Архивная публикация 2006 года: "Волшебная дудочка"
Армянский музыкант Дживан Гаспарян, принесший дудуку мировую популярность, выступит с Российским национальным оркестром в Государственном Кремлевском дворце 4 декабря.Дудук, сделанный из абрикосового дерева, стал известен около 1500 лет назад. Любые попытки вырезать этот инструмент из другой породы не имели успеха: дудук не получал нужного звучания. Дудук считается символом армянской души. Впервые в руках Гаспаряна дудук оказался, когда ему было всего шесть лет. Тогда на нем играли совсем простые мелодии, без полутонов. Начинающий музыкант постигал дудук самостоятельно. Инструмент ему подарил известный в Армении дудукист Маркарян после долгих упрашиваний. В двадцать лет Гаспаряну посчастливилось выступить на сцене Большого театра вместе с армянским молодежным ансамблем. На концерте присутствовал Сталин. Музыкант вспоминает: «После концерта мне даже подарили часы «Победа», сказали, от Сталина. Я молодой был тогда: продал их на следующий день».
В 1956 году он получил свою первую премию на армянском конкурсе исполнителей на дудуке. Награды следовали одна за другой: золотую медаль Международного фестиваля под эгидой ЮНЕСКО ему вручали четыре раза. В 1988 году в СССР приехали Майкл Брук и Брайан Ино. В студии грамзаписи они услышали две пластинки с записями Гаспаряна и пригласили его в Лондон. Его игра, доказавшая, что музыка дудука органично сочетается с синтезатором и рок-музыкой, пришлась по душе многим мировым звездам: он участвовал в записи альбомов Стинга, Элтона Джона, Шарля Азнавура, Шер, Лайонела Ричи. Но больше всего ему запомнилась работа с Питером Гэбриэлом, известным почитателем этнической музыки. Гэбриэл предложил записать ему саундтрек к фильму «Последнее искушение Христа». «Он пригласил меня в гости, мы подружились, и я два месяца жил на его студии, хотя сама запись заняла всего дней десять. В результате совместной работы Питер переделал значительную часть своей музыки», — признается маэстро. Это не единственная его работа для кино: музыка к «Гладиатору» Ридли Скотта, написанная вместе с Хансом Циммером, получила «Золотой глобус» в 2001 году. Он вспоминает: «В Голливуде вообще много непонятного: зачем, например, армянский дудук в «Гладиаторе»? Но хорошо ведь получилось».
Гаспарян играет на дудуке, которому уже около сорока лет. Кроме того, он давно освоил кларнет, свирель и зурну. Маэстро любит импровизацию: в его музыке легко сочетаются грусть и танцевальные ритмы. Музыкант сломал представление о дудуке как об инструменте, на котором играют только на похоронах и свадьбах несколько известных всем армянам мелодий: «Раньше дудук слушали только простые люди — пастухи, крестьяне... А теперь все изменилось. Мне хотелось, чтобы дудук покорил весь мир». По его мнению, на дудуке легко вести разговоры о жизни и о любви. Москвичей музыкант порадует переложениями песен Deep Purple, саундтреками к фильмам «Гладиатор», «Последнее искушение Христа», русскими и армянскими народными напевами.
5 зрелищ текущей недели
Армянский музыкант Дживан Гаспарян, принесший дудуку мировую популярность, выступит с Российским национальным оркестром в Государственном Кремлевском дворце 4 декабря.Дудук, сделанный из абрикосового дерева, стал известен около 1500 лет назад. Любые попытки вырезать этот инструмент из другой породы не имели успеха: дудук не получал нужного звучания. Дудук считается символом армянской души. Впервые в руках Гаспаряна дудук оказался, когда ему было всего шесть лет. Тогда на нем играли совсем простые мелодии, без полутонов. Начинающий музыкант постигал дудук самостоятельно. Инструмент ему подарил известный в Армении дудукист Маркарян после долгих упрашиваний. В двадцать лет Гаспаряну посчастливилось выступить на сцене Большого театра вместе с армянским молодежным ансамблем. На концерте присутствовал Сталин. Музыкант вспоминает: «После концерта мне даже подарили часы «Победа», сказали, от Сталина. Я молодой был тогда: продал их на следующий день».
