25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1998 года: "Владимир Гребенников: "Я виноват в том, что остался жив""

Архивная публикация 1998 года: "Владимир Гребенников: "Я виноват в том, что остался жив""

Сенсацией закончился на прошлой неделе судебный процесс по делу о катастрофе трех истребителей "Су-27" элитного подразделения "Русские витязи", которая случилась 12 декабря 1995 года во Вьетнаме. Военный суд Московского гарнизона признал виновным в гибели самолетов и членов экипажей генерал-майора Владимира Гребенникова, начальника испытательного центра ВВС.Обычно наши истребители на остров Лангкави доставляют в разобранном виде на "Русланах". Но на этот раз в целях экономии "СУ" полетели "своим ходом" с промежуточными остановками в Китае и Вьетнаме. Впереди группы из пяти "сушек" в роли ведущего (самолет, который поддерживает связь с землей и задает ориентиры остальным летчикам) шел военно-транспортный самолет "Ил-76", пилотируемый командиром экипажа генерал-майором авиации Владимиром Гребенниковым.
До места назначения самолеты долетели нормально. Выставка на утопающем в тропической зелени малайзийском острове Лангкави была похожа на праздник: днем -- встречи и переговоры, вечером -- приемы, купание в ласковых волнах океана, поездки на крокодиловую ферму и в другие экзотические места.
А на обратном пути, подлетая к вьетнамскому аэродрому Камрань, три "Су-27" разбились, врезавшись в гору.
В результате катастрофы погибли члены экипажей подполковник Борис Григорьев, майоры Николай Гречанов, Александр Сыровой и Николай Кордюков.
Ущерб от потери истребителей составил около 79 миллиардов рублей.
Суд постановил взыскать с Министерства обороны РФ в общей сложности 490 тысяч "новых" рублей в качестве компенсации семьям погибших летчиков.
Полминуты на размышления

Когда-то Гребенников служил в стратегической авиации и хорошо освоил сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик "Ту-160". Летал и на военно-транспортных самолетах "Ил-76". Правда, ему никогда не приходилось руководить полетами истребителей, тем более таких скоростных и маневренных, как "Су-27".
Впрочем, такой задачи перед генералом Гребенниковым и не ставилось. Ответственным за перелет группы "Русских витязей" или ведущим эскадрильи истребителей официально его никто не назначал. Не существовало ни одного документа, в котором определялись бы полномочия Владимира Гребенникова по отношению к звену "сушек", участвовавших в выставке.
Он просто был старшим по званию и наиболее опытным летчиком в группе.
В суде Гребенников заявил: "Я выполнял роль только командира своего самолета, который, как и весь экипаж, остался цел и невредим. Основная моя вина в том, что я остался жив. За это и несу ответственность".
А случилось следующее.
12 декабря 1995 года группа российских военных самолетов, возвращавшихся из Малайзии, на подлете к Камрани (воздушная база на юго-востоке Вьетнама) попала в сложные метеоусловия.
Ситуация усугублялась тем, что на аэродроме не работали навигационные приборы. В том числе локатор контроля посадки.
В такой ситуации самолеты обычно сажали вслепую, наблюдая за ними не по приборам, а визуально. Но на сей раз мешала густая и низкая облачность. Тем не менее руководитель полета на камранской авиабазе подполковник Александр Арбузов разрешил снижение. О том, что на земле нет радиолокационного контроля, он, по словам генерала Гребенникова, его не предупредил.
Уже это было грубейшим нарушением. В подобной ситуации самолеты нужно было направлять на запасной аэродром, в Хошимин или Дананг.
К тому же связь с базой была лишь у Гребенникова. Это означает, что только ведущий мог передавать "витязям" команды с земли. А истребители шли непосредственно за "Илом" на расстоянии прямой видимости (два слева, три справа).
Генерал Владимир Гребенников: "Я думал, Арбузов видит наши самолеты на экране локатора и ведет группу на взлетно-посадочную полосу. Через некоторое время он приказал снижение".
Руководитель полета на земле передал истребителям команду снизиться до высоты 600 метров. При этом "Ил-76" должен был оставаться на безопасной высоте 1500 метров и ждать своей очереди на посадку. Но вместе с "сушками", непонятно по какой причине, снизился и самолет Гребенникова. Позже генерал не мог объяснить, почему он дал команду на снижение. В результате схема захода самолетов на посадку была полностью нарушена.
Приказ с земли, запрещавший посадку, поступил слишком поздно. Но катастрофы еще можно было избежать, так как на борту ведущего сработала звуковая и световая сигнализация опасного сближения с землей (на истребителях такой сигнализации не было).
У Гребенникова оставалось время, чтобы дать команду "витязям" на набор высоты и изменить курс самому. Целых 25 секунд. Их вполне хватило бы, чтобы поднять самолеты или катапультироваться.
Но генерал словно потерял дар речи.
-- Он просто был в шоке,-- скажет потом один из членов его экипажа.
И только когда до горы оставалось всего несколько десятков метров, второй пилот без приказа рванул штурвал, резко поднимая "Ил-76".
В это время раздались взрывы -- летевшие справа "сушки" врезались в гору.
Отвлекающий маневр

