25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Весеннее обострение"

Архивная публикация 2002 года: "Весеннее обострение"

Будем ли мы в нынешнем году платить меньше налогов или реформа будет законсервирована на неопределенное время?Нынешний год был громогласно объявлен годом начала полномасштабной налоговой реформы. Госдума в прошлом году продемонстрировала чудеса работоспособности и приняла небывалое число законов. Разумеется, самыми громкими и значимыми были главы Налогового кодекса. В процессе их принятия и правительство в лице концептуалиста Грефа, и сама Дума декларировали, что за масштабным снижением налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, ликвидацией ряда оборотных налогов, упорядочиванием налогообложения ТЭК и т.п. последует ряд следующих шагов. Среди них называли прежде всего полную ликвидацию всех оборотных налогов, кроме НДС, и сокращение ставки последнего вместе с ликвидацией всех оставшихся льгот. Кроме того, представители правительства хотя и туманно, но давали понять, что сократится и Единый социальный налог (ЕСН), да и вообще бизнесу станет все проще жить.
Планы работы Госдумы на весеннюю сессию вроде как подтверждали эти наполеоновские намерения. В частности, председатель комитета по бюджету Госдумы Александр Жуков, который не раз говорил о необходимости снижения НДС до 16--17% (параллельно с ликвидацией льгот), озвучил намерение палаты рассмотреть этот вопрос именно в течение весенней сессии. Ряд членов комитета выступали и за снижение единого социального налога с нынешних 35,6 (максимальная ставка) до 24--26%.
Но буквально в первые же дни весенней сессии стало понятно, что все не так просто. Если в прошлом году и правительство, и Дума мыслили в одном направлении, то в нынешнем, похоже, позиция правительства будет существенно менее радикальной. Минфин в лице замминистра Сергея Шаталова заявил о том, что ни о каком снижении НДС и ЕСН в нынешнем году речи быть не может. В принципе, ведомство Алексея Кудрина никогда не отличалось любовью к изменениям. Ведь чиновники Минфина собственной головой (или креслом, что часто одно и то же) отвечают за исполнение бюджета, в том числе и в части поступления налогов. Но если раньше консервативная позиция Минфина нивелировалась реформаторством ведомства Германа Грефа, то сейчас, похоже, она становится почти официальной.
Тише едешь -- больше денег

На самом деле, на это есть ряд причин. Безусловно, это экономическая конъюнктура. Понятно, что цены на нефть и газ падают и доходы бюджета уменьшатся. Но ведь снижение налогов -- это не всегда снижение сборов. Что, кстати, подтверждается 70-процентным ростом сборов налога на доходы физических лиц, который был снижен. Дело в другом. Первая проблема состоит в том, что у Минфина просто не хватает ресурсов для того, чтобы подробно моделировать развитие ситуации при снижении, например, НДС. Действовать почти вслепую при нормальной конъюнктуре и гарантированном профиците бюджета допустимо. В нынешней ситуации -- уже довольно опасно. Особенно если речь идет о втором по собираемости налоге. Кроме того, даже если предположить, что снижение НДС при ликвидации всех оставшихся льгот и не приведет к падению сборов, вопрос упирается в сами эти льготы.
Нынешний год отличается от предыдущих еще и тем, что власти все чаще приходится принимать непопулярные меры. И всеобщая поддержка курса президента и правительства имеет тенденцию к ослабеванию. Это связано и с назревающим бюджетным кризисом, когда региональные бюджеты просто не в состоянии выполнить всех социальных обязательств, взятых на себя центром (по повышению пенсий, пособий, зарплат бюджетникам). Это связано и с необходимостью переходить от по определению популярных реформ вроде налоговой к значительно менее популярным -- жилищно-коммунальной, реструктуризации естественных монополий и т.п., в ходе которых личным бюджетам граждан будет нанесен ощутимый удар.
В этой ситуации ликвидировать льготы по НДС, которые еще действуют в отношении СМИ и ряда продуктов питания, -- это значит вызывать еще одну волну недовольства населения и прессы. Понятно, что правительству этого сильно не хочется.
Правда, сильным аргументом в пользу скорейшего снижения НДС является проблема возврата этого налога экспортерам. На сегодняшний день сумма запланированного в бюджете возврата составляет 225 млрд. рублей. С учетом задолженности прошлых лет она возрастает до более чем 300 млрд. руб. Сейчас, по расчетам ряда аналитиков, дефицит по этим расходам составляет более 100 млрд. рублей. Снизив же НДС до 16--17%, правительство существенно уменьшает сумму задолженности. Ведь возвращать его в случае снижения, очевидно, будут исходя из новой, меньшей ставки.
Впрочем, этот аргумент едва ли является самым сильным для правительства. Тем более что сейчас разрабатывается схема более жесткого контроля за злоупотреблениями, связанными с лжеэкспортом и "приписками" по возвратному НДС.
Что касается ЕСН, то здесь ситуация еще более сложная. С одной стороны, всем понятно, что снижение налога на доходы физических лиц без существенного уменьшения "зарплатных" налогов на предприятия -- в чистом виде фикция. С другой стороны, существенная часть поступлений от ЕСН -- это деньги, формирующие бюджет пенсионного фонда. Ведь по новому Налоговому кодексу все обязательные налоги должны сначала поступать в бюджет. Таким образом, снижение ЕСН напрямую бьет по бюджету Пенсионного фонда. Известно, что лобби фонда и в Думе, и в правительстве, и в регионах обладает весьма большими возможностями. Поэтому глава фонда Михаил Зурабов резко выступил против снижения единого социального налога.
Резюме выглядит печально. Похоже, продолжение налоговой реформы замедляется. Скорее всего, в течение весенней сессии Думе не удастся "протащить" запланированные инициативы по снижению налогов. И правительству придется снова ужесточать налоговое администрирование силовыми методами либо готовиться "договариваться с олигархами", на которых будет возложен тяжкий груз компенсации бюджетного дефицита.

Будем ли мы в нынешнем году платить меньше налогов или реформа будет законсервирована на неопределенное время?Нынешний год был громогласно объявлен годом начала полномасштабной налоговой реформы. Госдума в прошлом году продемонстрировала чудеса работоспособности и приняла небывалое число законов. Разумеется, самыми громкими и значимыми были главы Налогового кодекса. В процессе их принятия и правительство в лице концептуалиста Грефа, и сама Дума декларировали, что за масштабным снижением налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, ликвидацией ряда оборотных налогов, упорядочиванием налогообложения ТЭК и т.п. последует ряд следующих шагов. Среди них называли прежде всего полную ликвидацию всех оборотных налогов, кроме НДС, и сокращение ставки последнего вместе с ликвидацией всех оставшихся льгот. Кроме того, представители правительства хотя и туманно, но давали понять, что сократится и Единый социальный налог (ЕСН), да и вообще бизнесу станет все проще жить.

Планы работы Госдумы на весеннюю сессию вроде как подтверждали эти наполеоновские намерения. В частности, председатель комитета по бюджету Госдумы Александр Жуков, который не раз говорил о необходимости снижения НДС до 16--17% (параллельно с ликвидацией льгот), озвучил намерение палаты рассмотреть этот вопрос именно в течение весенней сессии. Ряд членов комитета выступали и за снижение единого социального налога с нынешних 35,6 (максимальная ставка) до 24--26%.

Но буквально в первые же дни весенней сессии стало понятно, что все не так просто. Если в прошлом году и правительство, и Дума мыслили в одном направлении, то в нынешнем, похоже, позиция правительства будет существенно менее радикальной. Минфин в лице замминистра Сергея Шаталова заявил о том, что ни о каком снижении НДС и ЕСН в нынешнем году речи быть не может. В принципе, ведомство Алексея Кудрина никогда не отличалось любовью к изменениям. Ведь чиновники Минфина собственной головой (или креслом, что часто одно и то же) отвечают за исполнение бюджета, в том числе и в части поступления налогов. Но если раньше консервативная позиция Минфина нивелировалась реформаторством ведомства Германа Грефа, то сейчас, похоже, она становится почти официальной.

Тише едешь -- больше денег


На самом деле, на это есть ряд причин. Безусловно, это экономическая конъюнктура. Понятно, что цены на нефть и газ падают и доходы бюджета уменьшатся. Но ведь снижение налогов -- это не всегда снижение сборов. Что, кстати, подтверждается 70-процентным ростом сборов налога на доходы физических лиц, который был снижен. Дело в другом. Первая проблема состоит в том, что у Минфина просто не хватает ресурсов для того, чтобы подробно моделировать развитие ситуации при снижении, например, НДС. Действовать почти вслепую при нормальной конъюнктуре и гарантированном профиците бюджета допустимо. В нынешней ситуации -- уже довольно опасно. Особенно если речь идет о втором по собираемости налоге. Кроме того, даже если предположить, что снижение НДС при ликвидации всех оставшихся льгот и не приведет к падению сборов, вопрос упирается в сами эти льготы.

Нынешний год отличается от предыдущих еще и тем, что власти все чаще приходится принимать непопулярные меры. И всеобщая поддержка курса президента и правительства имеет тенденцию к ослабеванию. Это связано и с назревающим бюджетным кризисом, когда региональные бюджеты просто не в состоянии выполнить всех социальных обязательств, взятых на себя центром (по повышению пенсий, пособий, зарплат бюджетникам). Это связано и с необходимостью переходить от по определению популярных реформ вроде налоговой к значительно менее популярным -- жилищно-коммунальной, реструктуризации естественных монополий и т.п., в ходе которых личным бюджетам граждан будет нанесен ощутимый удар.

В этой ситуации ликвидировать льготы по НДС, которые еще действуют в отношении СМИ и ряда продуктов питания, -- это значит вызывать еще одну волну недовольства населения и прессы. Понятно, что правительству этого сильно не хочется.

Правда, сильным аргументом в пользу скорейшего снижения НДС является проблема возврата этого налога экспортерам. На сегодняшний день сумма запланированного в бюджете возврата составляет 225 млрд. рублей. С учетом задолженности прошлых лет она возрастает до более чем 300 млрд. руб. Сейчас, по расчетам ряда аналитиков, дефицит по этим расходам составляет более 100 млрд. рублей. Снизив же НДС до 16--17%, правительство существенно уменьшает сумму задолженности. Ведь возвращать его в случае снижения, очевидно, будут исходя из новой, меньшей ставки.

Впрочем, этот аргумент едва ли является самым сильным для правительства. Тем более что сейчас разрабатывается схема более жесткого контроля за злоупотреблениями, связанными с лжеэкспортом и "приписками" по возвратному НДС.

Что касается ЕСН, то здесь ситуация еще более сложная. С одной стороны, всем понятно, что снижение налога на доходы физических лиц без существенного уменьшения "зарплатных" налогов на предприятия -- в чистом виде фикция. С другой стороны, существенная часть поступлений от ЕСН -- это деньги, формирующие бюджет пенсионного фонда. Ведь по новому Налоговому кодексу все обязательные налоги должны сначала поступать в бюджет. Таким образом, снижение ЕСН напрямую бьет по бюджету Пенсионного фонда. Известно, что лобби фонда и в Думе, и в правительстве, и в регионах обладает весьма большими возможностями. Поэтому глава фонда Михаил Зурабов резко выступил против снижения единого социального налога.

Резюме выглядит печально. Похоже, продолжение налоговой реформы замедляется. Скорее всего, в течение весенней сессии Думе не удастся "протащить" запланированные инициативы по снижению налогов. И правительству придется снова ужесточать налоговое администрирование силовыми методами либо готовиться "договариваться с олигархами", на которых будет возложен тяжкий груз компенсации бюджетного дефицита.

МАРИЯ МИКЕЛИ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».