24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ПРОТИВ ПАРАНОЙИ"

Архивная публикация 2010 года: "ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ПРОТИВ ПАРАНОЙИ"

Большинство американцев требуют запретить строительство мусульманского культурного центра в непосредственной близости от взорванных башен-близнецов Всемирного торгового центра. Президент страны, некогда основанной на принципе свободы вероисповедания, демонстрирует боязливость и беспомощность. Рейтинг Обамы падает. Одна из первых "уток", распрост-раненных Паме-лой Геллер о Бараке Обаме, гласила: он внебрачный сын Малколма X. Сегодня американка говорит, что сама в это не верила, что не помешало ей написать в своем блоге Atlas Shrugs: Обама - сын чернокожего террориста. Мало кто тогда воспринял ее всерьез. Геллер прослыла ненормальной.
Сегодня блоггерша сидит в студии CNN, крупнейшего новостного телеканала Америки. Выглядит она превосходно: черный верх, выразительные тени для век. Ей представилась возможность объяснить миллионной аудитории, почему намерение мусульман построить 13-этажный культурный центр всего через два дома от места, где стояли башни-близнецы,- это дерзость. Геллер ощущает границу между американцами и мусульманами, даже если у последних американские паспорта. Эта граница наметилась 11 сентября 2001 года. Мечеть в непосредственной близости от эпицентра трагедии в ее глазах - провокация. "Это притязание на гегемонию ислама, выражение экспансионистских устремлений", - убеждена она.
Когда год назад о планах нью-йоркских мусульман сообщили общественности, никто ими не оскорбился, включая ведущих консервативного телеканала Fox News. Никто не счел, что новый культурный центр осквернит святое для американцев место, как не ос-кверняют его секс-шоп, пип-шоу и бары, в изобилии пред-ставленные в округе. Не вы-зывала вопросов и кандидатура имама, 62-летнего Фейсала Абдула Рауфа, вот уже 27 лет читающего свои проповеди в мегаполисе - в мечети, которую отделяет от места трагедии подобающее количество зданий.
Культурный центр "Парк 51", задуманный Фейсалом Абдулом Рауфом, стал темой, которая волнует сегодня всю нацию. Консерваторы-республиканцы открыли ее для себя в последний момент - меньше, чем за два месяца до промежуточных выборов в Конгресс. Геллер оказалась первой, кто выразил возмущение, что обеспечило ей заметную роль в последовавших дебатах.
"Мегамечеть", так окрести-ла она этот проект. "Мечеть-монстр". Хотя, по сути, комплекс стоимостью в $100 млн должен стать лишь крупным центром общения мусульман - с бассейном, фитнес-цент-ром, театром, ресторанами и помещением для молитвы. Это детище Американского общества мусульманского прогресса и его "дочерней" организации "Инициатива Кордоба", провозгласивших своей целью позитивный диалог между мусульманским миром и Западом.
Аналогично Памеле Геллер рассуждают сегодня в лагере консерваторов почти все, кто имеет хоть какой-то политический вес. Паранойя Геллер в считаные недели сделалась доминирующей в общественном мнении американцев. "Америка заболела исламо-фобией?" - вопрошал со своей обложки"Парк 51" обрел символическое значение, стал лакмусовой бумажкой веротерпимости.
Страшная травма Соединенных Штатов, теракты 11 сен-тября; нарастающий страх перед всем чуждым и зарок отцов-основателей, что на этой земле достичь большего сможет каждый, вне зависимости от своего происхождения, цвета кожи или вероисповедания - все это находит отражение в абсурдной дискуссии о том, сколько кварталов должны разделять "граунд зеро" и молельный дом мусульман.
"Можете строить мечеть рядом с местом терактов, когда нам разрешат возвести синагогу в Мекке", - значилось на плакатах демонстрантов в Нью-Йорке.
Обама долго обходил этот вопрос молчанием - слишком долго. И только две недели назад он - со ссылкой на Конституцию - однозначно высказался за право мусульман реализовать данный проект. Такой шаг незадолго до выборов в Конгресс многие сочли политически самоубийственным, но в то же время достойным. Увы, на следующий день Обама поправился: "Я не высказывался и не стану высказываться о том, насколько мудрым является решение возвести мечеть именно в этом месте".
И если сначала он производил впечатление человека, исполняющего президентский долг и стоящего на страже Конституции, даже когда это предполагает непопулярные меры, то через несколько дней в его позиции стала сквозить нерешительность. Комик Джон Стюарт в своем "Ежедневном шоу" предложил главе государства новый предвыборный слоган: "Да, мы можем! Вот только нам оно надо?"
В окружении Обамы усиливается разочарование: сло-ва президента, который в месяцы предвыборной кампании считался блестящим оратором, звучат все менее убедительно.
Тон в Америке вновь задают правые, и этот тон стал резче, нежели при Джордже Буше. Сара Пэйлин, новый выразитель идей консерваторов, неистовствует: "Мусульмане проявляют бесчувственность; это все равно что пронзить коллективное сердце американцев, которые до сих пор испытывают боль".
А Ньют Гингрич, бывший лидер консерваторов в палате представителей и один из возможных кандидатов на пост президента в 2012 году, заявляет: "Построить там мечеть - равносильно тому, чтобы разрешить нацистам развесить свои транспаран-ты перед музеем памяти жертв холокоста". Теперь нет сомнений, что в этой дискуссии перемешалось много несовместимых понятий.
Те, кто выступает с такими речами, совершенно уве-рены, что на их стороне большинство американцев. Граждан страны, где свобода вероисповедания считается одним из базовых принципов и которая дала в 2008 году всему миру образец расовой и религиозной толерантности: президентом США стал Барак Обама - чернокожий с исламским вторым именем. А сегодня эта страна объединилась в своей нетерпимости к мусульманам.
В Соединенных Штатах живут от 3 до 7 млн мусульман. Здесь они лучше интегрируются в общество, чем в других странах. Как правило, они быстро адаптируются и пытаются стать образцовыми гражданами. Им не нужно устраивать ни свой чайнатаун, как китайцам, ни свою Маленькую Италию, как итальянцам. Они повсюду, но не бросаются в глаза. Они не поднимают шума и прилежно работают. Они хотят, чтобы их детям жилось лучше, чем им, чтобы они стали адвокатами, врачами или учителями. В 2006 году в Палату представителей был избран первый мусульманин.
А сейчас мусульмане опасаются праздновать окончание Рамадана, потому что в нынешнем году прекращение поста приходится на 9 сентября - дату, близкую к 11 сентября. Что же случилось с их Америкой?
Разве Барака Обаму не избирали в надежде, что он сможет вновь консолидировать нацию, сломать барьеры между расами и религиями? Его жизненный путь позволял верить, что и темнокожий может добиться всего. На инаугурации он назвал свое полное имя - Барак Хусейн Обама. Свое первое интервью он дал арабскому телеканалу "Аль-Джазира". Тем более странно выглядит его нерешительность в вопросе о строительстве мечети. Может быть, Обама перестал понимать собственную страну?
Во время президентской гонки козырем Обамы была история его собственной жизни, восхитившая американцев и породившая в них надежду на радикальные перемены. Став президентом, Обама многих разочаровал.
Советники не раз предлагали ему хоть иногда проявлять на людях праведный гнев - например, когда стало известно о размерах премий банкиров или во время нефтяной катастрофы в Мексиканском заливе. Он не повышает голоса, с ним нельзя рассориться, но потому и нельзя помириться. Заседания у него проходят быстро - не то что у Билла Клинтона. Обама делает ставку на здравый смысл, и это стало сейчас для него проблемой.
Где "граница" мнимой наглости мусульман? В пяти домах от "граунд зеро"? В десяти? В следующем квартале?
Против паранойи правых аргументы бессильны. Техасский депутат Луи Гомерт на многочисленных ток-шоу шумно доказывает: мусульмане дошли до того, что отправляют в Америку беременных - пусть, дескать, рожают "бэби-террористов". Через двадцать лет они, имея гражданство США и американские паспорта, смогут разрушить страну изнутри. Доказательств этой нелепости нет, но кое-кто ей верит. Так же, как четверть населения страны уже верит в то, что их президент - мусульманин.
Вообще-то у американцев есть темы и поважнее мечети: невообразимо высокая безработица, реформа здравоохранения, война в Афганистане. Темы, касающиеся каждого.
Но противниками строительства мечети движет не только враждебность к исламу и страх перед новыми терактами. Движение протеста свидетельствует о боязни протестантского среднего класса утратить свой статус и в скором будущем оказаться "белым меньшинством" в США. Это тоже часть тех перемен, которые связывают с приходом первого афроамериканца на пост президента США.
Обама всегда старался не опускаться до уровня своих противников. Поскольку ему был омерзителен популизм Сары Пэйлин и движения Tea Party, он не захотел соревноваться с ними на этом поле. Пока у него нет концепции, как обуздать "новых правых".
"Эра демократического пра-вления Обамы позади", - пишет Уильям Голстон, эксперт либеральногоInstitution. В ближайшие два года у него будут связаны руки - в политической повестке доминировать будут необходимость потуже затянуть пояса и война в Афганистане.
Политиков, имеющих боль-шие планы, ждут трудные времена.

Большинство американцев требуют запретить строительство мусульманского культурного центра в непосредственной близости от взорванных башен-близнецов Всемирного торгового центра. Президент страны, некогда основанной на принципе свободы вероисповедания, демонстрирует боязливость и беспомощность. Рейтинг Обамы падает. Одна из первых "уток", распрост-раненных Паме-лой Геллер о Бараке Обаме, гласила: он внебрачный сын Малколма X. Сегодня американка говорит, что сама в это не верила, что не помешало ей написать в своем блоге Atlas Shrugs: Обама - сын чернокожего террориста. Мало кто тогда воспринял ее всерьез. Геллер прослыла ненормальной.
Сегодня блоггерша сидит в студии CNN, крупнейшего новостного телеканала Америки. Выглядит она превосходно: черный верх, выразительные тени для век. Ей представилась возможность объяснить миллионной аудитории, почему намерение мусульман построить 13-этажный культурный центр всего через два дома от места, где стояли башни-близнецы,- это дерзость. Геллер ощущает границу между американцами и мусульманами, даже если у последних американские паспорта. Эта граница наметилась 11 сентября 2001 года. Мечеть в непосредственной близости от эпицентра трагедии в ее глазах - провокация. "Это притязание на гегемонию ислама, выражение экспансионистских устремлений", - убеждена она.
Когда год назад о планах нью-йоркских мусульман сообщили общественности, никто ими не оскорбился, включая ведущих консервативного телеканала Fox News. Никто не счел, что новый культурный центр осквернит святое для американцев место, как не ос-кверняют его секс-шоп, пип-шоу и бары, в изобилии пред-ставленные в округе. Не вы-зывала вопросов и кандидатура имама, 62-летнего Фейсала Абдула Рауфа, вот уже 27 лет читающего свои проповеди в мегаполисе - в мечети, которую отделяет от места трагедии подобающее количество зданий.
Культурный центр "Парк 51", задуманный Фейсалом Абдулом Рауфом, стал темой, которая волнует сегодня всю нацию. Консерваторы-республиканцы открыли ее для себя в последний момент - меньше, чем за два месяца до промежуточных выборов в Конгресс. Геллер оказалась первой, кто выразил возмущение, что обеспечило ей заметную роль в последовавших дебатах.
"Мегамечеть", так окрести-ла она этот проект. "Мечеть-монстр". Хотя, по сути, комплекс стоимостью в $100 млн должен стать лишь крупным центром общения мусульман - с бассейном, фитнес-цент-ром, театром, ресторанами и помещением для молитвы. Это детище Американского общества мусульманского прогресса и его "дочерней" организации "Инициатива Кордоба", провозгласивших своей целью позитивный диалог между мусульманским миром и Западом.
Аналогично Памеле Геллер рассуждают сегодня в лагере консерваторов почти все, кто имеет хоть какой-то политический вес. Паранойя Геллер в считаные недели сделалась доминирующей в общественном мнении американцев. "Америка заболела исламо-фобией?" - вопрошал со своей обложки"Парк 51" обрел символическое значение, стал лакмусовой бумажкой веротерпимости.
Страшная травма Соединенных Штатов, теракты 11 сен-тября; нарастающий страх перед всем чуждым и зарок отцов-основателей, что на этой земле достичь большего сможет каждый, вне зависимости от своего происхождения, цвета кожи или вероисповедания - все это находит отражение в абсурдной дискуссии о том, сколько кварталов должны разделять "граунд зеро" и молельный дом мусульман.
"Можете строить мечеть рядом с местом терактов, когда нам разрешат возвести синагогу в Мекке", - значилось на плакатах демонстрантов в Нью-Йорке.
Обама долго обходил этот вопрос молчанием - слишком долго. И только две недели назад он - со ссылкой на Конституцию - однозначно высказался за право мусульман реализовать данный проект. Такой шаг незадолго до выборов в Конгресс многие сочли политически самоубийственным, но в то же время достойным. Увы, на следующий день Обама поправился: "Я не высказывался и не стану высказываться о том, насколько мудрым является решение возвести мечеть именно в этом месте".
И если сначала он производил впечатление человека, исполняющего президентский долг и стоящего на страже Конституции, даже когда это предполагает непопулярные меры, то через несколько дней в его позиции стала сквозить нерешительность. Комик Джон Стюарт в своем "Ежедневном шоу" предложил главе государства новый предвыборный слоган: "Да, мы можем! Вот только нам оно надо?"
В окружении Обамы усиливается разочарование: сло-ва президента, который в месяцы предвыборной кампании считался блестящим оратором, звучат все менее убедительно.
Тон в Америке вновь задают правые, и этот тон стал резче, нежели при Джордже Буше. Сара Пэйлин, новый выразитель идей консерваторов, неистовствует: "Мусульмане проявляют бесчувственность; это все равно что пронзить коллективное сердце американцев, которые до сих пор испытывают боль".
А Ньют Гингрич, бывший лидер консерваторов в палате представителей и один из возможных кандидатов на пост президента в 2012 году, заявляет: "Построить там мечеть - равносильно тому, чтобы разрешить нацистам развесить свои транспаран-ты перед музеем памяти жертв холокоста". Теперь нет сомнений, что в этой дискуссии перемешалось много несовместимых понятий.
Те, кто выступает с такими речами, совершенно уве-рены, что на их стороне большинство американцев. Граждан страны, где свобода вероисповедания считается одним из базовых принципов и которая дала в 2008 году всему миру образец расовой и религиозной толерантности: президентом США стал Барак Обама - чернокожий с исламским вторым именем. А сегодня эта страна объединилась в своей нетерпимости к мусульманам.
В Соединенных Штатах живут от 3 до 7 млн мусульман. Здесь они лучше интегрируются в общество, чем в других странах. Как правило, они быстро адаптируются и пытаются стать образцовыми гражданами. Им не нужно устраивать ни свой чайнатаун, как китайцам, ни свою Маленькую Италию, как итальянцам. Они повсюду, но не бросаются в глаза. Они не поднимают шума и прилежно работают. Они хотят, чтобы их детям жилось лучше, чем им, чтобы они стали адвокатами, врачами или учителями. В 2006 году в Палату представителей был избран первый мусульманин.
А сейчас мусульмане опасаются праздновать окончание Рамадана, потому что в нынешнем году прекращение поста приходится на 9 сентября - дату, близкую к 11 сентября. Что же случилось с их Америкой?
Разве Барака Обаму не избирали в надежде, что он сможет вновь консолидировать нацию, сломать барьеры между расами и религиями? Его жизненный путь позволял верить, что и темнокожий может добиться всего. На инаугурации он назвал свое полное имя - Барак Хусейн Обама. Свое первое интервью он дал арабскому телеканалу "Аль-Джазира". Тем более странно выглядит его нерешительность в вопросе о строительстве мечети. Может быть, Обама перестал понимать собственную страну?
Во время президентской гонки козырем Обамы была история его собственной жизни, восхитившая американцев и породившая в них надежду на радикальные перемены. Став президентом, Обама многих разочаровал.
Советники не раз предлагали ему хоть иногда проявлять на людях праведный гнев - например, когда стало известно о размерах премий банкиров или во время нефтяной катастрофы в Мексиканском заливе. Он не повышает голоса, с ним нельзя рассориться, но потому и нельзя помириться. Заседания у него проходят быстро - не то что у Билла Клинтона. Обама делает ставку на здравый смысл, и это стало сейчас для него проблемой.
Где "граница" мнимой наглости мусульман? В пяти домах от "граунд зеро"? В десяти? В следующем квартале?
Против паранойи правых аргументы бессильны. Техасский депутат Луи Гомерт на многочисленных ток-шоу шумно доказывает: мусульмане дошли до того, что отправляют в Америку беременных - пусть, дескать, рожают "бэби-террористов". Через двадцать лет они, имея гражданство США и американские паспорта, смогут разрушить страну изнутри. Доказательств этой нелепости нет, но кое-кто ей верит. Так же, как четверть населения страны уже верит в то, что их президент - мусульманин.
Вообще-то у американцев есть темы и поважнее мечети: невообразимо высокая безработица, реформа здравоохранения, война в Афганистане. Темы, касающиеся каждого.
Но противниками строительства мечети движет не только враждебность к исламу и страх перед новыми терактами. Движение протеста свидетельствует о боязни протестантского среднего класса утратить свой статус и в скором будущем оказаться "белым меньшинством" в США. Это тоже часть тех перемен, которые связывают с приходом первого афроамериканца на пост президента США.
Обама всегда старался не опускаться до уровня своих противников. Поскольку ему был омерзителен популизм Сары Пэйлин и движения Tea Party, он не захотел соревноваться с ними на этом поле. Пока у него нет концепции, как обуздать "новых правых".
"Эра демократического пра-вления Обамы позади", - пишет Уильям Голстон, эксперт либеральногоInstitution. В ближайшие два года у него будут связаны руки - в политической повестке доминировать будут необходимость потуже затянуть пояса и война в Афганистане.
Политиков, имеющих боль-шие планы, ждут трудные времена.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».