Уже через несколько дней после трагедии главком ВВС Петр Дейнекин дал понять, что основной спрос будет с генерала Гребенникова. И Гребенников поначалу не отрицал своей вины.
На суде он заявил: "Я знал, что кто-то должен отвечать за гибель людей. И если командование ВВС сказало мне, что это я, то как военнослужащий я принял указание, словно приказ".
Но когда генерал понял, что "выполнение приказа" будет стоить ему от 3 до 10 лет лишения свободы по 253-й статье УК, то повел себя по-другому.
Он отказался от данных ранее показаний, настаивая на том, что не был ведущим группы истребителей, а только возглавлял экипаж "Ил-76" и в сложных метеоусловиях благополучно посадил его на аэродром.
По мнению общественных защитников Гребенникова Героя Советского Союза генерала Александра Бежевеца и полковника Николая Наумова, на него пытаются навешать чужие грехи. Один из генералов Главного штаба ВВС сказал корреспонденту "Профиля", что суд над Гребенниковым потребовался бывшему руководству ВВС для того, чтобы отвлечь внимание общественности от ситуации в их войсках. В частности, от бесконтрольного использования военно-транспортной авиации для перевозки коммерческих грузов и от хищений авиационного топлива, которые сейчас расследует Главная военная прокуратура.
Генерала Гребенникова приговорили к 6 годам лишения свободы. И прямо из зала суда он направился... домой. Освобожденный от наказания по амнистии как орденоносец и заслуженный военный летчик России.

Сенсацией закончился на прошлой неделе судебный процесс по делу о катастрофе трех истребителей "Су-27" элитного подразделения "Русские витязи", которая случилась 12 декабря 1995 года во Вьетнаме. Военный суд Московского гарнизона признал виновным в гибели самолетов и членов экипажей генерал-майора Владимира Гребенникова, начальника испытательного центра ВВС.Обычно наши истребители на остров Лангкави доставляют в разобранном виде на "Русланах". Но на этот раз в целях экономии "СУ" полетели "своим ходом" с промежуточными остановками в Китае и Вьетнаме. Впереди группы из пяти "сушек" в роли ведущего (самолет, который поддерживает связь с землей и задает ориентиры остальным летчикам) шел военно-транспортный самолет "Ил-76", пилотируемый командиром экипажа генерал-майором авиации Владимиром Гребенниковым.

До места назначения самолеты долетели нормально. Выставка на утопающем в тропической зелени малайзийском острове Лангкави была похожа на праздник: днем -- встречи и переговоры, вечером -- приемы, купание в ласковых волнах океана, поездки на крокодиловую ферму и в другие экзотические места.

А на обратном пути, подлетая к вьетнамскому аэродрому Камрань, три "Су-27" разбились, врезавшись в гору.

В результате катастрофы погибли члены экипажей подполковник Борис Григорьев, майоры Николай Гречанов, Александр Сыровой и Николай Кордюков.

Ущерб от потери истребителей составил около 79 миллиардов рублей.

Суд постановил взыскать с Министерства обороны РФ в общей сложности 490 тысяч "новых" рублей в качестве компенсации семьям погибших летчиков.

Полминуты на размышления


Когда-то Гребенников служил в стратегической авиации и хорошо освоил сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик "Ту-160". Летал и на военно-транспортных самолетах "Ил-76". Правда, ему никогда не приходилось руководить полетами истребителей, тем более таких скоростных и маневренных, как "Су-27".

Впрочем, такой задачи перед генералом Гребенниковым и не ставилось. Ответственным за перелет группы "Русских витязей" или ведущим эскадрильи истребителей официально его никто не назначал. Не существовало ни одного документа, в котором определялись бы полномочия Владимира Гребенникова по отношению к звену "сушек", участвовавших в выставке.

Он просто был старшим по званию и наиболее опытным летчиком в группе.

В суде Гребенников заявил: "Я выполнял роль только командира своего самолета, который, как и весь экипаж, остался цел и невредим. Основная моя вина в том, что я остался жив. За это и несу ответственность".

А случилось следующее.

12 декабря 1995 года группа российских военных самолетов, возвращавшихся из Малайзии, на подлете к Камрани (воздушная база на юго-востоке Вьетнама) попала в сложные метеоусловия.

Ситуация усугублялась тем, что на аэродроме не работали навигационные приборы. В том числе локатор контроля посадки.

В такой ситуации самолеты обычно сажали вслепую, наблюдая за ними не по приборам, а визуально. Но на сей раз мешала густая и низкая облачность. Тем не менее руководитель полета на камранской авиабазе подполковник Александр Арбузов разрешил снижение. О том, что на земле нет радиолокационного контроля, он, по словам генерала Гребенникова, его не предупредил.

Уже это было грубейшим нарушением. В подобной ситуации самолеты нужно было направлять на запасной аэродром, в Хошимин или Дананг.

К тому же связь с базой была лишь у Гребенникова. Это означает, что только ведущий мог передавать "витязям" команды с земли. А истребители шли непосредственно за "Илом" на расстоянии прямой видимости (два слева, три справа).

Генерал Владимир Гребенников: "Я думал, Арбузов видит наши самолеты на экране локатора и ведет группу на взлетно-посадочную полосу. Через некоторое время он приказал снижение".

Руководитель полета на земле передал истребителям команду снизиться до высоты 600 метров. При этом "Ил-76" должен был оставаться на безопасной высоте 1500 метров и ждать своей очереди на посадку. Но вместе с "сушками", непонятно по какой причине, снизился и самолет Гребенникова. Позже генерал не мог объяснить, почему он дал команду на снижение. В результате схема захода самолетов на посадку была полностью нарушена.

Приказ с земли, запрещавший посадку, поступил слишком поздно. Но катастрофы еще можно было избежать, так как на борту ведущего сработала звуковая и световая сигнализация опасного сближения с землей (на истребителях такой сигнализации не было).

У Гребенникова оставалось время, чтобы дать команду "витязям" на набор высоты и изменить курс самому. Целых 25 секунд. Их вполне хватило бы, чтобы поднять самолеты или катапультироваться.

Но генерал словно потерял дар речи.

-- Он просто был в шоке,-- скажет потом один из членов его экипажа.

И только когда до горы оставалось всего несколько десятков метров, второй пилот без приказа рванул штурвал, резко поднимая "Ил-76".

В это время раздались взрывы -- летевшие справа "сушки" врезались в гору.

Отвлекающий маневр


Уже через несколько дней после трагедии главком ВВС Петр Дейнекин дал понять, что основной спрос будет с генерала Гребенникова. И Гребенников поначалу не отрицал своей вины.

На суде он заявил: "Я знал, что кто-то должен отвечать за гибель людей. И если командование ВВС сказало мне, что это я, то как военнослужащий я принял указание, словно приказ".

Но когда генерал понял, что "выполнение приказа" будет стоить ему от 3 до 10 лет лишения свободы по 253-й статье УК, то повел себя по-другому.

Он отказался от данных ранее показаний, настаивая на том, что не был ведущим группы истребителей, а только возглавлял экипаж "Ил-76" и в сложных метеоусловиях благополучно посадил его на аэродром.

По мнению общественных защитников Гребенникова Героя Советского Союза генерала Александра Бежевеца и полковника Николая Наумова, на него пытаются навешать чужие грехи. Один из генералов Главного штаба ВВС сказал корреспонденту "Профиля", что суд над Гребенниковым потребовался бывшему руководству ВВС для того, чтобы отвлечь внимание общественности от ситуации в их войсках. В частности, от бесконтрольного использования военно-транспортной авиации для перевозки коммерческих грузов и от хищений авиационного топлива, которые сейчас расследует Главная военная прокуратура.

Генерала Гребенникова приговорили к 6 годам лишения свободы. И прямо из зала суда он направился... домой. Освобожденный от наказания по амнистии как орденоносец и заслуженный военный летчик России.

ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».