В 1956 году он получил свою первую премию на армянском конкурсе исполнителей на дудуке. Награды следовали одна за другой: золотую медаль Международного фестиваля под эгидой ЮНЕСКО ему вручали четыре раза. В 1988 году в СССР приехали Майкл Брук и Брайан Ино. В студии грамзаписи они услышали две пластинки с записями Гаспаряна и пригласили его в Лондон. Его игра, доказавшая, что музыка дудука органично сочетается с синтезатором и рок-музыкой, пришлась по душе многим мировым звездам: он участвовал в записи альбомов Стинга, Элтона Джона, Шарля Азнавура, Шер, Лайонела Ричи. Но больше всего ему запомнилась работа с Питером Гэбриэлом, известным почитателем этнической музыки. Гэбриэл предложил записать ему саундтрек к фильму «Последнее искушение Христа». «Он пригласил меня в гости, мы подружились, и я два месяца жил на его студии, хотя сама запись заняла всего дней десять. В результате совместной работы Питер переделал значительную часть своей музыки», — признается маэстро. Это не единственная его работа для кино: музыка к «Гладиатору» Ридли Скотта, написанная вместе с Хансом Циммером, получила «Золотой глобус» в 2001 году. Он вспоминает: «В Голливуде вообще много непонятного: зачем, например, армянский дудук в «Гладиаторе»? Но хорошо ведь получилось».
Гаспарян играет на дудуке, которому уже около сорока лет. Кроме того, он давно освоил кларнет, свирель и зурну. Маэстро любит импровизацию: в его музыке легко сочетаются грусть и танцевальные ритмы. Музыкант сломал представление о дудуке как об инструменте, на котором играют только на похоронах и свадьбах несколько известных всем армянам мелодий: «Раньше дудук слушали только простые люди — пастухи, крестьяне... А теперь все изменилось. Мне хотелось, чтобы дудук покорил весь мир». По его мнению, на дудуке легко вести разговоры о жизни и о любви. Москвичей музыкант порадует переложениями песен Deep Purple, саундтреками к фильмам «Гладиатор», «Последнее искушение Христа», русскими и армянскими народными напевами.
5 зрелищ текущей недели
Где | Что | Кто | Зачем |
Клуб "Б1 Максимум", 7 декабря | Концерт группы The Sisters of Mercy | Легенда готического рока 80-х The Sisters of Mercy (Великобритания) | The Sisters of Mercy покорили публику своим неповторимым звучанием - сочетанием мощных гитар и не менее выразительных клавишных, а также таинственно-философскими текстами. Таинственности группе добавляет вокалист Эндрю Элдритч, никогда не снимающий черные очки |
"Актовый зал", 7-12 декабря | Фестиваль российских театров танца "Цех" | Танцевальные коллективы из Санкт-Петербурга, Витебска, Челябинска, Новосибирска, Калининграда | В программе 18 постановок, в которых рушатся традиционные представления о танце. В него вплетаются элементы акробатики и пантомимы. Только треть спектаклей москвичи уже видели |
Московский Международный Дом музыки, 9 декабря | Серия концертов "Герои блюза" | Род Пьяцца и The Mighty Flyers (США) | Трехкратные обладатели самой главной блюзовой премии W.C. Handy Award удивляют своим мастерством даже коллег. Известный музыкант Би Би Кинг на одном из концертов совместно с группой The Mighty Flyers играл на час дольше, чем было записано в контракте, только потому, что на сцене с ним был Пьяцца |
Театр Et cetera, 9 декабря | Премьера спектакля "Подавлять и возбуждать" по пьесе Максима Курочкина | Режиссер и исполнитель главной роли Александр Калягин | Спектакль "Подавлять и возбуждать", посвященный трудностям перевоплощения, исследует душу актера размышляет о современном театре. Курочкин написал пьесу специально для Александра Калягина |
Большой зал Консерватории, 10 декабря | Вечера фортепианной музыки | Пианист Фредерик Кемпф (Великобритания) | Фредерик Кемпф носит титул "лучшего молодого исполнителя классической музыки в Великобритании". После его выступления на Международном конкурсе им. Чайковского московские поклонники его темпераментной игры именуют пианиста не иначе, как Фредди и даже просто Федя |
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль