26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2009 года: "ТРУДОВОЙ НАДРЫВ"

Архивная публикация 2009 года: "ТРУДОВОЙ НАДРЫВ"

Несмотря на признаки экономического подъема, безработица в стране будет расти, в результате многие регионы станут зоной социального напряжения. В последнее время информация о массовых увольнениях звучит все чаще. Буквально на протяжении одной недели такие гиганты, как "АвтоВАЗ", "Аэрофлот", "Роснефть" и авиакомпания "Россия", объявили о грядущих сокращениях или подвели итоги только что закончившихся операций. Вместе со смежными предприятиями, которые будут вынуждены оптимизировать издержки на персонал вслед за флагманами, в ближайшие месяцы работу потеряют несколько сотен тысяч человек. А если учесть членов их семей, то без постоянного источника дохода останутся 1-2 млн человек.
Не стоит также забывать о том, что существует масса предприятий малого и среднего бизнеса, увольнения на которых не объявляются заранее, не замечаются прессой, но в итоге дают весьма внушительную цифру, отмечает ведущий эксперт Центра макро-экономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. По оценке Международной организации труда (МОТ), сегодня в России не имеют работы 7,9% экономически активного населения, это около 6 млн человек. На конец первого квартала будущего года, предсказывает Игорь Поляков, без работы в стране останутся примерно 9,1%, то есть 7 млн экономически активных граждан. Число официально зарегистрированных безработных может вырасти с августовских 2 млн человек до 2,5 млн к марту будущего года, если будет реализован умеренный сценарий. Более пессимистичный прогноз дает цифру в 2,8 млн официально зарегистрированных безработных. Причем эта статистика не учитывает 900 тыс. выпускников вузов и почти столько же выпускников средне-специальных учебных заведений, которые в этом году впервые за много лет почти не будут иметь предложений от работодателей. Их удел - надеяться на стажерские вакансии с неполной загрузкой. Кроме вчерашних студентов практически по всей стране за бортом оказываются работники предприятий сферы услуг и небольших торговых компаний. Особенно это справедливо для Уральского региона, Сибири и Дальнего Востока. Таким образом, для России может оказаться весьма актуальным заявление, которое сделал в интервью журналу "Шпигель" глава МВФ Доминик Стросс-Кан, о том, что за экономическим кризисом последует социальный.

ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ

"Вторая волна безработицы не за горами. И она будет локализована очень неравномерно", - говорит заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский. Если смотреть на географическое распределение безработицы, то наиболее катастрофичное положение складывается в моногородах - муниципальных образованиях, где львиную долю рабочих мест дает одно предприятие. По данным Минрегиона, в России существует более 400 моногородов, экономика которых накануне кризиса создавала до 40% ВВП страны! И это позволяло жителям таких городов - а это четверть населения Российской Федерации - неплохо себя чувствовать. Теперь ситуация меняется. Как говорят в Минрегионе, в ближайшие годы ситуация может резко обостриться в 60 моногородах, а в 17 из них обстановка является кризисной уже сегодня.
Естественно, в наихудшем положении окажутся территории, уточняет эксперт, где концентрация моногородов наиболее высока и где сосредоточены машиностроительные и металлургические предприятия, такие, например, как Свердловская и Иркутская области. Свердловская область вообще может оказаться в числе наиболее пострадавших регионов, на ее территории расположены 17 моногородов (в том числе Нижний Тагил), выросших в основном вокруг металлургических заводов. В ближайшие 3-4 месяца только число официально зарегистрированных безработных в этом регионе вырастет с 3,3% до 3,8% экономически активных граждан. В очень сложном положении также окажется Челябинская область - безработица охватила металлургические предприятия Златоуста и Магнитогорска. Здесь число официально зарегистрированных безработных вырастет с 3,6% до 4%. Похожая картина будет наблюдаться в Иркутской области - расположенное на ее территории машиностроительное предприятие в Байкальске испытывает проблемы со сбытом своей продук-ции. Достаточно напряженная обстановка складывается в Мурманской, Ивановской, Нижегородской областях, а также в Хабаровском крае. Игорь Поляков добавляет в этот список и сокращенных работников нефтегазовых предприятий Западной Сибири. По его словам, пока ситуацию в значительной мере смягчают выделенные правительством $43 млрд на создание временных рабочих мест и проведение других мероприятий, позволяющих компаниям не сокращать сотрудников. Однако надолго этого ресурса не хватит.
Особняком стоит Самарская область, судьба которой сегодня очень сильно зависит от самочувствия "АвтоВАЗа". В августе руководство предприятия объявило о планах сократить 36 тыс. сотрудников до конца этого года. Однако позже, после переговоров с профсоюзами, эта цифра была уменьшена до 27,5 тыс. человек. К концу сентября извещения о грядущем увольнении получили всего 5 тыс. человек, и, судя по заявлениям главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, дальнейшие сокращения пока откладываются. Но история с "АвтоВАЗом" еще не закончена: для того, чтобы не допустить резкого роста социальной напряженности в регионе, государству придется пойти на огромные финансовые вливания. Ведь на формирование компенсационных выплат увольняемым потребуются колоссальные суммы.
В истории с тольяттинским предприятием российские власти используют метод ручного управления. В крайних ситуациях этот режим работает, отмечает Дмитрий Бадовский. Но в масштабах страны он может оказаться неэффективным. Ведь многие предприятия, чтобы справиться с ситуацией, активно оптимизируют издержки, в том числе за счет сокращения фонда оплаты труда, то есть путем массовых увольнений.
Российское правительство предпринимает попытки решать проблему системно. Это выражается в государственных программах поддержки безработных, переобучения, переселения в другие регионы. Общая смета на эти программы составляет 43 млрд рублей, 95% этой суммы выделяется из федеральной казны, а остальные 5% - из местных бюджетов. Причем собственно направление и мероприятия, на которые тратятся эти деньги, выбирают власти субъектов Федерации, которые, безусловно, лучше знакомы с местной спецификой.
Правительство определило лишь общий перечень задач, на решение которых можно направлять выделенные средства. Это организация общественных работ (например, уборка территории), чтобы занять население и дать ему возможность заработать - пусть и немного, но зато гарантированно. Это также профессиональное переобучение. Кроме того, решено поддержать инициативу тех, кто готов заняться своим небольшим делом: если центр занятости устроит бизнес-план, то под него можно получить до 60 тыс. рублей на одного безработного. Средства также можно использовать и на переселение рабочей силы в другие регионы, где на нее есть спрос.
Эксперты признают меры правительства вполне разумными, за исключением программы переселения, которая буксует из-за традиционно низкой мобильности рабочей силы в России. Примерно в десятке регионов накопилось по 400-500 заявок на открытие собственного бизнеса, признанных обоснованными и адекватными. Кроме того, за последний год был вдвое увеличен предельный размер пособия по безработице: с 2200 до 4900 рублей. Примерно половина официально зарегистрированных безработных получает максимальную ставку. Когда определяли размер этой суммы, то исходили из задачи поддержать человека в отчаянный момент, но при этом не лишать его стимула искать работу.
Эксперты считают, что предпринимаемых мер пока достаточно, чтобы не допустить социального взрыва, но плана на более отдаленное будущее, похоже, пока не существует. Между тем очевидно, что заметного увеличения количества рабочих мест в обозримом будущем не предвидится. Экономика стала подрастать, но в основном за счет довольно высоких цен на нефть. И этот процесс пока не сопровождается ростом спро-са на продукцию отечественного обрабатывающего сектора. Эксперты предполагают, что нет оснований ожидать изменения ситуации в ближайшее время, несмотря на прогнозируемый устойчивый рост ВВП. Безусловно, оживление в ТЭКе отразится и на предприятиях других отраслей. Но дело в том, что многие компании, уволив "балласт", оставили наиболее квалифицированных работников в ожидании подъема экономики. Эти работники в последнее время были мало загружены на производстве. И теперь, в течение двух-трех лет, руководители и собственники будут использовать этот ресурс в полной мере. Торопиться нанимать новых работников сейчас не будут еще и по той причине, что с 2011 года объявлено значительное повышение социальных налогов, которые будут платить работодатели. Еще меньше надежд на малый бизнес, находящийся сейчас в беспомощном состоянии, и ждать от него сколько-нибудь заметного предложения рынку вакансий нет никаких оснований.

Несмотря на признаки экономического подъема, безработица в стране будет расти, в результате многие регионы станут зоной социального напряжения. В последнее время информация о массовых увольнениях звучит все чаще. Буквально на протяжении одной недели такие гиганты, как "АвтоВАЗ", "Аэрофлот", "Роснефть" и авиакомпания "Россия", объявили о грядущих сокращениях или подвели итоги только что закончившихся операций. Вместе со смежными предприятиями, которые будут вынуждены оптимизировать издержки на персонал вслед за флагманами, в ближайшие месяцы работу потеряют несколько сотен тысяч человек. А если учесть членов их семей, то без постоянного источника дохода останутся 1-2 млн человек.
Не стоит также забывать о том, что существует масса предприятий малого и среднего бизнеса, увольнения на которых не объявляются заранее, не замечаются прессой, но в итоге дают весьма внушительную цифру, отмечает ведущий эксперт Центра макро-экономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. По оценке Международной организации труда (МОТ), сегодня в России не имеют работы 7,9% экономически активного населения, это около 6 млн человек. На конец первого квартала будущего года, предсказывает Игорь Поляков, без работы в стране останутся примерно 9,1%, то есть 7 млн экономически активных граждан. Число официально зарегистрированных безработных может вырасти с августовских 2 млн человек до 2,5 млн к марту будущего года, если будет реализован умеренный сценарий. Более пессимистичный прогноз дает цифру в 2,8 млн официально зарегистрированных безработных. Причем эта статистика не учитывает 900 тыс. выпускников вузов и почти столько же выпускников средне-специальных учебных заведений, которые в этом году впервые за много лет почти не будут иметь предложений от работодателей. Их удел - надеяться на стажерские вакансии с неполной загрузкой. Кроме вчерашних студентов практически по всей стране за бортом оказываются работники предприятий сферы услуг и небольших торговых компаний. Особенно это справедливо для Уральского региона, Сибири и Дальнего Востока. Таким образом, для России может оказаться весьма актуальным заявление, которое сделал в интервью журналу "Шпигель" глава МВФ Доминик Стросс-Кан, о том, что за экономическим кризисом последует социальный.

ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ

©

"Вторая волна безработицы не за горами. И она будет локализована очень неравномерно", - говорит заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский. Если смотреть на географическое распределение безработицы, то наиболее катастрофичное положение складывается в моногородах - муниципальных образованиях, где львиную долю рабочих мест дает одно предприятие. По данным Минрегиона, в России существует более 400 моногородов, экономика которых накануне кризиса создавала до 40% ВВП страны! И это позволяло жителям таких городов - а это четверть населения Российской Федерации - неплохо себя чувствовать. Теперь ситуация меняется. Как говорят в Минрегионе, в ближайшие годы ситуация может резко обостриться в 60 моногородах, а в 17 из них обстановка является кризисной уже сегодня.
Естественно, в наихудшем положении окажутся территории, уточняет эксперт, где концентрация моногородов наиболее высока и где сосредоточены машиностроительные и металлургические предприятия, такие, например, как Свердловская и Иркутская области. Свердловская область вообще может оказаться в числе наиболее пострадавших регионов, на ее территории расположены 17 моногородов (в том числе Нижний Тагил), выросших в основном вокруг металлургических заводов. В ближайшие 3-4 месяца только число официально зарегистрированных безработных в этом регионе вырастет с 3,3% до 3,8% экономически активных граждан. В очень сложном положении также окажется Челябинская область - безработица охватила металлургические предприятия Златоуста и Магнитогорска. Здесь число официально зарегистрированных безработных вырастет с 3,6% до 4%. Похожая картина будет наблюдаться в Иркутской области - расположенное на ее территории машиностроительное предприятие в Байкальске испытывает проблемы со сбытом своей продук-ции. Достаточно напряженная обстановка складывается в Мурманской, Ивановской, Нижегородской областях, а также в Хабаровском крае. Игорь Поляков добавляет в этот список и сокращенных работников нефтегазовых предприятий Западной Сибири. По его словам, пока ситуацию в значительной мере смягчают выделенные правительством $43 млрд на создание временных рабочих мест и проведение других мероприятий, позволяющих компаниям не сокращать сотрудников. Однако надолго этого ресурса не хватит.
Особняком стоит Самарская область, судьба которой сегодня очень сильно зависит от самочувствия "АвтоВАЗа". В августе руководство предприятия объявило о планах сократить 36 тыс. сотрудников до конца этого года. Однако позже, после переговоров с профсоюзами, эта цифра была уменьшена до 27,5 тыс. человек. К концу сентября извещения о грядущем увольнении получили всего 5 тыс. человек, и, судя по заявлениям главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, дальнейшие сокращения пока откладываются. Но история с "АвтоВАЗом" еще не закончена: для того, чтобы не допустить резкого роста социальной напряженности в регионе, государству придется пойти на огромные финансовые вливания. Ведь на формирование компенсационных выплат увольняемым потребуются колоссальные суммы.
В истории с тольяттинским предприятием российские власти используют метод ручного управления. В крайних ситуациях этот режим работает, отмечает Дмитрий Бадовский. Но в масштабах страны он может оказаться неэффективным. Ведь многие предприятия, чтобы справиться с ситуацией, активно оптимизируют издержки, в том числе за счет сокращения фонда оплаты труда, то есть путем массовых увольнений.
Российское правительство предпринимает попытки решать проблему системно. Это выражается в государственных программах поддержки безработных, переобучения, переселения в другие регионы. Общая смета на эти программы составляет 43 млрд рублей, 95% этой суммы выделяется из федеральной казны, а остальные 5% - из местных бюджетов. Причем собственно направление и мероприятия, на которые тратятся эти деньги, выбирают власти субъектов Федерации, которые, безусловно, лучше знакомы с местной спецификой.
Правительство определило лишь общий перечень задач, на решение которых можно направлять выделенные средства. Это организация общественных работ (например, уборка территории), чтобы занять население и дать ему возможность заработать - пусть и немного, но зато гарантированно. Это также профессиональное переобучение. Кроме того, решено поддержать инициативу тех, кто готов заняться своим небольшим делом: если центр занятости устроит бизнес-план, то под него можно получить до 60 тыс. рублей на одного безработного. Средства также можно использовать и на переселение рабочей силы в другие регионы, где на нее есть спрос.
Эксперты признают меры правительства вполне разумными, за исключением программы переселения, которая буксует из-за традиционно низкой мобильности рабочей силы в России. Примерно в десятке регионов накопилось по 400-500 заявок на открытие собственного бизнеса, признанных обоснованными и адекватными. Кроме того, за последний год был вдвое увеличен предельный размер пособия по безработице: с 2200 до 4900 рублей. Примерно половина официально зарегистрированных безработных получает максимальную ставку. Когда определяли размер этой суммы, то исходили из задачи поддержать человека в отчаянный момент, но при этом не лишать его стимула искать работу.
Эксперты считают, что предпринимаемых мер пока достаточно, чтобы не допустить социального взрыва, но плана на более отдаленное будущее, похоже, пока не существует. Между тем очевидно, что заметного увеличения количества рабочих мест в обозримом будущем не предвидится. Экономика стала подрастать, но в основном за счет довольно высоких цен на нефть. И этот процесс пока не сопровождается ростом спро-са на продукцию отечественного обрабатывающего сектора. Эксперты предполагают, что нет оснований ожидать изменения ситуации в ближайшее время, несмотря на прогнозируемый устойчивый рост ВВП. Безусловно, оживление в ТЭКе отразится и на предприятиях других отраслей. Но дело в том, что многие компании, уволив "балласт", оставили наиболее квалифицированных работников в ожидании подъема экономики. Эти работники в последнее время были мало загружены на производстве. И теперь, в течение двух-трех лет, руководители и собственники будут использовать этот ресурс в полной мере. Торопиться нанимать новых работников сейчас не будут еще и по той причине, что с 2011 года объявлено значительное повышение социальных налогов, которые будут платить работодатели. Еще меньше надежд на малый бизнес, находящийся сейчас в беспомощном состоянии, и ждать от него сколько-нибудь заметного предложения рынку вакансий нет никаких оснований.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».