Наверх
15 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Зал ожидания"

Дефицит «японцев» и «корейцев», нараставший весь прошлый год, в году нынешнем должен уменьшиться. Но вряд ли исчезнет вовсе. Еще летом прошлого года российские граждане, придя в автосалоны, столкнулись со следующим явлением: для того, чтобы купить новые автомобили иностранного производства, мало иметь в кармане определенную сумму денег. Нужно еще запастись терпением, так как спрос на ряд иностранных моделей в России начал превышать предложение. Ситуация обострилась к концу осени — очередь на некоторые иномарки достигала 6 месяцев. Так в лексикон автомобилистов вернулось полузабытое слово «дефицит».

В январе наступившего года обстановка несколько улучшилась. Однако нельзя сказать, что проблема полностью решена.

Обещанного три месяца ждут

Очереди в автосалонах — понятие виртуальное. Никто, конечно, у дверей не стоит и номеров на руке не пишет. Все сидят в теплых квартирах и ждут. Но от этого не легче, ведь в некоторых случаях ожидание затягивается на 3-5 месяцев.

Самый дефицитный товар на рынке — автомобили японского и корейского производства (Mazda, Toyota, Mitsubishi, Hyundai), которые занимают лидирующее положение по объемам продаж в России. Заказав сейчас новую модель гольф-класса Mazda 3, вы сможете получить ее только в мае-июне. А модель среднего класса Mazda 6 будет вам доставлена не ранее апреля.

Настоящий ажиотаж наблюдается и на автомобили Toyota. Чтобы получить некоторые модификации Toyota Avensis (модель с мотором 1,8 л и механической КПП), придется запастись терпением на 2-3 месяца. По-прежнему нет «живых» (термин продавцов) моделей в популярных комплектациях Mitsubishi Lancer, Hyundai Elantra, Hyundai Getz — ждать их придется в среднем 2-3 месяца.

Из автомобилей европейских марок наблюдается дефицит с Ford Focus российской сборки. Получить модель в самой дешевой комплектации, Ambiente (от 10,9 тыс. евро), можно только через 3-5 месяцев. Нехватка наблюдается и на недорогие комплектации автомобилей Citroen C3 (9,9 тыс. евро) и Citroen C2 (11,5 тыс. евро).

Мертвые души

Дефицит на автомобильном рынке породил причудливые формы торговли несуществующими машинами. Стараясь не упустить клиента, с одной стороны, и обезопасить себя от возможных убытков — с другой, каждый продавец (в том числе и официальные дилеры) пытается устанавливать собственные правила стояния в очереди и покупки дефицитного товара.

В некоторых случаях при покупке машины на заказ продавцы просят внести предоплату в размере 10-30% от ее стоимости (как, например, при покупке Mitsubishi Lancer, Toyota Avensis или Opel Astra).

Дарья Пантюх, менеджер по маркетингу компании «Мазда Кунцево», официального дилера Mazda в России:

«Предоплатой мы стараемся обезопасить себя от возможных убытков. Например, клиент может заказать машину с богатыми кожаными сиденьями и редкой расцветкой салона. Если машина придет в Россию и покупатель от нее откажется, продать кому-нибудь другому такой автомобиль будет очень сложно».

Парадоксально, что в случае, если покупатель вдруг передумает и в последний момент откажется от заказанного автомобиля, уплаченные вперед деньги ему в большинстве случаев вернут. Только некоторые продавцы Mazda заявляют, что из $1 тыс. предоплаты они в случае отказа удержат $500 на покрытие возможных убытков. Впрочем, по словам дилеров, пока отказов у них не было.

Существует несколько причин непрекращающегося дефицита автомобилей в России. Одна из них — многие популярные модели только появились на мировых рынках и их не хватает не только в России, но и в других странах. Прежде всего это относится к таким моделям, как Toyota Avensis и Crolla, Hyundai Getz, Mitsubishi Lancer, Mazda 3, которые совсем недавно начали сходить с конвейера.

Анастасия Кокарева, пресс-секретарь российского представительства Toyota:

«Обновленные модели Toyota Avensis и Сorolla пользуются повышенным спросом не только в России, но и в Европе, где люди порой тоже стоят за ними в очереди. Заводы просто не справляются с большим количеством заказов, и на каждую страну, в том числе и на Россию, выделяются квоты, явно недостаточные для удовлетворения спроса».

Для справки: в прошлом году, с начала выпуска Avensis, на Россию было выделено около 2,5 тыс. новых машин этой марки, что на 20-30% меньше потребностей рынка. В наступившем году, когда завод выйдет на полную мощность, квота вполне может быть увеличена на 50%. Впрочем, неспешность увеличения квот для России со стороны Toyota вполне понятна — у нас продается машин в 4-5 раз меньше, чем в Германии, Англии или Италии.

Помимо заводской немощи у производителей случаются и другие производственные трудности, что в конечном счете приводит к дефициту. Так, считается, будто причиной нехватки автомобилей Hyundai на российском рынке стали забастовки корейских рабочих, которые привели к многочисленным сбоям в производстве автомобилей во второй половине прошлого года.

Роман Хапаев, генеральный директор компании «Карнеэт-2000», генерального дистрибьютора автомобилей Hyundai в России:

«Из-за этих неприятностей машины были недопоставлены не только в Россию, но и в некоторые другие страны. По самым скромным подсчетам, количество недопоставок составило минимум 15%».

Однако, по признанию продавцов, одной из главных причин автомобильного дефицита в очередной раз стала непредсказуемость российской действительности. Многие просто оказались не готовы к столь бурному росту российского рынка иномарок (напомним, что по итогам прошлого года он вырос на 75%).

Анастасия Кокарева:
«По самым оптимистическим оценкам, мы рассчитывали реализовать в прошлом году 17-20 тыс. автомобилей Toyota. А продали более 25 тыс. — на 200% больше, чем в 2002 году. Конечно, в условиях такого ажиотажа не все дилеры успевают удовлетворять покупательский спрос».

В порядке общей очереди

Исчезнет ли понятие «дефицит» из лексикона автомобильных продавцов в этом году? Большинство импортеров бодрятся и заявляют, что нынешняя нехватка машин — временная проблема, которая решится в самое ближайшее время.

Дарья Пантюх:

«Ситуация с продажами Mazda должна стабилизироваться в течение ближайших нескольких месяцев. Заводы по производству Mazda 3 и Mazda 6 уже вышли на полную мощность, и вскоре первоначальный ажиотажный спрос на эти новинки в Европе будет удовлетворен. Тогда станет возможным купить автомобиль прямо в салоне».

Еще одна причина для оптимизма заключается в том, что крупные мировые производители начали серьезнее относиться к российскому автомобильному рынку.

Роман Хапаев:

«По итогам прошлого года мы продали в России более 10 тыс. автомобилей Hyundai корейского производства. Преодолев этот барьер, российский рынок вошел в десятку крупнейших потребителей автомобилей данной марки. Немудрено, что корейские партнеры начали более внимательно относиться к нашим запросам, превращая продажи в России в одно из приоритетных направлений своей деятельности».

Однако среди специалистов есть и скептики, которые не исключают возможность того, что и в этом году при покупке некоторых автомобилей российским гражданам по-прежнему придется стоять в очередях.

Дмитрий Александров, менеджер по маркетингу компании «Toyota Кунцево», официального дилера Toyota в России:

«Теоретически автомобильный дефицит на российском рынке должен исчезнуть. Однако Россия настолько непредсказуемая страна, что ошибиться тут можно в любом прогнозе. Как поведет себя автомобильный рынок в этом году — с уверенностью не сможет сказать никто. Не исключено, что он опять продолжит бурно расти и дилеры опять не будут справляться с заказами. В пользу этого суждения приведу лишь один пример: по предварительным итогам января мы уже продали вдвое больше машин, чем в январе прошлого года, что стало для нас сюрпризом. Пока приятным».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK