Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Суперуправление: начало хорошее, но…"

 В обращении к нации 6 июня президент Джордж Буш (George W. Bush) объявил о реорганизации в высших эшелонах власти — наиболее масштабной с 1947 года, когда президент Гарри Трумэн (Harry S. Truman) создал Министерство обороны, ЦРУ, и Совет национальной безопасности. Амбициозная цель Буша — создать управление, единственной задачей которого было бы обеспечение безопасности США от терроризма. «Сотрудники нового ведомства каждый день будут приходить на работу с мыслью о том, что самое важное для них — это защита сограждан», — объявил Буш.
Безусловно, никто не будет оспаривать необходимость совершенствования методов борьбы с терроризмом. Особенно после того, как стало известно о промахах разведки накануне 11 сентября, о чем в последние недели много писали и говорили. Но слова Буша, должно быть, вызвали шок у многих и многих служащих тех структур, которые предполагается перевести «под крыло» управления безопасности национальной территории. Конечно, многие из них будут охранять границу, готовиться к ликвидации последствий катастроф и анализировать развединформацию. Но тысячи других станут заниматься сбором таможенных пошлин на игрушки, разработкой карантинных норм для цирковых животных и контролем над астрофизическими исследованиями.
Есть лучшее решение. Управление должно быть компактнее. А его деятельность — более конкретной и узконаправленной. И президент должен понять, что созданием нового управления ограничиваться не следует, и позаботиться об улучшении взаимодействия между различными контртеррористическими структурами. Кроме того, создание управления не снимает с повестки дня совершенствование разведки в ФБР и ЦРУ. План Буша хорош в качестве «первой попытки», как считает политолог из American University Джеймс Тербер (James A. Thurber). «Но нужно заставить [существующие структуры] взаимодействовать и доверять друг другу».
Это непростая задача. И чтобы ее решить, понадобится постоянное давление со стороны президента. Вот некоторые предложения:
Сконцентрировать усилия на конкретных задачах. Новое управление «поглощает» 22 агентства со 170 тыс. сотрудников. При таких масштабах оно слишком громоздко и обходится в $37 млрд. в год. Управление должно быть избавлено от всего лишнего и сконцентрироваться на борьбе с терроризмом. «Необходимо юридически отделить те функции, которые не имеют ничего общего с безопасностью национальной территории», — полагает Уилл Маршалл (Will Marshall), президент центристского Progressive Policy Institute.
Логичный первый шаг — таможенная служба. Ее функции по обеспечению безопасности границ вполне соответствуют задачам нового управления. А вот сбор пошлин должен оставаться за Министерством финансов. То же — с береговой охраной. Безопасность плавания малых судов, избавление от нефтяных пятен и сбор пошлин — прерогатива Министерства транспорта. Как говорит помощник одного из высокопоставленных республиканцев: «Не хотите же вы, чтобы Том Ридж (Tom Ridge) (начальник нового управления. — «Профиль») часами занимался тарифными планами?»
Решить проблемы с разведкой. За попытками устранить чрезмерное «расползание» нового управления Буш оставил в стороне коренной вопрос: как навести порядок в ФБР и ЦРУ. Более того, президент решил, что новое управление должно ограничиться лишь анализом разведданных, но не собирать их самостоятельно, имея доступ не к разведсводкам, а только к аналитическим выжимкам из них.
Это самый большой минус. По мнению экспертов, это ограничение приведет к пробелам в информации. Иво Даалдер (Ivo H. Daalder) из Brookings Institution считает, что такой подход «не имеет смысла. Вы не можете составить целостной картины, анализируя анализ, а не саму информацию». Одно из решений — потребовать от разведывательного сообщества открыть свои материалы для нового управления.
Более фундаментальный вопрос: что делать с ФБР? Представляется, что лучше не переориентировать ФБР со свойственных ему задач охраны закона на предотвращение терактов, а передать все, что связано с терроризмом, новому управлению. Пример — весьма эффективная британская служба MI5.
Заставить разные структуры взаимодействовать. Для решения вопросов взаимодействия в Пентагоне должен появиться помощник министра по безопасности национальной территории, как предлагают бывшие сенаторы Уоррен Радмен (Warren Rudman) (респ., Нью-Джерси) и Гэри Харт (Gary Hart) (дем., Колорадо). Высокопоставленные «офицеры связи» должны быть также в госдепе, министерствах юстиции и транспорта. Вот мнение Гэри Харта: «Президент должен заставить их взаимодействовать».
Кое-кто опасается, что конгресс может сделать только хуже. «Можно «защипать» эту идею до смерти», — говорит конгрессмен Мак Торнберри (Mac Thornberry) (респ., Техас). Но, право, стоит ее немного «пощипать», чтобы небезупречный план в благих целях все же превратился в то самое управление, которое видится Бушу.

Ричард Данхэм (Richard S. Dunham) с Полом Магнуссоном (Paul Magnusson) и Лоррэйн Уэллерт (Lorraine Woellert) в Вашингтоне. — Business Week.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK