Наверх
16 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Университеты для масс 2.0"

Немецкий профессор читает лекции в элитарном Стэнфордском университете — и в Интернете для десятков тысяч студентов по всему миру. Что это — будущее высшей школы или ее смерть?   Вот он, революционер: приятный, солидный, улыбчивый, в синей рубашке с галстуком. «День добрый, — говорит мужчина, глядя в камеру. — Я — профессор Себастьян Трун».
   Еще недавно учиться у него могли очень и очень немногие. Обладателям аттестатов с отличием, успешно прошедшим тестирование и получившим рекомендательные письма от школьных преподавателей, оставалось только надеяться, что они пройдут отбор. Таковы правила в Стэнфордском университете — одной из кузниц элитных кадров для Америки, где требования к абитуриентам столь же высоки, как и плата за обучение.
   В этом году профессор Трун делится знаниями со всеми желающими, причем бесплатно: отныне он преподает не только в университетских аудиториях, но и в Интернете. «Добро пожаловать на наш вводный онлайн-курс, посвященный искусственному интеллекту», — приветствует 44-летний мужчина своих студентов, глядя в камеру. Курс, читаемый им в Стэнфорде, «теперь можно прослушать и в любой точке мира». На первых же лекциях ему внимали уже не 200 студентов, а 160 тыс. человек из 190 стран. «Вот только из Северной Кореи, увы, никого нет», — сетует Трун.
   То, что профессор называет экспериментом, для вузов может знаменовать собой смену эпох. Как ни удивительно, в самих университетах, производящих новые знания, на протяжении столетий мало что менялось. Профессор стоит, студенты сидят на скамьях — и так со средних веков. Цифровая революция в высшей школе остается в основном объектом исследования, электронное обучение (E-Learning), о котором произнесено немало хвалебных речей, практически не внедряется.
   Студенческие будни изменились главным образом в части досуга. Чем-то естественным стали обмен мнениями в социальной сети Facebook и информацией в службе Twitter, видеоролики на портале YouTube. Вузы тоже успешно используют Интернет: публикуют расписание лекций и результаты экзаменов, организуют онлайн-запись на семинары. Но в ходе самих занятий сетевые возможности используются далеко не везде. Учебный процесс в университетах в целом остается таким, каким был всегда, если не считать постепенного исчезновения досок, на которых нужно писать мелом.
   Профессор Трун надеется эту ситуацию переломить. Он родился и получил образование в Германии, защитил диплом, а затем и диссертацию в Боннском университете. Сейчас Трун живет в Соединенных Штатах. И всякий, кто отправляет господину профессору письмо с просьбой о разговоре, запросто может получить неформальный ответ по электронной почте на английском: «Нappy to chat». Что можно перевести примерно так: «Буду рад поболтать».
   Трун — один из ведущих экспертов в вопросах искусственного интеллекта, заслуженный исследователь, плоды научного труда которого имеют в том числе и практическую ценность. В частности, его рекомендации ценят в одном концерне, расположенном неподалеку от университета, — в калифорнийском местечке Пало-Альто. Трун вместе с коллегами подготовил основы для появления сервиса Google Street View. Он также участвовал и в разработке робота-водителя Stanley: в 2005 году переоборудованный автомобиль Volkswagen Touareg успешно преодолел пустыню Мохаве без вмешательства человека.
   Как такое возможно, теперь может узнать каждый, по крайней мере в общих чертах. Летом Трун и его единомышленник, исследователь из концерна Google Питер Норвиг, разослали по электронной почте приглашение прослушать их бесплатный онлайн-курс об искусственном интеллекте. Весть об этом распространилась быстрее лесного пожара, преодолев и государственные рубежи, и такие естественные границы, как океаны.
   Преподаватели высшей школы не впервые предлагают послушать свои лекции онлайн. Однако инициатива Труна была встречена с необычайным интересом. Из его онлайн-студентов треть составляют американцы, треть — европейцы и треть — все остальные. Слушателям предлагается выполнить домашние задания онлайн, возникающие вопросы обсуждаются на форуме. Поскольку двое преподавателей не могут ответить десяткам тысяч любопытствующих, форумчане голосованием отбирают наиболее важные вопросы. И те аспекты, которые волнуют многих, проясняются.
   «Уровень высокий, ведь это тот же самый курс, который читается в университете», — говорит Трун. Многие студенты не потянули, но 28 тыс. человек по-прежнему участвуют в проекте. Те из них, у кого хватит выдержки до конца и кто пройдет итоговое тестирование, получат сертификат, правда, не от Стэнфордского университета, а лично от Труна и его соратника. Вуз относится к их начинанию с недоверием — оно ставит под вопрос старую добрую бизнес-модель.
   «Университет — это прекрасное заведение, вот только учеба в нем стоит слишком уж дорого», — говорит Трун. В Калифорнии студенты платят за обу-чение десятки тысяч долларов в год. Трун отмечает: чтобы его онлайн-курс был самоокупаемым, каждый из слушателей должен заплатить $20-30. Пока онлайн-студенты получают знания безвозмездно, профессор финансирует проект из собственных средств. «Моя мечта — это бесплатная образовательная программа, включающая 20 учебных курсов, содержательно связанных между собой», — говорит Трун.
   Его вдохновляет возможность дать уникальный шанс студентам из развивающихся стран и ободряют те письма, которые он получает от восторженных слушателей. «Некоторые пишут, что мы изменили их жизнь», — радуется он, развивая идею «демократизации вузовского образования». Практические проблемы, такие как контроль над усвоением материала, ему представляются решаемыми: при необходимости в ряде стран можно будет создать центры тестирования.
   Но какое будущее уготовано вузам, если мир станет одним большим университетским городком? Конкуренция между ними усилится: студенты смогут делать свой выбор независимо от времени и пространства. Элитарным американским университетам придется доказывать, что они и правда достигают превосходных успехов как в исследовательской, так и в образовательной сфере, а не только пользуются возможностью выбирать лучших из большого количества сильных абитуриентов. А немецким вузам предстоит выстоять в глобальной конкурентной борьбе — Гейдельберг против Гарварда, — поскольку все университеты мира окажутся на расстоянии одного клика мыши.
   К такому повороту Германия подготовлена неважно: пока электронное обучение лишь в немногих университетах страны представляет собой нечто большее, чем избитый лозунг, невзирая на те надежды, которые с ним связывают, и на финансовую поддержку соответствующих проектов. А ведь еще в начале второго тысячелетия в кругу экспертов фонда Бертельсманна родилось пророчество: дескать, к 2005 году «по меньшей мере половина студентов будет осваивать как минимум часть вузовской программы через Интернет». И правящая коалиция СДПГ и «Зеленых» выделила высшей школе не меньше 100 млн евро на реализацию программы «Новые информационные средства в образовании».
   В одном из проспектов правительство еще в 2000 году описывало те недостатки, которые требовалось устранить. Увы, составленный тогда документ и сегодня звучит вполне современно. «В большинстве вузов до сих пор нет общей стратегии и понятных целей относительно того, чего необходимо достичь за счет применения информационных средств», — констатировали авторы. И потому «реализуются главным образом единичные проекты».
   Крупные немецкие университеты не разработали никаких программ, которые бы давали студентам возможность обучаться в интерактивном режиме — и в индивидуальном порядке. Для этого не хватает времени, денег, а подчас, вероятно, еще и убежденности, что новые технологии и правда могут обеспечить определенные преимущества.
   При этом соответствующие программы, чтобы быть полезными, не обязательно должны нести в себе нечто принципиально новое в образовательном плане. Университеты стонут от рекордного наплыва жаждущих знаний, в этом зимнем семестре число студентов в масштабах Германии составило около 2,4 млн человек. Вместить еще больше слушателей теплые аудитории в реальном мире просто не в состоянии. Помочь могла бы виртуальная альтернатива. <…>
   В Калифорнии Себастьян Трун «перекладывает» свою преподавательскую концепцию на видео — пока планируется, что эту свою работу он продолжит до конца декабря. От тех студентов, которых он учит за деньги, жалоб не поступало, они по-прежнему каждую неделю приходят на лекции. «Пусть даже теперь их читает утомленный профессор, который каждый день до двух-трех часов ночи возится с материалами для онлайн-курса», — говорит Трун.
   Поначалу, случалось, серверы не выдерживали перегрузки, но с проблемами этого рода его команда уже совладала. И сегодня трудности, скорее, связаны с тем, что профессору приходится выступать перед десятками тысяч студентов одновременно. «Если раньше я в чем-то и ошибался, то порой этого просто не замечали, — говорит он. — А если и замечали, то у меня оставалась возможность сразу классифицировать ошибку и просто поправиться». Теперь все иначе. Так, однажды он не вполне однозначно сформулировал задание: реакция оказалась массовой. «Даже если всего 10% студентов заметят оплошность, — смеется Трун, — то я получу сразу 6 тыс. электронных писем».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK