19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2007 года: "Тюремный рок-н-ролл"

Архивная публикация 2007 года: "Тюремный рок-н-ролл"

Концерт легенды мирового рок-н-ролла 80-летнего Чака Берри пройдет в клубе Б1 Maximum 17 января. Музыка Чака Берри определила судьбу The Beatles (Джон Леннон как-то сказал: «Если кому-то придет в голову дать другое имя рок-н-роллу, можно назвать его просто — Чак Берри») и The Rolling Stones (его песня Come On была для группы дебютным синглом).«Плохой парень» рок-н-ролла Чак Берри имел все шансы стать пай-мальчиком: он родился в семье дьякона баптистской церкви и впервые запел, конечно же, в церковном хоре. И ходил в первую высшую школу, открытую для чернокожих в штате Миссисипи, где впоследствии занимались другие будущие звезды — Тина Тернер и Роберт Макферрин. Но когда появились пубертатные прыщи, а вслед за ними и желание переделать мир, Чак взял в руки гитару. Отточенное самостоятельно мастерство позволило ему победить на школьном музыкальном конкурсе со своей вокально-гитарной интерпретацией песни Confessin’ the Blues Джея Макшенна.

Учеба учебой, но у Чака были другие планы. В 17 лет хочется не слушать профессоров, а развлекаться. Поэтому Берри с компанией друзей отправился «развеяться» в Канзас. Веселье имело печальное продолжение: всю троицу приговорили за грабеж к заключению в исправительной тюрьме для малолетних преступников. Через три года Чак освободился. В тюрьме Берри времени не терял: занимался боксом и опять пел в госпел-хоре.

После выхода на волю мечты о музыкальной славе оказались лишь мечтами, надо было выживать: за восемь лет он сменил немало профессий — от сборщика на автомобильном заводе до фотографа и помощника дьякона. Впрочем, не переставал искать работу по клубам и пабам Сент-Луиса. Чтобы угодить аудитории, кроме блюза ввел джазовые стандарты Ната Кинга Коула, а также карибские мелодии Гарри Белафонте.

Упорство и талант принесли плоды: его приняли в ансамбль пианиста Джонни Джонсона Sir John Trio, игравший блюз. Берри перерабатывал для гитары мелодии Джонни и писал к ним слова. Так появились знаменитая Roll Over Beethoven и No Particular Place to Go.

В те далекие времена никто и не думал, что почти через полвека, в 2000 году, Джонсон подаст в суд на Берри с требованием заплатить часть прибыли от исполнения около пятидесяти композиций, которые они создали совместно. Но суд отклонил иск музыканта из-за давности написания песен.

Но ключевым годом для Берри стал 1955 год, когда он познакомился со своим кумиром Мадди Уотерсом, благодаря которому Чикаго называют главным городом блюза. Он показал ему несколько своих демозаписей. В ответ Уотерс свел Берри с владельцем звукозаписывающей фирмы Chess Records. Берри не ожидал, что первый сингл Maybellene (смесь кантри и ритм-энд-блюза) завоюет верхние строчки хит-парадов. Тираж первого диска превысил миллион экземпляров. Элвис Пресли, тогда еще мало кому известный, недолго думая ввел Maybellene в свою концертную программу.

Берри подкупил публику весьма пылкими мелодиями, пронзительными гитарными соло, остроумными текстами, повествующими о нелегких проблемах молодежи 50-х. Он говорил об этом весьма просто и чутко, за что его часто именовали первым поэтом рока.

После сингла ему предложили выступать на публике, и живые концерты Берри удивили всех абсолютно свободной манерой общения с публикой. На сцене Чак был настоящим заводилой. Все, кто побывал на выступлениях, сразу вспоминают его фирменную «утиную» походку — перемещение по сцене на полусогнутых ногах с гитарой наперевес. Выход сингла Maybellene ознаменовал рождение «черного» рока, нравившегося всем, независимо от цвета кожи.

Хотя для самого Берри не важно, как называется музыка, которую он играет. «Сейчас это зовут роком, раньше это называлось буги-вуги, блюзом, ритм-энд-блюзом. Названия могут меняться, но музыка, вдохновляющая разум и сердце, — все это здесь. Зови эту музыку рок, зови ее джаз, зови ее как хочешь. Если она заставляет тебя двигаться или ты просто кайфуешь, она с тобой — навсегда», — признавался Берри. С 1955 года по 1960-й 17 песен Берри попали в двадцатку лучших песен ритм-энд-блюза. Хиты следовали один за другим — Too Much Monkey Business, Brown Eyed Handsome Man, Carol, Back in the USA, Little Queenie, Johnny B.Goode. «Джонни в песне Johnny B.Goode — это более-менее я сам, хотя задумывал ее для Джонни Джонсона. Поначалу в тексте говорилось о цветном парне по имени Джонни Би Гуд. Но я посчитал, что это покажется белым фэнам двусмысленным, и заменил colored boy на country boy», — признается Берри в автобиографии, написанной в 1987 году. Запись песни Johnny B.Goode отправили на космическом корабле Voyager за пределы Солнечной системы в качестве образца творения человеческого духа.

