26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Заоблочные цены"

Архивная публикация 2003 года: "Заоблочные цены"

Считается, что в деле борьбы с истиной конкурировать со статистиками могут только синоптики. Такое представление сложилось из-за прогнозов, которые мы бесплатно получаем из телевизора или газеты. На самом же деле предсказатели погоды умеют выдавать почти на 100% точные прогнозы -- но только тем, кто готов за это платить. В прошлом году торговля погодой принесла синоптикам около $30 млн. И уже в ближайшем будущем им может накапать (или: "им светит" -- это в зависимости от облачности) около трети миллиарда долларов.Никто нас специально не обманывает. Наоборот, выдавая нам ежедневные прогнозы погоды, синоптики максимально честны. Просто мы не умеем их слушать. А они вот так прямо и говорят: в Черноземье сегодня ясно, температура такая-то, давление в норме. В переводе с метеорологического на русский: есть территория в сотни тысяч квадратных километров, по прямой ее можно пересечь на машине за несколько часов, и если вы такую поездку предпримете, то на большей части пути вам будет светить солнышко, а температура за окном в среднем будет такой-то. И обижаться на неточность прогноза, если по дороге вас где-то настигнет дождик и на середине пути градусник покажет меньше обещанного, смысла не имеет. Вам же сказали -- в Черноземье, а не в конкретной деревушке или городе.
Сводки и сводники

Прогноз погоды составляется так: сеть метеостанций по всему миру собирает необходимые показания, затем они поступают для обработки в вычислительные центры, которые выдают свой продукт в виде карт.
Эти карты общедоступны и выложены в Интернете на десятках сайтов. Однако по сути они являются промежуточным продуктом, прогнозом по типу "бабушка надвое сказала", поскольку требуют дополнительной работы синоптиков с учетом наложения местных факторов, например сезонных ветров. Современная гидрометеорология позволяет специалистам выдавать конечный продукт (который уже не является бесплатным) -- прогноз -- с точностью до 92--96%.
Мелкие бытовые неприятности -- размокшую по случаю внезапного дождя обувь, засохшие грядки на даче или испорченный наводнением в Европе отпуск -- рядовой гражданин переживет, стиснув зубы и кляня синоптиков. Но его ущерб несопоставим с убытками целых отраслей, которые напрямую или косвенно зависят от изменений капризной погоды. Поэтому точный прогноз на день, неделю, месяц или сезон, позволяющий сократить потери от ударов стихии в среднем по отраслям на 40%, за рубежом давно уже стал ходовым товаром.
Главные заказчики наиболее сложных краткосрочных прогнозов -- авиаторы, платежи которых в Европе составляют около 75% от общей суммы поступлений. Очень зависит от погоды и морской флот. На нашем Дальнем Востоке ежегодно 2--3 судна тонут во время штормов из-за того, что их владельцы экономят на покупке детальных сводок погоды (в месяц такие сводки обходятся не более $1000).
Особенно чувствительно к изменениям погоды сельское хозяйство. Понятно, что полностью предсказать будущий урожай не может никто, но сократить возможные потери при помощи синоптиков на 30%, как показывает мировой опыт, дело реальное. Например, зная сезонный прогноз, сделать основной акцент на те сорта и культуры, которые более устойчивы к засухе или, напротив, затяжным дождям.
С повышением точности метеосводок сфера их применения в бизнесе становится все шире. В последнее время к основным потребителям сводок погоды прибавились ТЭК, строительство, дорожное хозяйство, туризм, торговля, страховой бизнес. Прямая связь между изменениями погоды и работой этих отраслей не столь очевидна, тем не менее доказано, что в ТЭК, например, учет прогнозов температуры воздуха понижает расход топлива и электроэнергии на 15%.
Зависимость от погоды доходов производителей пива также очевидна. Союз российских пивоваров пришел к выводу, что продажи этого напитка на 60% определяются градусом за окном. Так, при температуре воздуха около 5 градусов тепла практически прекращаются продажи разливного пива, а в летние месяцы лучше идут светлые, некрепкие сорта.
И наконец, от погоды за окном, как ни странно, зависят даже брокеры. В середине 90-х годов американский профессор Эдвард Сандерс установил, что существует непосредственная связь между доходностью ценных бумаг и облачностью над финансовой столицей США. При 20-процентной облачности над Нью-Йорком средняя дневная доходность акций, котирующихся на бирже, составляет 0,13%; при 100-процентной -- только 0,02%.
Небесная канцелярия

Мировые гидрометеослужбы развиваются по двум основным моделям -- американской и европейской. Национальная метеослужба США с годовым финансированием в $800 млн. бесплатно предоставляет всем желающим результаты своих первичных замеров. В стране есть также около 4 тыс. частных метеобюро, которые, используя эти данные, готовят специализированные сводки для различных категорий клиентов. В результате каждый доллар, вложенный в работу Национальной метеослужбы США, приносит экономике страны 5--6 долларов дохода. В целом американский рынок метеоуслуг вкупе с сопутствующими сервисами оценивается в $7,5--9 млрд.
Синоптики Европы ежегодно оказывают услуг на $350 млн., причем объем этого рынка здесь стремительно растет, и, по оценкам экспертов, до 2006 года может увеличиться как минимум вдвое. Европейская модель, по которой развивается и отечественная гидрометеорология, позволяет государственным синоптическим службам продавать свою продукцию наравне с частными метеобюро.
В России на метеоинформации сегодня зарабатывают свыше 300 частных и государственных учреждений, а число их клиентов ежегодно прирастает на 15--20%. За год здесь оборачивается около $30 млн. при потенциальной емкости рынка в $200--300 млн.
Столь большой разрыв между реалиями и возможностями объясняется тем, что большинство потенциальных потребителей до сих пор слабо представляют, какую роль в их бизнесе может сыграть точный прогноз погоды. "В основном бизнес работает на авось даже не столько из соображений экономии, сколько от безграмотности управленцев", -- считает генеральный директор Метеоагентства Росгидромета Марина Попова. -- Лишь 1% от всех организаций, деятельность которых напрямую зависит от влияния погоды, покупают детальные специализированные прогнозы.
"И все же число потребителей нашего прогноза постоянно растет, -- продолжает Марина Попова. -- Причем до 2000 года прирост составлял всего 5%, а потом вдруг начался настоящий прорыв: в 2001-м -- рост на 35%, в 2002-м -- еще на 26%. На сегодня Росгидромет обслуживает 36 тыс. пользователей, из них свыше 20 тыс. на платной основе".
Среди новых клиентов Росгидромета наиболее активны энергетики, в частности подразделения РАО ЕЭС и "Газпрома". По словам главы Росгидромета Александра Бедрицкого, за минувший год число клиентов из ТЭК выросло на четверть, при этом экономический эффект от применения метеосводок в отрасли составил 2,4 млрд. рублей. Наиболее востребованы сезонные прогнозы погоды, позволяющие определять сроки наступления отопительного сезона и рассчитывать оптимальные графики завоза топлива. Всего в 2002 году потребители заплатили Росгидромету 940 млн. рублей, а суммарная отдача превысила 7 млрд.
Теперь Метеоагентство двинулось в страховой бизнес. Первый прецедент создан -- в середине августа им заключено соглашение о взаимодействии с Ассоциацией страховщиков агропромышленного комплекса России. "Мы можем помочь им сократить выплаты по страховкам на 40%, -- рассказывает Марина Попова. -- Ущербы от стихийных и метеорологических явлений нельзя сваливать в одну кучу, как это делается сейчас в России. Например, всем известно, что на Юге России засуха -- вполне обычное метеорологическое явление. Хозяйство, занимающееся там земледелием, должно позаботиться о том, чтобы обеспечить достаточным поливом свои поля. Если этого сделано не будет и урожай пропадет, без уточняющей строчки в договоре расплачиваться за халатность сельхозпроизводителя придется страховщикам".
Готовясь к расширению клиентской базы, Метеоагентство даже готово купить у Мюнхенского перестрахового общества его ноу-хау -- модель расчета ущербов для различных отраслей экономики. Стоит она недешево, около $500 тыс. Но синоптики уверены, что сумеют "отбить" эти деньги уже в будущем году. Такой вот прогноз.

"Вклад" стихийных бедствий в мировую экономику* (% от общего ущерба)

Считается, что в деле борьбы с истиной конкурировать со статистиками могут только синоптики. Такое представление сложилось из-за прогнозов, которые мы бесплатно получаем из телевизора или газеты. На самом же деле предсказатели погоды умеют выдавать почти на 100% точные прогнозы -- но только тем, кто готов за это платить. В прошлом году торговля погодой принесла синоптикам около $30 млн. И уже в ближайшем будущем им может накапать (или: "им светит" -- это в зависимости от облачности) около трети миллиарда долларов.Никто нас специально не обманывает. Наоборот, выдавая нам ежедневные прогнозы погоды, синоптики максимально честны. Просто мы не умеем их слушать. А они вот так прямо и говорят: в Черноземье сегодня ясно, температура такая-то, давление в норме. В переводе с метеорологического на русский: есть территория в сотни тысяч квадратных километров, по прямой ее можно пересечь на машине за несколько часов, и если вы такую поездку предпримете, то на большей части пути вам будет светить солнышко, а температура за окном в среднем будет такой-то. И обижаться на неточность прогноза, если по дороге вас где-то настигнет дождик и на середине пути градусник покажет меньше обещанного, смысла не имеет. Вам же сказали -- в Черноземье, а не в конкретной деревушке или городе.

Сводки и сводники


Прогноз погоды составляется так: сеть метеостанций по всему миру собирает необходимые показания, затем они поступают для обработки в вычислительные центры, которые выдают свой продукт в виде карт.

Эти карты общедоступны и выложены в Интернете на десятках сайтов. Однако по сути они являются промежуточным продуктом, прогнозом по типу "бабушка надвое сказала", поскольку требуют дополнительной работы синоптиков с учетом наложения местных факторов, например сезонных ветров. Современная гидрометеорология позволяет специалистам выдавать конечный продукт (который уже не является бесплатным) -- прогноз -- с точностью до 92--96%.

Мелкие бытовые неприятности -- размокшую по случаю внезапного дождя обувь, засохшие грядки на даче или испорченный наводнением в Европе отпуск -- рядовой гражданин переживет, стиснув зубы и кляня синоптиков. Но его ущерб несопоставим с убытками целых отраслей, которые напрямую или косвенно зависят от изменений капризной погоды. Поэтому точный прогноз на день, неделю, месяц или сезон, позволяющий сократить потери от ударов стихии в среднем по отраслям на 40%, за рубежом давно уже стал ходовым товаром.

Главные заказчики наиболее сложных краткосрочных прогнозов -- авиаторы, платежи которых в Европе составляют около 75% от общей суммы поступлений. Очень зависит от погоды и морской флот. На нашем Дальнем Востоке ежегодно 2--3 судна тонут во время штормов из-за того, что их владельцы экономят на покупке детальных сводок погоды (в месяц такие сводки обходятся не более $1000).

Особенно чувствительно к изменениям погоды сельское хозяйство. Понятно, что полностью предсказать будущий урожай не может никто, но сократить возможные потери при помощи синоптиков на 30%, как показывает мировой опыт, дело реальное. Например, зная сезонный прогноз, сделать основной акцент на те сорта и культуры, которые более устойчивы к засухе или, напротив, затяжным дождям.

С повышением точности метеосводок сфера их применения в бизнесе становится все шире. В последнее время к основным потребителям сводок погоды прибавились ТЭК, строительство, дорожное хозяйство, туризм, торговля, страховой бизнес. Прямая связь между изменениями погоды и работой этих отраслей не столь очевидна, тем не менее доказано, что в ТЭК, например, учет прогнозов температуры воздуха понижает расход топлива и электроэнергии на 15%.

Зависимость от погоды доходов производителей пива также очевидна. Союз российских пивоваров пришел к выводу, что продажи этого напитка на 60% определяются градусом за окном. Так, при температуре воздуха около 5 градусов тепла практически прекращаются продажи разливного пива, а в летние месяцы лучше идут светлые, некрепкие сорта.

И наконец, от погоды за окном, как ни странно, зависят даже брокеры. В середине 90-х годов американский профессор Эдвард Сандерс установил, что существует непосредственная связь между доходностью ценных бумаг и облачностью над финансовой столицей США. При 20-процентной облачности над Нью-Йорком средняя дневная доходность акций, котирующихся на бирже, составляет 0,13%; при 100-процентной -- только 0,02%.

Небесная канцелярия


Мировые гидрометеослужбы развиваются по двум основным моделям -- американской и европейской. Национальная метеослужба США с годовым финансированием в $800 млн. бесплатно предоставляет всем желающим результаты своих первичных замеров. В стране есть также около 4 тыс. частных метеобюро, которые, используя эти данные, готовят специализированные сводки для различных категорий клиентов. В результате каждый доллар, вложенный в работу Национальной метеослужбы США, приносит экономике страны 5--6 долларов дохода. В целом американский рынок метеоуслуг вкупе с сопутствующими сервисами оценивается в $7,5--9 млрд.

Синоптики Европы ежегодно оказывают услуг на $350 млн., причем объем этого рынка здесь стремительно растет, и, по оценкам экспертов, до 2006 года может увеличиться как минимум вдвое. Европейская модель, по которой развивается и отечественная гидрометеорология, позволяет государственным синоптическим службам продавать свою продукцию наравне с частными метеобюро.

В России на метеоинформации сегодня зарабатывают свыше 300 частных и государственных учреждений, а число их клиентов ежегодно прирастает на 15--20%. За год здесь оборачивается около $30 млн. при потенциальной емкости рынка в $200--300 млн.

Столь большой разрыв между реалиями и возможностями объясняется тем, что большинство потенциальных потребителей до сих пор слабо представляют, какую роль в их бизнесе может сыграть точный прогноз погоды. "В основном бизнес работает на авось даже не столько из соображений экономии, сколько от безграмотности управленцев", -- считает генеральный директор Метеоагентства Росгидромета Марина Попова. -- Лишь 1% от всех организаций, деятельность которых напрямую зависит от влияния погоды, покупают детальные специализированные прогнозы.

"И все же число потребителей нашего прогноза постоянно растет, -- продолжает Марина Попова. -- Причем до 2000 года прирост составлял всего 5%, а потом вдруг начался настоящий прорыв: в 2001-м -- рост на 35%, в 2002-м -- еще на 26%. На сегодня Росгидромет обслуживает 36 тыс. пользователей, из них свыше 20 тыс. на платной основе".

Среди новых клиентов Росгидромета наиболее активны энергетики, в частности подразделения РАО ЕЭС и "Газпрома". По словам главы Росгидромета Александра Бедрицкого, за минувший год число клиентов из ТЭК выросло на четверть, при этом экономический эффект от применения метеосводок в отрасли составил 2,4 млрд. рублей. Наиболее востребованы сезонные прогнозы погоды, позволяющие определять сроки наступления отопительного сезона и рассчитывать оптимальные графики завоза топлива. Всего в 2002 году потребители заплатили Росгидромету 940 млн. рублей, а суммарная отдача превысила 7 млрд.

Теперь Метеоагентство двинулось в страховой бизнес. Первый прецедент создан -- в середине августа им заключено соглашение о взаимодействии с Ассоциацией страховщиков агропромышленного комплекса России. "Мы можем помочь им сократить выплаты по страховкам на 40%, -- рассказывает Марина Попова. -- Ущербы от стихийных и метеорологических явлений нельзя сваливать в одну кучу, как это делается сейчас в России. Например, всем известно, что на Юге России засуха -- вполне обычное метеорологическое явление. Хозяйство, занимающееся там земледелием, должно позаботиться о том, чтобы обеспечить достаточным поливом свои поля. Если этого сделано не будет и урожай пропадет, без уточняющей строчки в договоре расплачиваться за халатность сельхозпроизводителя придется страховщикам".

Готовясь к расширению клиентской базы, Метеоагентство даже готово купить у Мюнхенского перестрахового общества его ноу-хау -- модель расчета ущербов для различных отраслей экономики. Стоит она недешево, около $500 тыс. Но синоптики уверены, что сумеют "отбить" эти деньги уже в будущем году. Такой вот прогноз.


"Вклад" стихийных бедствий в мировую экономику* (% от общего ущерба)

32%наводнения

30%тропические циклоны

22%засуха

10%землетрясения

6%другие бедствия (сели, лавины, торнадо и пр.)

* По данным Роскомгидромета.

Какие отрасли экономики больше всего страдают от стихии*(% от общего ущерба по всем отраслям)

51,9%сельское хозяйство

12,7 %ТЭК

10,4%коммунальное хозяйство

7,4%связь

7,1%транспорт

6,2%строительство

4,3%лесное хозяйство

* По данным Роскомгидромета.


* По данным Роскомгидромета.

Каким отраслям экономики прогнозы погоды нужнее всего (% от общей суммы убытков по каждой отрасли)*

Убытки, которые удается предотвратить уже сейчас%

сельское хозяйство12 %

Морфлот9,5 %

строительство17,2 %

авиация16,3 %

Убытки, которые можно предотвратить при получении качественных прогнозов

сельское хозяйство32 %

Морфлот28 %

строительство45 %

авиация42 %

* По данным Роскомгидромета.


* По данным Роскомгидромета.


* По данным Роскомгидромета.

ЕВГЕНИЯ ЛЕНЦ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».