26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2001 года: "Тяжелая работа финансового "спецназа""

Архивная публикация 2001 года: "Тяжелая работа финансового "спецназа""

Бойцы финансового фронта ведут изнурительную войну.Борьба с теми, кто финансирует террор, так же как и наземная операция, вступает в новую фазу. Итогом операции 7 ноября, в ходе которой были проведены проверки различных организаций в пяти американских городах, стала полная ликвидация двух финансовых сетей, предположительно связанных с Усамой бен Ладеном и Аль-Каидой.
Представители Министерства финансов США заявляют, что были выявлены активы (на банковских счетах и в другой форме) на сумму 56 миллионов долларов, принадлежащие частным лицам, благотворительным фондам и другим организациям, подозреваемым в финансировании террористов. "Мы разбомбили мосты финансовых схем бен Ладена", -- сказал высокопоставленный представитель Министерства финансов.
Команда быстрого реагирования

Но это было только начало. Теперь "бойцы финансового фронта" США, по словам высокопоставленного американского представителя, "отслеживают сделки с деньгами террористов", информация о которых была получена в ходе предыдущих рейдов. Прежде всего, речь идет о сети банков Taqwa и al Barakaat, фирмах по переводу денег и торговых компаниях. Из специалистов Министерства финансов, ФБР и Федеральной резервной системы (по бухучету, банковской деятельности и расследованию преступлений в финансовой сфере) сформированы "команды быстрого реагирования", готовые вылететь в любую точку мира для получения информации по выявленным источникам финансирования террористов. "У нас есть свой спецназ", -- сказал упомянутый представитель. В течение первой недели после проверок в банке al Barakaat две такие команды вылетели с проверками, в настоящий момент готовится еще несколько рейдов.
Однако расширение действий на финансовом фронте наталкивается на препятствия как внутри США, так и за рубежом. Американских банкиров раздражают горы запросов от следователей. Система банковского контроля, позволяющая отслеживать крупные транзакции наркодельцов и другие операции по отмывке денег, не способна выявлять небольшие переводы террористов. "Приличный по размерам банк осуществляет от одного до пяти миллионов автоматических операций в день, в том числе от 10 000 до 100 000 переводов. Что здесь можно обнаружить?" -- говорит шеф службы безопасности крупного регионального банка. В приватных беседах банкиры высказывают обеспокоенность тем, что ордера Министерства финансов на замораживание счетов могут стать причиной судебных исков и что американцы могут отказаться от услуг банков в связи с несоблюдением коммерческой тайны.
За границей бойцам финансового фронта тоже нелегко. Несмотря на то, что администрации Буша удалось добиться беспрецедентного расширения международного сотрудничества по борьбе с терроризмом, правоохранительные органы и суды за рубежом стали запрашивать более веские доказательства для поддержки требований Вашингтона по замораживанию активов, каким-либо образом связанных с Аль-Каидой.
Поздний старт

