25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "Зато мы делаем ракеты"

Архивная публикация 2005 года: "Зато мы делаем ракеты"

Утверждение Федеральной космической программы на следующие 10 лет отложено на осень. Дело не в том, что министрам жалко денег на космос. Помня о славном космическом прошлом, правительство готово профинансировать программу в полном объеме. Взамен же оно ждет славного космического настоящего. Но сегодня российский космос к подвигам, похоже, не готов.Федеральная космическая программа (ФКП) — стандартный плановый документ развития отрасли. Предыдущая десятилетняя ФПК закончилась в декабре прошлого года. Поэтому Роскосмосу пришлось предлагать новый десятилетний план. В программе, во-первых, описывается общее видение развития отечественной космонавтики. В основном, по замыслу авторов программы, России необходимо дальнейшее развитие уже существующих направлений: МКС, расширение сети спутников ТВ-связи, восстановление группировки метеорологических спутников, работы по созданию экономически обоснованного проекта отечественного челнока, продолжение российской программы непилотируемых полетов на Марс и многое другое. Во-вторых, говорится, сколько для этого надо денег.

Утверждение Федеральной космической программы на следующие 10 лет отложено на осень. Дело не в том, что министрам жалко денег на космос. Помня о славном космическом прошлом, правительство готово профинансировать программу в полном объеме. Взамен же оно ждет славного космического настоящего. Но сегодня российский космос к подвигам, похоже, не готов.Федеральная космическая программа (ФКП) — стандартный плановый документ развития отрасли. Предыдущая десятилетняя ФПК закончилась в декабре прошлого года. Поэтому Роскосмосу пришлось предлагать новый десятилетний план. В программе, во-первых, описывается общее видение развития отечественной космонавтики. В основном, по замыслу авторов программы, России необходимо дальнейшее развитие уже существующих направлений: МКС, расширение сети спутников ТВ-связи, восстановление группировки метеорологических спутников, работы по созданию экономически обоснованного проекта отечественного челнока, продолжение российской программы непилотируемых полетов на Марс и многое другое. Во-вторых, говорится, сколько для этого надо денег.

На этот раз Роскосмос попросил 305 млрд. рублей до 2015 года. Правда, по признанию самих же чиновников Роскосмоса, денег они просят мало. «Это минимум из того, что надо, — считает высокопоставленный чиновник космического агентства. — Правда, мы постарались составить ФКП так, чтобы удовлетворить минимальные потребности всех отраслей космонавтики, так что на голодном пайке никому сидеть не придется».

Однако просить больше сами же отказываются. «У нас были горячие головы, которые предлагали попросить еще и на то, и на это, — продолжает собеседник «Профиля». — Но мы не стали, надо ведь реально относиться к деньгам».

Вероятно, Роскосмос мог бы вести себя менее скромно. Хотя бы потому, что развитая, самодостаточная космическая отрасль, как и спорт высших достижений, — вопрос политического престижа и символ собственной значимости на мировой арене. А к подобным вещам наше руководство относится очень трепетно. Об особом отношении государства к космической отрасли красноречиво свидетельствует тот факт, что Федеральное космическое агентство — наравне с Росатомом — находится в прямом подчинении у премьера (остальные федеральные агентства находятся в ведении министерств). И деньги на космос государство в последнее время находит. Особенно при нынешних ценах на нефть.

«Последние три-четыре года у нас никаких секвестров по финансированию, — с чувством гордости за родное агентство подтверждает «Профилю» чиновник из Роскосмоса. — Сколько просим, столько и дают».

Более того, еще и с отчетностью не донимают. По словам собеседника «Профиля» в Белом доме, результаты только закончившейся ФКП не обсуждались вообще, а размер финансирования космонавтики мало того что не оспаривается, так еще и идет одной строкой в бюджете. «Раньше там хотя бы МКС была отдельно выделена, — продолжает чиновник, — а последние, наверное, года два там только «космос» и цифра». Для сравнения: бюджет американского NASA расписан отдельно по каждой программе, которых насчитывается более ста.

Всемирный извозчик

Судя по разговорам с чиновниками из Роскосмоса, в утверждении новой ФКП они практически не сомневаются, а причины, по которым срок ее утверждения был перенесен, их волнуют мало. «У Грефа там какие-то претензии» — таков общий ответ.

Между тем претензии министров, в первую очередь экономического крыла кабмина, кажутся достаточно серьезными. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко и министр финансов Алексей Кудрин не увидели в программе коммерческой составляющей. В частности, по мнению министров, она не ориентирована на захват рынков и создание перспектив для частно-государственного партнерства в космонавтике. А министр экономразвития Герман Греф (главный оппонент программы) попенял, что ФКП не хватает «амбиций».

«Амбиций в мировом космосе сейчас не хватает в принципе, — возражает собеседник «Профиля» в Роскосмосе. — Все проекты и идеи, которые сегодня реализуются в мировой космонавтике (полеты на Луну и Марс, навигация, зондирование, даже космический туризм и т.д.), появились еще в середине прошлого века. С тех пор принципиально новых проектов не было. Видимо, просто нет потребности».

Правда, с коммерческой составляющей у российского космоса, похоже, действительно есть проблемы. До сих пор главным коммерческим предложением, с которым отрасль выходит на мировой рынок, было использование российских носителей для запуска спутников других стран.

Однако, по мнению многих экспертов, упор на развитие коммерческих запусков — тупиковое направление для отрасли. Во-первых, на рынке в скором времени могут появиться еще более привлекательные с точки зрения цены предложения (те же Китай или Индия рано или поздно смогут выйти на этот рынок). Во-вторых, в этих условиях в России не развивается собственное производство спутников. По словам источника «Профиля» в Роскосмосе, «мы вынуждены даже для научных исследований наше оборудование ставить на западные спутники». Тогда как способность создавать качественные и эффективные спутники как раз и обеспечивают конкурентные преимущества страны в коммерческой космонавтике.

Например, в США бюджетные затраты на запуск навигационных спутников (система GPS), которые в первую очередь предназначены для военного использования, окупаются за счет продаж лицензии гражданским производителям оборудования (военная тайна соблюдается за счет шифровки информации). Объемы производства оборудования растут с каждым годом. Системы GPS активно используются автолюбителями всего мира, в том числе в России. А в течение ближайших двух-трех лет, как ожидается, ориентироваться по GPS можно будет с помощью любого мобильного телефона.

Не меньшим коммерческим успехом пользуются спутники зондирования поверхности Земли (также спутники двойного назначения, которые применяются в том числе для фотосъемок). Через Интернет можно запросто заказать космическую съемку (обычную, инфракрасную) любого объекта земной поверхности в любое время. Этой услугой, в частности, активно пользуются фермеры для определения состояния посевов на больших площадях.

Коммерческая привлекательность космической отрасли зависит еще от одного, чисто земного нюанса, который у нас пока начисто отсутствует, — формирования спроса на услуги. То есть банальными маркетингом, рекламой, созданием сетей дилеров и т.д.

Так, Россия имеет собственный аналог GPS — систему «ГЛОНАСС» (ее развитие выделено в специальную федеральную целевую программу). Однако российские автолюбители предпочитают устанавливать GPS (средняя стоимость экономкомплекта оборудования — $200). Ее больше знают, и ей больше доверяют (а это вопрос рекламы), да и купить ее легче — продажа оборудования для пользования «ГЛОНАСС» регулируется законом о гостайне и многочисленными ведомственными предписаниями.

Так что пока спрос на отечественную космическую навигацию у нас обеспечивается директивно: в июне этого года было издано постановление правительства, которое предписывает начиная с 1 января 2006 года оснастить системой «ГЛОНАСС» все транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов.

В том, что российскому космосу необходимо поступательное развитие и восстановление существующих с советских времен программ, есть своя правда. Однако здесь есть и свое «но». По словам собеседника «Профиля» в Роскосмосе, «в советское время мы денег не считали». Тогда правительство требовало от космической отрасли, чтобы она просто была «круче», чем у других. Сегодня от космоса ждут, чтобы он был более конкурентоспособным, чем у всех. Для этих новых требований советская система управления космической отраслью не подходит, а изменить ее до сентября Роскосмосу вряд ли удастся.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».