26 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: "Умеренные перспективы"

Архивная публикация 2008 года: "Умеренные перспективы"

Для игроков розничного банковского рынка наступили тяжелые времена: граждане умерили свои потребительские аппетиты, а потому свернули сотрудничество и с кредитными организациями. Однако вряд ли кто-то из них покинет розничный рынок, так как перспективы его развития, пусть и не столь бурного, как раньше, все-таки налицо. Международный финансовый кризис серьезно повлиял на розничный бизнес российских банков. «Перед кредитными организациями, которые до кризиса активно работали и занимали прочные позиции в секторе розничного кредитования, встал вопрос: кому выдавать кредиты и под какие проценты?» — рассказывает первый заместитель председателя правления Славянского банка Александр Ковганов. По его мнению, в связи с уменьшением объемов работы во многих отраслях ожидается сокращение сотрудников. Причем этот тренд касается не только металлургической промышленности и строительства, но и банковского и инвестиционного секторов, из-за чего банки стали настороженнее относиться к кредитованию клиентов, работающих в этих отраслях экономики.
Негативные процессы, протекающие в российской экономике, сразу же отразились и на банковской рознице, отмечает Александр Ковганов. Игроки упомянутого рынка вот уже второй месяц рапортуют о повышении уровня просрочки по потребительским ссудам и кредитам по банковским картам. «Вследствие этого негативного процесса банки, использующие в своей работе скоринговые модели, стали вносить в них серьезные коррективы, — отмечает Александр Ковганов. — Некоторые из кредитных организаций временно отказались от использования такого способа оценки заемщиков и перешли на индивидуальную работу с клиентами».
Начальник департамента розничного бизнеса Русского банка развития Андрей Пономарев считает, что в росте просроченной задолженности, который сейчас является основным риском, будет повинен социальный дефолт. «Не секрет, что для многих компаний уменьшение издержек путем сокращения сотрудников является одной из первостатейных задач, — говорит Андрей Пономарев. — А это напрямую бьет по банковским рискам за счет роста социального дефолта». Поэтому активизация деятельности коллекторов будет одной из первоочередных задач, считает эксперт.
Он предполагает, что в рамках розничного кредитования большинство банков сконцентрируется на своих портфельных клиентах и партнерских продажах. То есть на тех клиентах, которых кредитные организации хорошо знают. Понятно, что в связи с этим наращивание внешнего кредитного портфеля с высокой долей дефолтности не будет носить приоритетного характера. Отсюда — грядущая заморозка планов по развитию регионального присутствия кредитных организаций и решению целевых задач по экспансии новых рынков, делает вывод Андрей Пономарев.
Некоторые проявления описанной негативной тенденции в банковской рознице уже налицо. «Многие банки, особенно мелкие и средние, а также региональные кредитные организации приостановили выдачу ссуд, — отмечает начальник управления розничного кредитования Московского кредитного банка Елена Корнеева. — Крупные игроки рынка скорректировали условия предоставления кредитов, отказались от реализации наиболее рискованных продуктов, значительно повысили ссудные процентные ставки (например, рублевая ставка по ипотечным кредитам увеличилась в два раза), ужесточили требования к потенциальным заемщикам». В ближайшее время улучшения ситуации не предвидится, считает эксперт.
Если рассматривать отдельные сектора розничного кредитования, то наиболее серьезные проблемы, по наблюдениям Александра Ковганова, сейчас прослеживаются в области автокредитования и ипотеки. «Автосалоны отказываются работать с теми банками, которые из-за тяжелой ситуации вынуждены поднимать проценты за купленные в кредит автомобили, — рассказывает Александр Ковганов. — А проценты по ипотеке увеличились настолько, что этот способ получения жилья стал практически недоступен даже для тех, кто раньше планировал приобрести недвижимость. Единственное, что можно посоветовать покупателям жилья, — дождаться такого уровня падения цен на него, когда проценты по ипотеке начнут нивелироваться низкими ценами на жилплощадь».
В любом случае нынешний кризис не пройдет для банковской системы впустую, считает эксперт. По мнению Александра Ковганова, банки, которые уверенно себя чувствуют на рынке, смогут приобрести новых клиентов, серьезно пересмотреть свой кредитный розничный портфель, а также получат дополнительный опыт в области минимизации кредитных рисков. В условиях нестабильности финансового рынка вырабатываются новые сценарии развития розничного бизнеса, призванные повысить конкурентоспособность и устойчивость этого рынка, подтверждает директор департамента розничного бизнеса банка «АК Барс» Марат Ганеев.
Если кризис дисциплинирует российские банки, то их клиенты оказались к нему подготовленными. За последние годы на фоне благоприятных условий развития рынка финансовой розницы произошли качественные изменения спроса на розничные банковские продукты и услуги потребительского и сберегательного направления, отмечает Марат Ганеев. Между тем потенциал и значение розничного бизнеса для банковской системы остаются весьма существенными, считает эксперт. Более того, по его мнению, в современных условиях практически все крупные банки определяют развитие розничного бизнеса как приоритетное направление. Хотя, принимая во внимание сложившуюся ситуацию на финансовом рынке, развитие розничного кредитования значительно замедлило свои темпы, отмечает Марат Ганеев.
А вот заместитель директора департамента развития розничного бизнеса Промсвязьбанка Сергей Лыкосов считает, что на текущий момент можно говорить даже о некоторой стабилизации ситуации в банковской рознице. «Основные игроки уже пересмотрели как ценовые условия по своим продуктам, так и политику риск-менеджмента, — рассказывает эксперт. — Поскольку западные рынки закрылись, фондирование для банков стало дороже. Особенно пострадали те, кто имел большую долю такого привлечения в своих пассивах». Кредитные организации вынуждены искать другие источники фондирования — в основном внутри страны. Поэтому банки все активнее рекламируют депозиты для физических лиц, не менее серьезно идет работа по корпоративному привлечению. С помощью солидных денежных вливаний в финансовый сектор проблему нехватки заемных ресурсов помогает решить государство, но пока это касается лишь крупных банков, заключает эксперт.
Вклад как ресурс
Ситуация с фондированием сейчас не такая благоприятная, как ранее, отмечает Александр Ковганов. Западные банки испытывают точно такие же трудности. Поэтому сейчас российские кредитные организации сосредоточились на формировании своих пассивов за счет российских клиентов — юридических и физических лиц, рассказывает Александр Ковганов. Рост банковского бизнеса сейчас напрямую зависит от возможностей фондирования, а у большинства игроков с этим проблемы, подтверждает директор департамента маркетинга розничного бизнеса НОМОС-банка Анна Панкратова.
Поэтому банки, как правило, действуют в двух направлениях, рассказывает эксперт. Первое — сокращение долгосрочного кредитования в пользу краткосрочного и высокодоходного, а второе — ужесточение кредитной политики, повышение качества ссудного портфеля. Именно эти тенденции и определяют развитие нецелевого кредитования, а также смещение приоритетов от розницы в пользу кредитования малого и среднего бизнеса, считает Анна Панкратова.
Что положение с фондированием в настоящий момент крайне напряженное, подтверждает и Елена Корнеева. Более того, по ее словам, практически отсутствует возможность привлечения ресурсов на международном рынке, в особенности на длительный срок. Так что основным источником средств являются депозиты физических лиц, в которых банки сегодня заинтересованы, как никогда, заключает Елена Корнеева. Хотя она добавляет, что на срок до полугода все-таки можно привлечь средства международных институтов. Однако высокие страновые риски России обуславливают значительную стоимость привлечения, что в дальнейшем отражается на конечной процентной ставке по кредиту для заемщика, отмечает эксперт.
Поэтому банки и ориентируются сейчас на внутренние источники фондирования розничного бизнеса. По прогнозу Марата Ганеева, кредитные организации должны сконцентрироваться на росте внутренней ресурсной базы и активном привлечении внутренних институциональных инвесторов, таких как страховые компании и негосударственные пенсионные фонды. Кредитные организации смогут опираться на ресурсы населения и мощных национальных компаний, работающих в различных секторах экономики, считает эксперт.
«Банки стали внимательнее относиться к требованиям физических лиц, предъявляемым к срочным депозитам, — подтверждает Александр Ковганов. — Поэтому сейчас
они соревнуются в разработке интересных предложений
по привлечению денежных средств населения». Славянский банк, например, разработал несколько уникальных предложений по вкладам, уверяет эксперт. По его словам, большой популярностью пользуется вклад «Две гарантии» под 15% годовых с возможностью сохранения ставки при досрочном изъятии и мультивалютный депозит «Стабилизационный», который позволяет клиенту избежать потерь при изменении курса рубля и при желании в любое время конвертировать вклад в любую из трех валют — рубли, евро, доллары.
«Славянский банк также подготовил для вкладчиков и держателей банковских карт специальные новогодние предложения, действующие с 1 декабря 2008-го по 31 января 2009 года, — рассказывает Александр Ковганов. — Так, читатели всех печатных изданий Издательского дома Родионова получают дополнительные бонусы к процентным ставкам при открытии депозитных вкладов, а клиенты, заводящие банковские карты, — 50-процентную скидку от стандартной стоимости пластика».
Одной из первоочередных задач банков будет наращивание, или, скорее, даже удержание портфеля срочных вкладов, указывает Андрей Пономарев. По его мнению, трансформирование этой части бизнеса всегда является ярким индикатором положения банка и общих экономических изменений. С точки зрения продуктовой части начнут один за другим появляться мультивалютные вклады, прогнозирует эксперт, так как в связи с изменением курса валют вкладчику необходимо иметь возможность оперативно провести конвертацию своего вклада в другую валюту без потери процентов. А панику, связанную с изъятием рублевых вкладов и открытием таких же депозитов, но уже в другой валюте, мы наблюдали, подкрепляет свое предположение примером Андрей Пономарев.
