны, например, могут взять на себя какие-то микроплатежи — это уже сочетание с элементами банковского бизнеса. Задача в том, чтобы нарастить масштабы активов, — сейчас мы не в состоянии обеспечить всех этими услугами. Но, например, корпоративных клиентов — можем. Еще раз повторю: наши активы — это не хаотичное нагромождение компаний различной направленности, а конгломерат с органично подобранными бизнес-направлениями, сфокусированными на потребителе.
   


— А как же ваши миноритарные нефтяные башкирские активы?..
   


— Их уже можно назвать квазинепрофильными активами . Казалось бы, они совершенно не вписываются в нашу философию. Но, учитывая, что это, по сути, нефтеперерабатывающий комплекс, мы путем реализации автомобильного топлива через сеть АЗС опять же возвращаемся к нуждам человека. Правда, пока мы миноритарные акционеры, но в случае обретения контроля над активом этот бизнес станет серьезной подпиткой наших непубличных .
   


— Означает ли все сказанное, что отныне вся политика компании будет строиться на b2c?
   


— b2b (бизнес для бизнеса) так или иначе присутствует в каждом активе. Правда, в значительно меньшей степени. Например, концерн (радиотехника и космические технологии) — это бизнес, который не имеет отношения сейчас к b2c, так как это классический b2g (бизнес для государства), но с учетом того, что концерн давно стратегически смотрел на участие в программе ГЛОНАСС, через какое-то время это опять-таки будет b2c и b2b. Круг все равно замыкается.
   
P.S. Аналитики полагают, что обновленная стратегия принесет плоды уже в ближайшей перспективе. 
Станислав Юдин, UBS: есть положительный опыт развития непубличных активов, например, РОСНО. Одна из стратегических линий компании — открывать новые направления бизнеса, так как многие сегменты находятся на очень низком уровне развития. У есть достаточно финансовых ресурсов, чтобы инвестировать и получать отдачу на объеме. Есть стратегический административный ресурс, управленческий потенциал. Инвестируя сразу большие средства, компания имеет возможность либо сразу продавать направление, либо выводить его на IPO и развивать дальше. И хотя непубличные активы не будут доминировать в структуре бизнеса, но они помогут существенно увеличить стоимость компании>.






   АФК — крупнейшая в России и СНГ публичная диверсифицированная корпорация, управляющая быстрорастущими компаниями в сервисных секторах экономики и обслуживающая более 80 млн потребителей. Она создает и управляет ведущими предприятиями в различных секторах рынка услуг, включая телекоммуникации, высокие технологии, банковский бизнес, недвижимость, медицину, розничную торговлю и масс-медиа. Основанная в 1993 году, компания показала выручку в размере $9,6 млрд за первые девять месяцев 2007 года, а ее суммарные активы по состоянию на 30 сентября 2007 года составили $24,2 млрд. Акции АФК прошли листинг под символом SSA на Лондонской фондовой бирже, под символом AFKS на фондовых биржах РТС и ММВБ и под символом SIST на Московской фондовой бирже.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK