Наверх
15 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Свистать всех на верфь"

Первый рассказ — о Петербурге как кораблестроительном «сердце» России.Когда «Аврора» не стреляла

Питерские верфи — ровесницы города. Правда, историки до сих пор спорят о точной дате их закладки. Современные — считают, что первую верфь, Адмиралтейство, начали возводить в 1704 году. А известный историк XIX века Михаил Пыляев полагал, что это произошло на год позже. Как бы то ни было, руководству Адмиралтейских верфей ближе первая дата, и поэтому свой юбилей работники предприятия отметят через год после празднования 300-летия Петербурга.
Первым заложенным на Адмиралтейских стапелях кораблем стала пятидесятипушечная «Полтава». А затем строительство судов превратилось — по тогдашним масштабам, конечно, — в конвейерное производство. В петровские времена на Адмиралтействе построили 23 корабля и более 200 галер.
В 1724 году на Адмиралтейских верфях создали первую подводную лодку крестьянина Ефима Никонова. Удивительное судно напоминало деревянную бочку в кожаном мешке. Его несколько раз испытывали на Неве. Руководил испытаниями, понятно, сам Никонов. И лодка плавала. Правда, через год ее — ввиду непонятности применения — сломали, а самоучку отправили в Архангельск матросом.
С первой половины XIX века на верфи строили пароходы — первый из них изготовили по чертежам шотландца Чарльза Берда в августе 1815 года.
До 1917 года на Адмиралтейских верфях было построено более 1000 судов, в том числе знаменитый крейсер «Аврора». Кстати в 1987 году революционный корабль здесь же и отремонтировали. С 1930-х годов Адмиралтейские верфи специализировались на скоростных торпедных катерах и дизельных подводных лодках. В 1959 году верфи построили первый в мире атомный ледокол «Ленин».
Первая частная судоверфь России появилась тоже в Петербурге. Это был Балтийский завод, основанный в 1856 году купцом Матвеем Карра и вольнонаемным механиком царской яхты Марком Макферсоном. Впрочем, вне государственного контроля предприятие находилось недолго: пройдя через пожар и последующее банкротство, оно стало казенным.
Казенный завод построил первый российский броненосец «Император Павел I». В 1913 году на судостроительном собрали самый большой в Европе дирижабль «Гигант». Но после пробного подъема «Гигант», упал и больше дирижабли на заводе не строили.
Зато после 1917 года балтийцы делали все, что можно: передвижные электролебедки, тепловозы, построили крейсера «Киров» и «Максим Горький». После Второй мировой со стапеля завода сошли танкеры, плавучие командно-измерительные комплексы «Гагарин» и «Комаров».
С 1971 года на Балтийском строили весь атомный ледокольный флот страны. В конце 1980-х российский флот получил со здешних стапелей серию ракетных атомных крейсеров. Последний крейсер, «Юрий Андропов», заложили в 1986 году. Акт о приемке корабля был подписан в апреле 1998 года, и корабль переименовали в «Петра Великого».
Самое молодое питерское судостроительное предприятие — Северная верфь, возникшая в 1912 году как подразделение знаменитого Путиловского завода.
Для нее отвели изрезанный заводями участок на берегу Финского залива, там, где впадает речка Емельяновка. Правление Общества Путиловских заводов выпустило акции на 13 млн. рублей. Через Русско-Азиатский банк верфь купил французский предприниматель Шнейдер. В 1913 году Путиловской верфью был построен эскадренный миноносец «Новик» — в то время самый быстроходный корабль в мире. В октябре 1922 года постановлением Петроградского совета Путиловскую верфь переименовали в Северную судостроительную верфь. Здесь строили рыболовные траулеры, баржи. В 1958 году завод приступил к строительству первых в СССР пассажирских теплоходов и плавучих рыбзаводов. В то же время верфь строила ракетные эскадренные миноносцы. Сегодня контрольный пакет акций Северной верфи принадлежит холдингу «Новые программы и концепции».
Свой вклад в превращение Питера в кораблестроительную столицу России внесли и Советы — новой власти требовался скоростной флот, и в 1931 году была основана верфь Морпогранохраны НКВД (ныне завод «Алмаз»). Здесь были спроектированы и построены скоростные катера «Морской охотник». В 1960-е годы выпускали так называемый москитный флот — скоростные катера с крылатыми ракетами на борту. С 1970 года завод строит десантные корабли на воздушной подушке. В прошлом году два самых больших в мире десантных судна «Зубр» были проданы ВМС Греции за $150 млн.
Нефтеналивная субмарина

На проходной Адмиралтейской верфи всех приветствует Ильич, протягивая руку — но не в привычном призывно-задранном жесте, а как бы желая поздороваться.
Из-за опустившего руки Ильича выглядывает корпус дизельной подводной лодки. Здесь рабочие верфи учатся тушить пожары на корабле, или, говоря морским языком, бороться за живучесть. В начале 1990-х годов Адмиралтейской верфи пришлось побороться за выживание — с потерей военных заказов она «села на мель».
Однако сейчас благодаря предприимчивости генерального директора Владимира Александрова предприятие обеспечено заказами до 2010 года.
Владимир Александров родился в Ленинграде. Генеральным директором государственного предприятия «Адмиралтейские верфи» он стал в 1985 году. Считается одним из ведущих специалистов в области подводного судостроения. Руководил строительством атомных подводных лодок и участвовал в разработке специальных подводных аппаратов «Консул». Такая мини-подводная лодка с роботами-манипуляторами может погружаться на глубину 6000 метров и работать под водой до десяти часов. За разработку «Консула» Александрова наградили звездой Героя России.
Удивительно, но человек с комплекцией первого российского президента без труда влезает в рубочные люки подводных лодок и глубоководных аппаратов. При этом заставляет лезть в узкую шахту всех членов приемной комиссии. Александров — самый уважаемый человек на предприятии. В шутку верфи называют «Александровскими». Говорят, что директор умеет ладить с чиновниками и «олигархами».
Когда Адмиралтейские верфи лишились больших заказов на подлодки, Александров смог найти желающих выложить деньги на строительство танкеров. С 1997 года адмиралтейцы построили для компании «ЛУКойл» танкеры ледового класса «Астрахань», «Магас», «Калининград» и «Саратов».
«Такой танкер может находится в автономном плавании сорок суток, — поясняет главный строитель танкеров Дмитрий Кочин. — Пройдет через льды в полметра толщиной. Здесь двойное дно, усилены борта у грузовых танков».
Главный строитель машет рукой в сторону строящегося судна. В горе коричневого железа уже можно узнать пятый танкер для нефтяников — «Усинск». Его сдадут заказчику летом. Сбоев на предприятии не допускают — рабочий день на верфи начинается в 6.30 утра.
В августе 2001 года Адмиралтейские верфи подписали еще один танкерный контракт — с «Совкомфлотом», по которому должно быть построено восемь кораблей. Первое судно спустят на воду в сентябре 2003-го, а второе сдадут заказчику в марте 2004 года.
О доходах предприятия на Адмиралтейских верфях говорить не принято. Руководители ссылаются на то, что верфь — предприятие государственное, да еще и стратегического значения.
Тем не менее один экономический показатель называется с гордостью — зарплата квалифицированного специалиста. На Адмиралтейских верфях рабочие получают от 8 до 10 тысяч рублей.
К 2003 году Адмиралтейские верфи сдадут подводную лодку класса «Амур» ВМФ России. Субмарине дали имя «Санкт-Петербург». По словам разработчиков из ЦКБ «Рубин», новая подводная лодка превосходит зарубежные аналоги. «Амур» вооружен 18 торпедами и может проходить под водой до 6000 миль. Лодка малошумная — корпус изготовлен из специальной прочной стали и резины. «Амуры» считаются самыми скорострельными — торпеды могут выходить из аппаратов друг за другом через 15 секунд. Короткий сигарообразный корпус лодки покоится сейчас в старом закрытом эллинге, где раньше строили атомные подлодки. Сразу начали строить и экспортный вариант «Амура».
Новую лодку оценивают в $400 млн. Говорят, что ее продадут Китаю или Индии. Но кому она достанется — пока военная тайна.
50 лет до победы

Есть одна байка: во время испытаний построенного на Балтийских верфях авианесущего атомного крейсера «Петр Великий» случилась катастрофа. Пролетавший над районом испытаний — дело было в Балтийском море — шведский самолет-разведчик упал в воду. Работники верфи объясняют сие происшествие просто: швед упал от зависти.
Правда, копить зависть шведам пришлось долго, поскольку заложенный в 1988 году крейсер строился — из-за постоянных проблем с финансированием — целых 12 лет.
В последнее время Балтийский завод стал жить лучше. И основная заслуга в этом принадлежит индийцам — они разместили на заводе заказ на строительство трех фрегатов для своих военно-морских сил. Стоимость контракта — $1 млрд.
Одно из судов было недавно сдано госкомиссии. Председатель комиссии госприемки контр-адмирал Александр Александров хвалил корабль и уверял, что такой фрегат необходим российскому флоту. Генеральный директор Балтийского завода Олег Шуляковский полагает, что головной фрегат для российского флота будет построен к 2010 году.
Олег Шуляковский приехал в Ленинград из Горького, где окончил физико-технический институт — изучал атомные реакторы. Шуляковский был главным строителем атомных ледоколов. В 1991 году его избрали генеральным директором Балтийского завода.
На выборах 1996 года он был доверенным лицом президента России. По словам самого Шуляковского, использовал доверие Бориса Ельцина на полную катушку. После предвыборной поездки Ельцина в Петербург Балтийский завод моментально получил деньги на достройку атомного крейсера «Петр Великий».
И этот случай не единичный. Шуляковский часто использует свое знакомство с политиками для пользы дела. После совещания о проблемах Северного морского пути с президентом Путиным, которое состоялось в феврале нынешнего года, из госбюджета сразу выделили средства на достройку атомного ледокола «50 лет Победы» (недостроенный корабль уже одиннадцать лет стоит у причала завода).
В 2002 году в федеральном бюджете отдельной строкой предусмотрено финансирование проекта. Завод получит 400 млн. рублей. Всего же для завершения работ необходимо 2,2 млрд рублей. Пока у корабля нет кормовой мачты, ведется монтаж двух ядерных реакторов, нужно проложить бортовые трубопроводы, кабель, установить систему управления и радиационного контроля. Ледокол достроят к 2004 году.
Сейчас Балтийский завод строит автомобильно-пассажирский паром за $4 млн. для португальской компании Estaleiros Navais de Viana do Castelo S.A. Судно водоизмещением в 1100 тонн будет перевозить с острова Мадейра в Порто-Санто 145 автомобилей и тысячу пассажиров.
В конце прошлого года Балтийский завод участвовал в тендере на строительство двух эсминцев для ВМС Китая. Контракт оценивается в $1,4 млрд. На китайский заказ претендовали калининградский «Янтарь» и Северная верфь, которая строит корабли такого типа с 1981 года.
Шуляковский полагал, что именно его завод получит заказ. Но гендиректор предполагает, а «Рособоронэкспорт» — подписывает договор комиссии о строительстве двух эсминцев для ВМС Китая на Северной верфи. Впрочем, в конечном итоге китайский контракт все же достался балтийцам.
В сухом остатке

Соперничавшая за китайский контракт с балтийцами Северная верфь, впрочем, внакладе все равно не осталась. В декабре прошлого года здесь заложили корвет «Стерегущий». Это первый отечественный военный корабль, строящийся за последнее десятилетие. Два корвета строили для ВМФ России в Ярославле и Калининграде, но эти проекты заморозили. На Северной верфи работа идет полным ходом.
Новый многоцелевой сторожевой корабль уникален. Корпус корвета построен с использованием технологии «стелс» — как и знаменитые американские бомбардировщики, корвет практически незаметен для систем слежения.
Корвет оснастят современными ракетными комплексами, 100-миллиметровыми универсальными артиллерийскими орудиями, зенитно-ракетными комплексами «Каштан» со сверхзвуковыми ракетами, способными поражать низколетящие цели на расстоянии до 10 км. Корабль передадут нашему флоту в 2005 году.
На Северных верфях, впрочем, могли бы строить и быстрее, и больше. По словам генерального директора предприятия Валерия Венкова, сейчас производственные мощности загружены на 70%.
Венков родился в Ленинграде в семье корабелов. Его дед и отец работали на Балтийском заводе. В январе 1998 года Венков стал генеральным директором судостроительного завода Северная верфь. Он гордится проектом по строительству сухогрузов для Северо-Западного пароходства. Утверждает, что гражданское судостроение — новый вид бизнеса верфи, а не простая замена военного заказа.
Для Северо-Западного пароходства верфь строит новые сухогрузы проекта «Валдай». Корабли водоизмещением до 5000 тонн смогут перевозить удобрения, лес, сталь, бумагу. На борту судов поместится 260 контейнеров. Проект финансирует Сбербанк России. На строительство судов он предоставил Северо-Западному пароходству кредит в $49 млн.
В течение двух лет Северная верфь построит десять сухогрузов. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил благое начинание, и кораблям присвоили имена великих подвижников и святых православной церкви: «Св. Князь Александр Невский», «Преподобный Сергий Радонежский», «Князь Даниил Московский», «Преподобный Серафим Саровский». К маю этого года со стапеля сойдет головной корабль серии — «Святой Апостол Андрей».
По заказу Ленинградской Военно-морской базы на Северной верфи строят адмиральский катер. Он заменит «Ленинград», на котором командующий базы принимает парады кораблей Балтийского флота. Катер стоит более $2 млн. По желанию командования палубу застелят тиком, оборудуют двухуровневую VIP-каюту. Ожидается, что в мае 2003 года именно на этом катере Владимир Путин примет праздничный парад на Неве.
Катер для Путина

Еще один катер — для президента — сооружают на судостроительном заводе «Алмаз». С этой целью осенью прошлого года на предприятии взялись за модернизацию катера «Кавказ». Больше месяца корабль шел своим ходом с военно-морской базы на Черном море. У «Кавказа» потертый вид, и он мало похож на корабль верховного главнокомандующего.
В 1980 году это представительское судно построили для Леонида Брежнева. Катер длиной 45 метров и водоизмещением в 254 тонны может развивать скорость до 30 узлов (около 50 км/ч). Приступы морской болезни у нашего президента на борту катера исключены — на судне установлена специальная система «гашения качки».
Модернизация «Кавказа» обойдется в $2 млн. И к июню корабль встанет в строй Отдельного дивизиона пограничных сторожевых кораблей специального назначения.
Впрочем, одной только постройкой катера для главы государства заказы «Алмаза» не ограничиваются. В закрытом эллинге предприятия ремонтируют десантный корабль на воздушной подушке «Зубр», напоминающий гигантский утюг высотой в 20 метров. Его построили на заводе в 1987 году. До сих пор этот гигант не имеет аналогов в мире. «Зубр» может взять на борт три средних танка или 360 десантников. Корабль вооружен до зубов: четыре переносных зенитно-ракетных комплекса «Игла», две артустановки, ракетные установки, 80 мин.
«Однажды во время учений «Зубр» наехал на грузовик ГАЗ-66. Хорошо, в машине никого не было — рассказывает заместитель директора по маркетингу «Алмаза» Константин Канев. — Машина — в лепешку, а кораблю — хоть бы что. Оказалось, что напором воздуха, на котором корабль висит над водой и сушей, он просто раздавил автомобиль».
Наряду с гигантами кораблестроения в Питере есть еще и около тридцати небольших судостроительных фирм. Завод «Оккервиль», например, строит спортивные катера. В городе Ломоносове под Петербургом на 28-м военном заводе собирают батискафы. На Петербургской экспериментальной верфи — яхты.
Так что Питер по праву может носить имя корабельной столицы.

КОНСТАНТИН ЗБОРОВСКИЙ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK