Наверх
16 октября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2012 года: "Тур обреченных"

Череда банкротств российских туроператоров не закончится на "Ланте-Тур"

Существующая модель туристического бизнеса нежизнеспособна, новые банкротства операторов неизбежны.    Премьер-министр Владимир Путин лично позаботился о том, чтобы застрявшие за рубежом из-за банкротства компании "Ланта-Тур" российские туристы вернулись на родину. Он договорился с банком ВТБ о предоставлении туроператору кредита на погашение долгов перед иностранными контрагентами. Премьер также предложил создать саморегулируемую организацию, которая решала бы подобные проблемы. Но пока эксперты уверены: череда банкротств российских туроператоров не закончится на "Ланте-Тур". Пессимисты утверждают, что уже в самое ближайшее время кое-кто из известных компаний может разделить участь "Ланты". Правда, "имен" не называют, чтобы не спровоцировать панику среди туристов и в индустрии в целом.
   "Отрасль лихорадит, и 2012 год может стать годом громких банкротств", — го-ворит президент информационной службы "БАНКО" Татьяна Дмитрова. Причины, которые привели к такому бедственному положению дел, известны в туриндустрии всем и давно. Как ни парадоксально, но "убийцами" рынка становятся сами операторы. "Главное зло — это демпинг. Компании в борьбе за доли рынка и за массового туриста слишком снижают цены на турпакеты, — сетует пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. — Это влечет за собой ответную реакцию конкурентов, вынужденных также снижать цену, иначе клиенты уйдут к тем, кто предлагает туры дешевле. В итоге некоторые направления — особенно дальние — начинают работать в убыток".
   Неофициальная статистика по продажам в 2011 году удручающая: выше себестоимости, то есть с прибылью, было продано всего около 15% туров, с нулевой прибылью — 35-40%, а в убыток продано 40-45% туров. "Представляете масштабы?" — ужасается Тюрина.
   Более того, все эти продажи "в минус" в погоне за количеством туристов про-исходят не за счет собственных оборотных средств, а за счет привлеченных. Бизнес большинства компаний в отрасли — особенно крупных — выстроен по принципу пирамиды, когда средствами от продаж будущих туров погашаются долги по расчетам с авиаперевозчиками и отелями за предыдущие периоды. Особенно популярными у туроператоров ста-ли "ранние бронирования", когда туры продаются за несколько месяцев до да-ты поездки и с хорошим дисконтом (к примеру, сейчас идет кампания по продаже со скидками туров на летнюю и даже осеннюю программы).
   По сути, получается кредитование опе-ратора потребителями. Это удерживает компании на плаву, но сажает их на свое-го рода финансовую иглу, приучая работать не на оборотных средствах, а на займах. В итоге деньги клиентов и банковские кредиты частично пускаются на оплату прежних обязательств и частично — на оплату будущих туристических программ. "Весь туристический бизнес завязан на кредиты. Если спрос на поездки или какие-то массовые направления падает, возникают кассовые разрывы, которые со временем перерастают во внушительную задолженность, — говорит Татьяна Дмитрова. — Компании открывают кредитные линии уже не на развитие бизнеса, а на погашение прежних долгов, но после прошлогодней истории с банкротством "Капитал-Тура" банки опасаются иметь дело с туроператорами".
   Любопытно, что и в истории с банкротством "Капитал-Тура", и в деле "Ланты" фигурирует Мастер-Банк. В обоих случаях он отказался открыть компаниям дополнительные кредитные линии, что и стало причиной невыполнения финансовых обязательств туроператоров перед перевозчиками и отельерами. Представители отрасли в частных разговорах называют банк "могильщиком туриндустрии" и даже приписывают прямую заинтересованность кредитного учреждения в банкротстве компаний. Дескать, в случае с "Капиталом" банк мог получить дорогостоящий и прибыльный консолидаторский билетный сервис, а в случае с "Лантой", возможно, замахнулся на ее помещения. В самом Мастер-Банке, впрочем, опровергают подобные обвинения и заявляют, что инициатором банкротства "Капитала" стал вообще другой кредитор. Советник председателя правления Мастер-Банка Егор Альтман напомнил, что их банк — далеко не единственная кредитная организация, чьими услугами пользовались "Капитал" и "Ланта", но не стал раскрывать причин отказа в открытии дополнительной кредитной линии, сославшись на этику бизнеса.
