Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2001 года: "Ульяновским курсом"

Путь ульяновских бизнес-капитанов к процветанию можно свести к трем традиционным схемам: социалистический директор, который удержал свое предприятие на плаву в эпоху реформ и приумножил его богатства; студент, окунувшийся в рынок еще во время учебы в вузе, поднявшийся на торговле и разумно распорядившийся первоначальным капиталом; интеллектуал-экономист, создавший с нуля предприятие, которое сумело освоить передовой опыт мировой экономики.Птица высокого полета

Об Алексее Исайкине, гендиректоре авиакомпании «Волга-Днепр», контролирующей 60% мирового рынка перевозок сверхтяжелых и крупногабаритных грузов, говорят, что он человек закрытый. Сам Исайкин утверждает, что он человек экономики, всецело поглощен бизнесом и ни на что другое не имеет ни времени, ни желания.
Алексею Исайкину 49 лет. По окончании Иркутского института народного хозяйства он угодил в армию и 13 лет служил в Военно-воздушных силах — военпредом-экономистом на авиастроительных заводах Улан-Удэ и Ульяновска. В 1990 году уволился в запас в звании подполковника и уже тогда решил, что опыт оценки чужих управленческих решений поможет самому принимать их и самому оценивать последствия.
Исайкин возглавил группу по созданию авиакомпании-грузоперевозчика (карго). Инициативу поддержало Министерство авиационной промышленности, и в августе 1990 года горсовет Ульяновска зарегистрировал АО «Волга-Днепр» — первое акционерное общество в Ульяновске. Рынка карго-перевозок — тем более сверхтяжелых и крупногабаритных грузов — на тот момент в России просто не существовало, и продвигать столь специфические услуги было поначалу довольно сложно. Да и попросту самих пилотов и менеджеров приходилось искать по всей стране.
С тех пор вот уже в течение 11 лет «Волга-Днепр» зарабатывает тем, что перевозит очень большие грузы. Самолеты компании — тяжелые транспортные «Русланы» и Илы — перемещаются с континента на континент, и директор Алексей Исайкин немалую часть своей жизни находится в разъездах. Подчиненные уверяют, что в ульяновском офисе он проводит не более трети рабочего времени. Еще треть — в Москве, где у компании есть представительство, остальное — за рубежом.
Бывает, что за неделю Исайкину приходится совершать несколько перелетов из Европы в Америку и обратно. С иностранцами он общается чаще, чем с соотечественниками. Интересно, что Исайкин при этом не говорит по-английски и вообще не владеет ни одним иностранным языком, но барьера в общении не испытывает: «Это моя особенность, которая не создает мне проблем. За рубежом я общаюсь через переводчика. И партнерам по бизнесу комфортно. Они говорят, что так я хоть чем-то от них отличаюсь».
А вот что касается сотрудников компании, то тут требования к владению языком жесткие. 95% заказчиков «Волги-Днепра» располагаются за границей, поэтому знание английского для пилотов и менеджеров обязательно. Расходы по оплате обучения компания берет на себя, но многие предпочитают платить сами. Исайкин подчеркивает это, не без гордости намекая, что заработки в компании позволяют персоналу не замечать подобных трат. Коттеджный поселок Рыбацкий недалеко от Ульяновска, где располагаются особняки руководства «Волга-Днепра», — прямое тому подтверждение. Чуть поодаль строятся дома летного состава.
Люди, давно работающие с Исайкиным, говорят, что он по натуре стратег, умеет отбросить все второстепенное и сосредоточиться на самом главном. Повседневные хозяйственные вопросы — не его стихия, но в делах авиакомпании Исайкин любит порядок. Он педант. Его день начинается с просмотра плана встреч и совещаний, над организацией которого трудится целая служба. Сами мероприятия и встречи тоже тщательно планируются и регламентируются. Если беседа затягивается, то, чтобы начальник не выбивался из графика, входит секретарь с запиской, мягко давая понять посетителю: все, аудиенция окончена.
Принцип Алексея Исайкина — профессионализма не может быть без знаний. «Волга-Днепр» — компания, где все непрерывно учатся. По инициативе генерального на семинары для летного состава и коммерческой службы приглашают мировых светил от авиации. Если директор в это время в Ульяновске, он тоже приходит поучиться. Исайкин — заинтересованный слушатель: сам конспектирует, задает вопросы, вступает в дискуссии. Информированность, по его словам, — главный критерий работы, особенно когда каждый груз нестандартный. «Руслан» может брать на борт 120 тонн. Бывает, что перевозят 130—140-тонные грузы. Профессионалы, утверждает Исайкин, знают, как это сложно.
Вообще, все, что характерно для западной корпоративной культуры, в «Волга-Днепре» давно взяли на заметку. В офисах, независимо от того, в какой стране и в каком городе они расположены, одинаковый стиль работы: никаких длительных перекуров и праздных шатаний по коридорам; и начальники и подчиненные работают напряженно, иногда сутками. Поощряется труд не только деньгами. Существует масса приятных мелочей для поднятия настроения сотрудников. К празднику каждый получает шоколадный набор с символикой компании, изготовленный по спецзаказу. В день рождения — открытку с поздравлениями генерального. Многих директор поздравляет лично.
Семья Исайкина — супруга, две дочери, внуки. Обе дочки работают в авиакомпании. Там же раньше трудилась и жена, но ушла — по настоянию мужа. Алексей Исайкин уверен, что супругам лучше не работать вместе.
Пошел по пиву

Анатолия Литвинова, главного ульяновского пивовара, называют творителем брендов. Он сам придумал название для своего предприятия, а одному из сортов пива дал свое имя.
В кабинете у директора пивоваренной компании «Витязь» Анатолия Литвинова на почетном месте два флага: российский триколор и вишневое с золотом знамя фирмы. Корпоративная гордость, полагает Литвинов, — лучший стимул в работе. Российский же флаг — дань казацким корням. Литвинов родом со Ставрополья, из станицы Ново-Павловской, а к символам государства в тех краях исстари относились с почтением. О казацком происхождении напоминают и пышные усы Литвинова. В остальном же выглядит он моложаво и одет всегда с иголочки.
«Красным директором» Литвинова можно считать с натяжкой — потому разве, что пивоваренный завод он возглавил еще при социализме. Ни по возрасту (чуть больше 50-ти), ни по мировоззрению определение руководителя советского типа ему не подходит.
Свою первую специальность Литвинов получил в горном техникуме во Владикавказе. Поездил по стране, работая на Урале, на Кавказе, в прикаспийских степях. В 1977 году вместе с семьей перебрался в Ульяновск, на родину жены. Некоторое время работал главным энергетиком в одном из областных управлений, но сменил непыльную должность на место попроще: пошел простым энергетиком на завод «Гидроаппарат» — в то время там давали места в детских садах, нужно было устраивать сына Сергея и дочку Наташу. В 1982 году Литвинов окончил Московский институт пищевой промышленности по специальности инженера-механика и снова стал главным энергетиком — на сей раз на строящемся пивоваренном заводе. В 1987 году, в разгар антиалкогольной кампании, он был назначен директором (бывшего уволили за то, что, по мнению ульяновского партийного начальства, он плохо боролся с пьянством). На Литвинова возлагались большие надежды: Ульяновский обком любыми способами старался представить всей стране свою вотчину как одну из первых «протрезвевших» областей. Вместо пива заводу велели выпускать квас, разливать минеральную воду и перепрофилировать пивные линии на производство плодоовощных консервов.
Выполнять эти распоряжения Литвинов не спешил, справедливо считая их утопическими. Всеми правдами и неправдами на заводе варили пиво. А так как в Ульяновске продавать его было запрещено, увозили в соседнюю Татарию. Через пару лет антиалкогольная кампания сошла на нет, пиво вернулось в Ульяновск, но у Литвинова с тех пор на всю жизнь осталась тихая ненависть к не в меру ретивым чиновникам. «Все при деле, но ни за что не отвечают,» — кипятится он, вспоминая события конца 80-х.
В 1992 году у пивзавода появилось имя — «Витязь». Одновременно с обретением собственного имени «Витязь» акционировался. Самый крупный пакет, как водится, оказался под контролем руководства. Совладельцами-акционерами стали работники компании. Коллективный вариант собственности Литвинов считает для себя самым подходящим и всячески поощряет нежелание рабочих расставаться с акциями. Никаким потенциальным инвесторам он не доверяет, поэтому «Витязь» развивается за счет собственных вложений. И делает это весьма успешно. Объемы продаж каждый год прирастают на четверть. В 1998 году на ульяновском рынке появилось пиво «Литвиновское». Создавали его к 50-летию генерального. Долго придумывали название, пока директор не решил дать пиву свое имя. Коллективу идея понравилась, семья была категорически против, но Литвинов настоял на своем: «Моя фамилия станет гарантией качества». Бутылку «Литвиновского» украшает портрет генерального, так что гарантия получается двойная, подтвержденная медалями и дипломами (Литвинов — обладатель почетного звания «Кавалер пивоварения»).
Ранее в прогубернаторской прессе «Витязь» и его директора регулярно критиковали, а когда Литвинов собрался в депутаты областного Законодательного собрания, усиленно искали на него компромат. Нашли, что «Витязь» получил от ульяновской Гордумы солидные налоговые льготы, которые, впрочем, позволили значительно увеличить объемы производства. Выборы Литвинов выиграл, набрав вдвое больше голосов, чем его ближайший соперник.
Правда в законотворческой работе новоиспеченный народный избранник быстро разочаровался — Законодательное собрание не имело реального влияния, экс-губернатору Горячеву нужны были послушные депутаты, и любая инициатива выжигалась каленым железом. И все же стремления «засветиться» в политике у Литвинова не убавилось: год назад директор «Витязя» вступил в региональную организацию «Единства» и стал одним из влиятельных ульяновских «медведей».
Отпуск у Анатолия Литвинова не больше двух недель, и отдыхает он всегда с супругой Галиной Николаевной. Первые семь дней Литвинов отходит от работы, на второй неделе без дела начинает маяться, звонить на «Витязь», узнавать, как там дела. Любит баню, рыбалку, иногда выбирается на охоту. Литвиновы частенько зовут друзей на дачу, на шашлыки. Готовить их Литвинов никому не доверяет, все делает сам. Во время застолий практически не пьет, предпочитая угощать гостей собственным пивом.
Его дело — табак

Директор холдинга «Дворцовый ряд» Михаил Урясов когда-то мечтал о карьере ученого, но со студенческих времен продавал сигареты. Поэтому прозвище «король табака», приклеенное Урясову местными журналистами, его ничуть не смущает.
В 1991 году четверокурсник Ульяновского пединститута Миша Урясов занялся бизнесом. Покупал, продавал, но особого успеха это не приносило. Однокашники до сих пор вспоминают, как он торговал в институте сигаретами. Правда, сам Урясов этот факт биографии отрицает: «Разве мог я, мальчик-«ботаник», круглый отличник, никогда не куривший, — и сигареты в институт? Я тогда мечтал об аспирантуре».
Первые заработанные деньги Михаил Урясов вложил в дело: купил старую печатную машинку, на которой сам печатал платежные поручения — к тому времени он уже был частным предпринимателем. В 1992 году появилась фирма «Дворцовый ряд». Урясов с товарищами арендовал подвал на улице Карла Маркса, до революции Дворцовой. Амбиции уже тогда были немалые: компания мечтала о сети магазинов, но… поначалу не хватило средств даже на кассовый аппарат.
Денег для закупки товара тоже не было, поэтому брали на реализацию все, что давали. А давали холодильники и мебельные стенки. Спрос на них был невелик, продавать приходилось себе в убыток. Но через пару месяцев дела стали налаживаться: Урясову удалось договориться с владельцами стенок и холодильников об отсрочке платежей, у «Дворцового ряда» появились наличные деньги, которые можно было потратить на высоколиквидный товар. Выбор пал на сигареты. Торговые обороты выросли почти вдвое. Урясов подписал дистрибьютерские договоры с Philip Morris, BAT, JTI и всеми российскими производителями сигарет. Покупатели Урясовым были довольны. Весь Ульяновск знал, что у него самые дешевые сигареты.
Сигаретные деньги пошли на покупку магазинов. «Мы опоздали на первый этап приватизации, — говорит Урясов, — когда можно было купить чуть ли не даром. Поэтому нам за все приходилось платить сполна». «Дворцовый ряд» брал муниципальные магазины с долгами, погашал их, ремонтировал. Сегодня в империи Михаила Урясова 56 торговых точек и 12 тыс. кв. м складских помещений. В магазинах — продукты питания, алкоголь и сигареты. Табак по сей день остается ведущим направлением бизнеса — занимает 85% в объеме продаж «Дворцового ряда».
Михаил Урясов — предприниматель расчетливый. Любой проект начинает с тщательного анализа всех плюсов и минусов. Например, решено было поставлять в магазины продовольствие собственного производства. Так появилась переработка молока. В прошлом году Урясов купил маслозавод «Вешкаймский». Как водится, выплатил долги, восстановил оборудование. Теперь в магазинах «Дворцового ряда» под торговой маркой «Золотая поляна» продаются молоко, сметана и творог. Следующим объектом стал пищекомбинат «Волжский». Печенье, пряники и майонез можно найти там же — в «Дворцовом ряду».
Штат сотрудников компании разросся до 900 человек. Всех, включая сторожей и вахтеров, Михаил Урясов принимает по конкурсу, лишь изредка делая исключение для бывших одноклассников или тех, с кем учился в институте. По своей воле из компании никто не уходит.
Широкая известность пришла к Урясову в 1996 году, когда он стал депутатом Городской думы — едва ли не самым молодым среди коллег — и был избран заместителем ее председателя. На хозяйстве в компании осталась супруга и замы, а законодатель Урясов погрузился в городские дела и снискал себе репутацию рыночника-радикала. Он был из тех, кто предлагал как можно скорее передать всю муниципальную собственность в частные руки. Поговаривают, что депутатский мандат Урясова изрядно поспособствовал тому, что свои магазины «Дворцовый ряд» выкупал на чрезвычайно выгодных условиях. Впрочем, публичных скандалов на эту тему никогда не возникало.
Зампредом в Думе Михаил Урясов пробыл год с небольшим — бурную деятельность местного младореформатора на дух не переносил тогдашний губернатор Юрий Горячев. Урясову настоятельно порекомендовали вернуться в бизнес. Когда Горячев задумал разогнать Гордуму, Урясов оказался в числе тех депутатов, кто, подвергшись жесточайшему прессингу со стороны чиновников, написал заявление о сложении депутатских полномочий. Наблюдатели расценили это как серьезный политический просчет: на выборах 2000 года избиратели предпочли другого кандидата.
В конце 2000 года политические ветры в Ульяновске сменили направление. Область готовилась к выборам губернатора. В предвыборной суматохе можно было сорвать солидный куш, и поговаривают, что Урясов решил этим воспользоваться. В городе разнеслась молва о том, что один из сыновей Горячева, предчувствуя скорую отставку отца, будто бы перевел часть активов своей фирмы в «Дворцовый ряд» (вот когда забылись старые обиды), а в благодарность за услугу помог Михаилу Урясову на самых выгодных условиях прикупить пряничный пищекомбинат. Сам Урясов эти слухи никак не комментирует, но когда власть в области сменилась, у «Дворцового ряда» начались проблемы. Бывало, что не продляли лицензию на реализацию алкоголя, повышенное внимание к компании стали проявлять контролирующие органы. Но Михаил Урясов не унывает. Сейчас он поутих, на публике появляется редко.
Бодрость духа Урясову помогает поддерживать спорт. Как-то, побывав в командировке в Швеции, он увидел игру ульяновской хоккейной команды «Волга» и стал фанатом хоккея с мячом — до того, что решил создать команду в компании (футболисты у «Дворцового ряда» уже есть).
Став обеспеченным человеком, Урясов реализовал свою студенческую мечту — поступил в аспирантуру, окончил ее и защитил кандидатскую. Правда, не по физике, а по философии.
Он примерный семьянин. Супруга Наталья — его правая рука и помощник по финансовым вопросам. У Урясовых был классический служебный роман — они работали вместе едва ли не с первых дней. Сейчас Наталья в декретном отпуске — в семье, живущей в трехкомнатной квартире на окраине Ульяновска, ожидают наследника. Поэтому Урясов намерен строить дом за городом, куда можно будет перебраться всей семьей — вместе с котом Лимоном.

Рейтинг бизнес-лидеров Ульяновской области

МестоБизнес-лидерПриблизительный объем активов всех контролируемых предприятийСостав и сфера деятельности контролируемых предприятий
1Алексей Исайкин300 млн.ЗАО «Авиакомпания «Волга—Днепр», 4 зарубежные дочерние компании, занимающиеся авиаперевозками, страховая компания «НИК», компания автогрузоперевозок «Волга-Тракс», лингвистический центр «Международное обучение
2Анатолий Литвинов40 млн.ОАО «Пивоваренная компания «Витязь»
3Михаил Урясов7 млн.ООО «Дворцовый ряд» (продажа табачных изделий), сеть продовольственных магазинов и складских помещений, АО «Маслозавод «Вешкаймский», АО «Пищекомбинат «Волжский»

ЮЛИЯ САЛЬНИКОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK