2 июля 2025
USD 78.53 +0.06 EUR 92.27 -0.01
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Захребетники"

Архивная публикация 2002 года: "Захребетники"

Последние две недели прошли под знаком очередного обострения российско-грузинских отношений. Как и прежде, виновниками стали чеченские боевики, свободно пересекающие в обе стороны границу, большая часть которой проходит по Большому Кавказскому хребту. Однако глубинная причина конфликта состоит в том, что Тбилиси по-прежнему стремится максимально дистанцироваться от России, делая ставку на сближение с Западом. Но желание Запада дружить с Грузией против России -- факт, мягко говоря, небесспорный.Грузия сегодня, пожалуй, единственная республика бывшего СССР, которая находится в состоянии реального и постоянного конфликта с Россией. Все остальные бывшие советские республики, пережив период "болезни роста" и убедившись в том, что наполеоновские планы молниеносного построения капитализма не так-то просто реализовать, быстренько избавились от эдипова комплекса и начали налаживать отношения с РФ. Не стали исключением даже Прибалтийские республики, которые всегда были несколько обособленными и быстрее всех нашли способ договориться с Европейским Союзом о режиме наибольшего благоприятствования. Несмотря на всяческую поддержку ЕС, прибалтийским правительствам в какой-то момент стало ясно, что избавиться от тесных экономических отношений (граничащих с зависимостью) с Россией им не удастся. По крайней мере в обозримой исторической перспективе. То же самое -- и даже в большей степени -- относится и к остальным странам СНГ.
Истоки этой зависимости очевидны. Мало того, что экономический потенциал этих республик не позволяет им сколь-нибудь успешно конкурировать на мировых рынках. Как выяснилось практически сразу после наступления рыночных отношений, ни прибалтийская электроника, ни белорусские тракторы, ни тем более грузинские мандарины никому, кроме России, особенно не нужны. Более того: вместе с ненавистной зависимостью от большого соседа практически все эти республики (за исключением, пожалуй, Азербайджана и Туркмении, где все в порядке с нефтью и газом) утеряли и собственную энергетическую независимость. "Между прочим, -- грустно вспоминал один из грузинских беженцев, -- после развала СССР в Тбилиси вернулись забытые со времен Гражданской войны жаровни с углями, которыми отапливались дома".
Назло кондуктору

К середине-концу 90-х годов со многими государствами СНГ у России образовались точки соприкосновения в экономической сфере. Где-то российский бизнес увидел возможность укрепить отношения с ЕС, где-то -- проинвестировать пригодные к употреблению бывшие советские предприятия. Вполне успешно использовался и аргумент энергозависимости.
Грузия категорически не хотела договариваться. При этом парадоксальность ситуации заключается в том, что по большому счету серьезных интересов ни у российского бизнеса, ни у российского бюджета в Грузии нет. Кроме газопровода, который проходит по территории Грузии в Армению. Дело в том, что Грузия платит за российский газ около $40 за 1000 кубометров, что в два раза ниже мировой цены (правда, существенно выше внутрироссийской). В то время как для бизнес-сообщества, да и для всего населения Грузии окончательная потеря связи с РФ может обернуться большими проблемами. Как с точки зрения исчезновения рынков сбыта, так и с точки зрения обрубания возможностей для гастарбайтеров. Ведь около трети мужского населения этой республики постоянно или сезонно работает в России.
Казалось бы, ссориться с Россией Грузии невыгодно и по ряду политических соображений. Ведь две "горячие точки" внутри республики -- Абхазия и Южная Осетия -- однозначно тяготеют к России. Их лидеры неоднократно предлагали российскому правительству рассмотреть вопрос о возможности их вхождения в состав РФ и даже готовы были провести референдумы о выходе из состава Грузии. В исходе этих референдумов, понятно, не сомневался никто. Москва пока не соглашается. Очевидно, руководствуясь опять же чисто политическими соображениями. Одно из них -- "косые взгляды" со стороны мирового сообщества. Не вызывает сомнения, что сегодня вопрос нормализации отношений с Грузией для России -- лишь вопрос большой политики и престижа на международной арене.
Осторожно, двери закрываются

Несмотря на кажущееся наличие общего интереса в скорейшем налаживании взаимоотношений, конфликт не утихает. Одной из причин и основным поводом для этого является ситуация с открытой, по сути, чеченской границей. Второй причиной необходимо признать "личностный фактор" руководителя республики. Эдуард Шеварднадзе и его окружение, пожалуй, единственная политическая сила, которая не заинтересована в сближении с Россией. Просто потому, что это сближение с большой вероятностью будет означать конец их политической карьеры. Единственным шансом удержать власть для бывшего главного советского дипломата является реализация "американской мечты" -- полный отказ от взаимоотношений с Россией при одновременном налаживании самых близких отношений с США, подразумевающих, в том числе, получение полномасштабной экономической помощи. Похоже, сценарий этот становится все менее реализуем. Американские экономические интересы в Грузии так же невелики, как и российские. А ссориться с Москвой, которая громко объявлена основным союзником по борьбе с терроризмом, и вовсе не с руки. Поэтому появление весной нынешнего года американских инструкторов в Панкиси в равной степени можно рассматривать и как желание завоевать дополнительный плацдарм, и как намерение помочь Москве справиться с чеченской проблемой.
По крайней мере, очков Грузии это "военное вхождение" не прибавило. Шеварднадзе фактически расписался в неспособности самостоятельно разобраться с внутренними проблемами. А такое признание авторитета в мире не добавляет. Более того, дает России все основания претендовать на участие в погашении конфликта.
Понятно, что урегулирование чеченской проблемы -- одна из основных задач политики Владимира Путина. Понятно и то, что, к сожалению, в ближайшее время кардинальное решение вряд ли найдется. Эта проблема "мешает жить" не только российскому правительству. Она является причиной дисбаланса во всем регионе, что очевидно не устраивает и США, и все мировое сообщество. И позиция Грузии в этом контексте становится все более уязвимой. Правда, какие именно силы в результате смогут эту позицию изменить, -- остается вопросом.

Основные торговые партнеры Грузии за период январь--июнь 2002 года (%)

Последние две недели прошли под знаком очередного обострения российско-грузинских отношений. Как и прежде, виновниками стали чеченские боевики, свободно пересекающие в обе стороны границу, большая часть которой проходит по Большому Кавказскому хребту. Однако глубинная причина конфликта состоит в том, что Тбилиси по-прежнему стремится максимально дистанцироваться от России, делая ставку на сближение с Западом. Но желание Запада дружить с Грузией против России -- факт, мягко говоря, небесспорный.Грузия сегодня, пожалуй, единственная республика бывшего СССР, которая находится в состоянии реального и постоянного конфликта с Россией. Все остальные бывшие советские республики, пережив период "болезни роста" и убедившись в том, что наполеоновские планы молниеносного построения капитализма не так-то просто реализовать, быстренько избавились от эдипова комплекса и начали налаживать отношения с РФ. Не стали исключением даже Прибалтийские республики, которые всегда были несколько обособленными и быстрее всех нашли способ договориться с Европейским Союзом о режиме наибольшего благоприятствования. Несмотря на всяческую поддержку ЕС, прибалтийским правительствам в какой-то момент стало ясно, что избавиться от тесных экономических отношений (граничащих с зависимостью) с Россией им не удастся. По крайней мере в обозримой исторической перспективе. То же самое -- и даже в большей степени -- относится и к остальным странам СНГ.

Истоки этой зависимости очевидны. Мало того, что экономический потенциал этих республик не позволяет им сколь-нибудь успешно конкурировать на мировых рынках. Как выяснилось практически сразу после наступления рыночных отношений, ни прибалтийская электроника, ни белорусские тракторы, ни тем более грузинские мандарины никому, кроме России, особенно не нужны. Более того: вместе с ненавистной зависимостью от большого соседа практически все эти республики (за исключением, пожалуй, Азербайджана и Туркмении, где все в порядке с нефтью и газом) утеряли и собственную энергетическую независимость. "Между прочим, -- грустно вспоминал один из грузинских беженцев, -- после развала СССР в Тбилиси вернулись забытые со времен Гражданской войны жаровни с углями, которыми отапливались дома".

Назло кондуктору


К середине-концу 90-х годов со многими государствами СНГ у России образовались точки соприкосновения в экономической сфере. Где-то российский бизнес увидел возможность укрепить отношения с ЕС, где-то -- проинвестировать пригодные к употреблению бывшие советские предприятия. Вполне успешно использовался и аргумент энергозависимости.

Грузия категорически не хотела договариваться. При этом парадоксальность ситуации заключается в том, что по большому счету серьезных интересов ни у российского бизнеса, ни у российского бюджета в Грузии нет. Кроме газопровода, который проходит по территории Грузии в Армению. Дело в том, что Грузия платит за российский газ около $40 за 1000 кубометров, что в два раза ниже мировой цены (правда, существенно выше внутрироссийской). В то время как для бизнес-сообщества, да и для всего населения Грузии окончательная потеря связи с РФ может обернуться большими проблемами. Как с точки зрения исчезновения рынков сбыта, так и с точки зрения обрубания возможностей для гастарбайтеров. Ведь около трети мужского населения этой республики постоянно или сезонно работает в России.

Казалось бы, ссориться с Россией Грузии невыгодно и по ряду политических соображений. Ведь две "горячие точки" внутри республики -- Абхазия и Южная Осетия -- однозначно тяготеют к России. Их лидеры неоднократно предлагали российскому правительству рассмотреть вопрос о возможности их вхождения в состав РФ и даже готовы были провести референдумы о выходе из состава Грузии. В исходе этих референдумов, понятно, не сомневался никто. Москва пока не соглашается. Очевидно, руководствуясь опять же чисто политическими соображениями. Одно из них -- "косые взгляды" со стороны мирового сообщества. Не вызывает сомнения, что сегодня вопрос нормализации отношений с Грузией для России -- лишь вопрос большой политики и престижа на международной арене.

Осторожно, двери закрываются


Несмотря на кажущееся наличие общего интереса в скорейшем налаживании взаимоотношений, конфликт не утихает. Одной из причин и основным поводом для этого является ситуация с открытой, по сути, чеченской границей. Второй причиной необходимо признать "личностный фактор" руководителя республики. Эдуард Шеварднадзе и его окружение, пожалуй, единственная политическая сила, которая не заинтересована в сближении с Россией. Просто потому, что это сближение с большой вероятностью будет означать конец их политической карьеры. Единственным шансом удержать власть для бывшего главного советского дипломата является реализация "американской мечты" -- полный отказ от взаимоотношений с Россией при одновременном налаживании самых близких отношений с США, подразумевающих, в том числе, получение полномасштабной экономической помощи. Похоже, сценарий этот становится все менее реализуем. Американские экономические интересы в Грузии так же невелики, как и российские. А ссориться с Москвой, которая громко объявлена основным союзником по борьбе с терроризмом, и вовсе не с руки. Поэтому появление весной нынешнего года американских инструкторов в Панкиси в равной степени можно рассматривать и как желание завоевать дополнительный плацдарм, и как намерение помочь Москве справиться с чеченской проблемой.

По крайней мере, очков Грузии это "военное вхождение" не прибавило. Шеварднадзе фактически расписался в неспособности самостоятельно разобраться с внутренними проблемами. А такое признание авторитета в мире не добавляет. Более того, дает России все основания претендовать на участие в погашении конфликта.

Понятно, что урегулирование чеченской проблемы -- одна из основных задач политики Владимира Путина. Понятно и то, что, к сожалению, в ближайшее время кардинальное решение вряд ли найдется. Эта проблема "мешает жить" не только российскому правительству. Она является причиной дисбаланса во всем регионе, что очевидно не устраивает и США, и все мировое сообщество. И позиция Грузии в этом контексте становится все более уязвимой. Правда, какие именно силы в результате смогут эту позицию изменить, -- остается вопросом.


Основные торговые партнеры Грузии за период январь--июнь 2002 года (%)

РФ18,2%

Турция14,2%

Азербайджан9,6%

Украина5,5%

Германия6,1%

Великобритания5,3%

США3,8%

Италия4,3%

Армения3,3%

Туркменистан3,9%

Другие26,2%

По данным Государственного департамента статистики Республики Грузия.

Основные торговые партнеры Грузии за период январь--июнь 2001 года (%)

Российская Федерация17,3%

Турция16,8%

Азербайджан8,4%

Германия7,4%

Украина6,3%

США4,1%

Великобритания3,7%

Швейцария2,9%

Туркменистан4,2%

Италия2,7%

Другие26,1%

По данным Государственного департамента статистики Республики Грузия.


По данным Государственного департамента статистики Республики Грузия.

Ответы россиян на вопрос: "Какие республики СНГ занимают, по-вашему мнению, недружественную и даже враждебную позицию по отношению к России?" (в % от числа опрошенных)*

Грузия37,1%

Азербайджан18,1%

Украина16,1%

Таджикистан15,3%

Туркмения10,2%

Армения9,5%

Молдавия8,8%

Узбекистан8,8%

Казахстан7,8%

Киргизия5,4%

Белоруссия1,9%

Таких нет16,0%

По данным Государственного департамента статистики Республики Грузия.


По данным Государственного департамента статистики Республики Грузия.


* По данным независимого исследовательского центра РОМИР.

ВЛАДИМИР РУДАКОВ, ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".