Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2000 года: "Табачный капитал"

А вот не узреть за всю жизнь ни одного курильщика может только слепой. Особенно в России, где курит около половины взрослого населения. Какие сигареты эта половина предпочитает? Кто курево производит? И почему российское «Мальборо» так похоже на «Приму»?Табачный бизнес — один из самых монополизированных на планете.
Львиную долю мирового рынка контролируют несколько крупнейших международных компаний. Правда, самая крупная из них (она обеспечивает никотином почти 30% курильщиков в мире) не является международной. Это китайская государственная табачная компания. В Китае более 350 млн. курильщиков, и все они курят китайские сигареты. Вот такой вынужденный патриотизм.
За китайским монополистом следуют Philip Morris — около 17% мирового рынка, затем — British American Tabacco (16%), следующая — RJR Reynolds (около 14% рынка).
Остальное приходится на долю мелких национальных табачных компаний, а также на производителей всяческой табачной «экзотики» вроде сигар, сигарил (так называют тонкие «неклассические» сигары) и трубочных табаков. Но обороты и объемы производства этих компаний несравнимы с оборотами гигантов, которые захватили и российский рынок.
Как они нас выкурили

Российская табачная промышленность тоже довольно долго была государственной и производила исключительно национальные марки сигарет. Более того, в СССР делали довольно много собственного табачного сырья. Рос табак в основном на Кубани, в Чечено-Ингушетии, в среднеазиатских республиках и в Молдавии. И несмотря на довольно посредственное его качество, Советский Союз обходился минимумом импорта. Да и то в основном из Болгарии с ее «Стюардессами» и «Опалами».
Впрочем, мизерную долю рынка мировые гиганты умудрились захватить даже при коммунистах. В конце 70-х — начале 80-х годов в табачных киосках появилось «Мальборо», сделанное в Кишиневе. Приблизительно в то же время Philip Morris запустил совместный с фабрикой «Ява» проект — марку «Союз—Аполлон», которая просуществовала всего несколько лет и была реанимирована уже после распада СССР.
С началом же реформ транснациональные гиганты начали осуществлять настоящую оккупацию нашего табачного рынка.
На настоящий момент в России табачных фабрик в госсобственности не осталось. Крупнейшие фабрики были выкуплены либо заново построены международными компаниями.

Рейтинг крупнейших производителей сигарет в России

МестоТабачная фабрикаСобственникОбъем производства (млрд.сигарет в год)
1«Петро»JTInternational44
2«Донской табак»Российские акционеры30
4«Philip Morris Ижора»Philip Morris25*
5«Лигетт-Дукат»«Лигетт»24,4
3«Краснодартабакпром»Philip Morris20,2
6«Балканская звезда»Российские акционеры18,4
7«BAT Ява»ВАТ18,3
8«ВАТ Саратов»ВАТ13,3
9«Усмань-табак»Российские акционеры7,1
10«Альвис» (Екатеринбург)Российские акционеры6,1
11«Елецкий табак»Российские акционеры5.6
12«Philip Morris Нева»Philip Morris5
13Омская табачная фабрикаРоссийские акционеры4,8
14Бийская табачная фабрикаРоссийские акционеры4,2
15Астраханская табачная фабрикаРоссийские акционеры4,1

* К 2001 году (производство начато в феврале 2000, приведена плановая мощность).

По данным МНС, сегодня в России работает 57 табачных фабрик. Действительно крупными можно считать максимум десять. Причем большинство из них принадлежат иностранным компаниям. Остальные имеют довольно изношенное оборудование и производят в основном низкокачественные дешевые марки сигарет.
Совокупные иностранные инвестиции в отрасль за последние восемь лет составили не менее $1,6 млрд. В десятку крупнейших входят лишь две фабрики, принадлежащие российским акционерам.
Нынешняя ситуация крайне неблагоприятна для мелких российских заводов. Износ оборудования на них, по данным «Табакпрома», составляет до 80%. Что позволяет международным компаниям продолжать вытеснять их с рынка.
По прогнозам экспертов корпоративного бюллетеня «Табачный бизнес в России», к середине 2001 года крупные заводы будут производить до 250 млрд. сигарет в год, что как раз составляет норму потребления россиян. Так что мелочевке придется очень туго. Пока они выживают лишь за счет региональных рынков дешевых сигарет. Но так как «Приму» теперь производят все, а на больших фабриках она стоит, естественно, дешевле, конкуренция и здесь становится жестче.
«Прима»донна

По оценке «табачных» экспертов, емкость российского табачного рынка составляет в 250—270 млрд. штук в год (то есть 90 пачек сигарет на каждого жителя России, включая грудных младенцев и убежденных поклонников здорового образа жизни). Регулярно и всерьез в России курят приблизительно 42—45 млн. человек. То есть на одного курильщика приходится в среднем 300 пачек сигарет в год — примерно по пачке в день.
При этом среди российских мужчин к категории курильщиков относятся более 65%, среди слабого пола — около 20%.
Большинство российских курильщиков, по опросам, проведенным агентством «Бизнес Аналитика», настроены крайне патриотично. Около 80% предпочитают отечественные марки сигарет и папирос и лишь 18% — иностранные (оставшиеся курят болгарские сигареты, почему-то не относящиеся к импортным, трубку или самосад).
Такая структура спроса в принципе соответствует общемировым тенденциям. В любой стране мира национальные брэнды продаются лучше импортных.
Первое место по популярности, по данным торговых исследований той же компании, у наших курильщиков с огромным отрывом держит «Прима». Любовь к этой марке не знает ни возрастных, ни половых ограничений. В розничной торговле она занимает более 30% рынка, причем ее предпочитают не только мужчины, но и женщины.
Следующие по популярности — «Петр Первый» и «Беломорканал»,— которые предпочитают по 5—10% курильщиков обоих полов.
Импортные сигареты, в том числе культовое «Мальборо», не входят даже в десятку лидеров. Исключением, пожалуй, является только Москва. Здесь первое место по продажам все-таки занимает «Мальборо», однако «Прима» и тут отстает всего на 0,5%.
Пристрастия российских курильщиков вообще сильно зависят не только от половой принадлежности, но и от возраста и места жительства. Молодежь в крупных городах курит значительно более дорогие сигареты и с большим почтением относится к импорту. Сельские жители и пенсионеры предпочитают дешевые российские марки.
Но при всех этих различиях именно цена является самым важным критерием, определяющим выбор среднестатистического россиянина. Ведь соблазнившись на томную рекламную фемину, предлагающую затянуться эстетским Davidoff, этот самый среднестатистический персонаж автоматически остается без обеда. Поэтому большинство граждан предпочитают самые дешевые сорта сигарет.
На российских табачных фабриках производится около 260 млрд. штук сигарет в год (из них сигарет с фильтром 110—120 млрд. штук). Однако существует еще и импорт. В 1999 году общий объем импорта равнялся 22,134 млрд. штук (из них из Калининграда — 767,9 тысячи штук). Получается, что «перегрев» табачного рынка составляет 10—15% от общего объема производства (данные предоставлены информационным вестником «Табачный бизнес в России»). Хотя, по некоторым оценкам, этот избыток экспортируется в страны СНГ. Экспорт в основном состоит из дешевых российских марок, которые вполне конкурируют с местными марками в силу своей дешевизны и довольно высоких акцизов в некоторых странах СНГ (например, в Белоруссии).
Объемы импорта неуклонно сокращаются на протяжении последних пяти лет. Так, по данным ГТК, в 1995 году в страну было ввезено более 65 млрд. сигарет, в 1998 году — уже 54 млрд., а в 1999 — всего около 22 млрд.
Серьезный спад в потреблении импортных сигарет связан, естественно, с кризисом 17 августа. Кроме того, к середине 1998 года крупнейшие международные компании уже приобрели табачные производства в России и переориентировались на внутреннее производство. В России начали производить L&M, Chesterfield и ряд других международных марок.
Однако при этом кризис все-таки сказался на предпочтениях наших курильщиков. Не менее 10% в 1998 и около 3% в 1999 году изменили своим привычкам и начали курить другую, более дешевую марку сигарет.
Смерть Микки-Мауса

Кстати, об импорте. Вы когда-нибудь курили бразильские сигареты? Не спешите говорить «нет». Дело в том, что в 1999 году более 40% ввезенных в Россию сигарет, если верить таможенным документам, были бразильского происхождения. И лишь чуть более 25% — американского. Так что ваш Camel, скорее всего, сделан именно в Бразилии.
На Тверской улице, недалеко от Маяковки, есть обычный с виду табачный киоск. С одной стороны там продается стандартный для центра Москвы набор сигарет по стандартным же ценам. С другой же стороны выставлены вроде бы те же пачки — Camel, Marlboro, Parliament. Но уже по гораздо более высокой цене. Например, стандартная пачка Marlboro на этой витрине имеет ценник: 180 рублей. Продавец вежливо объясняет, что это настоящие американские сигареты, привезенные добрым дядей в чемодане прямо из-за Атлантики и сданные на «комиссию». Действительно, акцизных марок на этих сигаретах не наблюдается, а по вкусу они явно отличаются в лучшую сторону от тех, что на противоположной витрине продаются в восемь раз дешевле.
Возникает резонный вопрос: почему? Ответ банален: продаваемые в России сигареты с мировым «лейблом» зачастую производятся на Малой Арнаутской. Там же, где в свое время изготовили дивную краску для волос «из Парижа», воспользовавшись которой Киса Воробьянинов вместо жгучего брюнета превратился в разноцветно окрашенного панка.
Особенно много подпольных табачных производств в Северокавказском регионе. Специалисты утверждают, что производственная линия стоимостью $2 млн. окупается за 3—4 месяцев. А после этого начинает приносить прибыль.
Понятно, что на такой линии выгоднее производить Marlboro, используя при этом сырье для «Примы». Долю такого «левака» на рынке оценить довольно сложно. Эксперты утверждают, что самая подделываемая марка сигарет — Marlboro и Marlboro Lights — здесь количество фальшивок доходит до 40%. Более дорогие и «навороченные» сигареты подделывают значительно реже.
Во-первых, это сложнее технически (например у «Парламента» угольный фильтр, нестандартная форма пачки и т.п.). Во-вторых Marlboro значительно больше покупают, то есть фальшивку значительно проще сбыть.
Следующая причина, по которой купленное у нас «Мальборо» поразительно напоминает «Приму», коренится в условиях доставки и хранения импортных сигарет. Ведь табак со временем тоже портится. Даже при соблюдении всех требований к условиям хранения пачка сигарет считается просроченной максимум через 1—1,5 года.
А просроченные сигареты на нашем рынке — очень распространенная вещь. Ведь они обходятся импортеру значительно — иногда в несколько раз — дешевле.
Кроме того, ряд международных марок сигарет делается в России. И сколько бы ни распинались международные компании по поводу единых для всего мира стандартов качества, всем понятно, что это далеко не так. Во-первых, потому что в США и Европе эти стандарты более строгие. А во-вторых, потому что потерять покупателя на европейском рынке значительно проще, чем на российском: там потребитель более разборчив.
Но это не самое главное. Важнее, что ряд табачных фабрик находятся в провинции и контролировать качество на них не так просто. Кладовщик Вася обязательно напьется и забудет включить (или выключить) вентиляцию — сырье пересохнет, потеряет в качестве и т.п. И все это даже в том случае, когда мы говорим о совершенно легальном импорте и производстве.
Но есть ведь еще, как было сказано, и откровенный «левак». На любой табачной фабрике, равно как и на ликероводочном заводе, существует так называемая третья смена. То есть после официального закрытия фабрики закрывается только парадный вход. А работа продолжается. Понятно, что ее качество уже никем не контролируется.
Кстати, часто в эту продукцию третьей смены добавляют в большом количестве так называемую взорванную жилку — один из побочных продуктов табачного производства. В принципе она используется как совершенно безвредный (и безвкусный) наполнитель для легких сигарет. Правда, в Россию ее ввозят не как сырье для табачного производства, которое, естественно, облагается налогами и отслеживается ГНС, ГТК и т.п., а как средство борьбы с грызунами. Своего рода «смерть Микки-Маусу».
Что касается контрабанды, ее не так много. По данным ГТК, до середины 1998 года мимо таможни проходило не более 15% продаваемых в стране импортных сигарет. Теперь, когда импорт здорово упал, таможенники утверждают, что контрабанда также сократилась до 8—10%. Основные источники левых сигарет — бывшие страны СНГ, Китай, Польша.
В прошлом году таможня провела рейд по выявлению контрабанды по всей Транссибирской магистрали. Было изъято огромное количество китайского Marlboro (на сумму около $300 тысяч). Буквально на следующий день на Киевском рынке в Москве цена на Marlboro поднялись на 20%.
Проблема контрабанды стоит не очень остро на внутреннем рынке. Однако ряд западноевропейских стран имеют к России серьезные претензии по этому вопросу. Они справедливо считают Россию крупнейшим перевалочным пунктом контрабандных сигарет. Точнее, не всю Россию, а Калининградскую область. Свободная экономическая зона в Калининграде породила довольно любопытный вид бизнеса.
Пачка сигарет в Швеции стоит более шести долларов. Специалисты ГТК посчитали, что вся цепочка с легальным безналоговым ввозом российских сигарет в Калининград, а затем нелегальной (по шведскому, но не по российскому законодательству) переправкой этих сигарет мелкими партиями в Швецию обходится в $1,5—2 в расчете на пачку.
Так что мы еще дадим им прикурить!

Рейтинг самых популярных марок сигарет в целом по России

МаркаДоля рынка
«Прима»37
«Петр Первый»7
L&M5,2
«Золотая Ява»4,2
Bond Street4,1
«Беломор»4
«Прима» с фильтром2,7
«Наша марка»3,2
«Союз-Аполлон»2,5
«Балканская звезда»1,7

Рейтинг самых популярных сигарет в Москве (%)

«Ява»9,3
«Прима»8,7
L&M7,7
«Ява золотая»6,3
Marlboro5,8
«Пегас»4,9
«Петр Первый»4,3
«Беломор»4,2
«Союз-Аполлон» (белый)4,2
Chesterfield4,1
Bond Street4,0
«Союз Аполлон» (синий)3,6
Pall Mall2,8
Winston2,6
Parliament2,5
Camel1,8
«Космос»1,7
Magna1,7
Rothmans1,6
Vogue1,5

По данным Business Analitica Europe Limited

Динамика импорта сигарет в Россию

КварталКоличество (млрд.штук)
1995, I5
1995, II12
1995, III19
1995, IV32
1996, I12
1996, II15
1996, III19
1996, IV12
1997, I9
1997, II8
1997, III18
1997, IV16
1998, I15
1998, II17
1998, III18
1998, IV5
1999, I4
1999, II7

По данным Business Analitica Europe Limited

Рейтинг стран-импортеров сигарет в Россию за I—II квартал 1999 года*

СтранаОбъем импорта (%)
Бразилия42%
США26%
Германия8%
Чехия6%
Швейцария5%
Великобритания5%
Польша1%
Остальные7%

По данным Business Analitica Europe Limited

* По данным ГТК РФ

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK