29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 1998 года: "Жизнь взаймы"

Архивная публикация 1998 года: "Жизнь взаймы"

Нужны ли России международные кредиты? И если да, то в каких объемах?Олег Вьюгин, заместитель министра финансов РФ: "России на самом деле лучше вообще не занимать. А заменить займы сбором налогов. Это мой ответ в общем виде.
Но пока это не получается. На данный момент, по моим оценкам, нужно найти $10--12 млрд.-- это с учетом уже произведенных в этом году займов (четыре выпуска еврооблигаций на сумму $5,2 млрд. плюс кредит от МВФ на $700 млн., то есть около $6 млрд.).
Естественно, нужно занимать деньги там, где они стоят дешевле. Деньги Всемирного банка -- самые дешевые. У МВФ подороже. Следующие в очереди -- еврозаймы (или евробонды -- срочные российские государственные ценные бумаги, которые размещаются на фондовых рынках Европы и США под определенный процент.-- "Профиль"), потому что по ним деньги получаются дешевле, чем заимствования внутри страны.
Но тут надо понимать, что рост внешнего долга -- это очень плохо. Я не устаю повторять, что если мы не сократим заимствования -- я имею в виду чистые заимствования в бюджет,-- то угроза долгового кризиса будет реальной.
С другой стороны, сложившиеся условия на внутреннем рынке займов очень неблагоприятные. Мы даже были вынуждены отменить один из последних аукционов по ГКО. И причина тут очень простая: пора отказываться от заимствований по слишком дорогой цене. Нам предлагают очень агрессивные заявки, участники рынка хотят получить очень высокую доходность на первичном аукционе. А резервы Минфина не беспредельны".
Михаил Делягин, советник вице-премьера правительства Бориса Немцова по экономическим вопросам: "Пока у нас есть бюджетный дефицит, всегда будет вопрос: а сколько России нужно денег? И тут же возникает второй вопрос: а где эти деньги дешевле взять? Тут есть два пути: занять на внутреннем рынке или на внешнем.
На данный момент дешевле занимать вне страны. И если есть такая возможность, то надо занимать. Вплоть до объема бюджетного дефицита.
И это придется делать до тех пор, пока государство всерьез не займется структурой денежной массы. Деньги стянуты на финансовые рынки, а там, где работает реальный сектор и соответственно находятся основные налоги, ничего, кроме неплатежей, нет. А нет денег -- нет и налогов. Отсюда возникает необходимость займов.
Но если мы соглашаемся с этим выводом, то нужно думать над другой проблемой: на что эти заемные деньги потратить?
Заем, в том числе внешний,-- это не способ существования, а возможность получить передышку для решения важнейших проблем. Отсюда и его использование. Во-первых, на стабилизацию финансовых рынков. И во-вторых, на оживление реального сектора, на осуществление крупных изменений вроде реформы угольной промышленности, на которую у государства своих денег не хватает.
Теперь о том, у кого эти внешние деньги брать.
Начнем с МВФ. Этот фонд дает кредиты для стабилизации финансов под конкретную политику. Прямо скажем, не всегда полезную для страны. С политической точки зрения, это связанные кредиты, и от них, по идее, надо отказываться.
Кредиты Мирового банка направлены на развитие народного хозяйства, в том числе его реального сектора. Поэтому они лучше кредитов МВФ.
Займы у частных инвесторов (евробонды.-- "Профиль") лишают международные финансовые организации монополии на кредитование России. А значит, ограничивают возможности по навязыванию нам строго определенной политики.
Поэтому стратегия внешних займов должна быть такой: заместить кредиты МВФ кредитами Мирового банка. А их, в свою очередь,-- еврооблигациями.
Каким должно быть соотношение внешних и внутренних займов?
Внешние займы дешевле. Значит, надо опираться на них. Что касается зависимости от иностранцев -- нельзя прибегать лишь к тем займам, которые предоставляются в обмен на вредную для страны политику.
С практической точки зрения, между несвязанными внешними и внутренними займами принципиальной разницы нет. Ведь и так более трети внутренних займов -- средства иностранных инвесторов.
Но с точки зрения влияния на страну, разница принципиальна. Внутренние займы перекачивают средства из реального сектора в финансовый. Неизбежно увеличивая нехватку денег и кризис неплатежей. Внешние -- наоборот, привлекают в страну дополнительные средства и увеличивают денежную массу, смягчая кризис неплатежей и оживляя экономику, как это было во втором квартале 1997 года. Именно поэтому сегодня надо вытеснять внутренние займы внешними".
Владимир Никитин, заместитель председателя комитета Государственной думы по банкам и финансам: "Сегодня говорить о том, что внешний заем в $10--15 млрд.-- единственное наше спасение, неправильно. Мы ведь до сих пор не знаем, какими политическими, социальными и экономическими условиями получение этих средств будет обставлено.
С каждым разом экономические условия внешних займов ухудшаются. Они становятся дороже: с 8--9% ставка поднимается до 12%. Об этом и Кириенко неоднократно говорил.
Про политическую сторону внешних займов вообще говорить не приходится: тут и диктат по отношению к расходной части бюджета, и по реформам в социальной сфере, и даже по ратификации договора СНВ-2.
Поэтому говорить о том, что внешние долги нам обходятся дешевле при нынешнем уровне доходности государственных бумаг,-- это логика от лукавого.
В конце концов, внутренние долги -- это наша внутренняя проблема и при сохранении государственных гарантий. Мы можем сами находить их решения. Что касается внешней задолженности, тем более когда она начинает лавинообразно нарастать, то это уже вопрос о суверенитете государства.
Поэтому мне кажется очень странным назначение на должность главного человека по займам Анатолия Чубайса. С учетом того, какие он сейчас должности совмещает (ответственного за связи с международными финансовыми органами и председателя правления РАО "ЕЭС России".-- "Профиль"), это не лезет ни в какие ворота.
А аргумент, что только он сможет найти деньги, мне кажется надуманным. Не нужны особые связи на Западе, чтобы ходить с шапкой по кругу".
Сергей Веремеенко, управляющий Межпромбанка: "Конечно, ничего приятного и хорошего в том, что страна все глубже залезает в долги, нет. Тем более что уже через пять--семь лет выплаты процентов по внешним займам начнут резко расти.
И тем не менее деваться нам все равно некуда. Ситуация такова, что внутри найти деньги попросту невозможно.
Производство падает, и выжать из него налогов больше, чем сейчас, нельзя. С физических лиц правительство налоги собирать еще не научилось. И пока такое положение не изменится, любое наше правительство, вне зависимости от персонального состава, вынуждено будет прибегать к иностранным кредитам.
Кстати, внешние займы не всегда плохи. Кредиты привлекают и развитые страны Запада. Только там нет такого большого дефицита бюджета, как у нас. Так что главное -- нормальный бюджет, жизнь по доходам для всей страны и целенаправленная промышленная политика правительства. Это единственная реальная, а не псевдопатриотическая альтернатива внешним займам".

Нужны ли России международные кредиты? И если да, то в каких объемах?Олег Вьюгин, заместитель министра финансов РФ: "России на самом деле лучше вообще не занимать. А заменить займы сбором налогов. Это мой ответ в общем виде.

Но пока это не получается. На данный момент, по моим оценкам, нужно найти $10--12 млрд.-- это с учетом уже произведенных в этом году займов (четыре выпуска еврооблигаций на сумму $5,2 млрд. плюс кредит от МВФ на $700 млн., то есть около $6 млрд.).

Естественно, нужно занимать деньги там, где они стоят дешевле. Деньги Всемирного банка -- самые дешевые. У МВФ подороже. Следующие в очереди -- еврозаймы (или евробонды -- срочные российские государственные ценные бумаги, которые размещаются на фондовых рынках Европы и США под определенный процент.-- "Профиль"), потому что по ним деньги получаются дешевле, чем заимствования внутри страны.

Но тут надо понимать, что рост внешнего долга -- это очень плохо. Я не устаю повторять, что если мы не сократим заимствования -- я имею в виду чистые заимствования в бюджет,-- то угроза долгового кризиса будет реальной.

С другой стороны, сложившиеся условия на внутреннем рынке займов очень неблагоприятные. Мы даже были вынуждены отменить один из последних аукционов по ГКО. И причина тут очень простая: пора отказываться от заимствований по слишком дорогой цене. Нам предлагают очень агрессивные заявки, участники рынка хотят получить очень высокую доходность на первичном аукционе. А резервы Минфина не беспредельны".

Михаил Делягин, советник вице-премьера правительства Бориса Немцова по экономическим вопросам: "Пока у нас есть бюджетный дефицит, всегда будет вопрос: а сколько России нужно денег? И тут же возникает второй вопрос: а где эти деньги дешевле взять? Тут есть два пути: занять на внутреннем рынке или на внешнем.

На данный момент дешевле занимать вне страны. И если есть такая возможность, то надо занимать. Вплоть до объема бюджетного дефицита.

И это придется делать до тех пор, пока государство всерьез не займется структурой денежной массы. Деньги стянуты на финансовые рынки, а там, где работает реальный сектор и соответственно находятся основные налоги, ничего, кроме неплатежей, нет. А нет денег -- нет и налогов. Отсюда возникает необходимость займов.