Представители Министерства финансов считают, что выработка форм и методов взаимодействия проверяющих и банкиров поможет преодолеть существующее недопонимание между ними. Поимка террористов "не должна походить на поиски иголки в стоге финансовых операций, -- говорит министр финансов Пол Х. О'Нилл (Paul H. O'Neill). -- В основе поиска лежит анализ данных", обеспечивающий банкиров и их союзников информацией о счетах, требующих проверки.
В Вашингтоне процесс сотрудничества в финансовой войне уже поднялся на более высокий уровень. Решение, например, о проверках международной деятельности банка al Barakaat принималось при участии представителей большого числа ведомств. Но такое согласование занимает недели. Комиссия по ценным бумагам и биржам до 5 ноября не предоставляла брокерам и инвестиционным фондам список подозрительных лиц и компаний, счета которых необходимо отслеживать. Представители местной полиции также говорят, что они выключены из игры. Шеф полиции Портленда (Portland) Майкл Читвуд (Michael Chitwood) рассказывает, что его подразделения и ФБР вели расследование по двум подозреваемым, связанным с делом банка al Barakaat, однако федералы не делились с местными экспертами информацией.
Представители финансовых учреждений выступают за расширение перечня операций, попадающих под проверку в связи с отмыванием денег. Деньги террористов трудно "поймать", поскольку большое количество операций (аренда автомобилей, оплата счетов в отелях и переводы на небольшие суммы) "находится ниже зоны видимости радаров, -- говорит Эллен Зимайлс (Ellen Zimiles), партнер в KPMG (одна из шести крупнейших мировых аудиторских компаний. -- "Профиль") по юридической практике. -- Вы не контролируете ни одну операцию на сумму 1000 долларов и менее".
В ходе проверок в банке al Barakaat обнаружились и другие слабые места контроля. Американские банки, от Key Bank до Chase Manhatten, регулярно осуществлявшие переводы средств из al Barakaat, не осознавали, что действуют как звено hawala, а ведь ближневосточная сеть по переводу денежных средств не контролируется федеральным правительством и властями штатов. "Американские банки ничего не знают о hawala и других такого рода системах по "небанковскому" переводу денег", -- говорит Патрик Джост (Patrick Jost), в прошлом следователь Министерства финансов, а сейчас консультант по безопасности SRA International. По его мнению, контроль над американскими компаниями, осуществляющими денежные переводы, такими как Western Union, также должен быть усилен.
Представители банков утверждают, что они пока даже и не думали о стоимости более тщательной системы проверки, -- хотя понятно, что на эти цели понадобятся дополнительные затраты. "Крупный банк обычно расходует 10 миллионов долларов в год на борьбу с отмыванием денег", -- говорит Зимайлс из KPMG. Поиски денег террористов потребуют увеличения издержек со стороны банков, а также затрат брокеров, страховщиков и фирм, занимающихся денежными переводами.
Большинство битв финансовой войны будет проходить за пределами Америки. США объединили 120 стран для блокирования активов подозреваемых в терроризме групп. В ходе последних проверок США заручились поддержкой таких непреклонных сторонников банковской тайны, как Лихтенштейн и Объединенные Арабские Эмираты.
Сотрудничество касается не только вопросов поиска денег террористов. Несколько небольших стран, финансовые системы которых чаще всего используются для ухода от налогов, скоро подпишут соглашения по обмену информацией с властями США, что позволит последним ловить неплательщиков, заявил министр финансов О'Нилл. Но ему хотелось бы пойти еще дальше. "Нам необходимо, чтобы все страны сами, на основе собственной информации определяли, какие активы должны быть заблокированы", -- сказал он.
Впрочем, некоторые государства проявляют определенную сдержанность в такого рода сотрудничестве. Власти Швеции передали запрос Министерства финансов США на замораживание активов банка al Barakaat в полицию Стокгольма, которая до сих пор исследует такую возможность. А британский суд постановил, что саудовский бизнесмен может оспорить замораживание его счетов по требованию американской стороны.
Скрытый ущерб

В отличие от войск в Афганистане, бойцы финансового фронта не всегда могут определить, какой ущерб они нанесли противнику. Представители Министерства финансов считают, что они перекрыли лишь малую часть денежных потоков Аль-Каиды и что им предстоит еще проверить десятки, если не сотни компаний, фондов, офисов hawala и банков. Но даже после этого террористический акт может быть оплачен деньгами, контрабандой провезенными в чемодане.
Поэтому, несмотря на то, что действия на финансовом фронте носят все более широкий и интенсивный характер, пока никто из высокопоставленных представителей не может предсказать победного результата. Похоже, американцам в ближайшие годы надо привыкнуть жить с учетом особенностей военного времени -- ограничения права на тайну финансовых операций и свободу занятия бизнесом.

Майк МакНами (Mike McNamee) вместе с Эми Боррус (Amy Borrus) из Вашингтона, Хизер Тиммонс (Heather Timmons) из Нью-Йорка и Дэвид Фэалэмб (David Fairlamb) из Франкфурта. -- Business Week.

Оценки кампании США по разрушению финансовой системы Усамы бен Ладена

Бойцы финансового фронта ведут изнурительную войну.Борьба с теми, кто финансирует террор, так же как и наземная операция, вступает в новую фазу. Итогом операции 7 ноября, в ходе которой были проведены проверки различных организаций в пяти американских городах, стала полная ликвидация двух финансовых сетей, предположительно связанных с Усамой бен Ладеном и Аль-Каидой.

Представители Министерства финансов США заявляют, что были выявлены активы (на банковских счетах и в другой форме) на сумму 56 миллионов долларов, принадлежащие частным лицам, благотворительным фондам и другим организациям, подозреваемым в финансировании террористов. "Мы разбомбили мосты финансовых схем бен Ладена", -- сказал высокопоставленный представитель Министерства финансов.

Команда быстрого реагирования


Но это было только начало. Теперь "бойцы финансового фронта" США, по словам высокопоставленного американского представителя, "отслеживают сделки с деньгами террористов", информация о которых была получена в ходе предыдущих рейдов. Прежде всего, речь идет о сети банков Taqwa и al Barakaat, фирмах по переводу денег и торговых компаниях. Из специалистов Министерства финансов, ФБР и Федеральной резервной системы (по бухучету, банковской деятельности и расследованию преступлений в финансовой сфере) сформированы "команды быстрого реагирования", готовые вылететь в любую точку мира для получения информации по выявленным источникам финансирования террористов. "У нас есть свой спецназ", -- сказал упомянутый представитель. В течение первой недели после проверок в банке al Barakaat две такие команды вылетели с проверками, в настоящий момент готовится еще несколько рейдов.

Однако расширение действий на финансовом фронте наталкивается на препятствия как внутри США, так и за рубежом. Американских банкиров раздражают горы запросов от следователей. Система банковского контроля, позволяющая отслеживать крупные транзакции наркодельцов и другие операции по отмывке денег, не способна выявлять небольшие переводы террористов. "Приличный по размерам банк осуществляет от одного до пяти миллионов автоматических операций в день, в том числе от 10 000 до 100 000 переводов. Что здесь можно обнаружить?" -- говорит шеф службы безопасности крупного регионального банка. В приватных беседах банкиры высказывают обеспокоенность тем, что ордера Министерства финансов на замораживание счетов могут стать причиной судебных исков и что американцы могут отказаться от услуг банков в связи с несоблюдением коммерческой тайны.

За границей бойцам финансового фронта тоже нелегко. Несмотря на то, что администрации Буша удалось добиться беспрецедентного расширения международного сотрудничества по борьбе с терроризмом, правоохранительные органы и суды за рубежом стали запрашивать более веские доказательства для поддержки требований Вашингтона по замораживанию активов, каким-либо образом связанных с Аль-Каидой.

Поздний старт


Представители Министерства финансов считают, что выработка форм и методов взаимодействия проверяющих и банкиров поможет преодолеть существующее недопонимание между ними. Поимка террористов "не должна походить на поиски иголки в стоге финансовых операций, -- говорит министр финансов Пол Х. О'Нилл (Paul H. O'Neill). -- В основе поиска лежит анализ данных", обеспечивающий банкиров и их союзников информацией о счетах, требующих проверки.

В Вашингтоне процесс сотрудничества в финансовой войне уже поднялся на более высокий уровень. Решение, например, о проверках международной деятельности банка al Barakaat принималось при участии представителей большого числа ведомств. Но такое согласование занимает недели. Комиссия по ценным бумагам и биржам до 5 ноября не предоставляла брокерам и инвестиционным фондам список подозрительных лиц и компаний, счета которых необходимо отслеживать. Представители местной полиции также говорят, что они выключены из игры. Шеф полиции Портленда (Portland) Майкл Читвуд (Michael Chitwood) рассказывает, что его подразделения и ФБР вели расследование по двум подозреваемым, связанным с делом банка al Barakaat, однако федералы не делились с местными экспертами информацией.

Представители финансовых учреждений выступают за расширение перечня операций, попадающих под проверку в связи с отмыванием денег. Деньги террористов трудно "поймать", поскольку большое количество операций (аренда автомобилей, оплата счетов в отелях и переводы на небольшие суммы) "находится ниже зоны видимости радаров, -- говорит Эллен Зимайлс (Ellen Zimiles), партнер в KPMG (одна из шести крупнейших мировых аудиторских компаний. -- "Профиль") по юридической практике. -- Вы не контролируете ни одну операцию на сумму 1000 долларов и менее".

В ходе проверок в банке al Barakaat обнаружились и другие слабые места контроля. Американские банки, от Key Bank до Chase Manhatten, регулярно осуществлявшие переводы средств из al Barakaat, не осознавали, что действуют как звено hawala, а ведь ближневосточная сеть по переводу денежных средств не контролируется федеральным правительством и властями штатов. "Американские банки ничего не знают о hawala и других такого рода системах по "небанковскому" переводу денег", -- говорит Патрик Джост (Patrick Jost), в прошлом следователь Министерства финансов, а сейчас консультант по безопасности SRA International. По его мнению, контроль над американскими компаниями, осуществляющими денежные переводы, такими как Western Union, также должен быть усилен.

Представители банков утверждают, что они пока даже и не думали о стоимости более тщательной системы проверки, -- хотя понятно, что на эти цели понадобятся дополнительные затраты. "Крупный банк обычно расходует 10 миллионов долларов в год на борьбу с отмыванием денег", -- говорит Зимайлс из KPMG. Поиски денег террористов потребуют увеличения издержек со стороны банков, а также затрат брокеров, страховщиков и фирм, занимающихся денежными переводами.

Большинство битв финансовой войны будет проходить за пределами Америки. США объединили 120 стран для блокирования активов подозреваемых в терроризме групп. В ходе последних проверок США заручились поддержкой таких непреклонных сторонников банковской тайны, как Лихтенштейн и Объединенные Арабские Эмираты.

Сотрудничество касается не только вопросов поиска денег террористов. Несколько небольших стран, финансовые системы которых чаще всего используются для ухода от налогов, скоро подпишут соглашения по обмену информацией с властями США, что позволит последним ловить неплательщиков, заявил министр финансов О'Нилл. Но ему хотелось бы пойти еще дальше. "Нам необходимо, чтобы все страны сами, на основе собственной информации определяли, какие активы должны быть заблокированы", -- сказал он.

Впрочем, некоторые государства проявляют определенную сдержанность в такого рода сотрудничестве. Власти Швеции передали запрос Министерства финансов США на замораживание активов банка al Barakaat в полицию Стокгольма, которая до сих пор исследует такую возможность. А британский суд постановил, что саудовский бизнесмен может оспорить замораживание его счетов по требованию американской стороны.

Скрытый ущерб


В отличие от войск в Афганистане, бойцы финансового фронта не всегда могут определить, какой ущерб они нанесли противнику. Представители Министерства финансов считают, что они перекрыли лишь малую часть денежных потоков Аль-Каиды и что им предстоит еще проверить десятки, если не сотни компаний, фондов, офисов hawala и банков. Но даже после этого террористический акт может быть оплачен деньгами, контрабандой провезенными в чемодане.

Поэтому, несмотря на то, что действия на финансовом фронте носят все более широкий и интенсивный характер, пока никто из высокопоставленных представителей не может предсказать победного результата. Похоже, американцам в ближайшие годы надо привыкнуть жить с учетом особенностей военного времени -- ограничения права на тайну финансовых операций и свободу занятия бизнесом.


Майк МакНами (Mike McNamee) вместе с Эми Боррус (Amy Borrus) из Вашингтона, Хизер Тиммонс (Heather Timmons) из Нью-Йорка и Дэвид Фэалэмб (David Fairlamb) из Франкфурта. -- Business Week.


Оценки кампании США по разрушению финансовой системы Усамы бен Ладена

ФакторЗаПротив

Процесс о деньгахСША и другие страны заморозили 56 миллионов долларов, предположительно принадлежащих бен Ладену, Талибану, их сторонникам и структурам и фондам, поддерживающим Аль-Каиду.Банки США и других стран недостаточно оснащены для отслеживания небольших сумм переводов и стандартных операций в целях выявления террористов и предотвращения готовящихся операций.

Международное сотрудничество120 стран, включая таких поборников сохранения конфиденциальности, как Швейцария, Лихтенштейн, Багамы и ОАЭ, заблокировали активы подозрительных групп.С ростом списка лиц и организаций, подозреваемых Министерством финансов США, зарубежные банки и некоторые правительства требуют дополнительных доказательств в пользу блокирования активов.

Новые методыPatriot Act дает Министерству финансов более эффективные методы предотвращения импорта денег, блокирования активов на время расследования и отключения банков, отказывающихся от сотрудничества.Банки опасаются, что реализация огромного количества предложений по предотвращению отмывания грязных денег увеличит издержки, разрушит банковскую тайну и не остановит в конечном итоге операции террористов.

Источник: Business Week.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».