10 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Закройте ваши уши"

Архивная публикация 2006 года: "Закройте ваши уши"

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) вымучила очередной законопроект о борьбе с инсайдом. В попытках заработать на использовании секретной информации теперь могут обвинить журналистов, рекламных агентов и сожителей чиновников. Вот только в правительстве пока не решили: штрафовать их или сажать в тюрьму.«Был у меня знакомый, который имел доступ к инсайдерской информации, — вспоминает участник популярного форума Investo.ru. — По этой информации он купил акции. Они прыгнули вверх. Вложив 10 «штук» в понедельник, он во вторник имел на своем счету уже 20 «штук». Но акция продолжала идти вверх! В пятницу он имел уже 30 «штук». Через две недели — 40 «штук». Через месяц — 50 «штук». Через три месяца — 100 «штук»! Он говорил со мной по телефону и хохотал от счастья, как Паниковский перед «золотыми» гирями…»

Утомились и затихли

В мае 2006 года, когда российский фондовый рынок резко пошел вниз, глава ФСФР Олег Вьюгин заявил, что, поскольку фундаментальных причин для падения рынка нет, «можно заподозрить, что имело место злоупотребление инсайдом». «Наш рынок вообще подвержен злоупотреблениям инсайдерской информацией», — согласился с коллегой глава департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин. До прихода на госслужбу г-н Саватюгин работал на фондовой бирже РТС, то есть знал, с чем соглашался.

Никого тогда не посадили, не оштрафовали и даже не вынесли порицания. Мол, нет нормативной базы и полномочий по расследованию подобных дел. «В законодательстве нет определения понятий «инсайдер» и «инсайдерская информация», — оправдывались в ФСФР. Ведомство в своих расследованиях могло руководствоваться законом «О рынке ценных бумаг». В нем прописаны понятие служебной информации и запрет на совершение сделок с ее использованием, но, как сетовали в ФСФР, это понятие очень узкое, а штрафы за ее использование слишком маленькие.

За усиление своих полномочий ФСФР (ранее ФКЦБ) бьется шесть лет. Проект закона «Об инсайдерской информации и манипулировании ценами» — самый старый на финансовом рынке. Два с половиной года назад он был даже внесен в Госдуму, но, как вспоминает первый зампред комитета Госдумы по финансовым рынкам Павел Медведев, в ходе его обсуждения «спорящие стороны утомились и затихли, так как стало ясно, что закон работать не будет».

Но ФСФР не сдалась. На прошлой неделе Олег Вьюгин заявил, что проект закона, уже под новым названием — «О недобросовестных практиках (инсайде)», — будет внесен в правительство до конца октября. «С ЦБ мы проект согласовали, с Минэкономразвития согласовали, ждем согласования от Минфина», — сообщил Вьюгин.
И сопровождающие лица Новый законопроект не сильно отличается от своих предшественников. По информации «Профиля», документ переименовали с единственной целью — избежать в названии российского закона американизмов. Есть и более существенные изменения. Во-первых, ФСФР наконец сформулировала определение инсайда: точная по своему характеру нераскрытая информация, касающаяся эмитентов ценных бумаг, производителей товара, управляющих компаний идр., раскрытие которой может оказать существенное воздействие на цены таких финансовых инструментов и товаров.

Во-вторых, расширился список лиц, которые могут быть признаны инсайдерами. В частности, к ним причислили сотрудников информационных, рекламных и рейтинговых агентств. К чиновникам, госслужащим и менеджерам компаний-эмитентов добавились «постоянно проживающие с ними лица, супруги, близкие родственники», а также лица, которые «постоянно с ними контактируют». То есть даже инструктор в тренажерном зале, куда ходят сотрудники «Газпрома», или водитель ответственного лица может стать объектом пристального внимания ФСФР. Теоретически.

Долго шли споры о том, могут ли быть отнесены к категории потенциальных инсайдеров государственные и муниципальные служащие. Полгода назад ФСФР еще склонялась к тому, чтобы не вносить в категорию подозреваемых депутатов и сенаторов (госслужащие категории А). Нерешительность финансовой службы понятна: при расследовании каким-то образом придется учитывать депутатскую неприкосновенность. Но в итоговом варианте парламентарии все же попали в круг потенциальных инсайдеров. В Госдуме не возражают: «Исключение депутатов из списка потенциальных инсайдеров выглядело бы странно. По запросу нам обязаны предоставить любую информацию, в том числе помеченную грифом «Для служебного пользования (ДСП)».
Таблица разногласий ФСФР предлагает карать за раскрытие информации, которая может повлиять на цену не только на финансовых, но и на товарных рынках, где ведется торговля фьючерсными контрактами. В проекте закона указано, что сотрудники ФСФР будут иметь право расследовать случаи использования инсайда без обращения в МВД.

Участники рынка, которых абсолютно не прельщает перспектива вмешательства силовиков в работу бирж, только приветствуют данную инициативу. «У ФСФР больше возможностей правильно квалифицировать действия эмитентов», — уверен юридический директор банковской группы «ТРАСТ» Андрей Дроздов.

Против монополии ФСФР выступил Центробанк. Он является самостоятельным игроком на финансовом рынке и не желает отчитываться перед ведомством Олега Вьюгина. Не исключено, что в ходе широкого обсуждения законопроекта у многих членов правительства возникнут вопросы. Ведь схема, по которой ФСФР будет вызывать на допросы госслужащих и получать с них объяснения, не ясна.

«В законе прописаны достаточно сильные полномочия ФСФР», — соглашается Олег Вьюгин. По его словам, другие ведомства считают, что это «очень большие полномочия для службы» и «только суд может принимать решение, использовал или не использовал тот или иной профучастник инсайдерскую информацию».


Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) вымучила очередной законопроект о борьбе с инсайдом. В попытках заработать на использовании секретной информации теперь могут обвинить журналистов, рекламных агентов и сожителей чиновников. Вот только в правительстве пока не решили: штрафовать их или сажать в тюрьму.«Был у меня знакомый, который имел доступ к инсайдерской информации, — вспоминает участник популярного форума Investo.ru. — По этой информации он купил акции. Они прыгнули вверх. Вложив 10 «штук» в понедельник, он во вторник имел на своем счету уже 20 «штук». Но акция продолжала идти вверх! В пятницу он имел уже 30 «штук». Через две недели — 40 «штук». Через месяц — 50 «штук». Через три месяца — 100 «штук»! Он говорил со мной по телефону и хохотал от счастья, как Паниковский перед «золотыми» гирями…»

Утомились и затихли

В мае 2006 года, когда российский фондовый рынок резко пошел вниз, глава ФСФР Олег Вьюгин заявил, что, поскольку фундаментальных причин для падения рынка нет, «можно заподозрить, что имело место злоупотребление инсайдом». «Наш рынок вообще подвержен злоупотреблениям инсайдерской информацией», — согласился с коллегой глава департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин. До прихода на госслужбу г-н Саватюгин работал на фондовой бирже РТС, то есть знал, с чем соглашался.

Никого тогда не посадили, не оштрафовали и даже не вынесли порицания. Мол, нет нормативной базы и полномочий по расследованию подобных дел. «В законодательстве нет определения понятий «инсайдер» и «инсайдерская информация», — оправдывались в ФСФР. Ведомство в своих расследованиях могло руководствоваться законом «О рынке ценных бумаг». В нем прописаны понятие служебной информации и запрет на совершение сделок с ее использованием, но, как сетовали в ФСФР, это понятие очень узкое, а штрафы за ее использование слишком маленькие.

За усиление своих полномочий ФСФР (ранее ФКЦБ) бьется шесть лет. Проект закона «Об инсайдерской информации и манипулировании ценами» — самый старый на финансовом рынке. Два с половиной года назад он был даже внесен в Госдуму, но, как вспоминает первый зампред комитета Госдумы по финансовым рынкам Павел Медведев, в ходе его обсуждения «спорящие стороны утомились и затихли, так как стало ясно, что закон работать не будет».

Но ФСФР не сдалась. На прошлой неделе Олег Вьюгин заявил, что проект закона, уже под новым названием — «О недобросовестных практиках (инсайде)», — будет внесен в правительство до конца октября. «С ЦБ мы проект согласовали, с Минэкономразвития согласовали, ждем согласования от Минфина», — сообщил Вьюгин.
И сопровождающие лица Новый законопроект не сильно отличается от своих предшественников. По информации «Профиля», документ переименовали с единственной целью — избежать в названии российского закона американизмов. Есть и более существенные изменения. Во-первых, ФСФР наконец сформулировала определение инсайда: точная по своему характеру нераскрытая информация, касающаяся эмитентов ценных бумаг, производителей товара, управляющих компаний идр., раскрытие которой может оказать существенное воздействие на цены таких финансовых инструментов и товаров.

Во-вторых, расширился список лиц, которые могут быть признаны инсайдерами. В частности, к ним причислили сотрудников информационных, рекламных и рейтинговых агентств. К чиновникам, госслужащим и менеджерам компаний-эмитентов добавились «постоянно проживающие с ними лица, супруги, близкие родственники», а также лица, которые «постоянно с ними контактируют». То есть даже инструктор в тренажерном зале, куда ходят сотрудники «Газпрома», или водитель ответственного лица может стать объектом пристального внимания ФСФР. Теоретически.

Долго шли споры о том, могут ли быть отнесены к категории потенциальных инсайдеров государственные и муниципальные служащие. Полгода назад ФСФР еще склонялась к тому, чтобы не вносить в категорию подозреваемых депутатов и сенаторов (госслужащие категории А). Нерешительность финансовой службы понятна: при расследовании каким-то образом придется учитывать депутатскую неприкосновенность. Но в итоговом варианте парламентарии все же попали в круг потенциальных инсайдеров. В Госдуме не возражают: «Исключение депутатов из списка потенциальных инсайдеров выглядело бы странно. По запросу нам обязаны предоставить любую информацию, в том числе помеченную грифом «Для служебного пользования (ДСП)».
Таблица разногласий ФСФР предлагает карать за раскрытие информации, которая может повлиять на цену не только на финансовых, но и на товарных рынках, где ведется торговля фьючерсными контрактами. В проекте закона указано, что сотрудники ФСФР будут иметь право расследовать случаи использования инсайда без обращения в МВД.

Участники рынка, которых абсолютно не прельщает перспектива вмешательства силовиков в работу бирж, только приветствуют данную инициативу. «У ФСФР больше возможностей правильно квалифицировать действия эмитентов», — уверен юридический директор банковской группы «ТРАСТ» Андрей Дроздов.

Против монополии ФСФР выступил Центробанк. Он является самостоятельным игроком на финансовом рынке и не желает отчитываться перед ведомством Олега Вьюгина. Не исключено, что в ходе широкого обсуждения законопроекта у многих членов правительства возникнут вопросы. Ведь схема, по которой ФСФР будет вызывать на допросы госслужащих и получать с них объяснения, не ясна.

«В законе прописаны достаточно сильные полномочия ФСФР», — соглашается Олег Вьюгин. По его словам, другие ведомства считают, что это «очень большие полномочия для службы» и «только суд может принимать решение, использовал или не использовал тот или иной профучастник инсайдерскую информацию».



Потенциальные инсайдеры
1. Эмитенты, управляющие компании, производители товара.
2. Профучастники рынка ценных бумаг, сотрудники этих организаций и лица, имеющие доступ к инсайдерской информации на основании заключенных договоров.
3. Члены совета директоров, члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, его заместитель, члены ревизионной комиссии.
4. Лица, имеющие доступ к информации о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении акций.
5. Информагентства и иные лица, осуществляющие раскрытие информации, производители или распространители рекламы, а также лица, осуществляющие присвоение рейтингов.
6. Лица, занимающие должности в органах управления и надзора.
7. Государственные и муниципальные служащие, а также сотрудники ЦБ РФ, имеющие доступ к инсайдерской информации.
8. Супруги, близкие родственники, усыновители (усыновленные) физических лиц, перечисленных ранее, и иные лица, постоянно проживающие с ними совместно.
Источник: ФСФР.

А сядет кто?


Нерешенным остается главный, с точки зрения экспертов, вопрос — об ответственности за использование и распространение инсайдерской информации. Наряду с законопроектом об инсайде ФСФР должна представить на обсуждение правительства поправки в Административный (КоАП) и Уголовный (УК) кодексы. В начале октября правительство внесло соответствующие поправки в КоАП и повысило штрафы за манипулирование ценами на финансовом рынке (под манипулированием подразумевается распространение среди участников рынка заведомо ложной информации). Для физических лиц штрафы возрастают с 50 до 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), то есть с 5 тыс. до 20 тыс. рублей, а для юридических лиц — с 500 до 10000 МРОТ (от 50 тыс. до 1 млн. рублей).

Каким будет наказание за использование инсайдерской информации, пока неизвестно. Олег Вьюгин не исключает введения уголовной ответственности. Правда, в таком случае ФСФР все же придется на этапе следствия подключать к работе МВД.
Инсайдер не дурак Участники финансового рынка с юмором отреагировали на новые инициативы ФСФР. Участников трейдерских интернет-форумов, обсуждающих перспективы тех или иных акций, особенно позабавило намерение ведомства Вьюгина карать за манипулирование ценами. А это любимое развлечение посетителей таких форумов: сначала они «раскручивают» акции, предрекая, что в определенный день будет существенный рост, потом, покупая, сами же подталкивают бумагу вверх, подогревают слухи и на пике продают. «Нас всех посадят, а форумы запретят», — притворно ужасаются трейдеры.

«Я уверен, что закон об инсайде, даже если его примут, работать не будет, — уверен исполнительный директор компании «Форекс Клуб» Николай Фарыма. — Игроки рынка не заинтересованы в появлении такого закона. Ведь каждый считает, что у него есть «подковерный путь», с помощью которого он может получить инсайдерскую информацию и использовать ее с выгодой для себя». По мнению эксперта, после принятия закона инсайд не исчезнет. Его лишь станут менее откровенно использовать.

«Если сотрудник нефтяной компании видит бухгалтерский баланс, который завтра будет опубликован, ему сложно удержаться от соблазна. От инсайда на рынке никто не избавится», — уверен начальник аналитического отдела NetTrader.ru Александр Потавин.

Развлечения ради фондовики уже прорабатывают возможные варианты работы в новых условиях. «Я думаю, после принятия закона игроки, владеющие инсайдерской информацией, будут не напрямую «сливать» акции, а постепенно загонять их вверх, чтобы не придирались. Еще, чтобы в случае проверок невозможно было указать на конкретную компанию, придется открывать счета на нескольких брокеров», — рассуждает трейдер, попросивший не называть его имени. «Я уверен в гибкости российских бизнесменов, которые на этом зарабатывают. Они всегда сумеют доказать, что то, чем они занимаются, не имеет к инсайду никакого отношения», — заключает Александр Потавин.

В Госдуме, куда после согласования в правительстве должен поступить законопроект, настроены пессимистично. «Да, составлен список потенциальных инсайдеров. А у инсайдера есть друг детства. Инсайдер же не дурак. Он по телефону звонить не будет. И как доказать, что оба в сговоре? — рассуждает Павел Медведев. — Все концы в воду. Что толку проверять? Если только ради морального осуждения».

Похоже, оптимизм в отношении перспектив закона об инсайде сохраняется только у подчиненных Олега Вьюгина, правда, делиться им они не спешат. «Нашему ведомству не нужен лишний пиар», — заявили «Профилю» в ФСФР.




Манипуляции в лицах
Январь 2003: рейтинговое агентство S&P объявило о повышении суверенного рейтинга России. Пресс-релиз с этой информацией был опубликован на сайте агентства и одновременно появился в новостных лентах, но резкий рост на рынке акций начался за 40 минут до того. Информация могла уйти из двух источников: ее «слили» либо в самом S&P, либо кто-то из руководителей правительства, к которым отчет попал еще до официального опубликования. К расследованию подключились ФКЦБ и Центробанк, но виновные найдены не были.
Август 2004: депутат Госдумы Юрий Савельев отправил запрос в ФСБ, МВД и Генпрокуратуру с требованием проверить законность созданной Объединенной финансовой группой (ОФГ) схемы, позволяющей иностранцам владеть крупным пакетом акций «Газпрома». За один день было продано более 95 млн. акций компании. Котировки монополии снизились на 12,2%, ее капитализация упала на $6 млрд. Обвинения в адрес ОФГ не подтвердились, и акции «Газпрома» вернулись на прежние уровни.
Сентябрь 2005: «Газпром» официально объявил о покупке 72,663% акций «Сибнефти». Котировки бумаг «Сибнефти» выросли на 14% за неделю до официального объявления информации о покупке. На рынке говорили, что котировки в течение недели могли расти на слухах, однако взлет акций «Сибнефти» на 15,5% буквально за несколько часов до сообщения о слиянии — явный инсайд.
Сентябрь 2005: 14 сентября ММВБ запустила торги акциями ОГК-5, первой оптовой генерирующей компании, созданной в процессе реформирования РАО ЕЭС. В ходе сессии цена одной акции достигла 17 рублей, тогда как аналитики ориентировались на 1,2—1,5 рубля. На следующий день стоимость бумаги упала до 6 рублей, а потом и до прогнозного уровня. Участники рынка подозревали, что в первые дни торгов по ОГК-5 бумаги были сконцентрированы у ограниченного числа физических лиц, которые держали цену.
Апрель 2005: на лентах информационных агентств со ссылкой на источник в налоговых органах появилась информация о налоговых претензиях к ТНК-ВР на сумму $26 млрд. Котировки акций ТНК-BP обвалились на 5%. На следующий день информацию о налоговых претензиях официально никто не подтвердил. Бумаги компании пошли вверх, однако накануне несколько крупных игроков скупали подешевевшие акции.
Декабрь 2004: в электронных СМИ со ссылкой на источники в Федеральной налоговой службе (ФНС) появились сведения о налоговых претензиях к «ВымпелКому» за 2002 год на сумму $328 млн. По ходу торгов на Нью-Йоркской фондовой бирже на фоне этих сообщений ADR компании подешевели на 20,4%. Эмитент, а затем и ФНС опровергли информацию, и стоимость бумаг скорректировалась вверх.
Июнь 2005: группа депутатов от фракции «Родина» направила запрос в Генпрокуратуру с требованием провести расследование в Центробанке. По мнению депутатов, анализ валютных торгов с октября 2004-го по май 2005 года свидетельствует о том, что «в отдельные дни объем торгов немотивированно увеличивался в разы». Проще говоря, кто-то из участников рынка заранее знал о планируемых интервенциях ЦБ.
Май 2006: без видимых причин рынок за первые три недели месяца «просел» на 24%. Чиновники заговорили об инсайде, который известен участникам рынка, однако без видимых событий уже в июле рынок снова пошел вверх.
Июнь 2006: акции Росбанка выросли на 12% за несколько часов до объявления концерном Societe Generale о покупке 10% акций банка.
Сентябрь 2006: акции золотодобывающей компании «Полюс Золото» выросли на 5,7% за несколько дней до объявления о выкупе компанией своих ценных бумаг на $1 млрд.
Самыми популярными объектами для ценовых манипуляций и игры на инсайдерской информации участники рынка называют акции ЮКОСа (налоговые претензии, банкротство и т.п.), «Связьинвеста» (слухи и заявления чиновников о перспективах приватизации компании) и «Газпрома» (информация о либерализации рынка акций).

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».