Недавнюю панику вкладчиков не отрицает и Александр Ковганов: «Было бы нечестно утверждать, что в период некоторого ажиотажа, охватившего страну, вкладчики досрочно не расторгали бы депозиты в нашем банке, несмотря на его восемнадцатилетнюю историю».
Однако, как показал анализ оттока денежных средств, из Славянского банка в основном ушли те клиенты, которые обслуживались в этой кредитной организации непродолжительное время и в связи с этим не имели доверия к банку. «Те же клиенты, которые сотрудничают с нами на протяжении многих лет, проявили лояльность, не только оставив свои вклады, но и открыв новые», — рассказывает Александр Ковганов. Дело в том, что с учетом потребностей рынка Славянский банк разработал линейку депозитных продуктов, которая стала привлекательной для тех, кто использует депозит как дополнительный источник дохода либо рассматривает его в качестве инструмента для долгосрочных вложений.
Поэтому мы не говорим о потерях, мы рассматриваем кризис как серьезную возможность пересмотра отношения всего банковского сообщества к рознице, а также как возможность получения дополнительного опыта по разработке и внедрению новых продуктов, улучшению работы с клиентами — физическими лицами по всем направлениям, объясняет Александр Ковганов. Славянский банк считает для себя перспективными все направления розничного бизнеса, но особенный упор будет делать на те, благодаря которым он хорошо известен на рынке: private banking, вклады, кредитные и овердрафтные банковские карты, обслуживание зарплатных проектов и потребкредитование. «Даже в такие непростые времена у клиентов не пропадет необходимость в банковских платежах, сейфах, потребительских и автокредитах и консультациях с ведущими специалистами банка, — уверен Александр Ковганов. — Жизнь продолжается, и за зимой всегда приходит весна. Тем более что наш банк пережил уже не один кризис».
Еще один факт, благоприятствующий расширению портфелей вкладов населения в кредитных организациях, — это отсутствие альтернативных банковским депозитам общедоступных инструментов вложения средств, например, на фондовом рынке. «Возможности физических лиц по вложению средств в инвестиционные инструменты фондового рынка в России сегодня весьма ограниченны и доступны небольшому кругу инвесторов с доходами выше средних, — объясняет Марат Ганеев. — В связи с этим возможно увеличение объема депозитов как наиболее стабильного инструмента сбережения».
Сильный отток клиентов в октябре постепенно компенсируется теми, кто разбивает сбережения в пределах страховой суммы по разным банкам, считает начальник управления розничного обслуживания СБ Банка Наталья Чурюкина. Такие клиенты обычно опасаются крупных банков, боятся банкротства мелких, но хотят застраховаться от инфляции или просто переждать период финансовой нестабильности, имея банковский вклад. «Хотя, возможно, в будущем у банков появятся свободные деньги, — добавляет Наталья Чурюкина, — и тогда следует ждать нового роста популярности кредитования». А пока клиентам будут предлагаться широкие линейки вкладов и выгодные условия размещения сбережений, заключает эксперт.
От банка не убежать
Однако, несмотря на оптимистичные прогнозы по увеличению портфелей вкладов населения у банков, почти всем очевидно, что в следующем году рост рынка розничного кредитования не будет таким стремительным, как в прошедшие два года. «До сих пор не ясно, можно ли вообще говорить о каком-либо росте, — отмечает Елена Корнеева. — Вероятно, количество клиентов, обращающихся в банк за кредитом, снизится». Это объясняется неуверенностью в завтрашнем дне, в возможности сохранить работу и текущий уровень оплаты труда.
И эти опасения не беспочвенны. Кризисные явления в реальном секторе экономики сегодня только начинают проявляться: снижая издержки, предприятия сокращают персонал, уменьшают уровень оплаты труда, а значит, сокращается доля платежеспособного населения — потенциальных клиентов банков, объясняет Елена Корнеева. По ее прогнозам, негативный эффект кризиса будет заметен в первой половине 2009 года. Так что в связи с повышением стоимости ссуд, более короткими сроками кредитования, жесткими требованиями, предъявляемыми банками к клиентам, не каждый желающий сможет рассчитывать на получение кредита, так как доходов заемщика может быть недостаточно для получения требуемой суммы.
«Действительно, в условиях нестабильности серьезно меняются особенности потребительского поведения клиентов. Многие средние и крупные покупки откладываются до лучших времен, когда ситуация с доходом станет более предсказуемой, — подтверждает директор департамента розничного бизнеса КМБ- Банка (группа «Интеза Санпаоло») Татьяна Жаркова. — Отложенное потребление физических лиц может привести к сжатию рынка ипотечного и потребительского кредитования в 2—3 раза, что негативно отразится и на доходах банков, и на реальном секторе производства. Наиболее уязвимыми окажутся строительство, автомобилестроение, производство товаров долгосрочного пользования, таких как бытовая техника».
Сергей Лыкосов также считает, что потери в секторе банковской розницы неизбежны. Это будет связано с замедлением темпов роста доходов населения и, как следствие, с падением спроса, ростом ставок по кредитам, то есть увеличением издержек, считает эксперт. С другой стороны, потребности у населения сохранятся. Из-за кризиса люди не перестанут ходить в магазин за едой, звонить по мобильному телефону, посещать кинотеатры, считает эксперт. То есть спрос будет, пусть и в меньших объемах. Таким образом, на фоне сокращения спроса и роста издержек на первый план выйдет эффективность работы компаний, полагает Сергей Лыкосов. Причем он считает, что наиболее эффективные фирмы не только выживут, но и получат шанс на увеличение доли рынка и поглощение конкурентов. То же самое можно сказать и о банковском секторе, заключает эксперт.
Андрей Пономарев тоже прогнозирует, что банковская розница будет развиваться в сторону повышения качества услуг: «Будут появляться продукты, нацеленные на сохранение лояльности потребителя, имеющего положительную кредитную историю, а также кросс-продажи текущим клиентам различных кредитных программ. Значительно расширится предложение банков по залоговому кредитованию недвижимости, возможно, с альтернативным расчетом дисконтирования стоимости залогового объекта».
Анна Панкратова также склонна позитивно оценивать долгосрочные перспективы развития розничного банкинга: «На какое-то время банковская розница «заморозится», но ввиду циклического развития экономики, а также существования объективных потребностей этот процесс более чем на год не затянется». Временный спад спровоцирует последующий рост, но не хотелось бы, чтобы это был очередной потребительский бум. Следует учиться на собственных ошибках. Поэтому все большее количество компаний будет ориентироваться не на краткосрочные заработки, а на стратегию устойчивого развития, заключает Анна Панкратова.
И бросить жалко
Так или иначе, почти все эксперты сошлись во мнении, что у банковской розницы в России есть перспективы. Пусть сейчас они не такие головокружительные, как раньше, но вполне ощутимые и прогнозируемые. Несмотря на экономические потрясения, розничный банковский бизнес будет развиваться уже в ближайшем будущем, считает Александр Ковганов. По его прогнозам, банки пересмотрят свое отношение к потенциальному заемщику и, возможно, откажутся от такого рискованного вида бизнеса, как экспресс-кредитование. Будут повышены ставки по потребительским ссудам и по кредитным картам, разработаны новые схемы по ипотечному кредитованию. «В любом случае банки не откажутся от розницы, — уверен Александр Ковганов, — слишком много на это затрачено сил и средств».
Хорошее будущее предсказывает банковской рознице и Марат Ганеев: «Тенденция снижения зависимости от внешних источников ресурсов и сбалансированная макроэкономическая политика существенно снижают вероятность возникновения кризисных явлений в банковском секторе даже в условиях внешней нестабильности». Кроме того, в кризисной ситуации банками будут выработаны новые пути развития розничного бизнеса, призванные повысить конкурентоспособность и устойчивость сегмента, уверен эксперт.
Кризис заставит кредитные организации переоценить существующую систему анализа рисков, а значит, более взвешенно подходить к андеррайтингу заемщиков, оценке
их кредитоспособности. Подвергнется пересмотру и система управления активами и пассивами, продолжает Елена Корнеева. Она предполагает, что в рамках ипотечного кредитования большинство банков предложат заемщикам ссуды с плавающей процентной ставкой. С учетом длительного срока кредита это позволит банкам оперативно управлять доходностью и соответствовать требованиям рынка.
А вот Андрей Пономарев считает, что текущий кризис будет иметь для розничного банкинга как положительные, так и отрицательные стороны. Для кредитных организаций, с одной стороны, снижение темпов прироста является негативным фактором, в том числе в плане розничного бизнеса, который до последнего времени развивался достаточно агрессивно; с другой стороны, для клиентов, имеющих положительную кредитную историю, сложится выгодное положение. Ведь банки станут концентрироваться не на освоении новых регионов, имея в своем арсенале стандартный набор продуктов, а на реализации сервисных программ и качестве обслуживания, привлекая и удерживая эффективных клиентов, поясняет эксперт.

Для игроков розничного банковского рынка наступили тяжелые времена: граждане умерили свои потребительские аппетиты, а потому свернули сотрудничество и с кредитными организациями. Однако вряд ли кто-то из них покинет розничный рынок, так как перспективы его развития, пусть и не столь бурного, как раньше, все-таки налицо. Международный финансовый кризис серьезно повлиял на розничный бизнес российских банков. «Перед кредитными организациями, которые до кризиса активно работали и занимали прочные позиции в секторе розничного кредитования, встал вопрос: кому выдавать кредиты и под какие проценты?» — рассказывает первый заместитель председателя правления Славянского банка Александр Ковганов. По его мнению, в связи с уменьшением объемов работы во многих отраслях ожидается сокращение сотрудников. Причем этот тренд касается не только металлургической промышленности и строительства, но и банковского и инвестиционного секторов, из-за чего банки стали настороженнее относиться к кредитованию клиентов, работающих в этих отраслях экономики.
Негативные процессы, протекающие в российской экономике, сразу же отразились и на банковской рознице, отмечает Александр Ковганов. Игроки упомянутого рынка вот уже второй месяц рапортуют о повышении уровня просрочки по потребительским ссудам и кредитам по банковским картам. «Вследствие этого негативного процесса банки, использующие в своей работе скоринговые модели, стали вносить в них серьезные коррективы, — отмечает Александр Ковганов. — Некоторые из кредитных организаций временно отказались от использования такого способа оценки заемщиков и перешли на индивидуальную работу с клиентами».
Начальник департамента розничного бизнеса Русского банка развития Андрей Пономарев считает, что в росте просроченной задолженности, который сейчас является основным риском, будет повинен социальный дефолт. «Не секрет, что для многих компаний уменьшение издержек путем сокращения сотрудников является одной из первостатейных задач, — говорит Андрей Пономарев. — А это напрямую бьет по банковским рискам за счет роста социального дефолта». Поэтому активизация деятельности коллекторов будет одной из первоочередных задач, считает эксперт.
Он предполагает, что в рамках розничного кредитования большинство банков сконцентрируется на своих портфельных клиентах и партнерских продажах. То есть на тех клиентах, которых кредитные организации хорошо знают. Понятно, что в связи с этим наращивание внешнего кредитного портфеля с высокой долей дефолтности не будет носить приоритетного характера. Отсюда — грядущая заморозка планов по развитию регионального присутствия кредитных организаций и решению целевых задач по экспансии новых рынков, делает вывод Андрей Пономарев.
Некоторые проявления описанной негативной тенденции в банковской рознице уже налицо. «Многие банки, особенно мелкие и средние, а также региональные кредитные организации приостановили выдачу ссуд, — отмечает начальник управления розничного кредитования Московского кредитного банка Елена Корнеева. — Крупные игроки рынка скорректировали условия предоставления кредитов, отказались от реализации наиболее рискованных продуктов, значительно повысили ссудные процентные ставки (например, рублевая ставка по ипотечным кредитам увеличилась в два раза), ужесточили требования к потенциальным заемщикам». В ближайшее время улучшения ситуации не предвидится, считает эксперт.
Если рассматривать отдельные сектора розничного кредитования, то наиболее серьезные проблемы, по наблюдениям Александра Ковганова, сейчас прослеживаются в области автокредитования и ипотеки. «Автосалоны отказываются работать с теми банками, которые из-за тяжелой ситуации вынуждены поднимать проценты за купленные в кредит автомобили, — рассказывает Александр Ковганов. — А проценты по ипотеке увеличились настолько, что этот способ получения жилья стал практически недоступен даже для тех, кто раньше планировал приобрести недвижимость. Единственное, что можно посоветовать покупателям жилья, — дождаться такого уровня падения цен на него, когда проценты по ипотеке начнут нивелироваться низкими ценами на жилплощадь».
В любом случае нынешний кризис не пройдет для банковской системы впустую, считает эксперт. По мнению Александра Ковганова, банки, которые уверенно себя чувствуют на рынке, смогут приобрести новых клиентов, серьезно пересмотреть свой кредитный розничный портфель, а также получат дополнительный опыт в области минимизации кредитных рисков. В условиях нестабильности финансового рынка вырабатываются новые сценарии развития розничного бизнеса, призванные повысить конкурентоспособность и устойчивость этого рынка, подтверждает директор департамента розничного бизнеса банка «АК Барс» Марат Ганеев.
Если кризис дисциплинирует российские банки, то их клиенты оказались к нему подготовленными. За последние годы на фоне благоприятных условий развития рынка финансовой розницы произошли качественные изменения спроса на розничные банковские продукты и услуги потребительского и сберегательного направления, отмечает Марат Ганеев. Между тем потенциал и значение розничного бизнеса для банковской системы остаются весьма существенными, считает эксперт. Более того, по его мнению, в современных условиях практически все крупные банки определяют развитие розничного бизнеса как приоритетное направление. Хотя, принимая во внимание сложившуюся ситуацию на финансовом рынке, развитие розничного кредитования значительно замедлило свои темпы, отмечает Марат Ганеев.
А вот заместитель директора департамента развития розничного бизнеса Промсвязьбанка Сергей Лыкосов считает, что на текущий момент можно говорить даже о некоторой стабилизации ситуации в банковской рознице. «Основные игроки уже пересмотрели как ценовые условия по своим продуктам, так и политику риск-менеджмента, — рассказывает эксперт. — Поскольку западные рынки закрылись, фондирование для банков стало дороже. Особенно пострадали те, кто имел большую долю такого привлечения в своих пассивах». Кредитные организации вынуждены искать другие источники фондирования — в основном внутри страны. Поэтому банки все активнее рекламируют депозиты для физических лиц, не менее серьезно идет работа по корпоративному привлечению. С помощью солидных денежных вливаний в финансовый сектор проблему нехватки заемных ресурсов помогает решить государство, но пока это касается лишь крупных банков, заключает эксперт.
Вклад как ресурс
Ситуация с фондированием сейчас не такая благоприятная, как ранее, отмечает Александр Ковганов. Западные банки испытывают точно такие же трудности. Поэтому сейчас российские кредитные организации сосредоточились на формировании своих пассивов за счет российских клиентов — юридических и физических лиц, рассказывает Александр Ковганов. Рост банковского бизнеса сейчас напрямую зависит от возможностей фондирования, а у большинства игроков с этим проблемы, подтверждает директор департамента маркетинга розничного бизнеса НОМОС-банка Анна Панкратова.
Поэтому банки, как правило, действуют в двух направлениях, рассказывает эксперт. Первое — сокращение долгосрочного кредитования в пользу краткосрочного и высокодоходного, а второе — ужесточение кредитной политики, повышение качества ссудного портфеля. Именно эти тенденции и определяют развитие нецелевого кредитования, а также смещение приоритетов от розницы в пользу кредитования малого и среднего бизнеса, считает Анна Панкратова.
Что положение с фондированием в настоящий момент крайне напряженное, подтверждает и Елена Корнеева. Более того, по ее словам, практически отсутствует возможность привлечения ресурсов на международном рынке, в особенности на длительный срок. Так что основным источником средств являются депозиты физических лиц, в которых банки сегодня заинтересованы, как никогда, заключает Елена Корнеева. Хотя она добавляет, что на срок до полугода все-таки можно привлечь средства международных институтов. Однако высокие страновые риски России обуславливают значительную стоимость привлечения, что в дальнейшем отражается на конечной процентной ставке по кредиту для заемщика, отмечает эксперт.
Поэтому банки и ориентируются сейчас на внутренние источники фондирования розничного бизнеса. По прогнозу Марата Ганеева, кредитные организации должны сконцентрироваться на росте внутренней ресурсной базы и активном привлечении внутренних институциональных инвесторов, таких как страховые компании и негосударственные пенсионные фонды. Кредитные организации смогут опираться на ресурсы населения и мощных национальных компаний, работающих в различных секторах экономики, считает эксперт.
«Банки стали внимательнее относиться к требованиям физических лиц, предъявляемым к срочным депозитам, — подтверждает Александр Ковганов. — Поэтому сейчас
они соревнуются в разработке интересных предложений
по привлечению денежных средств населения». Славянский банк, например, разработал несколько уникальных предложений по вкладам, уверяет эксперт. По его словам, большой популярностью пользуется вклад «Две гарантии» под 15% годовых с возможностью сохранения ставки при досрочном изъятии и мультивалютный депозит «Стабилизационный», который позволяет клиенту избежать потерь при изменении курса рубля и при желании в любое время конвертировать вклад в любую из трех валют — рубли, евро, доллары.
«Славянский банк также подготовил для вкладчиков и держателей банковских карт специальные новогодние предложения, действующие с 1 декабря 2008-го по 31 января 2009 года, — рассказывает Александр Ковганов. — Так, читатели всех печатных изданий Издательского дома Родионова получают дополнительные бонусы к процентным ставкам при открытии депозитных вкладов, а клиенты, заводящие банковские карты, — 50-процентную скидку от стандартной стоимости пластика».
Одной из первоочередных задач банков будет наращивание, или, скорее, даже удержание портфеля срочных вкладов, указывает Андрей Пономарев. По его мнению, трансформирование этой части бизнеса всегда является ярким индикатором положения банка и общих экономических изменений. С точки зрения продуктовой части начнут один за другим появляться мультивалютные вклады, прогнозирует эксперт, так как в связи с изменением курса валют вкладчику необходимо иметь возможность оперативно провести конвертацию своего вклада в другую валюту без потери процентов. А панику, связанную с изъятием рублевых вкладов и открытием таких же депозитов, но уже в другой валюте, мы наблюдали, подкрепляет свое предположение примером Андрей Пономарев.
Недавнюю панику вкладчиков не отрицает и Александр Ковганов: «Было бы нечестно утверждать, что в период некоторого ажиотажа, охватившего страну, вкладчики досрочно не расторгали бы депозиты в нашем банке, несмотря на его восемнадцатилетнюю историю».
Однако, как показал анализ оттока денежных средств, из Славянского банка в основном ушли те клиенты, которые обслуживались в этой кредитной организации непродолжительное время и в связи с этим не имели доверия к банку. «Те же клиенты, которые сотрудничают с нами на протяжении многих лет, проявили лояльность, не только оставив свои вклады, но и открыв новые», — рассказывает Александр Ковганов. Дело в том, что с учетом потребностей рынка Славянский банк разработал линейку депозитных продуктов, которая стала привлекательной для тех, кто использует депозит как дополнительный источник дохода либо рассматривает его в качестве инструмента для долгосрочных вложений.
Поэтому мы не говорим о потерях, мы рассматриваем кризис как серьезную возможность пересмотра отношения всего банковского сообщества к рознице, а также как возможность получения дополнительного опыта по разработке и внедрению новых продуктов, улучшению работы с клиентами — физическими лицами по всем направлениям, объясняет Александр Ковганов. Славянский банк считает для себя перспективными все направления розничного бизнеса, но особенный упор будет делать на те, благодаря которым он хорошо известен на рынке: private banking, вклады, кредитные и овердрафтные банковские карты, обслуживание зарплатных проектов и потребкредитование. «Даже в такие непростые времена у клиентов не пропадет необходимость в банковских платежах, сейфах, потребительских и автокредитах и консультациях с ведущими специалистами банка, — уверен Александр Ковганов. — Жизнь продолжается, и за зимой всегда приходит весна. Тем более что наш банк пережил уже не один кризис».
Еще один факт, благоприятствующий расширению портфелей вкладов населения в кредитных организациях, — это отсутствие альтернативных банковским депозитам общедоступных инструментов вложения средств, например, на фондовом рынке. «Возможности физических лиц по вложению средств в инвестиционные инструменты фондового рынка в России сегодня весьма ограниченны и доступны небольшому кругу инвесторов с доходами выше средних, — объясняет Марат Ганеев. — В связи с этим возможно увеличение объема депозитов как наиболее стабильного инструмента сбережения».
Сильный отток клиентов в октябре постепенно компенсируется теми, кто разбивает сбережения в пределах страховой суммы по разным банкам, считает начальник управления розничного обслуживания СБ Банка Наталья Чурюкина. Такие клиенты обычно опасаются крупных банков, боятся банкротства мелких, но хотят застраховаться от инфляции или просто переждать период финансовой нестабильности, имея банковский вклад. «Хотя, возможно, в будущем у банков появятся свободные деньги, — добавляет Наталья Чурюкина, — и тогда следует ждать нового роста популярности кредитования». А пока клиентам будут предлагаться широкие линейки вкладов и выгодные условия размещения сбережений, заключает эксперт.
От банка не убежать
Однако, несмотря на оптимистичные прогнозы по увеличению портфелей вкладов населения у банков, почти всем очевидно, что в следующем году рост рынка розничного кредитования не будет таким стремительным, как в прошедшие два года. «До сих пор не ясно, можно ли вообще говорить о каком-либо росте, — отмечает Елена Корнеева. — Вероятно, количество клиентов, обращающихся в банк за кредитом, снизится». Это объясняется неуверенностью в завтрашнем дне, в возможности сохранить работу и текущий уровень оплаты труда.
И эти опасения не беспочвенны. Кризисные явления в реальном секторе экономики сегодня только начинают проявляться: снижая издержки, предприятия сокращают персонал, уменьшают уровень оплаты труда, а значит, сокращается доля платежеспособного населения — потенциальных клиентов банков, объясняет Елена Корнеева. По ее прогнозам, негативный эффект кризиса будет заметен в первой половине 2009 года. Так что в связи с повышением стоимости ссуд, более короткими сроками кредитования, жесткими требованиями, предъявляемыми банками к клиентам, не каждый желающий сможет рассчитывать на получение кредита, так как доходов заемщика может быть недостаточно для получения требуемой суммы.
«Действительно, в условиях нестабильности серьезно меняются особенности потребительского поведения клиентов. Многие средние и крупные покупки откладываются до лучших времен, когда ситуация с доходом станет более предсказуемой, — подтверждает директор департамента розничного бизнеса КМБ- Банка (группа «Интеза Санпаоло») Татьяна Жаркова. — Отложенное потребление физических лиц может привести к сжатию рынка ипотечного и потребительского кредитования в 2—3 раза, что негативно отразится и на доходах банков, и на реальном секторе производства. Наиболее уязвимыми окажутся строительство, автомобилестроение, производство товаров долгосрочного пользования, таких как бытовая техника».
Сергей Лыкосов также считает, что потери в секторе банковской розницы неизбежны. Это будет связано с замедлением темпов роста доходов населения и, как следствие, с падением спроса, ростом ставок по кредитам, то есть увеличением издержек, считает эксперт. С другой стороны, потребности у населения сохранятся. Из-за кризиса люди не перестанут ходить в магазин за едой, звонить по мобильному телефону, посещать кинотеатры, считает эксперт. То есть спрос будет, пусть и в меньших объемах. Таким образом, на фоне сокращения спроса и роста издержек на первый план выйдет эффективность работы компаний, полагает Сергей Лыкосов. Причем он считает, что наиболее эффективные фирмы не только выживут, но и получат шанс на увеличение доли рынка и поглощение конкурентов. То же самое можно сказать и о банковском секторе, заключает эксперт.
Андрей Пономарев тоже прогнозирует, что банковская розница будет развиваться в сторону повышения качества услуг: «Будут появляться продукты, нацеленные на сохранение лояльности потребителя, имеющего положительную кредитную историю, а также кросс-продажи текущим клиентам различных кредитных программ. Значительно расширится предложение банков по залоговому кредитованию недвижимости, возможно, с альтернативным расчетом дисконтирования стоимости залогового объекта».
Анна Панкратова также склонна позитивно оценивать долгосрочные перспективы развития розничного банкинга: «На какое-то время банковская розница «заморозится», но ввиду циклического развития экономики, а также существования объективных потребностей этот процесс более чем на год не затянется». Временный спад спровоцирует последующий рост, но не хотелось бы, чтобы это был очередной потребительский бум. Следует учиться на собственных ошибках. Поэтому все большее количество компаний будет ориентироваться не на краткосрочные заработки, а на стратегию устойчивого развития, заключает Анна Панкратова.
И бросить жалко
Так или иначе, почти все эксперты сошлись во мнении, что у банковской розницы в России есть перспективы. Пусть сейчас они не такие головокружительные, как раньше, но вполне ощутимые и прогнозируемые. Несмотря на экономические потрясения, розничный банковский бизнес будет развиваться уже в ближайшем будущем, считает Александр Ковганов. По его прогнозам, банки пересмотрят свое отношение к потенциальному заемщику и, возможно, откажутся от такого рискованного вида бизнеса, как экспресс-кредитование. Будут повышены ставки по потребительским ссудам и по кредитным картам, разработаны новые схемы по ипотечному кредитованию. «В любом случае банки не откажутся от розницы, — уверен Александр Ковганов, — слишком много на это затрачено сил и средств».
Хорошее будущее предсказывает банковской рознице и Марат Ганеев: «Тенденция снижения зависимости от внешних источников ресурсов и сбалансированная макроэкономическая политика существенно снижают вероятность возникновения кризисных явлений в банковском секторе даже в условиях внешней нестабильности». Кроме того, в кризисной ситуации банками будут выработаны новые пути развития розничного бизнеса, призванные повысить конкурентоспособность и устойчивость сегмента, уверен эксперт.
Кризис заставит кредитные организации переоценить существующую систему анализа рисков, а значит, более взвешенно подходить к андеррайтингу заемщиков, оценке
их кредитоспособности. Подвергнется пересмотру и система управления активами и пассивами, продолжает Елена Корнеева. Она предполагает, что в рамках ипотечного кредитования большинство банков предложат заемщикам ссуды с плавающей процентной ставкой. С учетом длительного срока кредита это позволит банкам оперативно управлять доходностью и соответствовать требованиям рынка.
А вот Андрей Пономарев считает, что текущий кризис будет иметь для розничного банкинга как положительные, так и отрицательные стороны. Для кредитных организаций, с одной стороны, снижение темпов прироста является негативным фактором, в том числе в плане розничного бизнеса, который до последнего времени развивался достаточно агрессивно; с другой стороны, для клиентов, имеющих положительную кредитную историю, сложится выгодное положение. Ведь банки станут концентрироваться не на освоении новых регионов, имея в своем арсенале стандартный набор продуктов, а на реализации сервисных программ и качестве обслуживания, привлекая и удерживая эффективных клиентов, поясняет эксперт.

Наиболее перспективные способы
фондирования розничного банкингана ближайший год:

Привлечение остатков на клиентские счета: депозиты, зарплатные проекты, пластик, остатки на счетах юридических и физических лиц.
Операции прямого РЕПО.
Участие в аукционах без обеспечения Центробанка РФ и Минфина РФ.
Источник: КМБ-Банк.

Перспективы развития рынка
банковской розницы
на ближайший год:

Существенное уменьшение банков — ключевых игроков рынка потребительского и ипотечного кредитования.
Снижение доходности в сегменте розничного кредитования.
Ужесточение конкуренции на уровне предоставляемых дополнительных сервисов и условий наполнения продукта.
Серьезное ухудшение качества кредитного портфеля с либеральными условиями по потребительским и ипотечным кредитам. Минимальный рост просроченной задолженности составит около 3% от текущего уровня невозвратов по портфелю.
Источник: КМБ-Банк.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».