   Как бы то ни было, демпинг и постоянная жизнь взаймы существенно расшатали экономику отрасли, поставив ее на грань широкомасштабного кризиса, когда разоряться стали крупные компании с тысячами клиентов. Первым в конце 2010 года пал уже упоминавшийся "Капитал-Тур", затем прекратили свое существование компании "Скайтур", "Сизонс", "Лужники-Тур". По словам замруководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризма) Евгения Писаревского, в 2011 году закрылось 17 компаний.
   Справедливости ради надо сказать, что туррынок лихорадит не только в России. Осенью прошлого года обвалились (да так не восстановились в цене) акции хедлайнеров мировой туриндустрии — немецкой TUI, швейцарской Kuoni и британской Thomas Cook. Причем Thomas Cook, который пережил даже Вторую мировую войну, в прошлом году чуть не обанкротился. Причины все те же — демпинг и зависимость от заемных средств.
   Впрочем, туристам, которые становят-ся заложниками ошибок бизнеса, вряд ли интересно, что стало первопричиной нездоровой ситуации в отрасли. Они отреагируют на эти проблемы "рублем". И если одно банкротство крупной компании под известным брендом еще можно считать случайным, то второе и третье — это уже система. И хотя "Лан-та-Тур" не входила даже в неофициаль-ный Топ-20 туроператоров по выручке, она работала на рынке 20 лет и была для многих туристов олицетворением стабильности. "Банкротство старейшего туроператора — это колоссальный репутационный удар по индустрии, который приведет к снижению доверия, — прогнозирует Ирина Тюрина. — Это означает, что спрос и глубина продаж текущих туров снова снизятся, поскольку люди, опасаясь за судьбу туроператора, не станут покупать туры задолго до вылета даже по привлекательной цене. А это, в свою очередь, отразится на возможностях погашать долги и авансировать будущие программы".
   Татьяна Дмитрова добавляет, что обычно негативные новости о туроператорах и нестабильности рынка приводят к немедленному снижению спроса на туры на 30%, что проваливает продажи на достаточно длительный период в 1,5-2 месяца. "После рынок, конечно, начинает "оттаивать" и восстанавливаться, но сохраняется общий фон недоверия, — замечает Дмитрова. — Пример прошлого года показателен: после банкротства "Капитал-Тура" рынок восстанавливался почти год". По прогнозам аналитиков, последние события хоть и не отпугнут россиян от выездного туризма, но темпы роста снизятся с 15% примерно до 10%.
   Но это еще не все. Риск потерять деньги и нервы в результате банкротства туроператора приводит к тому, что люди все чаще сами организуют свои туристические поездки. Желающие отправиться за рубеж обращаются к сетевым системам самостоятельного бронирования билетов и отелей, не желая доверять свою поездку турфирме. С каждым годом доля индивидуальных туристов в общем потоке растет, это отмечают все опрошенные эксперты. По разным оценкам, доля индивидуалов сейчас составляет от 3 до 8% в "общем зачете" и резко увеличивается до 30-40%, если убрать массовые направления — Турцию и Египет. И доля эта в ближайшее время будет только расти. "Сейчас есть масса инструментов, чтобы ездить самостоятельно: консульства без проблем оформляют туристам долгосрочные визы, появились понятные русифицированные сайты бронирования авиабилетов и отелей — с отзывами, без необходимости сразу же оплачивать бронь картой. Есть все, кроме привычки. Но новости о банкротствах и невыполненных обязательствах перед туристами все больше и больше разрушают этот консерватизм и привлекают путешественников в Интернет", — считает сотрудник туркомпании, пожелавший сохранить инкогнито. По его мнению, ес-ли Google и Yandex запустят свои турис-тические сервисы, это может убить "реальную" отрасль за 2-3 года.
   Представители туриндустрии, правда, пугают, что вся ответственность при самостоятельной поездке ляжет на самого путешественника и в случае форс-мажо-ра все проблемы придется решать самому. "К примеру, во время извержения исландского вулкана, когда в Европе был-о парализовано воздушное сообщение, альтернативу по выезду для "пакетных" туристов искали операторы, расселяли их в гостиницы, а те люди, кто покупали билеты сами, были вынуждены разбираться с возникшей ситуацией самостоятельно, ночевать в аэропортах, снимать номера в отелях за свой счет", — вспоминает Евгений Писаревский. Правда, тут же добавляет, что риски есть всегда и в любых форматах поездки, что наглядно демонстрируют банкротства "Ка-питал-Тура" и "Ланты".
   Между тем ситуация с защищеннос-тью прав индивидуалов в скором времени может измениться. Как рассказал "Профилю" Евгений Писаревский, сейчас Всемирная туристическая организация (World Tourism Organization), членом которой является и Россия, занимается разработкой международной конвенции защиты прав туристов, которая в том числе будет защищать и права самостоятельных туристов, попавших в чужой стране в форс-мажорную ситуацию.
   Несмотря на мировой тренд плавного перехода к индивидуальному туризму, у него есть и ограничения: поездки на массовые направления (у нас это Турция и Египет) по-прежнему будет дешевле покупать пакетом у оператора. Это касается и других "пляжных" стран, куда летают в основном чартеры и отели в которых предпочитают продавать площади оптом. Кроме того, есть языковой фактор и фактор неопытности путешественника, выезжающего за границу впервые и не знающего, "куда идти" и "что делать". То же самое актуально и для людей, не умеющих или опасающихся пользоваться Интернетом и вынужденных искать поддержки в "офлайне". Это шанс выстроить бизнес для небольших агентств, отмеча-ет Татьяна Дмитрова. "Сейчас склады-вается прекрасная конъюнктура для развития не монструозных операторов, а именно турагентств. Этакие бутики, которые смогут помочь быстро разобраться с курортами, сориентировать, куда ехать, и тут же в индивидуальном порядке забронировать билеты и гостиницы. Потому что Интернет — это прекрасно, но разобраться во всем многообразии вариантов очень сложно даже опытно-му пользователю, а в активе агента — профессиональное знание направлений и всех нюансов поездки", — рассужда-ет Татьяна Дмитрова. По ее мнению, спа-сти отрасль в том виде, в котором она сейчас функционирует, практически невозможно.
   Государство не может и не должно в одностороннем порядке заниматься спасением турбизнеса, уверены эксперты. Сейчас Госдума рассматривает два законопроекта: один — ужесточающий гарантии и ответственность и вводящий аудит в турбизнесе, а второй — разграничивающий полномочия, поскольку сегодня отрасль, по сути, не регулируется никем. У Ростуризма, к примеру, нет полномочий исключать несостоятельные компании из реестра туроператоров. Даже ко-гда компания "Капитал-Тур" уже пре-кратила свою деятельность, она оставалась в реестре до тех пор, пока не закончился срок действия документов.
   "Для разрешения накопившихся проблем необходимо выработать комплекс мер: разработать стандарты, настроить са-морегулирование туристского рынка и контроль игроков за ситуацией, — предупреждает Евгений Писаревский. — И очень важно, чтобы инициатива по совершенствованию механизмов регулирования исходила от "элиты" туриндустрии — наиболее активных и финансово устойчивых операторов и агентов. Если бизнес в самое ближайшее время не сможет предложить выход из создавшегося положения, то государство разработает комплекс этих мер самостоятельно, в том числе меры административной и уголовной ответственности". Аналитики не уверены, что бизнес сумеет договориться о новых правилах игры.
   Туристам же, желающим воспользоваться услугами туроператоров в этот нестабильный предкризисный период, эксперты рекомендуют особенно тщательно выбирать компанию и не гнаться за дешевыми турами.   

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK