Наверх
15 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: «Я ОСТАЮСЬ ОППОНЕНТОМ ЕГЭ»"

Ректор Московского государственного университета им. Ломоносова Виктор Садовничий уверен, что баллы, выставленные за выполненный тест, не дают представления об истинном объеме знаний и творческом мышлении абитуриентов.— Виктор Антонович, с 2009 года традиционные выпускные экзамены в школах России заменит единый госэкзамен. Как абитуриенты будут поступать в МГУ? Ведь вы всегда были противником ЕГЭ. Ваше мнение не изменилось со временем? Согласитесь, если смотреть по регионам, то уровень знаний школьников разный, поэтому у столичного жителя значительно больше шансов поступить в МГУ, чем у сельского…

— Оппонентом ЕГЭ я был и остаюсь. Считаю, что его безальтернативное введение для всех — большая ошибка. Но сейчас в ЕГЭ участвует практически вся Россия, за исключением двух-трех регионов. Несколько месяцев назад на заседании правительства я предложил перенести введение ЕГЭ на 2009 год (в проекте закона стоял 2008-й) и отправить документ на доработку. Возможность альтернативного поступления по результатам олимпиад была прописана неопределенно. Теперь же сказано четко: в вузы без экзаменов будут поступать победители всероссийских, международных и других олимпиад.

Закон о ЕГЭ мы как раз и предложили дополнить перечнем олимпиад и конкурсов, по итогам которых можно поступить в вуз. Например, МГУ еще до начала летних экзаменов отобрал по всей стране около 3 тыс. одаренных ребят по проекту «Покори Воробьевы горы», олимпиаде «Ломоносов»… Кстати, сейчас готовится постановление правительства, которое позволило бы ряду вузов сохранить право на дополнительные вступительные испытания по одному или всем предметам.

Моя точка зрения: при поступлении в такой уникальный вуз, как МГУ, нельзя все сводить к тесту, который чаще проверяет формальные знания, а не умение творчески мыслить.

Что же касается сельских-городских… Я поступал в Московский университет после сельской школы. И не знал раздела «Логарифмы». Думаю, что и мой учитель его не знал. Экзаменатор — известнейший ученый страны — схватился за голову, когда я ему об этом сказал. Он спросил, знаю ли я показательную функцию. Я сказал: «Да». Тогда он мне предложил вывести свойства логарифма как функции, обратной к показательной. В результате я получил «пять». Если бы это был тест, я бы точно получил «два», и на одного академика было бы меньше.

— Не получится ли так, что если ваше предложение будет принято, то «элитарные» вузы, которым разрешат проводить дополнительные испытания, смогут это делать, опираясь исключительно на свое решение? Или законодательно какие-то нормы все-таки будут закреплены?

— Естественно, законодательно будет закреплено, что одни вузы станут принимать исключительно по результатам ЕГЭ, другие — по дополнительным испытаниям. Причем одинаковым для всех. Некоторые университеты уже согласны принять во внимание результаты ЕГЭ по одному предмету. И к этому, например, два дополнительных испытания. Возможен комбинированный вариант: если профильный предмет на факультете, допустим, математика, то по нему должен быть полноценный экзамен. А непрофильный, например русский язык, мы можем зачесть и без дополнительного испытания.

— По каким предметам, на ваш взгляд, нужно проводить традиционные испытания?

— Во-первых, по математике. Иначе мы ее загубим. Ведь если сравнить уровень математики в России и других странах, у нас он выше. Нельзя только по результатам ЕГЭ засчитывать биологию. Ни в коем случае — историю, русский язык и литературу.

— Существует ли перечень вузов, которые смогут по-прежнему проводить свои экзамены?

— Представительный список. Надеюсь, МГУ будет в него включен. Конечно, чтобы попасть в список, каждое учебное заведение должно представить весомые аргументы. Более того, появится список специальностей, по которым можно будет проводить дополнительные экзамены.

— Не верится, что вас вообще не интересует, кто подает документы в приемную комиссию и приходит на экзамен… Существовал же раньше средний балл аттестата, который все-таки давал представление об уровне подготовки.

— В прошлом году, исключительно ради интереса, мы просили абитуриентов по их собственному желанию написать то количество баллов, которое они получили в результате тестирования ЕГЭ. Нам это было нужно, чтобы сопоставить уровень, который показывают эти баллы, и уровень подготовки, обнаруженный в результате экзаменов.

К сожалению, в большинстве случаев совпадения не произошло. То есть абитуриенты с высокими результатами ЕГЭ зачастую не показывали высоких знаний по этим же предметам. Конечно, могло случиться так, что кое-кто из абитуриентов сознательно завышал показатели ЕГЭ (мы не просили сертификаты — верили на слово), но думаю, что таких — единицы.

Было и наоборот. Абитуриенты со средними показателями по ЕГЭ обладали весьма хорошими знаниями предмета, обнаруживали способность творчески мыслить. А, собственно, такие люди и приветствуются в университете и потом — в науке.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK