26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: "Все смешалось в Алабаме"

Архивная публикация 2008 года: "Все смешалось в Алабаме"

Прорыв европейского авиаконцерна EADS на оборонный рынок США под вопросом, равно как и его шансы уменьшить опасную зависимость от курса американской валюты. Раз в неделю, как правило по пятницам, мюнхенские сотрудники EADS встречают большое начальство. Рейсовым самолетом прилетает их главный шеф — 64-летний Луи Галлуа. В немецком офисе Европейского аэрокосмического и оборонного концерна EADS на южной окраине Мюнхена он проверяет, хорошо ли идут дела. Лаконичными указаниями француз показывает, что для него немецкие сотрудники не менее важны, чем их коллеги на других крупных заводах Airbus и EADS, в Париже или Тулузе.
В конце позапрошлой недели Галлуа нанес очередной блицвизит в Баварию, хотя многие сотрудники EADS и ожидали, что их топ-менеджер в последний момент отложит поездку.
До вылета оставались считанные часы, когда пришло известие, что Счетная палата США выявила серьезные нарушения при выдаче американскими военными заказа на закупку крупной партии (до 179) самолетов-заправщиков у консорциума американского оборонного гиганта Northrop Grumman и «дочки» EADS, компании Airbus. На 69 страницах экспертного заключения правительственные аудиторы даже требуют повтора значительной части тендерных процедур.
Иной глава компании в подобной ситуации заперся бы в штаб-квартире концерна с ближайшими соратниками и засел над планами контрнаступления. Однако Галлуа, дипломатическому таланту которого отдает должное даже главный конкурент EADS — компания Boeing, ведет себя с подчеркнутым спокойствием.
20 июня, в пятницу, аскетического вида француз, дружелюбно улыбаясь, сидел в своем директорском кабинете на 5-м этаже главного административного здания в Оттобрунне и терпеливо давал интервью — можно было подумать, что в тот момент ничего более важного для него не существовало. Однозначно оценить ситуацию пока невозможно, сожалел Галлуа, так как ни он, ни его коллеги еще не видели заключительного отчета Счетной палаты США.
«Пока мы по-прежнему связаны договором. Мы убеждены, что наш самолет лучше всех», — заявил глава EADS. В конце концов, Счетная палата оценивала не качество предложенных авиазаправщиков, а лишь соблюдение предписанных тендерных процедур.
Насколько разочарован француз-полиглот на самом деле, он, очевидно, показывает лишь в узком кругу. В котором уже сегодня обсуждают, стоит ли в случае повторного объявления тендера принимать в нем участие — рискуя в результате все же остаться ни с чем.
То, что на первый взгляд кажется лишь очередной неприятностью в длинном ряду неудач, провалов и проколов, выпавших на долю некогда образцово-показательного концерна Европы, может стать более тяжким ударом, чем проблемы с проводкой на широкофюзеляжном A380. Благодаря заказу на самолеты-заправщики менеджмент EADS и Airbus хотел не просто выйти на американский рынок вооружений. Построив собственный завод в городе Мобайл в американском штате Алабама, европейцы надеялись заодно решить одну из серьезнейших проблем: зависимость от слабеющего доллара, который на мировом авиарынке считается ведущей расчетной валютой.
Помимо самолетов-заправщиков на проектируемом американском заводе предполагалось выпускать транспортные самолеты, а в будущем, возможно, и другие машины дальней авиации, избежав при этом докучливых протестов со стороны государств—акционеров EADS и Airbus — Германии, Франции и Испании. Соразмерно большой была эйфория, возникшая, когда вооруженные силы США в конце февраля для обновления своего сильно устаревшего флота заправщиков неожиданно выбрали европейцев с их американским партнером.
If you can make it there, you can make it everywhere («если сможешь там, то сможешь и повсюду») — так, цитируя строку из хита Фрэнка Синатры, глава Airbus Том Эндерс в конце апреля выражал свой восторг по поводу предстоявшего прорыва на американский рынок вооружений. Он и его коллеги уже мечтали, что теперь подобные заказы начнут поступать со всего мира.
В общей атмосфере ликования менеджменту EADS и Airbus даже удалось отвлечь внимание общественности от таких проблем, как фиаско с электропроводкой для A380 или задержка передачи военного грузового самолета A400 M. Следствие против 17 высокопоставленных нынешних или уже уволенных топ-менеджеров концерна по подозрению в промышленном шпионаже в преддверии непоставки в срок самолета A380 тоже временно отошло на второй план.
Практически в одночасье Галлуа и его приближенных настигла реальность, оказавшаяся более суровой, чем многие из них могли себе представить. Если внимательно изучить список нарушений, выявленных американской Счетной палатой, то невозможно поверить, что следующее правительство США — будь то при Бараке Обаме или Джоне Маккейне — вновь сделает выбор в пользу европейских крылатых АЗС с их американским партнером Northrop Grumman.
У ВВС США есть 60 дней, чтобы отреагировать на замечания Счетной палаты. Правительство Германии надеется, что Министерство обороны Америки попытается устранить нарекания. Если будет назначен повторный тендер, то получение самолетов-заправщиков вновь придется отложить — и не на месяцы, а на годы.
Официально немецкое правительство не проявляет беспокойства. Тема щекотлива тем более, что Boeing на днях заявил о намерении бороться за заказы Брюсселя в связи с созданием европейской спутниковой навигационной системы Galileo. Хотя после ожесточенных споров политиков казалось, что с размещением этих заказов уже все решено.
Что касается тендера на поставку самолетов-заправщиков США, то в руководстве Boeing с самого начала считали, что их ставят в невыгодное положение, и теперь полагают, что выводы Счетной палаты подтверждают их предчувствие. Так, первоначально сообщалось, что максимальный вылет заправочного рукава при оценке предложения не будет играть никакой роли. Однако именно этот критерий способствовал выбору в пользу EADS.
Кроме того, изучив проведение тендера, аудиторы пришли к выводу, что закупщики Пентагона долгое время создавали у американцев впечатление, что придерживаются определенных предписаний, хотя сомнения в этом все больше усиливались. Еще весомее подозрение, что система, использовавшаяся армейскими снабженцами для составления смет, была далека от совершенства. По расчетам выходило, что в долгосрочной перспективе эксплуатационные расходы у заправщиков EADS ниже, чем у конкурентной модели Boeing. Теперь же считается, что это верно с точностью до наоборот.
Американским ВВС предстоит разъяснить, так ли это, и если да, то почему европейцы оказались в привилегированном положении. «Ответ военно-воздушных сил США на отчет Счетной палаты нам пока неизвестен», — резюмирует Галлуа.
Уже сейчас очевидно, что заказ на самолеты-заправщики запомнится как крупный проект с самой неприглядной предысторией. Еще в 2003 году на столь лакомый заказ, который уже было прибрал к рукам Boeing, заново объявили тендер — после того как выяснилось, что американцы «заинтересовали» сотрудницу Пентагона, пообещав ей хорошую должность в концерне. Если выяснится, что и со второй попытки не обошлось без помощи «фавориту» тендера, это станет тяжелым ударом не только для правительства США, но и для EADS, и для компании Northrop Grumman. Последняя еще больше зависит от заказов из Пентагона, чем EADS.
Совершенно не ясно теперь, что будет с новым заводом EADS в американском штате Алабама. Городская администрация уже успела назначить на эту неделю торжественную закладку первого камня завода, который должен был появиться на месте заброшенных казарм. Мероприятие пришлось пока отменить.
В том, что там, как было обещано, однажды появится 2000 новых рабочих мест, сегодня сомневаются даже местные политики. «Просто не могу поверить, что Счетная палата нашла так много дефектов, — заявляет американский сенатор от Алабамы Ричард Шелби, — хотя до этого за каждым шагом участников тендера следили самым пристальным образом».
Горькое разочарование помимо сотрудников EADS и Airbus испытывают и пилоты американских ВВС. Не исключено, что теперь им придется летать на своих заправщиках, взятых на вооружение почти полвека назад, до конца этого и большую часть следующего десятилетия.
«Без нового самолета-заправщика, — предупреждает командующий военно-транспортной авиацией США генерал Артур Лихте, — способность нашей нации по-прежнему демонстрировать силу и оказывать гуманитарную помощь оказывается под серьезной угрозой».
Дрезденские сотрудники Airbus, напротив, встретили эту печальную весть из далекой Америки сравнительно спокойно. Их завод специализируется на переоборудовании пассажирских самолетов в транспортные, а недавно они практически завершили первый прототип заправщика Airbus с заводским номером D-1. В ближайшие месяцы сюда должны поступить еще три самолета, предназначенных стать демонстрационными моделями для последующего производства в Алабаме.
Пока в Дрездене твердо верят, что все пойдет по плану. Если сложится иначе, их D-1 едва ли станет музейным экспонатом — рано или поздно он будет переоборудован в самый обыкновенный грузовой самолет.
Спрос на подобные машины сегодня велик, производители просто не успевают производить новые самолеты так быстро, как растет потребность в них. Поэтому не исключено, что когда-нибудь детище EADS не полетит от одной горячей точки земли к другой, заправляя американские истребители и бомбардировщики, а будет курсировать между крупнейшими центрами мировой торговли — с игрушками, фруктами или экзотическими животными на борту.

Прорыв европейского авиаконцерна EADS на оборонный рынок США под вопросом, равно как и его шансы уменьшить опасную зависимость от курса американской валюты. Раз в неделю, как правило по пятницам, мюнхенские сотрудники EADS встречают большое начальство. Рейсовым самолетом прилетает их главный шеф — 64-летний Луи Галлуа. В немецком офисе Европейского аэрокосмического и оборонного концерна EADS на южной окраине Мюнхена он проверяет, хорошо ли идут дела. Лаконичными указаниями француз показывает, что для него немецкие сотрудники не менее важны, чем их коллеги на других крупных заводах Airbus и EADS, в Париже или Тулузе.
В конце позапрошлой недели Галлуа нанес очередной блицвизит в Баварию, хотя многие сотрудники EADS и ожидали, что их топ-менеджер в последний момент отложит поездку.
До вылета оставались считанные часы, когда пришло известие, что Счетная палата США выявила серьезные нарушения при выдаче американскими военными заказа на закупку крупной партии (до 179) самолетов-заправщиков у консорциума американского оборонного гиганта Northrop Grumman и «дочки» EADS, компании Airbus. На 69 страницах экспертного заключения правительственные аудиторы даже требуют повтора значительной части тендерных процедур.
Иной глава компании в подобной ситуации заперся бы в штаб-квартире концерна с ближайшими соратниками и засел над планами контрнаступления. Однако Галлуа, дипломатическому таланту которого отдает должное даже главный конкурент EADS — компания Boeing, ведет себя с подчеркнутым спокойствием.
20 июня, в пятницу, аскетического вида француз, дружелюбно улыбаясь, сидел в своем директорском кабинете на 5-м этаже главного административного здания в Оттобрунне и терпеливо давал интервью — можно было подумать, что в тот момент ничего более важного для него не существовало. Однозначно оценить ситуацию пока невозможно, сожалел Галлуа, так как ни он, ни его коллеги еще не видели заключительного отчета Счетной палаты США.
«Пока мы по-прежнему связаны договором. Мы убеждены, что наш самолет лучше всех», — заявил глава EADS. В конце концов, Счетная палата оценивала не качество предложенных авиазаправщиков, а лишь соблюдение предписанных тендерных процедур.
Насколько разочарован француз-полиглот на самом деле, он, очевидно, показывает лишь в узком кругу. В котором уже сегодня обсуждают, стоит ли в случае повторного объявления тендера принимать в нем участие — рискуя в результате все же остаться ни с чем.
То, что на первый взгляд кажется лишь очередной неприятностью в длинном ряду неудач, провалов и проколов, выпавших на долю некогда образцово-показательного концерна Европы, может стать более тяжким ударом, чем проблемы с проводкой на широкофюзеляжном A380. Благодаря заказу на самолеты-заправщики менеджмент EADS и Airbus хотел не просто выйти на американский рынок вооружений. Построив собственный завод в городе Мобайл в американском штате Алабама, европейцы надеялись заодно решить одну из серьезнейших проблем: зависимость от слабеющего доллара, который на мировом авиарынке считается ведущей расчетной валютой.
Помимо самолетов-заправщиков на проектируемом американском заводе предполагалось выпускать транспортные самолеты, а в будущем, возможно, и другие машины дальней авиации, избежав при этом докучливых протестов со стороны государств—акционеров EADS и Airbus — Германии, Франции и Испании. Соразмерно большой была эйфория, возникшая, когда вооруженные силы США в конце февраля для обновления своего сильно устаревшего флота заправщиков неожиданно выбрали европейцев с их американским партнером.
If you can make it there, you can make it everywhere («если сможешь там, то сможешь и повсюду») — так, цитируя строку из хита Фрэнка Синатры, глава Airbus Том Эндерс в конце апреля выражал свой восторг по поводу предстоявшего прорыва на американский рынок вооружений. Он и его коллеги уже мечтали, что теперь подобные заказы начнут поступать со всего мира.
В общей атмосфере ликования менеджменту EADS и Airbus даже удалось отвлечь внимание общественности от таких проблем, как фиаско с электропроводкой для A380 или задержка передачи военного грузового самолета A400 M. Следствие против 17 высокопоставленных нынешних или уже уволенных топ-менеджеров концерна по подозрению в промышленном шпионаже в преддверии непоставки в срок самолета A380 тоже временно отошло на второй план.
Практически в одночасье Галлуа и его приближенных настигла реальность, оказавшаяся более суровой, чем многие из них могли себе представить. Если внимательно изучить список нарушений, выявленных американской Счетной палатой, то невозможно поверить, что следующее правительство США — будь то при Бараке Обаме или Джоне Маккейне — вновь сделает выбор в пользу европейских крылатых АЗС с их американским партнером Northrop Grumman.
У ВВС США есть 60 дней, чтобы отреагировать на замечания Счетной палаты. Правительство Германии надеется, что Министерство обороны Америки попытается устранить нарекания. Если будет назначен повторный тендер, то получение самолетов-заправщиков вновь придется отложить — и не на месяцы, а на годы.
Официально немецкое правительство не проявляет беспокойства. Тема щекотлива тем более, что Boeing на днях заявил о намерении бороться за заказы Брюсселя в связи с созданием европейской спутниковой навигационной системы Galileo. Хотя после ожесточенных споров политиков казалось, что с размещением этих заказов уже все решено.
Что касается тендера на поставку самолетов-заправщиков США, то в руководстве Boeing с самого начала считали, что их ставят в невыгодное положение, и теперь полагают, что выводы Счетной палаты подтверждают их предчувствие. Так, первоначально сообщалось, что максимальный вылет заправочного рукава при оценке предложения не будет играть никакой роли. Однако именно этот критерий способствовал выбору в пользу EADS.
Кроме того, изучив проведение тендера, аудиторы пришли к выводу, что закупщики Пентагона долгое время создавали у американцев впечатление, что придерживаются определенных предписаний, хотя сомнения в этом все больше усиливались. Еще весомее подозрение, что система, использовавшаяся армейскими снабженцами для составления смет, была далека от совершенства. По расчетам выходило, что в долгосрочной перспективе эксплуатационные расходы у заправщиков EADS ниже, чем у конкурентной модели Boeing. Теперь же считается, что это верно с точностью до наоборот.
Американским ВВС предстоит разъяснить, так ли это, и если да, то почему европейцы оказались в привилегированном положении. «Ответ военно-воздушных сил США на отчет Счетной палаты нам пока неизвестен», — резюмирует Галлуа.
Уже сейчас очевидно, что заказ на самолеты-заправщики запомнится как крупный проект с самой неприглядной предысторией. Еще в 2003 году на столь лакомый заказ, который уже было прибрал к рукам Boeing, заново объявили тендер — после того как выяснилось, что американцы «заинтересовали» сотрудницу Пентагона, пообещав ей хорошую должность в концерне. Если выяснится, что и со второй попытки не обошлось без помощи «фавориту» тендера, это станет тяжелым ударом не только для правительства США, но и для EADS, и для компании Northrop Grumman. Последняя еще больше зависит от заказов из Пентагона, чем EADS.
Совершенно не ясно теперь, что будет с новым заводом EADS в американском штате Алабама. Городская администрация уже успела назначить на эту неделю торжественную закладку первого камня завода, который должен был появиться на месте заброшенных казарм. Мероприятие пришлось пока отменить.
В том, что там, как было обещано, однажды появится 2000 новых рабочих мест, сегодня сомневаются даже местные политики. «Просто не могу поверить, что Счетная палата нашла так много дефектов, — заявляет американский сенатор от Алабамы Ричард Шелби, — хотя до этого за каждым шагом участников тендера следили самым пристальным образом».
Горькое разочарование помимо сотрудников EADS и Airbus испытывают и пилоты американских ВВС. Не исключено, что теперь им придется летать на своих заправщиках, взятых на вооружение почти полвека назад, до конца этого и большую часть следующего десятилетия.
«Без нового самолета-заправщика, — предупреждает командующий военно-транспортной авиацией США генерал Артур Лихте, — способность нашей нации по-прежнему демонстрировать силу и оказывать гуманитарную помощь оказывается под серьезной угрозой».
Дрезденские сотрудники Airbus, напротив, встретили эту печальную весть из далекой Америки сравнительно спокойно. Их завод специализируется на переоборудовании пассажирских самолетов в транспортные, а недавно они практически завершили первый прототип заправщика Airbus с заводским номером D-1. В ближайшие месяцы сюда должны поступить еще три самолета, предназначенных стать демонстрационными моделями для последующего производства в Алабаме.
Пока в Дрездене твердо верят, что все пойдет по плану. Если сложится иначе, их D-1 едва ли станет музейным экспонатом — рано или поздно он будет переоборудован в самый обыкновенный грузовой самолет.
Спрос на подобные машины сегодня велик, производители просто не успевают производить новые самолеты так быстро, как растет потребность в них. Поэтому не исключено, что когда-нибудь детище EADS не полетит от одной горячей точки земли к другой, заправляя американские истребители и бомбардировщики, а будет курсировать между крупнейшими центрами мировой торговли — с игрушками, фруктами или экзотическими животными на борту.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».