29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 1998 года: "Улан-Удэ. Красные в городе"

Архивная публикация 1998 года: "Улан-Удэ. Красные в городе"

Улицы Улан-Удэ мало чем отличаются от тысяч других российских улиц. Но среди каждодневной суеты и озабоченности нет-нет да и промелькнет отрешенное лицо буддийского монаха в ярко-малиновом наряде.От Рериха до Гребенщикова

В России буддизм принимали многие известные люди, от художника и исследователя Николая Рериха до рок-идола Бориса Гребенщикова. Но совершить паломничество в Тибет или в Индию, где живет "главный буддист" Далай-лама XIV, не всем по карману. Дешевле слетать в Бурятию. Старейшие в России буддийские монастырь и храм находятся там, за Байкалом, в ста километрах от Улан-Удэ. Билет в один конец стоит $250.
В Улан-Удэ сейчас жарко. Между часом и тремя пополудни жизнь замирает. Раскаленные улицы дышат чадом городского транспорта и пылью. Только буддийский монах нет-нет да перейдет не спеша центральную площадь города.
Обычно монахи подстрижены "под ноль" и одеты в просторные красные балахоны. В руках четки. На шее бусы. Монахи стараются не глядеть в лица прохожих. Правила предписывают им смотреть себе под ноги.
На улице к буддийским монахам подходить бесполезно. Они предпочитают не вступать в беседы с посторонними. Если вы заинтересовались учением Будды и хотите спросить совета или помощи, вам нужно ехать в храм. К утренней службе, которая начинается в восемь часов утра.
Монахам предписано быть пунктуальными. На назначенную встречу они приходят точно. Стоит гостю опоздать хоть на минуту -- и монах уйдет. Догонять бесполезно. Ты опоздал, следовательно, нарушил правила.
В Улан-Удэ очень много маленьких лавчонок, в которых продают различные буддийские атрибуты. Обереги от сглаза из меди на красных шнурочках. Улыбающихся сквозь бороды Будд различной комплекции, из кедра. Блюдечки для благовоний и огромное количество самих благовоний, разобраться в которых непосвященному невозможно. Любая из продавщиц-буряток станет терпеливо объяснять, как и где носить те или иные талисманы, как и когда курить благовония. Но она же обязательно предупредит: чтобы амулет "работал", нужно поехать в буддийский монастырь и поговорить со священником.
Спасибо товарищу Сталину

Чтобы успеть к утренней молитве, выехали ранним утром. Два часа пути, и перед нами резные ворота буддийского монастыря -- дацана.
Рядом с дацаном деревня. Основной доход жителям приносит торговля у ворот монастыря. Продают все, от минеральной воды и кока-колы до стирального порошка. Торговки, увидев нас, наперебой загалдели, расхваливая свой товар. Мы купили минералку. Сдачи для нас (с пятидесяти рублей) искали всем базаром. Одна из женщин показала гору медяков: "Мы уж таких денег, как у вас, давно не видали". Узнав, что мы из Москвы, засыпали вопросами про столичную жизнь и президента Ельцина: "Что он там думает? Когда деньги у людей появятся?" Несколько раз к прилавкам подходили монахи. Завидев фотоаппарат, спешно брали товар и пропадали за воротами монастыря.
Дацан был построен по личному приказанию Сталина в 1946 году в честь дружбы с буддийскими Китаем и Монголией. С тех пор в храме течет своя, неспешная жизнь.
За воротами дацана -- своего рода поселок. В одноэтажных ухоженных домах живут монахи. Все хозяйственные постройки вынесены к забору. Вокруг -- тоненькие деревца, ветер треплет привязанные к веткам разноцветные тряпочки. Они исписаны молитвами и просьбами к Будде.
Покатые крыши храма отливают золотом. Охраняют его каменные статуи львов, символизирующих мудрость и силу.
Прежде чем попасть в храм, нужно обойти вокруг всех храмовых построек. Получается довольно внушительный круг. Идти полагается по часовой стрелке. Именно так совершают свой путь солнце и кровь в организме человека. Буддисты считают, что подобный ритуал помогает войти хотя бы во временную гармонию с Богом.
Вдоль дорожки установлены специальные карусели-жернова. На них по-тибетски написаны молитвы. Проходишь мимо -- остановись и крутани карусель. Оборот -- одна прочитанная тобой молитва. Некоторые карусели тяжелы. Другие нет. Можно положить рядом с ними несколько монет. Они пойдут на уход за храмом.
Еще ближе к храму установлены громадные каменные плиты. На них лежат маски Будды. Это так называемые ступы. Или молильные камни. На них выкладывается угощение Богу.
Главная молитва, на которую съезжаются верующие со всей Бурятии, совершается внутри храма. Монахи сидят у портрета далай-ламы и скороговоркой произносят молитвы. Темп речи все убыстряется, и когда молитва переходит в однородный монотонный звук, двое монахов трубят в горны, сделанные из морских раковин, а третий бьет в литавры. На волне этих звуков молитвы быстрее дойдут до Бога.
Потом верующие обходят храм и рассаживаются на скамейки вдоль стен. От благовоний кружится голова.
Увлеченный необычным обрядом, я почувствовал, что меня чем-то обсыпали. Оказалось, зерном. Так здесь отпускают грехи.
В углу храма расположилась небольшая лавочка, в которой, как и в Улан-Удэ, торгуют культовыми статуэтками и нательными оберегами, носить которые следует с левой стороны груди, рядом с сердцем.
Я поинтересовался у служителя, могу ли я, православный, носить такую вещь в кармане.
-- Конечно, можете,-- ответил он.-- Бог-то у нас один.
Буддные сыны

После молитвы большая часть монахов отправляется в соседнее здание на занятия в буддийском университете. В нем два отделения: философское и культовое.
Обучение бесплатное. Но каждый из учащихся обязан сам себя содержать -- питаться, покупать уголь и дрова.
На культовом отделении учатся всего два года. По окончании слушатель получает диплом буддийского священника.
Полный курс философского образования -- 25 лет. Шесть лет послушники изучают в дацане тибетский и английский языки, историю основных мировых религий. Получают промежуточный диплом и уезжают в Индию, чтобы учиться дальше. За свои деньги.
Первые два года университетского курса лекции читаются на смеси тибетского, бурятского и русского языков, чтобы "подравнять" слушателей. Оставшиеся четыре года -- только по-тибетски. Как пояснил один из учащихся, сложность в изучении тибетского языка заключается в том, что несколько столетий он не развивается и состоит из устоявшихся звукосочетаний, которые нужно заучивать наизусть.
Сейчас среди учащихся дацана есть двое русских. Оба из Улан-Удэ. Считают, что только здесь смогут получить представление о смысле жизни и хорошее образование.
Философский факультет необычайно популярен. Всех желающих принять не удается: в комнату для лекций с трудом вмещаются 80 человек.
Университетская библиотека находится рядом с учебным корпусом. В разноцветных чехлах на полках лежит несколько тысяч книг, написанных на длинных дощечках. Вязь значков-иероглифов читается сверху вниз при помощи указки. Как сказал сопровождающий монах, особо ценных экземпляров в этой библиотеке нет.
-- Была у нас одна священная книга,-- со вздохом произнес он,-- да и ту в Америку отправили. Теперь будем ждать, привезут ли назад.
Он имел в виду Атлас тибетской медицины, против воли монахов отправленный в США на выставку. Бурятские буддисты считают, что увозить святыню из страны -- большой грех.
Тем более что с одним древним буддийским памятникам бурятам уже пришлось распрощаться.
Это была вырезанная из сандалового дерева фигура Будды. Улан-удинские реставраторы утверждают, что ей не менее двух тысяч лет.
Статуя Будды, когда-то найденная в Монголии и привезенная в Бурятию, более сорока лет пролежала в запасниках улан-удинского краеведческого музея. Много раз монахи обращались с просьбой к правительству отреставрировать и вернуть святыню одному из монастырей.
Год назад реставрация была закончена и обновленный памятник передан в один из отдаленных бурятских дацанов.
Там, чтобы сделать изображение еще более величественным, монахи, люди далекие от реставрационных премудростей, покрыли его золотом. Древнее дерево, из которого сделан Будда, не выдержало такого варварства (ведь дерево должно дышать) -- статую исполосовали трещины. Памятник был утерян.
Впрочем, буддисты не унывают. В улан-удинский дацан приезжают семьями. В руках у некоторых прихожан -- бутылки водки. Привозят ее, чтобы освятить. После этого "горькая" становится лечебной микстурой.
Ближе к полудню вокруг дацана собираются толпы прихожан. Много молодежи. Буряты говорят, что, если перед свадьбой обойти дацан и покрутить молельные барабаны, семейная жизнь будет удачной. По траве у монашеских домов носятся дети.
Городской парк -- да и только. Если бы не каменные львы, раскрывшие розовые пасти солнцу.

Улицы Улан-Удэ мало чем отличаются от тысяч других российских улиц. Но среди каждодневной суеты и озабоченности нет-нет да и промелькнет отрешенное лицо буддийского монаха в ярко-малиновом наряде.От Рериха до Гребенщикова


В России буддизм принимали многие известные люди, от художника и исследователя Николая Рериха до рок-идола Бориса Гребенщикова. Но совершить паломничество в Тибет или в Индию, где живет "главный буддист" Далай-лама XIV, не всем по карману. Дешевле слетать в Бурятию. Старейшие в России буддийские монастырь и храм находятся там, за Байкалом, в ста километрах от Улан-Удэ. Билет в один конец стоит $250.

В Улан-Удэ сейчас жарко. Между часом и тремя пополудни жизнь замирает. Раскаленные улицы дышат чадом городского транспорта и пылью. Только буддийский монах нет-нет да перейдет не спеша центральную площадь города.

Обычно монахи подстрижены "под ноль" и одеты в просторные красные балахоны. В руках четки. На шее бусы. Монахи стараются не глядеть в лица прохожих. Правила предписывают им смотреть себе под ноги.

На улице к буддийским монахам подходить бесполезно. Они предпочитают не вступать в беседы с посторонними. Если вы заинтересовались учением Будды и хотите спросить совета или помощи, вам нужно ехать в храм. К утренней службе, которая начинается в восемь часов утра.

Монахам предписано быть пунктуальными. На назначенную встречу они приходят точно. Стоит гостю опоздать хоть на минуту -- и монах уйдет. Догонять бесполезно. Ты опоздал, следовательно, нарушил правила.

В Улан-Удэ очень много маленьких лавчонок, в которых продают различные буддийские атрибуты. Обереги от сглаза из меди на красных шнурочках. Улыбающихся сквозь бороды Будд различной комплекции, из кедра. Блюдечки для благовоний и огромное количество самих благовоний, разобраться в которых непосвященному невозможно. Любая из продавщиц-буряток станет терпеливо объяснять, как и где носить те или иные талисманы, как и когда курить благовония. Но она же обязательно предупредит: чтобы амулет "работал", нужно поехать в буддийский монастырь и поговорить со священником.

Спасибо товарищу Сталину


Чтобы успеть к утренней молитве, выехали ранним утром. Два часа пути, и перед нами резные ворота буддийского монастыря -- дацана.

Рядом с дацаном деревня. Основной доход жителям приносит торговля у ворот монастыря. Продают все, от минеральной воды и кока-колы до стирального порошка. Торговки, увидев нас, наперебой загалдели, расхваливая свой товар. Мы купили минералку. Сдачи для нас (с пятидесяти рублей) искали всем базаром. Одна из женщин показала гору медяков: "Мы уж таких денег, как у вас, давно не видали". Узнав, что мы из Москвы, засыпали вопросами про столичную жизнь и президента Ельцина: "Что он там думает? Когда деньги у людей появятся?" Несколько раз к прилавкам подходили монахи. Завидев фотоаппарат, спешно брали товар и пропадали за воротами монастыря.

Дацан был построен по личному приказанию Сталина в 1946 году в честь дружбы с буддийскими Китаем и Монголией. С тех пор в храме течет своя, неспешная жизнь.

За воротами дацана -- своего рода поселок. В одноэтажных ухоженных домах живут монахи. Все хозяйственные постройки вынесены к забору. Вокруг -- тоненькие деревца, ветер треплет привязанные к веткам разноцветные тряпочки. Они исписаны молитвами и просьбами к Будде.

Покатые крыши храма отливают золотом. Охраняют его каменные статуи львов, символизирующих мудрость и силу.

Прежде чем попасть в храм, нужно обойти вокруг всех храмовых построек. Получается довольно внушительный круг. Идти полагается по часовой стрелке. Именно так совершают свой путь солнце и кровь в организме человека. Буддисты считают, что подобный ритуал помогает войти хотя бы во временную гармонию с Богом.

Вдоль дорожки установлены специальные карусели-жернова. На них по-тибетски написаны молитвы. Проходишь мимо -- остановись и крутани карусель. Оборот -- одна прочитанная тобой молитва. Некоторые карусели тяжелы. Другие нет. Можно положить рядом с ними несколько монет. Они пойдут на уход за храмом.

Еще ближе к храму установлены громадные каменные плиты. На них лежат маски Будды. Это так называемые ступы. Или молильные камни. На них выкладывается угощение Богу.

Главная молитва, на которую съезжаются верующие со всей Бурятии, совершается внутри храма. Монахи сидят у портрета далай-ламы и скороговоркой произносят молитвы. Темп речи все убыстряется, и когда молитва переходит в однородный монотонный звук, двое монахов трубят в горны, сделанные из морских раковин, а третий бьет в литавры. На волне этих звуков молитвы быстрее дойдут до Бога.

Потом верующие обходят храм и рассаживаются на скамейки вдоль стен. От благовоний кружится голова.

Увлеченный необычным обрядом, я почувствовал, что меня чем-то обсыпали. Оказалось, зерном. Так здесь отпускают грехи.

В углу храма расположилась небольшая лавочка, в которой, как и в Улан-Удэ, торгуют культовыми статуэтками и нательными оберегами, носить которые следует с левой стороны груди, рядом с сердцем.

Я поинтересовался у служителя, могу ли я, православный, носить такую вещь в кармане.

-- Конечно, можете,-- ответил он.-- Бог-то у нас один.

Буддные сыны


После молитвы большая часть монахов отправляется в соседнее здание на занятия в буддийском университете. В нем два отделения: философское и культовое.

Обучение бесплатное. Но каждый из учащихся обязан сам себя содержать -- питаться, покупать уголь и дрова.

На культовом отделении учатся всего два года. По окончании слушатель получает диплом буддийского священника.

Полный курс философского образования -- 25 лет. Шесть лет послушники изучают в дацане тибетский и английский языки, историю основных мировых религий. Получают промежуточный диплом и уезжают в Индию, чтобы учиться дальше. За свои деньги.

Первые два года университетского курса лекции читаются на смеси тибетского, бурятского и русского языков, чтобы "подравнять" слушателей. Оставшиеся четыре года -- только по-тибетски. Как пояснил один из учащихся, сложность в изучении тибетского языка заключается в том, что несколько столетий он не развивается и состоит из устоявшихся звукосочетаний, которые нужно заучивать наизусть.

Сейчас среди учащихся дацана есть двое русских. Оба из Улан-Удэ. Считают, что только здесь смогут получить представление о смысле жизни и хорошее образование.

Философский факультет необычайно популярен. Всех желающих принять не удается: в комнату для лекций с трудом вмещаются 80 человек.

Университетская библиотека находится рядом с учебным корпусом. В разноцветных чехлах на полках лежит несколько тысяч книг, написанных на длинных дощечках. Вязь значков-иероглифов читается сверху вниз при помощи указки. Как сказал сопровождающий монах, особо ценных экземпляров в этой библиотеке нет.

-- Была у нас одна священная книга,-- со вздохом произнес он,-- да и ту в Америку отправили. Теперь будем ждать, привезут ли назад.

Он имел в виду Атлас тибетской медицины, против воли монахов отправленный в США на выставку. Бурятские буддисты считают, что увозить святыню из страны -- большой грех.

Тем более что с одним древним буддийским памятникам бурятам уже пришлось распрощаться.

Это была вырезанная из сандалового дерева фигура Будды. Улан-удинские реставраторы утверждают, что ей не менее двух тысяч лет.

Статуя Будды, когда-то найденная в Монголии и привезенная в Бурятию, более сорока лет пролежала в запасниках улан-удинского краеведческого музея. Много раз монахи обращались с просьбой к правительству отреставрировать и вернуть святыню одному из монастырей.

Год назад реставрация была закончена и обновленный памятник передан в один из отдаленных бурятских дацанов.

Там, чтобы сделать изображение еще более величественным, монахи, люди далекие от реставрационных премудростей, покрыли его золотом. Древнее дерево, из которого сделан Будда, не выдержало такого варварства (ведь дерево должно дышать) -- статую исполосовали трещины. Памятник был утерян.

Впрочем, буддисты не унывают. В улан-удинский дацан приезжают семьями. В руках у некоторых прихожан -- бутылки водки. Привозят ее, чтобы освятить. После этого "горькая" становится лечебной микстурой.

Ближе к полудню вокруг дацана собираются толпы прихожан. Много молодежи. Буряты говорят, что, если перед свадьбой обойти дацан и покрутить молельные барабаны, семейная жизнь будет удачной. По траве у монашеских домов носятся дети.

Городской парк -- да и только. Если бы не каменные львы, раскрывшие розовые пасти солнцу.

ВИКТОР ГАВРИКОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама