Наверх
11 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "СМЕНА КАРАУЛА"

Отставка Юрия Лужкова будет означать конец власти финансово-чиновничьей группы, много лет контролировавшей основные денежные потоки и ресурсы столицы.    Всю минувшую неделю журналисты и политологи строи-ли прогнозы отно-сительно того, кто может прий-ти на смену мэру Москвы Юрию Лужкову. Но откуда бы ни явились новые назначенцы, кардинальные пере-мены в столичной экономикенеизбежны (если, конечно, отбросить маловероятный вариант полной преемственности, когда кресло столичного градоначальника займет человек Лужкова). Что ждет хозяйство и бизнес Москвы?
   
КАК В ШЕЛКАХ
    Для начала стоит разобраться с московской казной. Москва входит в число 38 российских регионов, имеющих дефицитный бюджет. На 1 января 2010 года он был равен, по данным Минфина РФ, 12% от доходов городского бюджета, что является средним показателем по стране. Госдолг столицы (кредиты и ссуды федерального бюджета, облигационные займы) равнялся 24% объема доходов на ту же дату, что также соответствует среднему уровню. Проблема в его абсолютном значении.
   На 1 августа столичный долг составил 256,18 млрд рублей, или 61% суммарного госдол-га всех федеральных округов (за исключением ЦФО) без учета долга муниципальных образований (48% — ес-ли учесть муниципальные долги). При этом валовый региональный продукт (ВРП) Москвы равен примерно 40% от суммарного ВРП федеральных округов (за исключением ЦФО). «Фактически это означает, что Москва отвлекает на свою экономику финансовые ресурсы, которые использует недостаточно эффективно, в то время как они могли бы быть распределены между зачастую более стабильными в период кризиса и, значит, более востребованными современной экономикой финансовыми системами регионов РФ», — поясняет главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
   Значит, новой власти Москвы неизбежно придется за-няться сокращением расходов и снижением активности заимствований. Правда, делать это до парламентских и президентских выборов ни-кто не решится, ведь в первую очередь речь пойдет о потерях для социальной сферы. К тому же сокращение разного рода выплат и субсидий сразу негативно отразится на потребительском секторе, повлечет за собой снижение прибыли и замедление процессов консолидации в ряде основополагающих отраслей экономики столицы.
   К ним относятся, прежде всего, оптово-розничная тор-говля и услуги, доля которых в ВРП Москвы составляет порядка 40% при средних по России 20%. Снижение ди-намики роста затронет девелопмент (порядка 20% ВРП при среднероссийских 10%) и финансовый сектор (2% ВРП против 1% в среднем по стране). Александр Осин не исключает также, что могут быть повышены и региональные налоги.
   «Представляется, что на фо-не роста долгосрочных финансовых рисков, существенного замедления потребитель-ской активности и медленно-го восстановления занятости сама структура московскойэкономики создает повышен-ные риски, — считает эксперт. — Решение этой проблемы не было найдено дей-ствующим московским руководством».
   При этом совокупные те-невые доходы Москвы оцениваются в $4-5 млрд ежегодно. «Несомненно, что финансово-промышленные группы, которые будут стоять за новым мэром, захотят контролировать эти потоки», — полагает директор Института национальной стратегии Станислав Белковский. Скорее всего, можно говорить о переделе сфер влияния по отраслевому признаку — в строительном бизнесе, ритейле, ЖКХ и т.д.
   
СМЕНА ВСЕХ
    Можно с большой долей вероятности предположить, что уход мэра Лужкова приведет к массовым отставкам руководства предприятий (прежде всего, ГУПов), а также чиновников, курирующих наиболее доходные ресурсы. «Более того, не исключаю, что в этом случае можно будет говорить фактически об ап-паратной и бизнес-люстра-ции — многие представители «московской группы» подвергнутся профессиональной дискриминации и уголовному преследованию», — прогнозирует заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры России Александр Шатилов. Схожего мнения придерживается и член генерального со-вета ассоциации среднего и малого бизнеса «Деловая Рос-сия», президент группы «Химэкс» Анатолий Лейрих: «По-плывут», прежде всего, компании, близкие к отставленному мэру, а также компании членов его команды. И при этом у них возникнет желание «обналичить» уходящий административный ресурс».
   Инвесторы уже учитывают эти риски. Слухи о возможной отставке мэра Москвы отразились на бумагах одного из самых крупных и благополучных активов, аффилированных с московским правительством, — Банка Москвы.
   14 сентября 2010 года цена самых длинных евробондовбанка (с погашением в 2017 году) снизилась до 99% от номинала против 100,2% днем ранее. Доходность евробондов с погашением в 2015 году выросла на 8 базисных пунктов, до 5,97%: это самый высокий уровень с апреля.
   На внутреннем рынке в обращении два выпуска облигаций с погашением в 2011-м и 2013 году. Первый торгуется с доходностью к погашению 6,49% (в начале августа — 4,2%), второй — с доходностью 6,51% (в конце июня — около 5,9%). «Доходность по бондам Банка Москвы все равно низкая, характерная для облигаций первого эшелона. Но ее динамика указывает, что инвесторы «закладываются» на возросший риск смены со-става столичного правитель-ства», — отмечает заместитель начальника аналитического отдела компании «Инвесткафе» Александра Ло-зовая. По ее мнению, для Банка Москвы возможны два сценария после смены руководства на Тверской, 13. При первом банк остается с прежним руководством и составом акционеров, но фи-нансовые потоки столично-го правительства (пример-но треть всех клиентских средств) частично или пол-ностью направляются в дру-гой крупный банк. Пакет акций, принадлежащий пра-вительству Москвы, в будущем может быть привати-зирован.
   При втором сценарии новое московское правительст-во сменит руководство кредитной организации. При этом фактически монопольное положение банка по об-служиванию московского бю-джета и муниципальных пред-приятий сохраняется. «Но ситуация может осложниться тем, что 20,32% акций банка принадлежат менеджменту — президенту Андрею Бородину и зампреду совета директоров Льву Алалуеву», — говорит эксперт.
   Большинство специалистов уверены, что на бизнесе банка кадровые катаклизмы не отразятся, поскольку он участвует не только в проектах московского правительства.
   То же можно сказать и о судьбе некоторых других компаний с участием мэрии. «Вряд ли новое руководство города будет заинтересовано в банкротстве крупнейших на сегодня «придворных ком-паний», к которым относятся также, например, электро-энергетические компании — МОЭК, МОЭСК. Их банкротство может повлечь за собой малоприятные соци-альные последствия. Однако это не говорит о том, что смена менеджмента не состоится. Безусловно, новый градоначальник будет стремиться поставить на ключевые посты своих людей», — замечает Станислав Белковский.
   
ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ
   «Битва за Москву», проигранная Юрием Лужковым, не может не отразиться на основном семейном бизнесе — компании «Интеко», принадлежащей его жене Елене Батуриной. База «Интеко» — строительство зданий и сдача в аренду помещений. Приоритетная задача нового мэра будет заключаться в том, чтобы вытеснить бизнес Батуриной со столичного рынка, уверен Станислав Белковский. Если раньше интересы были диверсифицированы, говорит эксперт, то сегодня они в большей своей части сосредоточены именно в «Интеко». «Думаю, никаких сложных схем для того, чтобы убрать «Интеко» с рынка, не нужно. Достаточно просто перекрыть доступ к административному ресурсу: изъять строительные площадки, перекрыть возможности участия в градостроительных программах и прочее», — считает Станислав Белковский.
{PAGE}
   Так, «Интеко», скорее всего, лишится своего последнего приобретения. В начале сентября стало известно, что правительство Москвы намерено создать первое частное партнерство для освоения 300 га земли на западе столицы. Основным партнером была выбрана компания «Интеко». Столичные власти готовы обеспечивать строительный проект дорогами, коммуникациями и социальной инфраструктурой. Причем за счет городской казны.
   Судя по всему, не видать больше компании и таких мегапроектов, как ремонт ле-гендарного памятника «Рабочий и колхозница», который обошелся городу в 4 млрд рублей. Впрочем, возможны и другие варианты. «Принимая во внимание цену вопроса, нельзя гарантировать, что у кого-нибудь не сдадут нервы, — рассуждает Анатолий Лейрих. — Вот тогда возникнут проблемы, связанные с понуждением «семьи» поделиться накопленным».
   
«ПЕРЕМЕН!»
    Бизнес, благополучие и шансы на развитие которого в Москве, как и во всей стране, зависят не столько от законодательной основы, сколько от отношений с властными структурами, с опаской ждет предстоящих перемен. «В лю-бом случае бизнес-среда в Москве окажется более конкурентной, чем прежде», — считает Александр Шатилов. Но произойдет это не за счет нормальной рыночной конкуренции, на большую открытость московского рынка вообще никто не рассчитывает. Москва окажется под совместным контролем федеральных элитных групп, которые вряд ли заинтересованы в активности «чужаков». «Исключением может стать вариант с назначением на пост мэра Москвы питерского кандидата. В этом случае велики шансы на экспансию на столичный рынок влиятельных предпринимательских сообществ города на Неве. Например, банка «Россия» и аффилированных с ним структур», — полагает Александр Шатилов.
   Даже со сменой градона-чальника Москва по-преж-нему останется государст-вом в государстве с очень высокими барьерами входа на рынок. Так, например, президент одного из банков Юга России не видит для региональных компаний больших перспектив в Москве: «В какой сфере? Распределение участков под строительство? Может быть, установка бесплатных туалетов по городу? Тоже возможно. То есть тот бизнес, где муниципалитет выступает как партнер или заказчик, а в ос-тальных случаях — вряд ли». Эксперт признает, что Москва для регионов — лакомый кусок. Например, практически все банки мечтают перевести головной офис в Москву: престижно, и цена актива поднимается. «Но не думаю, что в этом вопросе мэрия играет ключевую роль. Впрочем, мы не видим все коррупционные нити, пронизывающие бизнес-среду, поэтому оценки здесь очень приблизительны», — рассуждает он.
   Анатолий Лейрих считает, что многое будет зависеть не только от стоящих за новым мэром сил, но и от его личности. Если новый мэр будет слабее прежнего, то жест-кая конструкция управления Москвой, созданная Лужковым, будет разваливаться. «А в мутной воде ловить крупную рыбу освободившимся от неусыпного контроля низам — чиновникам и бизнесменам — будет легко и привольно, — говорит эксперт. — Их активность будет расти вследствие неопределенности собственной перспективы, а расплачиваться за возникающие перекосы, дефицит в снабжении и прочие издержки будут жители и гости Москвы». И пока федеральные власти опомнятся и примут какие-то решения, утечет много воды и пропадет много средств, а условия жизни в Москве ухудшатся ощутимо. Это са-мый плохой сценарий, по мнению Анатолия Лейриха. Не намного лучше и приход авторитарного руководителя — нового Лужкова. Разумеется, наилучший вариант, если придет личность сильная, с опытом управления, ориентированная на рыночную экономику. Тогда имеет смысл ждать развития деловой активности, предпринимательства, массового вовлечения москвичей в экономическую деятельность, а значит, и роста благосостояния.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK