29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "ЗЕЛЕН ИННОГРАД"

Архивная публикация 2010 года: "ЗЕЛЕН ИННОГРАД"

Чем центр инноваций Медведева отличается от технико-внедренческих зон Путина. Как говаривал известный литературный персонаж: "Лед тронулся, господа присяжные заседатели!" В данном случае тронулся "модернизационный лед". Идея начинает воплощаться в жизнь. И в качестве инструмента внедрения выбран инноград в Сколково. А почему, собственно, именно инноград?

Чем центр инноваций Медведева отличается от технико-внедренческих зон Путина. Как говаривал известный литературный персонаж: "Лед тронулся, господа присяжные заседатели!" В данном случае тронулся "модернизационный лед". Идея начинает воплощаться в жизнь. И в качестве инструмента внедрения выбран инноград в Сколково. А почему, собственно, именно инноград?

СТАРЫЙ "КВАРТЕТ"
В самом деле, уж чего-чего, а разного рода научных городков в стране всегда хватало. Если заглянуть в историю, то новосибирский Академгородок, за которым последовали другие наукограды, был создан в СССР значительно раньше принятой сегодня за образец калифорнийской Кремниевой долины. А вот инноваций как не было, так и нет. Теперь на щит поднимается инноград. Не получится ли как у Крылова в его "Квартете"?
Впрочем, не будем слишком углубляться в прошлое. Возьмем новейшую историю. За последние десять лет в России сменились, по крайней мере, три модели, с помощью которых пытались стимулировать инновационные процессы. В 1999 году был принят закон о наукоградах, а в 2005-м - современная версия закона об особых экономических зонах (ОЭЗ), а точнее, о двух типах особых зон - промышленно-производственных и технико-внедренческих (то есть собственно инновационных), и вот теперь - инноград.
Начнем с наукоградов. Этим статусом наделены сегодня 14 городов, из них 9 в Московской области (Дубна, Королев, Черноголовка и др.). Ключ к воротам наукограда - восьмая статья соответствующего закона. В современном виде (редакция 2009 года) она звучит так: "Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов в порядке, определяемом правительством Российской Федерации".
Другими словами, наукоград - это пропуск к дополнительным бюджетным средствам, которые предоставляются федеральным правительством. Важно заметить, что ни о какой конкретной отдаче, ни о какой самоокупаемости наукоградов речи не идет. Есть бюджетная подпитка - жив наукоград, нет - мертв, и никаких тебе инноваций.
Обратимся к технико-внедренческим зонам. Официально считается, что наукограды - одна из баз этих зон. Отличие их от наукограда в том, что речь идет не о прямых бюджетных вливаниях, а о налоговых льготах, которые должны стимулировать профильную активность в технико-внедренческой зоне. Главная льгота для резидентов этих зон - ставка ЕСН для них снижена с 26% до 14% (ст. 241 Налогового кодекса). Налоговые льготы - это серьезный стимул, но заметного инновационного прогресса он не вызвал.
Сейчас в России четыре технико-внедренческие зоны - в Дубне, Зеленограде, Петербурге и Томске. О том, что это направление развития инноваций, мягко говоря, не на подъеме, свидетельствует такой факт: на середину 2009 года во всех технико-внедренческих зонах было зарегистрировано всего 88 резидентов. Этого, конечно, совершенно недостаточно.

НОВЫЙ СОЛИСТ
Перед тем как перейти к устройству иннограда, имеет смысл выйти на макроуровень. Неудача прежних форм развития инновационной деятельности показывает, что на инновации элементарно нет спроса. А нет его прежде всего из-за монополизированной структуры российской экономики. Здесь можно было бы поставить точку, но пока поставим запятую.
Конечно, монополии, если они сами не существуют в инновационном поле, как, например, Microsoft, это далеко не лучшее средство модернизации. И для расчистки поля под инновации важнейшая стратегическая роль должна принадлежать ограничительной антимонопольной практике. В России в данной области положение пока не меняется. В этих условиях главная ставка делается не на стратегический, а на тактический инструмент: спрос на инновации, пусть и ограниченный монополизированной структурой, может разбудить предложение.
Предложение инноваций и ожидается от иннограда. Он принципиально отличается от предыдущих инновационных попыток тем, что у руля стоит не чиновник, а бизнесмен. Если "управление особыми экономическими зонами возлагается на уполномоченный правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти" (статья 7 закона об ОЭЗ), то во главе иннограда президентом Медведевым поставлен Виктор Вексельберг. И в данном случае речь идет не о "социальной ответственности бизнеса", а о крупном бизнес-проекте.

"КОМАНДА МЕЧТЫ"?
В этом бизнес-проекте есть и изрядная политическая составляющая. Технико-внедренческие зоны (наукограды можно вообще оставить за скобками) были инновациями времен президента Путина. В 2009 году президент Медведев ликвидировал Федеральное агентство по особым экономическим зонам - тот самый уполномоченный правительством орган, который управлял, в частности, технико-внедренческими зонами. Тем самым он ясно указал на то, что зоны успеха не добились. И теперь инноград должен продемонстрировать преимущества инноваций по Медведеву.
Именно поэтому на строительство иннограда мобилизована ударная бригада "прорабов". Главный - Виктор Вексельберг. Он известен не только своими миллиардами, "Реновой" и совместным с "Роснано" проектом создания солнечных батарей в Якутии. За $650 млн Вексельберг скупил 44,7% акций швейцарской компании Oerlikon. Она разрабатывает новейшие технологии для Европейского космического агентства, Bosch, Caterpillar, CMC Magnetics, Ferrari, Kraft Foods, Reliance, Sony. Вторая важная фигура - Анатолий Чубайс. Он становится в этом проекте главным инноватором с российской стороны. Наконец, Владислав Сурков, замруководителя президентской администрации. Он осуществляет общие надзорные функции.
Возможно, появится и иностранный инновационно-инвестиционный кура-тор. Ходят слухи, что инокуратором может стать Эстер Дайсон, дочь знаменитого физика, известная как председатель комитета НАСА по инновациям и технологиям.
Есть и еще один "прораб" иннограда - это налоговые льготы. В Минэкономразвития предлагают специальный налоговый режим для "инновационных центров". По нулевой ставке налога на прибыль, на землю и на имущество организаций. Переход на режим уплаты НДС предложено сделать добровольным, а страховые платежи установить в фиксированном размере - 4,8 тыс. рублей в месяц за работника. Плюс пятилетние "налоговые каникулы".
Как сыграется команда, покажет время, однако никогда раньше в инновационную упряжь не впрягали сразу столько "коренников". Но инновациям по-прежнему препятствует засилье монополий. А то, что инноград создается на базе одной из самых дорогих в России бизнес-школ, придает проекту олигархический оттенок. А это политический негатив. Наконец, инноград - штучный продукт. И справится ли он в одиночку с запуском инновационного процесса в целой стране - вопрос открытый. Ведь даже лучшие "прорабы" не могут гарантировать, что Сколково принесет президенту лавровый венок.

Изменение методов стимулирования инноваций
Технико-внедренческие зоны были средством стимулирования инноваций времен президента Путина. В 2009 году президент Медведев ликвидировал Федеральное агентство по особым экономическим зонам - уполномоченный правительством орган, который управлял в том числе и технико-внедренческими зонами. Тем самым он ясно указал на то, что зоны успеха не добились. И теперь инноград должен продемонстрировать преимущества инноваций по Медведеву.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама