Наверх
20 октября 2021
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Суперуправление: начало хорошее, но..."

В обращении к нации 6 июня президент Джордж Буш (George W. Bush) объявил о реорганизации в высших эшелонах власти -- наиболее масштабной с 1947 года, когда президент Гарри Трумэн (Harry S. Truman) создал Министерство обороны, ЦРУ, и Совет национальной безопасности. Амбициозная цель Буша -- создать управление, единственной задачей которого было бы обеспечение безопасности США от терроризма. "Сотрудники нового ведомства каждый день будут приходить на работу с мыслью о том, что самое важное для них -- это защита сограждан", -- объявил Буш.

Безусловно, никто не будет оспаривать необходимость совершенствования методов борьбы с терроризмом. Особенно после того, как стало известно о промахах разведки накануне 11 сентября, о чем в последние недели много писали и говорили. Но слова Буша, должно быть, вызвали шок у многих и многих служащих тех структур, которые предполагается перевести "под крыло" управления безопасности национальной территории. Конечно, многие из них будут охранять границу, готовиться к ликвидации последствий катастроф и анализировать развединформацию. Но тысячи других станут заниматься сбором таможенных пошлин на игрушки, разработкой карантинных норм для цирковых животных и контролем над астрофизическими исследованиями.

Есть лучшее решение. Управление должно быть компактнее. А его деятельность -- более конкретной и узконаправленной. И президент должен понять, что созданием нового управления ограничиваться не следует, и позаботиться об улучшении взаимодействия между различными контртеррористическими структурами. Кроме того, создание управления не снимает с повестки дня совершенствование разведки в ФБР и ЦРУ. План Буша хорош в качестве "первой попытки", как считает политолог из American University Джеймс Тербер (James A. Thurber). "Но нужно заставить [существующие структуры] взаимодействовать и доверять друг другу".

Это непростая задача. И чтобы ее решить, понадобится постоянное давление со стороны президента. Вот некоторые предложения:

Сконцентрировать усилия на конкретных задачах. Новое управление "поглощает" 22 агентства со 170 тыс. сотрудников. При таких масштабах оно слишком громоздко и обходится в $37 млрд. в год. Управление должно быть избавлено от всего лишнего и сконцентрироваться на борьбе с терроризмом. "Необходимо юридически отделить те функции, которые не имеют ничего общего с безопасностью национальной территории", -- полагает Уилл Маршалл (Will Marshall), президент центристского Progressive Policy Institute.

Логичный первый шаг -- таможенная служба. Ее функции по обеспечению безопасности границ вполне соответствуют задачам нового управления. А вот сбор пошлин должен оставаться за Министерством финансов. То же -- с береговой охраной. Безопасность плавания малых судов, избавление от нефтяных пятен и сбор пошлин -- прерогатива Министерства транспорта. Как говорит помощник одного из высокопоставленных республиканцев: "Не хотите же вы, чтобы Том Ридж (Tom Ridge) (начальник нового управления. -- "Профиль") часами занимался тарифными планами?"

Решить проблемы с разведкой. За попытками устранить чрезмерное "расползание" нового управления Буш оставил в стороне коренной вопрос: как навести порядок в ФБР и ЦРУ. Более того, президент решил, что новое управление должно ограничиться лишь анализом разведданных, но не собирать их самостоятельно, имея доступ не к разведсводкам, а только к аналитическим выжимкам из них.

Это самый большой минус. По мнению экспертов, это ограничение приведет к пробелам в информации. Иво Даалдер (Ivo H. Daalder) изInstitution считает, что такой подход "не имеет смысла. Вы не можете составить целостной картины, анализируя анализ, а не саму информацию". Одно из решений -- потребовать от разведывательного сообщества открыть свои материалы для нового управления.

Более фундаментальный вопрос: что делать с ФБР? Представляется, что лучше не переориентировать ФБР со свойственных ему задач охраны закона на предотвращение терактов, а передать все, что связано с терроризмом, новому управлению. Пример -- весьма эффективная британская служба MI5.

Заставить разные структуры взаимодействовать. Для решения вопросов взаимодействия в Пентагоне должен появиться помощник министра по безопасности национальной территории, как предлагают бывшие сенаторы Уоррен Радмен (Warren Rudman) (респ., Нью-Джерси) и Гэри Харт (Gary Hart) (дем., Колорадо). Высокопоставленные "офицеры связи" должны быть также в госдепе, министерствах юстиции и транспорта. Вот мнение Гэри Харта: "Президент должен заставить их взаимодействовать".

Кое-кто опасается, что конгресс может сделать только хуже. "Можно "защипать" эту идею до смерти", -- говорит конгрессмен Мак Торнберри (Mac Thornberry) (респ., Техас). Но, право, стоит ее немного "пощипать", чтобы небезупречный план в благих целях все же превратился в то самое управление, которое видится Бушу.


Ричард Данхэм (Richard S. Dunham) с Полом Магнуссоном (Paul Magnusson) и Лоррэйн Уэллерт (Lorraine Woellert) в Вашингтоне. -- Business Week.

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
20.10.2021