23 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2008 года: "Топливо будущего"

Архивная публикация 2008 года: "Топливо будущего"

Несмотря на то, что цены на энергоносители растут примерно одинаковыми темпами, в пересчете на условное топливо природный газ оказывается дешевле нефти. В перспективе подобная ситуация может привести к существенным изменениям как экономической, так и политической обстановки в мире. Впоследнее время в мире активно обсуждается феномен стремительного роста цен на углеводородное сырье (нефть и газ). Действительно, с 1999 года нефть подорожала практически в 10 раз! Еще несколько лет назад считалось, что приемлемая цена барреля нефти составляет $25. Сегодня баррель черного золота стоит уже более $130. Аналогичными темпами поднялись цены и на голубое топливо. При этом никто не говорит о дефиците ресурсов на рынке. Так почему же в этих условиях продолжается ценовой рост?

Несмотря на то, что цены на энергоносители растут примерно одинаковыми темпами, в пересчете на условное топливо природный газ оказывается дешевле нефти. В перспективе подобная ситуация может привести к существенным изменениям как экономической, так и политической обстановки в мире. Впоследнее время в мире активно обсуждается феномен стремительного роста цен на углеводородное сырье (нефть и газ). Действительно, с 1999 года нефть подорожала практически в 10 раз! Еще несколько лет назад считалось, что приемлемая цена барреля нефти составляет $25. Сегодня баррель черного золота стоит уже более $130. Аналогичными темпами поднялись цены и на голубое топливо. При этом никто не говорит о дефиците ресурсов на рынке. Так почему же в этих условиях продолжается ценовой рост?

«Стандартные» цены

Главная причина заключается в стремительном обесценивании финансовых активов. В первую очередь это касается американского доллара. Судя по всему, огромный внешний долг толкнул власти США на путь увеличения денежной массы. В результате обесценивания доллара снижается и реальная долговая нагрузка на американский бюджет. Но доллар на протяжении полувека был не просто американской валютой, но и всемирным средством накопления капитала. Ранее таким средством были драгоценные металлы, в первую очередь золото.
Последние несколько лет характеризуются беспрецедентным раздуванием мировых валютных запасов центральных банков, большую часть которых составляют быстро дешевеющие американские доллары. По данным МВФ, поддающиеся учету валютные запасы с начала десятилетия почти утроились, достигнув $5,7 трлн. Сегодня стало очевидным, что господствующая форма сохранения богатства — вложения в американский доллар — исчерпала себя. В связи с этим наблюдается стремительный рост цен на «реальные товары»: нефть, газ, драгоценные и промышленные металлы, продовольствие, удобрения. Очевидно, что в условиях девальвации финансовых ресурсов обладатели крупных состояний стремятся сохранить их за счет инвестиций в сырьевые ресурсы, торгующиеся на биржах.
Расчеты показывают, что если бы существовал золотой стандарт, то цена нефти с начала этого десятилетия оставалась бы неизменной. В 2007 году, так же как и в 1999, за баррель нефти давали примерно 0,1 унции золота. За тысячу кубометров газа — независимо от того, формировалась ли его цена на основании краткосрочных или долгосрочных контрактов, — в начале и в конце рассматриваемого периода давали 0,3—0,4 унции золота.
Очевидно, что в ближайшее время ведущие страны мира активизируют строительство мощностей по хранению жизненно важных ресурсов, чтобы застраховать себя от стремительного роста цен на них. Кроме того, это открывает путь для укрепления валют тех стран, которые обладают огромными запасами жизненно важных ресурсов (в первую очередь углеводородного сырья). В результате на смену доллару может прийти корзина валют, не последнее место в которой будет играть российский рубль. Не случайно во время Санкт-Петербургского форума глава «Газпрома» Алексей Миллер озвучил планы по реализации природного газа на экспорт за рубли. В 2009 году в Санкт-Петербурге откроется товарно-сырьевая биржа, на которой будут торговаться и фьючерсы на газ. Понятно, что многие западные страны, мягко говоря, без энтузиазма относятся к подобной перспективе, так как их запасы углеводородного сырья подходят к концу.

Война и мир

Видные представители США и ЕС выдвигают идею, что энергоресурсы являются достоянием всех стран, и государства, на территории которых они залегают, обязаны предоставлять доступ к ним транснациональным корпорациям. В свою очередь Россия придерживается точки зрения, что страны—владельцы энергоресурсов имеют право самостоятельно принимать решения о том, как их осваивать.
В последнее время активно начал обсуждаться и вопрос о способе формирования цен на газ. Сегодня основная часть голубого топлива в мире реализуется на основе долгосрочных контрактов, ценовые показатели которых привязаны к котировкам нефтепродуктов на крупнейших биржах. Однако потребление газа в мире стремительно растет (с 2,25 трлн куб. м в 1996 году до 2,85 трлн куб. м в 2006 году). Управление энергетической информации правительства США прогнозирует, что к 2030 году этот показатель составит 4,6 трлн, то есть увеличится более чем на 75%. В Европе потребление газа вырастет с 509 млрд куб. м до
736 млрд, а его доля в европейском энергобалансе — с 23, 8% до 30, 9%. В Китае аналогичный показатель увеличится с
59 млрд куб. м до 192 млрд куб. м. Одновременно мировое потребление нефти к 2030 году вырастет до 116 млн баррелей в сутки — с 86 млн в 2007 году.
Прогнозы говорят, что потребление газа будет расти гораздо быстрее потребления нефти. Поэтому рано или поздно нужно будет придумывать формулу для формирования цены именно на этот энергоресурс. Тем более что в Европе и США активно внедряются биржевые технологии торговли голубым топливом, и растет число краткосрочных (спотовых) контрактов. Все больше газа продается и в виде СПГ (сжиженный природный газ). С другой стороны, японский Институт экономики энергетики прогнозирует, что в долгосрочных контрактах стоимость газа будет по-прежнему определяться в связке с нефтью, хотя и с более высоким коэффициентом цены газ/нефть. В 2030 году он достигнет показателя 0,9, по сравнению с 0,65 в 2006 году. То есть привязка к нефти сохранится, только газ будет дорожать быстрее.
Сложившаяся в мире ситуация может подтолкнуть богатые страны, обладающие огромным военным потенциалом, начать войну за доступ к энергоресурсам. В принципе, мы это уже видим на примере Ирака. Однако американцам не удалось добиться своей цели. Ситуация в этой стране до сих пор не стабилизировалась, что не позволяет значительно увеличить здесь добычу нефти. Если США решат напасть и на богатый природным газом Иран (по запасам голубого топлива эта страна занимает второе место в мире после России), то ситуация на планете может обостриться до предела.
Не случайно Иран активно лоббирует создание «газовой ОПЕК», таким образом, власти этой страны рассчитывают получить поддержку со стороны других богатых голубым топливом государств, в первую очередь — России. В этих условиях нашей стране необходимо проводить взвешенную политику. Западным странам нужно сообщить следующее: надежные поставки голубого топлива будут гарантированы. Срыв может произойти только в том случае, если войска НАТО захотят «навести порядок» в одной из богатых ресурсами стран. Если американские и европейские компании захотят принять участие в проектах по добыче голубого топлива, то они должны будут поделиться своими активами в сфере его сбыта и мощностями в газовой генерации. Кроме того, Россия готова привлечь зарубежные корпорации к созданию крупных газоперерабатывающих и газохимических комплексов.

Альтернатива одна!

В последние годы чиновники из Европейской комиссии постоянно говорят о своих опасениях в отношении зависимости от поставок российских энергоносителей. Поэтому они заставляют страны—члены ЕС увеличивать производство биотоплива. В результате огромные пространства в Европе отданы под посевы рапса. Такая ситуация уже привела к росту цен на продовольствие и к угрозе глобального продовольственного кризиса. Кажется очевидным, что в этих условиях газ как замена бензина и дизеля, особенно с учетом цен на традиционные виды моторных топлив, — реальная альтернатива. В качестве характерного примера можно привести следующие цифры: в Германии стоимость пробега автомобиля на бензине выше, чем на газе, в 1,7 раза. Кроме того, по своим экологическим характеристикам газомоторное топливо гораздо лучше традиционных нефтепродуктов.
Как мы уже отмечали, в переводе на условное топливо газ сегодня стоит дешевле нефти. Во многом это объясняется фактом, что голубое топливо в основном используется крупными промышленными потребителями (в первую очередь электростанциями), а нефтепродукты идут на автомобильные заправки. Однако правительства многих стран стимулируют перевод автомобилей на газ. Особенно активно этот процесс идет в крупных городах, так как при сжигании природного газа выделяется гораздо меньше вредных веществ.
В частности, Европейская экономическая комиссия ООН разработала стратегию замещения к 2020 году пятой части потребляемых в регионе бензина и дизеля альтернативными видами топлива, в том числе метаном. Осуществлению этих планов будет способствовать реализация в Европе концепции развития «голубых коридоров», которая предполагает организацию международных перевозок с преимущественным использованием компримированного природного газа в качестве моторного топлива. Создание таких маршрутов планируется также в Юго-Восточной Азии и Южной Америке, но в Европе эта идея уже трансформировалась в конкретный проект, который приближается к стадии практической реализации. Так, в 2007 году Европейский деловой конгресс принял решение о выделении финансовых средств на подготовку технико-экономического обоснования международного проекта «Голубой коридор», предусматривающего газификацию автотрасс на маршрутах Хельсинки—Санкт-Петербург—Москва, Москва—Минск—Варшава—Берлин и Берлин—Рим. Для материализации проекта предполагается создание консорциума «Евроавтогаз». Правовая форма и акционеры нового предприятия пока не определены, но ожидается, что его учредителями станут крупные европейские компании — энергетические, транспортные, машиностроительные и другие.
Очевидно, что страны, по территориям которых пройдут «голубые коридоры», создадут «Евроавтогазу» благоприятные условия для работы, например, в виде налоговых и таможенных льгот, преференций при выделении земельных участков под автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) и т.д. Благодаря этому серийное производство машин на голубом топливе, которое уже освоено практически всеми крупными автомобильными компаниями, будет расти, число газовых заправок увеличится. А вот какое место в мире займет российский рынок газомоторного топлива, будет во многом зависеть от создания у нас стимулов для его развития.
Пока основной движущей силой процесса автометанизации нашей страны является, что и неудивительно, «Газпром» (компании принадлежит около 200 газовых заправок). Монополист регулярно выступает с различными инициативами, способными стимулировать в России замещение нефтепродуктов альтернативой, но в целом попытки эти безуспешны. Однако около полутора лет назад предложения «Газпрома» были все-таки замечены правительством. Поэтому есть надежда, что в ближайшее время у нас будет принят ожидаемый закон «Об использовании альтернативных видов моторного топлива» и другие правовые акты, которые откроют дорогу широкомасштабной автометанизации страны.
В настоящий момент в России действует утвержденная «Газпромом» «Целевая комплексная программа развития газозаправочной сети и пар-
ка техники, работающей на природном газе на 2007—2015 годы». Она предполагает строительство 200 новых АГНКС, увеличение метанового автопарка в районах их размещения на 50 тыс. единиц, а также ликвидацию негазифицированных участков автотрасс федерального и регионального значения. Между тем реальное количество станций, которые появятся в России к 2016 году, может оказаться значительно больше двухсот, поскольку это только базовая цифра, и она будет меняться по мере продвижения газификации в новые регионы, в частности на восток страны. Кроме того, сеть АГНКС должна дополнительно увеличиться за счет создания многотопливных автозаправочных станций.
В результате объединенных усилий России и Европы по переходу на природный газ, как альтернативный источник топлива, можно будет в перспективе решить круг важнейших задач. Среди них можно отметить улучшение экологической ситуации на европейском континенте, а также увеличение площади посевов под продовольствие за счет полей, ранее занимаемых для производства биодизеля, что должно оказать существенное влияние на выход из продовольственного кризиса.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».