26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "СВОЕ – ЧУЖОЕ"

Архивная публикация 2010 года: "СВОЕ – ЧУЖОЕ"

Эксперты уверены, что в этом году лизинговый рынок России покажет положительную динамику и по итогам года будет зафиксирован рост в 10-20%. Российский лизинговый рынок начал постепенно отыгрывать утраченные в кризис позиции. Эксперты отмечают значительный рост числа обращений клиентов в лизинговые компании в этом году. Заметно увеличилось и количество заключенных лизинговых сделок.

Эксперты уверены, что в этом году лизинговый рынок России покажет положительную динамику и по итогам года будет зафиксирован рост в 10-20%. Российский лизинговый рынок начал постепенно отыгрывать утраченные в кризис позиции. Эксперты отмечают значительный рост числа обращений клиентов в лизинговые компании в этом году. Заметно увеличилось и количество заключенных лизинговых сделок.

ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ КРИЗИСА
Вплоть до третьего квартала 2008 года количество и общий объем новых лизинговых сделок каждый год увеличивались. Так, по данным финансового директора компании "ЦЕНТР-КАПИТАЛ" Елены Адамовой, в 2007 году объем лизингового рынка России увеличился по сравнению с 2006 годом в 2,5 раза и составил почти триллион рублей. Но по итогам 2008 года падение составило около 30%, а в прошлом году объем рынка сократился более чем на 50%. И только в начале этого года рынок несколько активизировался. Директор департамента продаж компании "РЕСО-Лизинг" Алексей Евсеев отмечает, что многие лизингодатели стали сейчас возвращаться к таким объектам, как технологическое оборудование, подвижной состав, морские и речные суда и т.д.
А вот директор лизинговой компании "СТОУН-ХХI" Вячеслав Кудрин так описывает нынешнее состояние российского лизингового рынка: "Во-первых, появился сегмент лизинга подержанной техники, во-вторых, рынок дорогостоящего промышленного оборудования сократился в разы". Полноценно, по мнению эксперта, функционирует сейчас лишь сектор "розничного лизинга" - это в первую очередь лизинг легкового и коммерческого автотранспорта.
"Учитывая общую макроэкономическую ситуацию в стране, а также начавшееся оживление на лизинговом рынке и прогнозы аналитиков, рынок может вернуться на докризисный уровень уже в 2012-2013 годах", - считает Алексей Евсеев.
На сегодня лизинг в России является одним из основных финансовых инструментов, которые предприятия используют для обновления своих основных фондов. Такие виды имущества, как грузовые железнодорожные вагоны, коммерческий автотранспорт, строительная и авиационная техника, в большинстве случаев приобретаются компаниями с использованием лизинговых схем. "Такие предметы лизинга наиболее привлекательны и для самих лизинговых компаний в плане закрытия сво-их рисков", - поясняет руководитель управления клиентского бизнеса компании "ТрансФин-М" Евгений Пис-ковецкий. "В случае дефолта лизингополучателя такое имущество реализуется в кратчайшие сроки без большого дисконта", - уточняет Алексей Евсеев.
По словам Вячеслава Кудрина, доля лизинговых ав-томобилей в корпоративном автопарке страны составляет сегодня около 30%, а в сегментах подвижного железнодорожного оборудования и самолетного парка - все 60%.
"Сегмент рынка лизинга автотранспорта является наиболее конкурентным, практически каждая лизинговая компания имеет программы по автолизингу, - поясняет Елена Адамова. - По нашим данным, в прошлом году было заключено более 20 тыс. сделок, в которых предметом лизинга выступал автотранспорт, а это составляет 2/3 от общего количества лизинговых сделок". Правда, в денежном выражении по объемам заключенных в 2009 году договоров автолизинг находится на втором месте, уступая сегменту лизинга железнодорожного транспорта, авиатехники и судов.

КОМУ ПОКАЗАН ЛИЗИНГ
В России наиболее популярным является финансовый лизинг - сегодня им пользуется подавляющее большинство лизингополучателей. Доля же оперативного лизинга невелика. Причина, по словам Евгения Писковецкого, в принципиальном различии финансового и оперативного лизинга: "При первом лизинговом варианте клиент покупает себе имущество в длинную рассрочку, получая в качестве бонуса налоговые льготы, а при оперативном лизинге он платит "дяде" за временное пользование его имуществом, не претендуя на дальнейшее обретение права собственности".
"Финансовый лизинг представляет особый интерес для предприятий, ведущих честный, белый бизнес, так как эта схема финансирования предоставляет ряд налоговых льгот, - рассказывает Елена Адамова. - Они связаны с возможностью использовать механизм ускоренной амортизации предмета лизинга и сокращают расходы по налогу на имущество. Одновременно с этим отнесение лизинговых платежей на себестоимость предоставляет своего рода отсрочку по налогу на прибыль".
Подобные лизинговые льго-ты, установленные государством, по мнению директора компании "Райффайзен-Лизинг" Галины Майер, становятся дополнительным стимулом для российских предприятий к обновлению основных фондов, приобретению более современного оборудования и росту их конкурентоспособности.
К тому же при приобретении имущества в лизинг компания не выводит единовременно из оборота крупные денежные средства, что положительно сказывается на бизнесе.
"У лизингополучателя сохраняются структуры балансовых показателей, - поясняет Вячеслав Кудрин. - Также происходит экономия оборотных средств, например при лизинге автотехники сразу вносится лишь авансовый платеж".
"Финансовый лизинг не увеличивает долг в балансе компании-лизингополуча-теля, - говорит генеральный директор компании "ФБ-ЛИЗИНГ" Андреас Ланге. - Таким образом, сохраняются возможности лизингополучателя по привлечению дополнительных займов".
Не менее интересен, по его мнению, лизинг и для предприятий малого и среднего бизнеса, которым оформить контракт по лизингу значительно проще, чем получить ссуду. "Предмет лизинга самостоятельно является финансовым обеспечением договора, поэтому не требуется привлечения дополнительных гарантий и залога, а также других видов обеспечения, - поясняет эксперт. - Кроме того, финансовый лизинг - это еще и удобно: лизингодатель может взять на себя все вопросы, связанные с регистрацией, страхованием и разрешением страховых случаев".

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ
"Механизм взаимодействия лизингодателя и лизингополучателя довольно прост и мало чем отличается от работы банка-кредитора со своим заемщиком, - рассказывает Евгений Писковецкий. - Разница только в том, кто является собственником имущества, при лизинге это всегда лизинговая компания". Так, потенциальный лизингополучатель обращается в лизинговую компанию для заключения договора лизинга на интересующий его вид оборудования, и далее лизингодатель приобретает его у определенного поставщика и передает клиенту на оговоренный срок, устанавливая график внесения платежей.
Елена Адамова рассказывает: "У нас в компании работа с клиентом может идти двумя путями: иногда клиент обращается к нам, точно зная, что и где он хочет приобрести, иногда он понимает свою потребность, но не имеет на примете готового проекта".
{PAGE}
В первом случае лизингодатель проводит анализ предлагаемого проекта, организует финансирование и передает приобретенный предмет лизинга лизингополучателю. При втором варианте поиск соответствующего потребностям клиента предмета лизинга, поставщика, иных контрагентов производится уже совместными усилиями лизингополучателя и лизингодателя. Зачастую лизинговые компании имеют партнерские программы с поставщиками и могут предложить клиентам ощутимую помощь в выборе как поставщика, так и конкретного предмета лизинга.
После того как стороны согласуют все условия, происходит подписание дого-оров. При заключении сделки лизингополучатель вносит аванс, а затем после получения предмета лизинга в пользование выплачивает лизинговые платежи.
"В случае добросовестного исполнения лизингополучателем взятых на себя обязательств по окончании срока лизинга он становится обладателем предмета лизинга, причем, как правило, пол-ностью самортизированного в бухгалтерском учете", - резюмирует Евгений Писковецкий.

ТИПОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЮ:
-компания должна существовать (иметь опыт работы по основной деятельности) не менее одного года, желательно, чтобы бизнес лизингополучателя показывал позитивную и безубыточную динамику развития;
-объем лизинговой сделки не должен превышать 50% от величины общих активов лизингополучателя;
-величина максимального лизингового платежа не должна быть более 10% от ежемесячной выручки компании;
-лизингополучатель должен иметь положительную кредитную (лизинговую) историю (отсутствие просроченной задолженности по тем или иным финансовым обязательствам).

ЭКСПЕРТЫ
ЕЛЕНА АДАМОВА,
финансовый директор компании "ЦЕНТР-КАПИТАЛ":
"В этом году нами принято решение об активном развитии направления автолизинга, призванного как поддержать малый и средний бизнес, так и предоставить преимущества лизинга крупным клиентам, в том числе транспортным компаниям. Так, в начале года была заключена сделка с большим транспортным предприятием, работающим в сфере такси, по передаче в лизинг двадцати автомобилей Mercedes Е 200. Причем это только первый этап - в рамках реализации годового плана предприятие собирается приобрести в лизинг 80 аналогичных автомобилей.
Используя лизинг, фирма получает существенную выгоду. Во-первых, лизинг - это приобретение основных средств с существенным сокращением отвлечения средств оборотных. Это дает возможность сразу приобрести большее количество автомобилей для расширения бизнеса. Во-вторых, использование лизинговой схемы позволяет отнести часть налога на прибыль на более поздний период за счет отнесения всей суммы лизингового платежа на расходы компании. Также мы можем предложить клиенту ряд дополнительных преимуществ. Среди них: особые условия страхования, скидки и подарки от поставщиков автомобилей, программы помощи на дорогах и многое другое".
ЭДУАРД КЕРЕЦМАН,
генеральный директор компании "ТрансФин-М":
"Сейчас мы нацелены на привлечение крупных корпоративных клиентов и поэтому устанавливаем минимальный объем сделки на уровне 100 млн рублей. Наши условия - большие объемы финансирования при авансе от 5% на срок до 12 лет - позволяют нам достойно выдерживать конкуренцию с крупнейшими игроками рынка. По итогам прошлого года мы вышли на 13-е место по объему нового бизнеса. А доступ к источнику длинного рублевого финансирования позволяет "ТрансФин-М" сохранять стабильность даже на фоне колебаний рынка.
За пять лет работы мы установили прочные контакты с поставщиками различной техники и оборудования - в частности, подвижного состава, и карьерной спецтехники. Это позволяет нам предлагать выгодные условия сотрудничества, что оценили наши клиенты, среди которых крупнейшие компании России - РЖД, СУЭК, Еврохим".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».