26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Точка отчета"

Архивная публикация 2003 года: "Точка отчета"

Переход российских фирм на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) -- не панацея, но сильное профилактическое средство от неожиданных банкротств. Скажем больше: это одна из немногих оставшихся в нашем распоряжении возможностей заставить инвесторов мира нас уважать. По проблемам перехода на МСФО в Совете Федерации в конце апреля прошли финальные слушания.Ничто так не вредит рынку капитала, как скандалы с отчетностью. При умелой раскрутке темы непоправимый урон может быть нанесен и имиджу страны в целом со всеми вытекающими последствиями для национального бизнеса. За примерами далеко ходить не надо. Вспомним хотя бы скандал с деньгами российских "клайдов", обнаруженными ФБР в BoNY, или скандал с отчетностью Enron, после которого, подумать страшно, рейтинговое агентство IBCA чуть не снизило кредитный рейтинг США.
С Россией же, случись что, церемониться вообще не будут. Ибо уже случалось, и не раз. Событийный ряд такой: 1800 частных фантиковых "пирамид" и одна государственная, ГКО-образная, постоянные "кидания" зарубежных миноритарных акционеров, de-facto возведенные в ранг национального российского вида спорта, неизвестно куда исчезнувшие с деньгами американских кредиторов шесть комбанков из первой десятки российского листинга etc.
Именно поэтому мировое бизнес-сообщество выдвигает к России и нашему бизнесу достаточно жесткие требования по повышению прозрачности балансов и цивилизации отчетности. Прежде всего это касается ускоренного (относительно ЕС) перехода российских фирм на МСФО. Да нам и самим это надо. Достаточно посмотреть на динамику привлечения иностранных инвестиций в экономику России, чтобы понять: процесс, мягко говоря, стагнирует и его планируемая и желательная интенсификация не в последнюю очередь зависит от степени прозрачности наших компаний.
Правительство РФ в январе 2003 года уже одобрило план по переходу предприятий на МСФО. До конца июня должен быть подготовлен законопроект о консолидированной отчетности (для холдингов и групп компаний) -- правительство планирует ввести его в действие с 2004 года.
Но несмотря на то, что все детали этого процесса еще законодательно не оформлены, применение МСФО уже перешло из области теоретических рассуждений в практическую сферу. Около 300 предприятий, в первую очередь наиболее крупных (среди них "Газпром", ЮКОС, РАО ЕЭС, "ЛУКойл" и т.д.), уже используют международные стандарты. С 2004 года ими же будут пользоваться и коммерческие банки, причем в обязательном порядке.
Заметим, что в Евросоюзе с 2005 года только 7 тыс. предприятий (то есть все открытые АО) в обязательном порядке перейдут на МСФО, а бухгалтерская отчетность свыше 20 млн. организаций будет продолжать формироваться по национальным правилам.
Пойдем по этапу

Между тем в России все еще не утихают баталии, прения и трения по этой проблеме. То есть все признают, что так или иначе без МСФО в современных условиях не обойтись. Вопрос заключается в сроках перехода, критериях отбора тех предприятий, которые должны будут применять международные стандарты, в сосуществовании национальных и международных стандартов. А также в том, кто будет следить за их введением, разработкой и т.д. И здесь, как и обычно, у нас схлестнулись интересы ведомств. Минфин, Минэкономразвития, ФКЦБ имеют свою точку зрения на эти вопросы. Олигархи в лице РСПП тоже уже определили свои позиции, кстати, практически во многом совпавшие с точкой зрения Минэкономразвития.
МЭРТ и ФКЦБ выступают за поэтапное внедрение МСФО. При этом промежуточные этапы перехода предприятий на МСФО не должны превышать 2--3 лет. В частности, с 2004 года международные стандарты предлагается ввести для банков, а также тех акционерных обществ, акции которых котируются на фондовых рынках. Затем с 2006 года -- публичные компании, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, а также государственные унитарные предприятия, с 2010 года -- компании, акции которых не обращаются на фондовых рынках, а также те, которые составляют отчетность по US GAAP. Для малого бизнеса вообще рекомендуется оставить только налоговую отчетность.
Крупный бизнес в лице РСПП предлагает в ближайшее время создать, как и в большинстве стран мира, саморегулируемую Национальную организацию по финансовому учету и отчетности. Ее задача заключается как раз в реализации концепции поэтапного перехода российских предприятий МСФО, обучении кадров, их аттестации и т.д. Эта инициатива не вызывает раздражения у Минэкономразвития, зато не пользуется поддержкой у Минфина. РСПП предлагает передать этой структуре до 1 января 2004 года от Минфина функции методологического обеспечения бухучета. Минфину придется ограничиться в своем нормотворчестве только отчетностью по налоговому законодательству.
РСПП предлагает предусмотреть возможность ускоренного добровольного перехода на МСФО и право не вести после этого отчетность по действующим российским правилам бухучета, сохранив лишь налоговую и статистическую отчетность. Кроме того, РСПП предлагает на время переходного периода ввести мораторий на принятие новых и изменение действующих правил бухучета и сократить число действующих правил бухучета с нынешних 34 до 8.
Между тем ЦБ уже активно занялся внедрением МСФО на практике. В настоящее время около 120 банков, обладающих примерно 70% банковских активов, уже составляют отчетность по международным стандартам. С 2004 года это станет обязательным для всех банков. Можно смело предположить, что, как следствие, банки предпочтут работать с теми клиентами, которые смогут предоставить более прозрачную и объективную информацию. То есть применяющие МСФО. Правда, ЦБ, как и Минфин, считает необходимым ведение параллельно с МСФО и российских стандартов отчетности, чтобы не допустить искажения информации во время переходного периода.
Кадры решают все

Одной из основных проблем, стоящих на пути введения МСФО, является кадровый вопрос. Существует три группы лиц, которые должны представлять себе, что такое МСФО. В одну входят аудиторы. Сейчас сертификации аудиторов, работающих с российской отчетностью, проводит государство, так как закон об аудиторской деятельности требует, чтобы аудитор имел аттестат от госоргана. Так что, скорее всего, Минфину придется разработать программу подготовки аудиторов, способных проводить аудит отчетности, подготовленной по международным стандартам. Правда, надо отметить, что наши стандарты по аудиту, в отличие от финансовых, почти на 100% соответствуют международным.
Во вторую группу входят бухгалтеры, которые и будут готовить отчетность на предприятиях. Поскольку здесь нет каких-то законодательных требований, то можно передать функции подготовки этих специалистов одной или нескольким профессиональным организациям.
Третья группа -- аналитики, пользователи МСФО, то есть те, кто работает на финансовых рынках.
Предположительно на первоначальном этапе потребуется обучить порядка 10 тыс. человек, однако, по оценкам ЦБ, сегодня лишь около 300 человек имеют сертификат, который дает право проводить подобное обучение. Впрочем, как показывает практика, если предприятия захотят стать привлекательными для инвесторов и вложатся в обучение своих сотрудников, то рынок образования откликнется на этот спросовый сигнал.

Прямые иностранные инвестиции в РФ ($ млрд.)*

Переход российских фирм на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) -- не панацея, но сильное профилактическое средство от неожиданных банкротств. Скажем больше: это одна из немногих оставшихся в нашем распоряжении возможностей заставить инвесторов мира нас уважать. По проблемам перехода на МСФО в Совете Федерации в конце апреля прошли финальные слушания.Ничто так не вредит рынку капитала, как скандалы с отчетностью. При умелой раскрутке темы непоправимый урон может быть нанесен и имиджу страны в целом со всеми вытекающими последствиями для национального бизнеса. За примерами далеко ходить не надо. Вспомним хотя бы скандал с деньгами российских "клайдов", обнаруженными ФБР в BoNY, или скандал с отчетностью Enron, после которого, подумать страшно, рейтинговое агентство IBCA чуть не снизило кредитный рейтинг США.

С Россией же, случись что, церемониться вообще не будут. Ибо уже случалось, и не раз. Событийный ряд такой: 1800 частных фантиковых "пирамид" и одна государственная, ГКО-образная, постоянные "кидания" зарубежных миноритарных акционеров, de-facto возведенные в ранг национального российского вида спорта, неизвестно куда исчезнувшие с деньгами американских кредиторов шесть комбанков из первой десятки российского листинга etc.

Именно поэтому мировое бизнес-сообщество выдвигает к России и нашему бизнесу достаточно жесткие требования по повышению прозрачности балансов и цивилизации отчетности. Прежде всего это касается ускоренного (относительно ЕС) перехода российских фирм на МСФО. Да нам и самим это надо. Достаточно посмотреть на динамику привлечения иностранных инвестиций в экономику России, чтобы понять: процесс, мягко говоря, стагнирует и его планируемая и желательная интенсификация не в последнюю очередь зависит от степени прозрачности наших компаний.

Правительство РФ в январе 2003 года уже одобрило план по переходу предприятий на МСФО. До конца июня должен быть подготовлен законопроект о консолидированной отчетности (для холдингов и групп компаний) -- правительство планирует ввести его в действие с 2004 года.

Но несмотря на то, что все детали этого процесса еще законодательно не оформлены, применение МСФО уже перешло из области теоретических рассуждений в практическую сферу. Около 300 предприятий, в первую очередь наиболее крупных (среди них "Газпром", ЮКОС, РАО ЕЭС, "ЛУКойл" и т.д.), уже используют международные стандарты. С 2004 года ими же будут пользоваться и коммерческие банки, причем в обязательном порядке.

Заметим, что в Евросоюзе с 2005 года только 7 тыс. предприятий (то есть все открытые АО) в обязательном порядке перейдут на МСФО, а бухгалтерская отчетность свыше 20 млн. организаций будет продолжать формироваться по национальным правилам.

Пойдем по этапу


Между тем в России все еще не утихают баталии, прения и трения по этой проблеме. То есть все признают, что так или иначе без МСФО в современных условиях не обойтись. Вопрос заключается в сроках перехода, критериях отбора тех предприятий, которые должны будут применять международные стандарты, в сосуществовании национальных и международных стандартов. А также в том, кто будет следить за их введением, разработкой и т.д. И здесь, как и обычно, у нас схлестнулись интересы ведомств. Минфин, Минэкономразвития, ФКЦБ имеют свою точку зрения на эти вопросы. Олигархи в лице РСПП тоже уже определили свои позиции, кстати, практически во многом совпавшие с точкой зрения Минэкономразвития.

МЭРТ и ФКЦБ выступают за поэтапное внедрение МСФО. При этом промежуточные этапы перехода предприятий на МСФО не должны превышать 2--3 лет. В частности, с 2004 года международные стандарты предлагается ввести для банков, а также тех акционерных обществ, акции которых котируются на фондовых рынках. Затем с 2006 года -- публичные компании, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, а также государственные унитарные предприятия, с 2010 года -- компании, акции которых не обращаются на фондовых рынках, а также те, которые составляют отчетность по US GAAP. Для малого бизнеса вообще рекомендуется оставить только налоговую отчетность.

Крупный бизнес в лице РСПП предлагает в ближайшее время создать, как и в большинстве стран мира, саморегулируемую Национальную организацию по финансовому учету и отчетности. Ее задача заключается как раз в реализации концепции поэтапного перехода российских предприятий МСФО, обучении кадров, их аттестации и т.д. Эта инициатива не вызывает раздражения у Минэкономразвития, зато не пользуется поддержкой у Минфина. РСПП предлагает передать этой структуре до 1 января 2004 года от Минфина функции методологического обеспечения бухучета. Минфину придется ограничиться в своем нормотворчестве только отчетностью по налоговому законодательству.

РСПП предлагает предусмотреть возможность ускоренного добровольного перехода на МСФО и право не вести после этого отчетность по действующим российским правилам бухучета, сохранив лишь налоговую и статистическую отчетность. Кроме того, РСПП предлагает на время переходного периода ввести мораторий на принятие новых и изменение действующих правил бухучета и сократить число действующих правил бухучета с нынешних 34 до 8.

Между тем ЦБ уже активно занялся внедрением МСФО на практике. В настоящее время около 120 банков, обладающих примерно 70% банковских активов, уже составляют отчетность по международным стандартам. С 2004 года это станет обязательным для всех банков. Можно смело предположить, что, как следствие, банки предпочтут работать с теми клиентами, которые смогут предоставить более прозрачную и объективную информацию. То есть применяющие МСФО. Правда, ЦБ, как и Минфин, считает необходимым ведение параллельно с МСФО и российских стандартов отчетности, чтобы не допустить искажения информации во время переходного периода.

Кадры решают все


Одной из основных проблем, стоящих на пути введения МСФО, является кадровый вопрос. Существует три группы лиц, которые должны представлять себе, что такое МСФО. В одну входят аудиторы. Сейчас сертификации аудиторов, работающих с российской отчетностью, проводит государство, так как закон об аудиторской деятельности требует, чтобы аудитор имел аттестат от госоргана. Так что, скорее всего, Минфину придется разработать программу подготовки аудиторов, способных проводить аудит отчетности, подготовленной по международным стандартам. Правда, надо отметить, что наши стандарты по аудиту, в отличие от финансовых, почти на 100% соответствуют международным.

Во вторую группу входят бухгалтеры, которые и будут готовить отчетность на предприятиях. Поскольку здесь нет каких-то законодательных требований, то можно передать функции подготовки этих специалистов одной или нескольким профессиональным организациям.

Третья группа -- аналитики, пользователи МСФО, то есть те, кто работает на финансовых рынках.

Предположительно на первоначальном этапе потребуется обучить порядка 10 тыс. человек, однако, по оценкам ЦБ, сегодня лишь около 300 человек имеют сертификат, который дает право проводить подобное обучение. Впрочем, как показывает практика, если предприятия захотят стать привлекательными для инвесторов и вложатся в обучение своих сотрудников, то рынок образования откликнется на этот спросовый сигнал.


Прямые иностранные инвестиции в РФ ($ млрд.)*

ГодОбъем

20004,4

20014

20024

20036** (6,5***)

20047,1** (7,8***)

20057,8** (8,5***)

20067,9** (8,8***)

* По данным Минэкономразвития РФ.


** Умеренный вариант развития экономики.


*** Благоприятный вариант развития экономики.


Первый зампред ЦБ Татьяна ПАРАМОНОВА: "Экономический рост плюс наши требования стабилизировали банковскую систему".


"Профиль": Татьяна Владимировна, как идет подготовка к переходу банков на международные стандарты финансовой отчетности? Успеем ли к намеченному сроку -- 1 января 2004 года? Ведь этот срок даже жестче, чем установленный в Евросоюзе.

Т.П.: Эта тема стала особенно актуальной и в последнее время вышла на первое место среди обсуждаемых проблем. Речь идет и о возрождении доверия к рынкам после череды скандалов с искажением отчетности, и о новых требованиях к стандартам в условиях глобализации экономики.

Недавно у нас, в Банке России, создан специальный Комитет по международным стандартам. Подготовлены и проходят экспертизу международных специалистов 16 приоритетных разделов Правил бухгалтерского учета и отчетности в кредитных организациях.

При этом мы в последние годы активно ориентировали банки на необходимость перехода на МСФО. Некоторые крупные банки, в том числе Сбербанк и Внешторгбанк, уже несколько лет составляют такую отчетность. Они поняли, что им нужно перестроить свои активы, бухгалтерский баланс, и стали мыслить категориями не только российской, но и международной отчетности.

Уже 120 банков, которые составляют почти 70% банковского капитала страны, готовят отчетность по МСФО. Поэтому ошибаются те, кто считает, что 60% капитала в банковской сфере у нас дутые. Сейчас 70% банковского капитала проверено по международным стандартам и проаудировано.

Максимум 30% капитала может быть посчитано неправильно, но, по нашему пониманию, там, наоборот, будет даже дооценка капитала. Потому что остались в основном мелкие банки, где заметную долю в балансе занимают основные фонды, а не финансовые активы.

"П.": Мы к этому еще вернемся. Насколько нам известно, Банк России сам уже перешел на МСФО. Причем чуть ли не первым из нацбанков в мире.

Т.П.: Банк впервые подготовил международную отчетность за 1999 год. Это решение во многом объяснялось желанием международных финансовых институтов получить достоверный источник информации о Банке России за первый послекризисный год.

За 2000 и 2001 годы ЦБ применил все стандарты МСФО, в том числе такие, как "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции" и "Финансовые инструменты: признание и оценка". И составил два комплекта отчетности -- неконсолидированную и консолидированную.

"П.": А в целом переход на МСФО как изменяет баланс комбанка? Ведь там применяется оценка активов по справедливой цене.

Т.П.: Суть состоит в том, что МСФО направлены на то, чтобы реально оценить все активы, финансовое состояние банка на какой-то конкретный момент. Отсюда активы оцениваются по справедливой стоимости. Не как у нас сегодня -- финансовые, например, активы оцениваются по цене приобретения, а они переоцениваются на определенные даты по рыночной стоимости.

У многих, как правило крупных, банков, имеющих в активах большую долю финансовых инструментов, при переходе на МСФО получается отрицательный результат. Капитал становится меньше. А вот у ряда средних и мелких банков на балансе мало финансовых инструментов. Поэтому влияние новых стандартов здесь может быть противоположным. Рыночная цена основных средств сегодня заметно превышает их балансовую стоимость.

То есть по совокупности возможно не уменьшение, а даже увеличение капитала.

Хотя если в некоторых банках вы возьмете отчет по российскому стандарту, то увидите прибыль, хороший капитал. Возьмете по международным (мы не будем называть, конечно, конкретные банки), вы увидите, что капитала нет. И вот за эти два года банки пытались делать так, чтобы все-таки капитал был. И год еще впереди.

"П.": Что в наибольшей степени уменьшает размер прибыли банка по новым стандартам? Повышение требований к размерам резервов?

Т.П.: Не только резервов. МСФО

НИКИТА КИРИЧЕНКО, ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».