Но если мы соглашаемся с этим выводом, то нужно думать над другой проблемой: на что эти заемные деньги потратить?

Заем, в том числе внешний,-- это не способ существования, а возможность получить передышку для решения важнейших проблем. Отсюда и его использование. Во-первых, на стабилизацию финансовых рынков. И во-вторых, на оживление реального сектора, на осуществление крупных изменений вроде реформы угольной промышленности, на которую у государства своих денег не хватает.

Теперь о том, у кого эти внешние деньги брать.

Начнем с МВФ. Этот фонд дает кредиты для стабилизации финансов под конкретную политику. Прямо скажем, не всегда полезную для страны. С политической точки зрения, это связанные кредиты, и от них, по идее, надо отказываться.

Кредиты Мирового банка направлены на развитие народного хозяйства, в том числе его реального сектора. Поэтому они лучше кредитов МВФ.

Займы у частных инвесторов (евробонды.-- "Профиль") лишают международные финансовые организации монополии на кредитование России. А значит, ограничивают возможности по навязыванию нам строго определенной политики.

Поэтому стратегия внешних займов должна быть такой: заместить кредиты МВФ кредитами Мирового банка. А их, в свою очередь,-- еврооблигациями.

Каким должно быть соотношение внешних и внутренних займов?

Внешние займы дешевле. Значит, надо опираться на них. Что касается зависимости от иностранцев -- нельзя прибегать лишь к тем займам, которые предоставляются в обмен на вредную для страны политику.

С практической точки зрения, между несвязанными внешними и внутренними займами принципиальной разницы нет. Ведь и так более трети внутренних займов -- средства иностранных инвесторов.

Но с точки зрения влияния на страну, разница принципиальна. Внутренние займы перекачивают средства из реального сектора в финансовый. Неизбежно увеличивая нехватку денег и кризис неплатежей. Внешние -- наоборот, привлекают в страну дополнительные средства и увеличивают денежную массу, смягчая кризис неплатежей и оживляя экономику, как это было во втором квартале 1997 года. Именно поэтому сегодня надо вытеснять внутренние займы внешними".

Владимир Никитин, заместитель председателя комитета Государственной думы по банкам и финансам: "Сегодня говорить о том, что внешний заем в $10--15 млрд.-- единственное наше спасение, неправильно. Мы ведь до сих пор не знаем, какими политическими, социальными и экономическими условиями получение этих средств будет обставлено.

С каждым разом экономические условия внешних займов ухудшаются. Они становятся дороже: с 8--9% ставка поднимается до 12%. Об этом и Кириенко неоднократно говорил.

Про политическую сторону внешних займов вообще говорить не приходится: тут и диктат по отношению к расходной части бюджета, и по реформам в социальной сфере, и даже по ратификации договора СНВ-2.

Поэтому говорить о том, что внешние долги нам обходятся дешевле при нынешнем уровне доходности государственных бумаг,-- это логика от лукавого.

В конце концов, внутренние долги -- это наша внутренняя проблема и при сохранении государственных гарантий. Мы можем сами находить их решения. Что касается внешней задолженности, тем более когда она начинает лавинообразно нарастать, то это уже вопрос о суверенитете государства.

Поэтому мне кажется очень странным назначение на должность главного человека по займам Анатолия Чубайса. С учетом того, какие он сейчас должности совмещает (ответственного за связи с международными финансовыми органами и председателя правления РАО "ЕЭС России".-- "Профиль"), это не лезет ни в какие ворота.

А аргумент, что только он сможет найти деньги, мне кажется надуманным. Не нужны особые связи на Западе, чтобы ходить с шапкой по кругу".

Сергей Веремеенко, управляющий Межпромбанка: "Конечно, ничего приятного и хорошего в том, что страна все глубже залезает в долги, нет. Тем более что уже через пять--семь лет выплаты процентов по внешним займам начнут резко расти.

И тем не менее деваться нам все равно некуда. Ситуация такова, что внутри найти деньги попросту невозможно.

Производство падает, и выжать из него налогов больше, чем сейчас, нельзя. С физических лиц правительство налоги собирать еще не научилось. И пока такое положение не изменится, любое наше правительство, вне зависимости от персонального состава, вынуждено будет прибегать к иностранным кредитам.

Кстати, внешние займы не всегда плохи. Кредиты привлекают и развитые страны Запада. Только там нет такого большого дефицита бюджета, как у нас. Так что главное -- нормальный бюджет, жизнь по доходам для всей страны и целенаправленная промышленная политика правительства. Это единственная реальная, а не псевдопатриотическая альтернатива внешним займам".

ПАВЕЛ ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама