Наверх
20 октября 2021
Без рубрики

Архивная публикация 1999 года: "Вычислить путь "Звезды""

Российская оборонка на грани банкротства. Надежды на приток западных инвестиций умерли в августе прошлого года. У родного государства на финансирование ВПК денег нет. Так что у оборонщиков осталась одна надежда -- на собственные силы. И она, как это ни странно, порою оправдывается. Так случилось с питерским заводом "Звезда".Зачем Кремлю "Звезда"


В канун Нового года исполнилось пять лет с того дня, как завод "Звезда" по бедности государства был выставлен на торги и приватизирован.

Продукция "Звезды": корабельные дизельные двигатели и дизель-генераторные электростанции -- уникальна, ей и сегодня нет равных в мире. Основные ее достоинства -- высокая надежность, незначительные габариты и вес, а главное, относительно низкие цены. В Военно-Морском Флоте России и Федеральной погранслужбе почти все быстроходные малотоннажные корабли оснащены дизелями "Звезды". Эти двигатели применяются на скоростных судах на подводных крыльях и на воздушной подушке, а также на дизельных тепловозах пассажирских поездов, автомобильных тягачах и экскаваторах. Двигатели с клеймом питерского завода установлены на военных и гражданских судах более 30 стран мира.

Корреспондент "Профиля" встретился на заводе с представителями ВМФ Польши и услышал от них самые лестные отзывы о дизелях "Звезды", которые стоят на многих польских кораблях.

Электростанции "Звезды", используемые как автономные источники питания, находятся в тщательно охраняемых подвалах Кремля и Белого дома, практически на всех командных пунктах ракетных войск стратегического назначения. Если вдруг, не приведи Господь, случится атомный взрыв или масштабный теракт -- работа высших государственных чиновников не будет парализована исключительно благодаря дизельным установкам "Звезды", которые обеспечат командные пункты электроэнергией и теплом.

%???%????????????


К 1992 году правительство стояло перед дилеммой: какие оборонные заводы оставить в собственности государства, а от каких избавиться путем акционирования. В промышленное объединение "Звезда", кроме головного предприятия, тогда входил и старейший ленинградский завод "Русский дизель". Государственные мужи возлагали на него особые надежды -- для завода в Швеции и Германии закупалось суперсовременное оборудование (балансовая стоимость предприятия составляет сегодня около $1 млрд.). Последние годы ситуацию на заводе контролировал лично министр экономики Яков Уринсон.

А на "Звезду", которая к тому времени уже едва подавала признаки жизни, попросту махнули рукой. И выставили ее на торги. По заводу ходили слухи, что на его территории (68 га) построят казино и прочие увеселительные заведения.

Основной пакет акций завода приобрел "Гермес-Союз".

Председатель совета директоров "Звезды" Геннадий Данилов: "Главная трудность, с которой мы столкнулись,-- как вселить в людей веру в то, что у завода есть будущее. Доходило до смешного: долго не могли назначить генерального директора. Все, кому предлагали, наотрез отказывались. Наконец, с пятой попытки, я уговорил бывшего руководителя объединения Валерия Радченко -- одного из опытнейших питерских управленцев возглавить завод. Вместе стали думать, как реанимировать производство, восстановить партнерские связи, найти заказчиков".

В октябре 1997 года государство выставило на торги последний 20-процентный пакет акций. О своем намерении участвовать в аукционе неожиданно заявили крупнейшие банки -- Credit Suisse (уставный капитал около $1,5 млрд.) и Chase Manhattan Bank (уставный капитал около $1 млрд.). Брокеры взвинтили цену 100-рублевых акций до $35--40 за штуку. Но победу на торгах одержал тюменский ЧИФ "Гермес".

Зачем западным банкам потребовались акции убыточного завода, от которого отказалось даже собственное государство? Оказывается, банкиры выступали агентами американской компании Caterpillar -- крупнейшего производителя дизелей для скоростного флота. Говорят, эксперты Caterpillar прогнозировали, что "Звезда" может стать конкурентом американской компании на внешнем рынке. Было принято решение скупить акции и перепрофилировать завод.

Но сделать этого не удалось. Западные банки контролируют сегодня максимум 19,6% акций.

Реанимационная палата


Дела на "Звезде" выправляются. И хотя пришлось сократить почти половину рабочих и ИТР, а государственный долг предприятию исчисляется десятками миллионов рублей (только Минобороны задолжал заводу около 30 млн. рублей), "Звезда" работает. Правда, из-за неполной загруженности производственных мощностей всего четыре дня в неделю.

Перед новогодними праздниками рабочие "Звезды" получили зарплату за декабрь. В то время как на многих предприятиях отрасли денег не видели с февраля прошлого года. Завод восстанавливает связи с бывшими покупателями своей продукции -- Китаем, Египтом, Польшей, Турцией, Болгарией. Ведутся переговоры о строительстве за рубежом сервисных центров по обслуживанию дизелей, поставленных ранее. Сейчас 60% продукции "Звезды" идет на экспорт. Она эксплуатируется в 55 странах мира.

Генеральный директор завода Валерий Радченко сожалеет, что прежнее руководство "Росвооружения" не оказывало "Звезде" ощутимой помощи в работе на внешнем рынке. Хотя польза от совместной деятельности госкомпании и дизелестроителей очевидна. В ближайшее время Радченко намерен встретиться с новым руководителем "Росвооружения" Григорием Рапотой и обсудить возможности предприятия.

%???%???????????????????


Знаменитый на весь мир санкт-петербургский завод "Русский дизель" постигла иная участь.

По утверждению председателя стачечного комитета завода Бориса Андерсона, предприятие практически парализовано. За последние 2--3 года численность персонала сократилась с 5 до 1 тысячи человек. Предстачкома уверен: все идет к тому, что в ближайшее время уникальное производство будет разрушено, а станки реализуют как металлолом.

Напичканный новейшей техникой завод стал лакомым куском для питерского криминалитета. Пресса уже сообщала о похищениях руководителей завода, шантаже и многочисленных угрозах расправы. Руководитель строительного управления "Русского дизеля" Зенюс Юшка, пытавшийся сопротивляться попыткам криминальных элементов приватизировать завод, получил два инсульта ("Известия", 24 ноября 1998 года).

Ford нажал на тормоза


В прошлом году неожиданный выход из кризиса "Русскому дизелю" предложили американцы. Компания Ford заявила о намерении использовать одну из производственных площадок завода во Всеволжске для сборки легковых автомобилей. Это давало заводу шанс выжить.

Американцы получили разрешение на проектно-изыскательные работы. Бизнес-планом предполагалось выпускать 34 тысячи автомобилей в год, стоимость всего проекта оценивалась в $150 млн., окончательная мощность завода -- в 100 тысяч автомобилей в год. Уже назначили день закладки первого камня нового завода -- 22 октября 1998 года.

Но Минэкономики, которое в то время возглавлял Яков Уринсон, неожиданно лишило американцев льгот, обычных для всех крупных инвестиционных проектов (прежде всего скидки с пошлин на компоненты). По решению правительства, которое родилось в недрах Минэкономики, чтобы получить право на льготы, минимальные инвестиции компании Ford должны были составить $250 млн. В ответ американцы заморозили проект.

Председатель совета директоров завода "Звезда" Геннадий Данилов: "Убежден, что крупные западные инвестиции в промышленность России сегодня невозможны. Политическая нестабильность, огромные издержки делают их бессмысленными.

Мы предлагаем объединить "Звезду" и "Русский дизель" в единый холдинг. Как-никак это родственные предприятия. Вместе будет легче преодолеть кризис. Губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев поддержал нас, хотя пока только на словах. Будем выходить с нашим предложением в правительство".

По мнению генерального директора завода "Звезда" Валерия Радченко, объединение двух предприятий поможет России сохранить приоритет в выпуске уникальных двигателей, которые будут востребованы во многих странах мира.

Еще в прошлом году губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев обращался к тогдашнему вице-премьеру и министру экономики Якову Уринсону с предложением о слиянии заводов. Ответа не последовало.

Вполне возможно, противники объединения нашлись на самом "Русском дизеле". Пока завод принадлежит государству, воровать, извините за грубость, легче. Да и криминальным группировкам проще и доходнее иметь дело со слабым предприятием.

Участь "Русского дизеля", видимо, будет решать правительство. А точнее, Юрий Маслюков, который теперь курирует оборонную промышленность вместо Уринсона. Все зависит от того, сумеет ли он (и захочет ли) противостоять противникам объединения заводов и продать часть акций "Русского дизеля".

А то, что частные инвесторы сегодня оказались сильнее государства, очевидно.

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВ

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
20.10.2021