19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 1998 года: "Трынцы-брынцы, пеките блинцы, или Как праздновать Масленицу"

Архивная публикация 1998 года: "Трынцы-брынцы, пеките блинцы, или Как праздновать Масленицу"

Она берет свое начало от языческих ярильных игрищ. В старину Масленица считалась самым веселым и разгульным славянским праздником, которым отмечали начало земледельческих работ. И хотя сегодня мы не так фатально привязаны к земледельческому циклу, как наши предки, Масленица -- хороший повод повеселиться....С детства осталось во мне чудесное, не похожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось "масленица". Все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старика на кухне, зашедшего на "убогий блин", до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. В этом широком слове и теперь для меня жива яркая радость перед грустью, перед постом. Иван Шмелев.
Блин не клин -- брюха не расколет

"Всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат... Ужасно слышать о том всякому христианину. Заблудшие люди предают свою душу дьяволу. Только и разговоров: того-то убили, того-то бросили в воду. Жертв за неделю боле ста человек. Нынешний патриарх давно хотел уничтожить этот бесовский праздник, но не успел. Однако же сократил его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до четырнадцати дней".
Такой триста лет назад иностранный дипломат увидел московскую Масленицу. Быть может, за исключением убийств, которых в наше время предостаточно в любой день, обычаи изменились мало.
...Масленицу называют честной, веселой, переломной. В старину в этот день (точнее, целую неделю) катались с гор, ходили к друг другу в гости, устраивали танцы, лакомились блинами. Блин, естественно, считали символом солнца.
С Масленицей связано множество поверий. Например, если в воскресенье перед Сырной неделей (в этом году оно выпадает на 22 февраля) ненастно, значит, год будет дождливый и грибной.
Современному человеку иногда сложно разобраться в масленичной терминологии. В чем, собственно, суть Масленицы? Только в том, чтобы объесться тещиными блинами? И почему именно тещиными? При чем тут кулачные бои, зачем в последний день, в прощеное воскресенье, идти на кладбище?
Народ достаточно мудр, чтобы ничего не изобретать только для потехи. На первом месте всегда стояла польза. И беспутно-скоромная затейливая Масленица не исключение. Вероятно, поэтому принята она и церковью, но уже под именем Сыропустной недели, ибо каждый день, даже в традиционные постные среду и пятницу, можно есть сыр и масло. Согласитесь, не лишне для организма после тощей зимы да перед Великим постом.
Даже советская власть, ревниво относившаяся к ритуалам дореволюционной жизни, не смогла искоренить Масленицу. И при Сталине, и при Брежневе народ Масленицу исправно отмечал. Гораздо, правда, скромнее, чем до октября 1917-го. Уха с расстегаями так и осталась для многих красивым литературным оборотом. Но вот блины пекли повсеместно. Мышиного цвета -- в кулинарии и закусочных. Ноздреватые, с золотистой корочкой, пышные -- дома. Тонкие на молоке, толстые на кефире, оладьи на дрожжах. Или сложные в приготовлении блинчики -- толщиной в полмиллиметра. Впрочем, куда нашим воспоминаниям до щедрой на запахи и вкусы памяти писателя Ивана Шмелева...
"Стол огромный. Чего только нет на нем. Рыбы, рыбы, икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужница с зелеными глазками, огурцы, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые масленки с золотистым шипящим маслом на конфорках, графинчики, бутылки...
За ухою и расстегаями -- опять и опять блины. Блины с припеком. За ними -- наливное, опять блины, уже с двойным припеком, за ними осетрина паровая, блины с подпеком. Лещ необыкновенной величины с грибами, с кашей, наважка семивершковая с белозерским снетком в сухарях, политая грибной сметанкой... Блины молочные, легкие, блинцы с яичком, еще разливная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой, желе апельсиновое, пломбир миндальный -- ванилевый".
Доживем до понедельника

Само слово "масленица" появилось в XVI веке. Масленицу в народе так любили, что, кроме многочисленных ласковых имен для всей недели ("касаточка", "сахарные уста", "целовальница"), придумали названия и для каждого из семи дней. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает.
Понедельник (в этом году 23 февраля) назвали встречей: в этот день встречают широкую Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни. Песен великое множество, доброй сотни страниц не хватит, чтобы все напечатать.
В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает -- погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинками, не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни визиты наносить, как всю эту неделю праздновать.
В старину царь Петр I самолично открывал гулянья в первопрестольной у Красных ворот. С этого места, куда ни кинь взгляд, все пело, плясало, на качелях качалось, с гор мчалось.
Кто хочет хотя бы отдаленно представить, как это было, может в нынешнюю Сырную неделю, особенно в последние ее дни, сходить на Поклонную гору. Конечно, театрализованное представление 1998 года не повторит полностью те балаганы, тех скоморохов и паяцев, но весельем зарядит.
С понедельника начинали печь блины. Кажется -- чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины.
Увы, сейчас этот обычай утерян. А зря. Бог с ними, с блинами (хотя у тещ они почему-то всегда получаются вкуснее), но ведь "простую радость человеческого общения" ничем не заменишь. К тому же лишний почет тестю с тещей не помешает.
Все знают пословицу "Первый блин комом". А, собственно, почему -- разве дело только в непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!"
Хорошее правило -- поминать, вспоминать не только в отведенные для этого дни, но и перед весельем: не будь родителей, и мы бы не веселились. Традиция закрепилась в пословице: "комом" -- значит, не мне. Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин.
...Дети зазывали Масленицу немудреными и ласковыми словами: "Уж ты ль, моя Масленица, красная коса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кветочка, ясочка, ты же моя перепелочка! Приезжай ко мне во тесовый дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Выезжала честная Масленица, широкая боярыня на семидесяти семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться..."
Раньше эти слова ребята запоминали с пятилетнего возраста.
Второй день Масленицы, вторник (в этом году 24 февраля), называется заигрышами. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости (между прочим, не что иное, как последний приют зимы), и девичья потеха -- качели, и скоморошьи частушки...
Главное в заигрышах -- любовная тема. Молодоженам разрешалось даже целоваться прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в нужные дома специальные "позыватки", родители пекли горы блинков -- чтоб парни и девушки вместе побыли, повеселились, пообнимались, конечно, под неусыпным родительским оком.
Третий день Масленицы, среда (в этом году 25 февраля),-- лакомка. В этот день зятья к тещам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьев немного -- в лучшем случае, один-два. А раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Отсюда и присказка "Масленица-объедуха -- денег приберуха". Но ничего не попишешь: "хоть себя заложи, а Масленицу проводи!"
Тещины блины -- это по обычаю целый пир. Уж каких только не напечет -- и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селедочкой. А уж о напитках и речи нет -- только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не угодить, ведь дочка -- родная кровь, ей потом выслушивать.
Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день -- широкий четверг (на этот раз 26 февраля). Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети. В Москве теперь уж точно по домам не пойдешь: никто дверь не откроет. Но в деревнях нет-нет, да и услышишь детские голоса: "Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!" Гостевания продолжаются -- с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом.
"...Масленица в развале,-- вспоминал этот день Иван Шмелев.-- Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Едут парни с веселыми связками шаров. Гудят шарманки. Фабричные катаются на извозчиках с гармонью. Мальчишки "в блина играют": руки сзади, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать -- не выронить, весело бьются мордами".
"Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладимых яств,-- пишет известный этнограф И.П.Сахаров,-- значило в старину жить в горькой беде, лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног".
Пятый день Масленицы называется выразительно -- тещины вечерки. Теперь уж зять тещу блинами угощает. Да не просто если та зайдет, а с предварительным приглашением. Чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Говорят, "у тещи зятек -- любимый сынок". Вот он и доказывает, что так и есть. А чтобы теще приятнее было, заодно приглашалась вся мыслимая родня: пусть посмотрит, как зять тещу привечает.
Шестой день этой разгульной недели -- золовкины посиделки (золовка -- сестра мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы -- и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.
И вот завершающий день -- прощеное воскресенье, проводы, целовальник. Все названия верны, все ясны. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, похмелья. Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках разводят костры -- лед растопить, холод уничтожить. Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят.
Это день очищения, день подготовки к посту. "Прости меня, если виноват".-- "И ты меня прости".-- "Бог простит". Прощение сопровождалось взаимными поклонами и поцелуями. Сначала просят прощения младшие у старших. Молодожены обязательно приезжают к тестю с тещей, к свекру со свекровью, привозят подарки. Кумовьев тоже надо одарить. Крестники навещают крестных.
Прощеное воскресенье -- это еще и день поминовения. Просят прощения у умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на могилах блины.
По окончании Масленицы принято сходить в баню. В понедельник будет не до веселья -- начнется Великий пост.
Масленичные обряды мало изменились за последние четыре века. Может быть, именно потому, что они необходимы. И, повторяю, дело тут не во вкусных блинах и не в возможности попировать, повеселиться. Для этого не было бы смысла вторую тысячу лет тщательно высчитывать именно эту неделю.
В принципе все эти милые развлечения с легкостью повторимы сегодня: на санках мы катаемся всю зиму, да и блины -- чрезвычайно аппетитное блюдо. Проведать родных на Масленицу тоже совсем неплохо. Впрочем, не надо забывать о них и все остальные дни года.
Как печь блины. Практические советы

Для блинов сгодится любая сковородка -- хоть чугунная, хоть тефлоновая, но обязательно с толстым дном. Вначале ее надо хорошенько разогреть. Новую, только что из магазина сковородку надо поставить на маленький огонь, налить масла и нагревать 10--15 минут. После чего масло слить, а сковородку протереть солью.
Пекут блины из пшеничной и соевой муки. Гречневая мука, к сожалению, практически исчезла из магазинов, хотя из нее как раз и делали в старину настоящие русские блины. Впрочем, дома можно смолоть гречневую крупу в обыкновенной кофемолке. Блины с приправами готовят следующим образом: вначале кладут на сковородку зеленый лук, рубленые яйца или кусочки семги, а потом заливают все тестом и далее по рецепту. Блины подают на стол с пылу, с жару, а к ним -- масло, варенье, мед, сметану, икру, лососину, семгу.
Блины на опаре:
Вылить в посуду два стакана теплой воды, положить дрожжи, всыпать 500 г муки, размешать, чтобы не было комочков, накрыть, поставить в теплое место на час.
Опара подойдет -- прибавить соль, сахар, яичные желтки, растопленное сливочное масло, муку и хорошенько тесто вымесить, после чего прибавить три стакана теплого молока. Опять упрятать в тепло. Когда тесто подойдет, размешать, чтоб осело, и снова дать подойти. Еще раз опустить и добавить сбитые в пену яичные желтки. Хорошие блины получаются, если тесто подошло не менее двух-трех раз.
Чтобы блины получились сухие, тесто наполовину нужно готовить из гречневой муки. Замешивается опара на муке пшеничной, а гречневая добавляется вместе с яйцами и маслом.
Не 1 кг пшеничной муки -- 4--5 стаканов молока, 3 ст. ложки масла, 2 яйца, 2 ст. ложки сахару, 1,5 чайной ложки соли, 40 г дрожжей.
Блины скороспелые:
Яйца смешать с тремя стаканами теплой воды, прибавить соль, сахар и соду, затем всыпать муку и хорошо размешать. Развести в стакане воды лимонную кислоту, влить в подготовленное тесто и перемешать.
На 500 г муки -- 3 стакана воды, 2--3 яйца, 1 ст. ложка сахару, по 0,5 чайной ложки соли, соды и кислоты.
Блины украинские:
Сварить пшеничную кашу, дать ей остыть и протереть сквозь сито. В кастрюлю влить 0,5 стакана молока, добавить 1 ст. ложку масла, довести до кипения, всыпать 1 стакан гречневой муки, заварить густое тесто и дать ему остыть до комнатной температуры. После этого в тесто влить разведенные в теплой воде дрожжи, дать подойти, добавить протертую кашу и остальную муку, сырые желтки, перетертые с сахаром. Посолить. Влив теплое молоко, тщательно размешать и дать еще раз подойти. Добавить взбитые белки и выпекать.
На 300 г пшена -- 300 г гречневой муки, 3--4 столовые ложки масла, 2 яйца, 2 ст. ложки сахару, 1 стакан сметаны, 2 ст. молока, 15 г дрожжей.
Блинчики с медом:
Смешать 3 яичных желтка с 0,5 стакана молока, прибавить соль, сахар, помешивая, всыпать муку. После чего положить разогретое сливочное масло, снова тесто гладко вымесить, прибавить молоко и взбитые в пену яичные белки. Выпекать блинчики надо как можно более тонкими, на разогретой сковородке, предварительно смазанной маслом. Каждый готовый блин, не снимая со сковородки, сложить вчетверо. Подавать с медом.
На 250 г муки -- 2,5 ст. молока, 3 яйца, по 2 ст. ложки сливочного и топленого масла (для смазывания сковороды), 0,25 чайной ложки соли.
Блинчики с творогом, яйцами и другой начинкой
Смешать сырые яйца с солью, сахаром, прибавить 0,5 стакана молока, размешать, всыпать муку и вымесить тесто без комков. Добавить оставшееся молоко. Блинчики выпекать тоненькими, складывать их стопочкой на доске. Затем в середину каждого положить столовую ложку творожной, яблочной начинки, варенье или густое повидло. Блинчики завернуть в виде конверта и поставить в духовку.
При подаче на стол блинчики посыпать сахарной пудрой. Таким же образом можно приготовить блинчики с семгой. В этом случае к ним подают сметанный соус с томатом.
На 250 г муки -- 2,5 стакана молока, 3 яйца, 0,5 ложки сахара, 0,25 чайной ложки соли. Для обжаривания 1 ст. ложка топленого масла.

Она берет свое начало от языческих ярильных игрищ. В старину Масленица считалась самым веселым и разгульным славянским праздником, которым отмечали начало земледельческих работ. И хотя сегодня мы не так фатально привязаны к земледельческому циклу, как наши предки, Масленица -- хороший повод повеселиться....С детства осталось во мне чудесное, не похожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось "масленица". Все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старика на кухне, зашедшего на "убогий блин", до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. В этом широком слове и теперь для меня жива яркая радость перед грустью, перед постом. Иван Шмелев.

Блин не клин -- брюха не расколет


"Всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат... Ужасно слышать о том всякому христианину. Заблудшие люди предают свою душу дьяволу. Только и разговоров: того-то убили, того-то бросили в воду. Жертв за неделю боле ста человек. Нынешний патриарх давно хотел уничтожить этот бесовский праздник, но не успел. Однако же сократил его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до четырнадцати дней".

Такой триста лет назад иностранный дипломат увидел московскую Масленицу. Быть может, за исключением убийств, которых в наше время предостаточно в любой день, обычаи изменились мало.

...Масленицу называют честной, веселой, переломной. В старину в этот день (точнее, целую неделю) катались с гор, ходили к друг другу в гости, устраивали танцы, лакомились блинами. Блин, естественно, считали символом солнца.

С Масленицей связано множество поверий. Например, если в воскресенье перед Сырной неделей (в этом году оно выпадает на 22 февраля) ненастно, значит, год будет дождливый и грибной.

Современному человеку иногда сложно разобраться в масленичной терминологии. В чем, собственно, суть Масленицы? Только в том, чтобы объесться тещиными блинами? И почему именно тещиными? При чем тут кулачные бои, зачем в последний день, в прощеное воскресенье, идти на кладбище?

Народ достаточно мудр, чтобы ничего не изобретать только для потехи. На первом месте всегда стояла польза. И беспутно-скоромная затейливая Масленица не исключение. Вероятно, поэтому принята она и церковью, но уже под именем Сыропустной недели, ибо каждый день, даже в традиционные постные среду и пятницу, можно есть сыр и масло. Согласитесь, не лишне для организма после тощей зимы да перед Великим постом.

Даже советская власть, ревниво относившаяся к ритуалам дореволюционной жизни, не смогла искоренить Масленицу. И при Сталине, и при Брежневе народ Масленицу исправно отмечал. Гораздо, правда, скромнее, чем до октября 1917-го. Уха с расстегаями так и осталась для многих красивым литературным оборотом. Но вот блины пекли повсеместно. Мышиного цвета -- в кулинарии и закусочных. Ноздреватые, с золотистой корочкой, пышные -- дома. Тонкие на молоке, толстые на кефире, оладьи на дрожжах. Или сложные в приготовлении блинчики -- толщиной в полмиллиметра. Впрочем, куда нашим воспоминаниям до щедрой на запахи и вкусы памяти писателя Ивана Шмелева...

"Стол огромный. Чего только нет на нем. Рыбы, рыбы, икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужница с зелеными глазками, огурцы, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые масленки с золотистым шипящим маслом на конфорках, графинчики, бутылки...

За ухою и расстегаями -- опять и опять блины. Блины с припеком. За ними -- наливное, опять блины, уже с двойным припеком, за ними осетрина паровая, блины с подпеком. Лещ необыкновенной величины с грибами, с кашей, наважка семивершковая с белозерским снетком в сухарях, политая грибной сметанкой... Блины молочные, легкие, блинцы с яичком, еще разливная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой, желе апельсиновое, пломбир миндальный -- ванилевый".

Доживем до понедельника


Само слово "масленица" появилось в XVI веке. Масленицу в народе так любили, что, кроме многочисленных ласковых имен для всей недели ("касаточка", "сахарные уста", "целовальница"), придумали названия и для каждого из семи дней. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает.

Понедельник (в этом году 23 февраля) назвали встречей: в этот день встречают широкую Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни. Песен великое множество, доброй сотни страниц не хватит, чтобы все напечатать.

В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает -- погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинками, не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни визиты наносить, как всю эту неделю праздновать.

В старину царь Петр I самолично открывал гулянья в первопрестольной у Красных ворот. С этого места, куда ни кинь взгляд, все пело, плясало, на качелях качалось, с гор мчалось.

Кто хочет хотя бы отдаленно представить, как это было, может в нынешнюю Сырную неделю, особенно в последние ее дни, сходить на Поклонную гору. Конечно, театрализованное представление 1998 года не повторит полностью те балаганы, тех скоморохов и паяцев, но весельем зарядит.

С понедельника начинали печь блины. Кажется -- чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины.

Увы, сейчас этот обычай утерян. А зря. Бог с ними, с блинами (хотя у тещ они почему-то всегда получаются вкуснее), но ведь "простую радость человеческого общения" ничем не заменишь. К тому же лишний почет тестю с тещей не помешает.

Все знают пословицу "Первый блин комом". А, собственно, почему -- разве дело только в непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!"

Хорошее правило -- поминать, вспоминать не только в отведенные для этого дни, но и перед весельем: не будь родителей, и мы бы не веселились. Традиция закрепилась в пословице: "комом" -- значит, не мне. Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин.

...Дети зазывали Масленицу немудреными и ласковыми словами: "Уж ты ль, моя Масленица, красная коса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кветочка, ясочка, ты же моя перепелочка! Приезжай ко мне во тесовый дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Выезжала честная Масленица, широкая боярыня на семидесяти семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться..."

Раньше эти слова ребята запоминали с пятилетнего возраста.

Второй день Масленицы, вторник (в этом году 24 февраля), называется заигрышами. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости (между прочим, не что иное, как последний приют зимы), и девичья потеха -- качели, и скоморошьи частушки...

Главное в заигрышах -- любовная тема. Молодоженам разрешалось даже целоваться прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в нужные дома специальные "позыватки", родители пекли горы блинков -- чтоб парни и девушки вместе побыли, повеселились, пообнимались, конечно, под неусыпным родительским оком.

Третий день Масленицы, среда (в этом году 25 февраля),-- лакомка. В этот день зятья к тещам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьев немного -- в лучшем случае, один-два. А раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Отсюда и присказка "Масленица-объедуха -- денег приберуха". Но ничего не попишешь: "хоть себя заложи, а Масленицу проводи!"

Тещины блины -- это по обычаю целый пир. Уж каких только не напечет -- и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селедочкой. А уж о напитках и речи нет -- только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не угодить, ведь дочка -- родная кровь, ей потом выслушивать.

Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день -- широкий четверг (на этот раз 26 февраля). Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети. В Москве теперь уж точно по домам не пойдешь: никто дверь не откроет. Но в деревнях нет-нет, да и услышишь детские голоса: "Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!" Гостевания продолжаются -- с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом.

"...Масленица в развале,-- вспоминал этот день Иван Шмелев.-- Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Едут парни с веселыми связками шаров. Гудят шарманки. Фабричные катаются на извозчиках с гармонью. Мальчишки "в блина играют": руки сзади, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать -- не выронить, весело бьются мордами".

"Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладимых яств,-- пишет известный этнограф И.П.Сахаров,-- значило в старину жить в горькой беде, лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног".

Пятый день Масленицы называется выразительно -- тещины вечерки. Теперь уж зять тещу блинами угощает. Да не просто если та зайдет, а с предварительным приглашением. Чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Говорят, "у тещи зятек -- любимый сынок". Вот он и доказывает, что так и есть. А чтобы теще приятнее было, заодно приглашалась вся мыслимая родня: пусть посмотрит, как зять тещу привечает.

Шестой день этой разгульной недели -- золовкины посиделки (золовка -- сестра мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы -- и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.

И вот завершающий день -- прощеное воскресенье, проводы, целовальник. Все названия верны, все ясны. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, похмелья. Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках разводят костры -- лед растопить, холод уничтожить. Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят.

Это день очищения, день подготовки к посту. "Прости меня, если виноват".-- "И ты меня прости".-- "Бог простит". Прощение сопровождалось взаимными поклонами и поцелуями. Сначала просят прощения младшие у старших. Молодожены обязательно приезжают к тестю с тещей, к свекру со свекровью, привозят подарки. Кумовьев тоже надо одарить. Крестники навещают крестных.

Прощеное воскресенье -- это еще и день поминовения. Просят прощения у умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на могилах блины.

По окончании Масленицы принято сходить в баню. В понедельник будет не до веселья -- начнется Великий пост.

Масленичные обряды мало изменились за последние четыре века. Может быть, именно потому, что они необходимы. И, повторяю, дело тут не во вкусных блинах и не в возможности попировать, повеселиться. Для этого не было бы смысла вторую тысячу лет тщательно высчитывать именно эту неделю.

В принципе все эти милые развлечения с легкостью повторимы сегодня: на санках мы катаемся всю зиму, да и блины -- чрезвычайно аппетитное блюдо. Проведать родных на Масленицу тоже совсем неплохо. Впрочем, не надо забывать о них и все остальные дни года.

Как печь блины. Практические советы


Для блинов сгодится любая сковородка -- хоть чугунная, хоть тефлоновая, но обязательно с толстым дном. Вначале ее надо хорошенько разогреть. Новую, только что из магазина сковородку надо поставить на маленький огонь, налить масла и нагревать 10--15 минут. После чего масло слить, а сковородку протереть солью.

Пекут блины из пшеничной и соевой муки. Гречневая мука, к сожалению, практически исчезла из магазинов, хотя из нее как раз и делали в старину настоящие русские блины. Впрочем, дома можно смолоть гречневую крупу в обыкновенной кофемолке. Блины с приправами готовят следующим образом: вначале кладут на сковородку зеленый лук, рубленые яйца или кусочки семги, а потом заливают все тестом и далее по рецепту. Блины подают на стол с пылу, с жару, а к ним -- масло, варенье, мед, сметану, икру, лососину, семгу.

Блины на опаре:

Вылить в посуду два стакана теплой воды, положить дрожжи, всыпать 500 г муки, размешать, чтобы не было комочков, накрыть, поставить в теплое место на час.

Опара подойдет -- прибавить соль, сахар, яичные желтки, растопленное сливочное масло, муку и хорошенько тесто вымесить, после чего прибавить три стакана теплого молока. Опять упрятать в тепло. Когда тесто подойдет, размешать, чтоб осело, и снова дать подойти. Еще раз опустить и добавить сбитые в пену яичные желтки. Хорошие блины получаются, если тесто подошло не менее двух-трех раз.

Чтобы блины получились сухие, тесто наполовину нужно готовить из гречневой муки. Замешивается опара на муке пшеничной, а гречневая добавляется вместе с яйцами и маслом.

Не 1 кг пшеничной муки -- 4--5 стаканов молока, 3 ст. ложки масла, 2 яйца, 2 ст. ложки сахару, 1,5 чайной ложки соли, 40 г дрожжей.

Блины скороспелые:

Яйца смешать с тремя стаканами теплой воды, прибавить соль, сахар и соду, затем всыпать муку и хорошо размешать. Развести в стакане воды лимонную кислоту, влить в подготовленное тесто и перемешать.

На 500 г муки -- 3 стакана воды, 2--3 яйца, 1 ст. ложка сахару, по 0,5 чайной ложки соли, соды и кислоты.

Блины украинские:

Сварить пшеничную кашу, дать ей остыть и протереть сквозь сито. В кастрюлю влить 0,5 стакана молока, добавить 1 ст. ложку масла, довести до кипения, всыпать 1 стакан гречневой муки, заварить густое тесто и дать ему остыть до комнатной температуры. После этого в тесто влить разведенные в теплой воде дрожжи, дать подойти, добавить протертую кашу и остальную муку, сырые желтки, перетертые с сахаром. Посолить. Влив теплое молоко, тщательно размешать и дать еще раз подойти. Добавить взбитые белки и выпекать.

На 300 г пшена -- 300 г гречневой муки, 3--4 столовые ложки масла, 2 яйца, 2 ст. ложки сахару, 1 стакан сметаны, 2 ст. молока, 15 г дрожжей.

Блинчики с медом:

Смешать 3 яичных желтка с 0,5 стакана молока, прибавить соль, сахар, помешивая, всыпать муку. После чего положить разогретое сливочное масло, снова тесто гладко вымесить, прибавить молоко и взбитые в пену яичные белки. Выпекать блинчики надо как можно более тонкими, на разогретой сковородке, предварительно смазанной маслом. Каждый готовый блин, не снимая со сковородки, сложить вчетверо. Подавать с медом.

На 250 г муки -- 2,5 ст. молока, 3 яйца, по 2 ст. ложки сливочного и топленого масла (для смазывания сковороды), 0,25 чайной ложки соли.

Блинчики с творогом, яйцами и другой начинкой

Смешать сырые яйца с солью, сахаром, прибавить 0,5 стакана молока, размешать, всыпать муку и вымесить тесто без комков. Добавить оставшееся молоко. Блинчики выпекать тоненькими, складывать их стопочкой на доске. Затем в середину каждого положить столовую ложку творожной, яблочной начинки, варенье или густое повидло. Блинчики завернуть в виде конверта и поставить в духовку.

При подаче на стол блинчики посыпать сахарной пудрой. Таким же образом можно приготовить блинчики с семгой. В этом случае к ним подают сметанный соус с томатом.

На 250 г муки -- 2,5 стакана молока, 3 яйца, 0,5 ложки сахара, 0,25 чайной ложки соли. Для обжаривания 1 ст. ложка топленого масла.

ИВАН ПАНКЕЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».