В 1961 году Берри снова попал в тюрьму — за вывоз несовершеннолетней за пределы штата в аморальных целях. История была темной. Но известно, что 14-летняя индианка к тому времени уже вовсю занималась проституцией. После выхода из заключения музыкант снова был популярен. Его ждали. Песни продолжали завоевать радиоэфир — мир услышал хиты, написанные Берри в тюрьме. В первой половине 70-х он записал пять альбомов. Но в 1979 году снова получил срок — 100 дней за уклонение от уплаты налогов. После очередного освобождения Берри перестал записывать песни, снялся в автобиографическом фильме American Hot Wax и получил место в Зале славы рок-н-ролла.

В 90-е годы он снова был в центре скандалов из-за съемок женщин скрытой камерой без их разрешения и снова давал очень успешные концерты. В ХХI веке Берри в тюрьму пока не заносило, но кто знает?

5 зрелищ текущей недели


Концерт легенды мирового рок-н-ролла 80-летнего Чака Берри пройдет в клубе Б1 Maximum 17 января. Музыка Чака Берри определила судьбу The Beatles (Джон Леннон как-то сказал: «Если кому-то придет в голову дать другое имя рок-н-роллу, можно назвать его просто — Чак Берри») и The Rolling Stones (его песня Come On была для группы дебютным синглом).«Плохой парень» рок-н-ролла Чак Берри имел все шансы стать пай-мальчиком: он родился в семье дьякона баптистской церкви и впервые запел, конечно же, в церковном хоре. И ходил в первую высшую школу, открытую для чернокожих в штате Миссисипи, где впоследствии занимались другие будущие звезды — Тина Тернер и Роберт Макферрин. Но когда появились пубертатные прыщи, а вслед за ними и желание переделать мир, Чак взял в руки гитару. Отточенное самостоятельно мастерство позволило ему победить на школьном музыкальном конкурсе со своей вокально-гитарной интерпретацией песни Confessin’ the Blues Джея Макшенна.

Учеба учебой, но у Чака были другие планы. В 17 лет хочется не слушать профессоров, а развлекаться. Поэтому Берри с компанией друзей отправился «развеяться» в Канзас. Веселье имело печальное продолжение: всю троицу приговорили за грабеж к заключению в исправительной тюрьме для малолетних преступников. Через три года Чак освободился. В тюрьме Берри времени не терял: занимался боксом и опять пел в госпел-хоре.

После выхода на волю мечты о музыкальной славе оказались лишь мечтами, надо было выживать: за восемь лет он сменил немало профессий — от сборщика на автомобильном заводе до фотографа и помощника дьякона. Впрочем, не переставал искать работу по клубам и пабам Сент-Луиса. Чтобы угодить аудитории, кроме блюза ввел джазовые стандарты Ната Кинга Коула, а также карибские мелодии Гарри Белафонте.

Упорство и талант принесли плоды: его приняли в ансамбль пианиста Джонни Джонсона Sir John Trio, игравший блюз. Берри перерабатывал для гитары мелодии Джонни и писал к ним слова. Так появились знаменитая Roll Over Beethoven и No Particular Place to Go.

В те далекие времена никто и не думал, что почти через полвека, в 2000 году, Джонсон подаст в суд на Берри с требованием заплатить часть прибыли от исполнения около пятидесяти композиций, которые они создали совместно. Но суд отклонил иск музыканта из-за давности написания песен.

Но ключевым годом для Берри стал 1955 год, когда он познакомился со своим кумиром Мадди Уотерсом, благодаря которому Чикаго называют главным городом блюза. Он показал ему несколько своих демозаписей. В ответ Уотерс свел Берри с владельцем звукозаписывающей фирмы Chess Records. Берри не ожидал, что первый сингл Maybellene (смесь кантри и ритм-энд-блюза) завоюет верхние строчки хит-парадов. Тираж первого диска превысил миллион экземпляров. Элвис Пресли, тогда еще мало кому известный, недолго думая ввел Maybellene в свою концертную программу.

Берри подкупил публику весьма пылкими мелодиями, пронзительными гитарными соло, остроумными текстами, повествующими о нелегких проблемах молодежи 50-х. Он говорил об этом весьма просто и чутко, за что его часто именовали первым поэтом рока.

После сингла ему предложили выступать на публике, и живые концерты Берри удивили всех абсолютно свободной манерой общения с публикой. На сцене Чак был настоящим заводилой. Все, кто побывал на выступлениях, сразу вспоминают его фирменную «утиную» походку — перемещение по сцене на полусогнутых ногах с гитарой наперевес. Выход сингла Maybellene ознаменовал рождение «черного» рока, нравившегося всем, независимо от цвета кожи.

Хотя для самого Берри не важно, как называется музыка, которую он играет. «Сейчас это зовут роком, раньше это называлось буги-вуги, блюзом, ритм-энд-блюзом. Названия могут меняться, но музыка, вдохновляющая разум и сердце, — все это здесь. Зови эту музыку рок, зови ее джаз, зови ее как хочешь. Если она заставляет тебя двигаться или ты просто кайфуешь, она с тобой — навсегда», — признавался Берри. С 1955 года по 1960-й 17 песен Берри попали в двадцатку лучших песен ритм-энд-блюза. Хиты следовали один за другим — Too Much Monkey Business, Brown Eyed Handsome Man, Carol, Back in the USA, Little Queenie, Johnny B.Goode. «Джонни в песне Johnny B.Goode — это более-менее я сам, хотя задумывал ее для Джонни Джонсона. Поначалу в тексте говорилось о цветном парне по имени Джонни Би Гуд. Но я посчитал, что это покажется белым фэнам двусмысленным, и заменил colored boy на country boy», — признается Берри в автобиографии, написанной в 1987 году. Запись песни Johnny B.Goode отправили на космическом корабле Voyager за пределы Солнечной системы в качестве образца творения человеческого духа.

В 1961 году Берри снова попал в тюрьму — за вывоз несовершеннолетней за пределы штата в аморальных целях. История была темной. Но известно, что 14-летняя индианка к тому времени уже вовсю занималась проституцией. После выхода из заключения музыкант снова был популярен. Его ждали. Песни продолжали завоевать радиоэфир — мир услышал хиты, написанные Берри в тюрьме. В первой половине 70-х он записал пять альбомов. Но в 1979 году снова получил срок — 100 дней за уклонение от уплаты налогов. После очередного освобождения Берри перестал записывать песни, снялся в автобиографическом фильме American Hot Wax и получил место в Зале славы рок-н-ролла.

В 90-е годы он снова был в центре скандалов из-за съемок женщин скрытой камерой без их разрешения и снова давал очень успешные концерты. В ХХI веке Берри в тюрьму пока не заносило, но кто знает?

5 зрелищ текущей недели


























Рахманиновский зал Московской консерватории им. Чайковского, 15 январяX фестиваль камерной музыки "Возвращение". Заключительный концерт. Яков Кацнельсон, Роман Минц, Дмитрий БулгаковФестиваль каждый год объединяет талантливых выпускников московских музыкальных вузов, уехавших работать за границу
Большой театр, 18 январяВечер в честь юбилея балетмейстера Большого театра Юрия ГригоровичаНиколай Цискаридзе, Екатерина Крысанова, Алексей Лопаревич Юрий Григорович руководил балетом Большого театра около тридцати лет, внеся значительную лепту к вящей славе русского балета. Уйдя с громким скандалом из Большого, балетмейстер возглавил малоизвестную краснодарский труппу, которую за 10 лет прославил на весь мир. К нему ушла танцевать уволенная со скандалом из Большого Анастасия Волочкова
Большой зал Консерватории, 19 январяКонцерт "Звезды XXI века". В программе Йозеф Гайдн. Сергей РахманиновАкадемический симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер - Джонатан Бретт (Великобритания), Александр Мельников (фортепиано), Денис Шаповалов (виолончель)Пианист Александр Мельников получил "благословение" от Святослава Рихтера, а Рахманинов - один из его самых любимых композиторов. Концерты не мешают ему увлекаться спортивными автомобилями и пилотированием самолетов
Государственный Кремлевский Дворец, 21 январяПрограмма "Маэстро 101 год"Ансамбль народного танца под руководством Игоря МоисееваИгорь Моисеев изучал народную душу, которую затем так изящно перелагал на язык танца, еще в 30-х годах XX века, для чего даже не побоялся путешествовать на ишаке от Душанбе до Хорога, хотя на таджикско-афганской границе было опасно во все времена
Актовый зал, ЦВЗ "Манеж" с 21 - 25 январяСерия выставок, видеопоказов, посвященных чешскому современному искусствуХудожники Маркета Отова и Михал Пехоучек Покажут работы любителей и профессиональных фотографов, и тех, кто балансирует между видео и фотографией. Маркета Отова занимается черно-белой фотографией в форме инсталляции. Михал Пехоучек - живописец, и его фотоработы выполнены в духе сюрреалистов

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».