25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2007 года: "ЖЖ-изнь растет в цене"

Архивная публикация 2007 года: "ЖЖ-изнь растет в цене"

Инвесторы проявляют все больший интерес к социальным сетям Рунета. Несмотря на то, что пока не слишком понятно, как на них заработать.За два-три последних года интернет-ресурсы, которые принято называть социальными сетями (блоги, различные сообщества по интересам, службы знакомств и т.д.), стремительно раскупаются инвесторами. А интернет-компании создают все новые аналогичные проекты.

В октябре 2005 года ИК «Финам» купила компанию «Мамба-сервис», владеющую одноименной службой знакомств через Интернет. Сумму сделки стороны не разглашали. В декабре 2005 года Rambler Media открыла систему мультимедийных блогов «Рамблер-Планета», летом прошлого года приобрела социальную сеть «Дамочка.Ру» (о стоимости покупки также не было объявлено), а в феврале 2007-го Rambler совместно с национальной службой «Жди меня» запустил сервис поиска людей. Mail.ru в 2005 году открыл на своем сайте блог и сервис по размещению фотографий, а в 2006-м предоставил пользователям возможность размещать видеоролики.

В октябре 2006 года российская компания Sup заключила соглашение о партнерстве с американской Six Apart, владеющей несколькими крупными порталами, в том числе и популярным в России Livejournal («Живой Журнал» — ЖЖ. — «Профиль»), о развитии русскоязычной части ЖЖ. Позднее Sup купила сервис LJ Plus, который предоставляет дополнительные сервисы пользователям ЖЖ, например возможность размещать фото, и спортивный портал «Чемпионат.ру», на базе которого тоже планируется создать социальную сеть. Финансовые детали этих сделок в Sup «Профилю» комментировать отказались.

Самый известный в России интернет-поисковик «Яндекс» в марте этого года объявил о приобретении социальной сети «МойКруг.ру» (помогает находить однокашников, а также подыскивать экспертов и сотрудников по рекомендациям). Как и в предыдущих случаях, сумму сделки стороны не раскрывают, однако, по мнению опрошенных «Профилем» участников рынка, она могла составить около $1,5 млн. А недавно по рынку начали циркулировать слухи о том, что популярная социальнаяможет быть приобретена РБК. В самой компании эту информацию не подтвердили и не опровергли, заявив, что не комментируют слухи.

Все сделают потребители

Почему инвесторы заинтересовались социальным сетями? Основная причина — рост их популярности у пользователей. Русскоязычный сегмент самого популярного в России портала Livejournal, по словам руководителя службы блогов компании Sup Антона Носика, насчитывает порядка 925 тыс. аккаунтов.

Причем сейчас социальные сети обходятся значительно дешевле, чем покупка долей, например, в сетевых СМИ и тем более крупнейших интернет-компаниях. По словам главного редактора портала «Яндекс» Елены Колмановской, речь обычно идет о суммах до $10 млн. В случае же с поисковиками и новостными порталами масштаб цен совершенно иной. Достаточно вспомнить недавнюю сделку по приобретению южноафриканским медиа-холдингом Naspers Limited 30% долей портала Mail.ru за $165 млн.

Другое важное преимущество социальных сетей — низкий уровень расходов на поддержание ресурсов. «С точки зрения инвестиций эти проекты весьма выгодны — они производят бесплатный контент, нет необходимости тратиться на журналистов, авторов, пользователям комфортно в обществе друг друга, надо просто дать им удобные инструменты общения», — говорит вице-президент и директор по маркетингу и PR холдинга Mail.ru Анна Артамонова.

Как заработать?

Но, по большому счету, бизнес-модели работы в социальных сетях пока еще не сформировались, констатирует аналитик J’son & Partners Татьяна Стародубцева.

Собственно, способов потенциального заработка может быть два. Первый и главный, естественно, реклама. Сейчас владельцы социальных сетей активно размещают на своих страницах традиционную медийную рекламу — баннеры. Ее продажи в этом сегменте начались не так давно. Например, баннеры на блогах Mail.ru появились в конце прошлого года.

Баннерами на главной странице, которые непременно увидит любой пользователь, оказавшийся на портале, никто ограничиваться не собирается. Можно, например, размещать объявления, нацеленные на узкие группы потребителей. Кроме того, сейчас игроки активно разрабатывают различные способы непрямой рекламы. Скажем, та или иная компания может спонсировать тематические сообщества или пользователей, пишущих о той области, в которой работает рекламодатель. Правда, такие технологии отработаны не до конца. «Если у вас блог посвящен цифровой фотографии, вы можете рассчитывать на производителей и распространителей цифровой фототехники как на рекламодателей, — рассказывает Антон Носик. — А если у вас блог о политике, то где там размещать, что размещать и как учитывать эффект — предстоит еще придумать».

Потенциально интересным спонсорство сообществ считают и в «ВымпелКоме» — одном из крупнейших рекламодателей в Рунете. Правда, и здесь признают, что с новыми рекламными возможностями пока не все ясно. «Невозможно сравнить эффект от обсуждения продукта каким-либо community и размещения стандартного баннера, — отмечает ведущий менеджер медиа-планирования стран СНГ «ВымпелКома» Сергей Кузнецов. — Во втором случае мы видим хотя бы примерный процент откликнувшихся на него и перешедших по ссылке, в то время как в первом случае нет даже такой статистики».

К тому же пока непонятно, каким образом на такую рекламу в сообществах и социальных сетях будут реагировать пользователи. «Если блогер будет открыто заявлять о том, что данный пост — реклама, читатели могут пропускать такие сообщения. А если рекламы станет много, такого блогера могут вообще перестать читать, — считает Елена Колмановская. — Если рекламировать что-то через популярных блогеров тайно, рано или поздно читатели поймут, что их обманывают, и репутация компании будет подмочена».

Другой способ заработать на социальных сетях — предлагать пользователям дополнительные платные услуги. По словам экспертов, эту модель сейчас достаточно успешно реализует служба знакомств «Мамба». Там, например, за плату можно оставить собеседнику голосовое сообщение или разместить анкету в начале страницы, чтобы на нее чаще обращали внимание. Похожим образом действует и Mail.ru. «Охотнее всего пользователи платят за привлечение внимания к своей персоне. Так, на нашем сервисе «Фото@Mail.ru» можно послать SMS за $1, и любая ваша фотография окажется на главной странице, — рассказывает Анна Артамонова. — Ее увидит огромное число людей, которые будут оценивать, комментировать, начнут с вами общение. Получается что-то типа мини-аукциона. Кто больше пошлет, тот дольше будет заметен широкому кругу людей. Похожий принцип мы используем на проектах «Блоги@Mail.ru».

Но не все готовы поверить, что взимание платы с потребителей за дополнительные возможности и сервисы может приносить основной доход. «На платные сервисы перевести людей будет очень тяжело, — полагает Елена Колмановская. — Все привыкли, что в Интернете все бесплатно. Попытки Yahoo! ввести платную почту не увенчались успехом, и компания снова сделала сервис бесплатным. Платные аккаунты в ЖЖ, дающие больше возможностей, тоже не особенно популярны. Пожалуй, единственный удачный пример зарабатывания на платных сервисах — это сайты знакомств, которым основные деньги приходят как раз от платных возможностей поднятия рейтингов анкет и т.д.».

Означает ли это, что возможности социальных сетей сейчас переоцениваются инвесторами и в реальности они не стоят тех денег, которые за них сегодня платят? Скорее всего, нет.

Из-за небольших начальных вложений социальные сети быстро окупают вложения. К тому же шансы социальных сетей выйти на окупаемость резко увеличиваются после вхождения в крупные холдинги. «В наших условиях такие проекты жизнеспособны только в рамках интернет-компаний полного цикла, с широкой линейкой сервисов, большой аудиторией и инструментами монетизации. В этой связи понятно стремление создателей этих проектов «приплыть» к одной из крупных структур. В свою очередь, крупные интернет-компании уже обладают необходимой устойчивостью и опытом для того, чтобы избежать повторения ошибок «интернет-пузыря», — полагает финансовый директор Rambler Media Артур Акопьян.

Пока социальные сети не могут похвастаться завидными рекламными сборами: по оценке председателя правления рекламного агентства IMHO VI Арсена Ревазова, на рекламу в этом сегменте приходится не более 1% всего рынка интернет-рекламы. А представители интернет-компаний признают, что налицо явный дефицит креативных идей по поводу того, с помощью каких ходов можно эти сборы повысить. Но почему-то практически никто из них не сомневается, что ситуация изменится очень скоро. По мнению Ревазова, уже к концу года могут сформироваться бизнес-модели работы в социальных сетях. Получается, что нынешний ажиотаж вокруг этих интернет-ресурсов — стремление инвесторов подешевле купить «входной билет» на перспективный рынок. И не исключено, что через некоторое время и в России социальные сети по стоимости приблизятся если не к поисковикам, то к интернет-СМИ.

Инвесторы проявляют все больший интерес к социальным сетям Рунета. Несмотря на то, что пока не слишком понятно, как на них заработать.За два-три последних года интернет-ресурсы, которые принято называть социальными сетями (блоги, различные сообщества по интересам, службы знакомств и т.д.), стремительно раскупаются инвесторами. А интернет-компании создают все новые аналогичные проекты.

В октябре 2005 года ИК «Финам» купила компанию «Мамба-сервис», владеющую одноименной службой знакомств через Интернет. Сумму сделки стороны не разглашали. В декабре 2005 года Rambler Media открыла систему мультимедийных блогов «Рамблер-Планета», летом прошлого года приобрела социальную сеть «Дамочка.Ру» (о стоимости покупки также не было объявлено), а в феврале 2007-го Rambler совместно с национальной службой «Жди меня» запустил сервис поиска людей. Mail.ru в 2005 году открыл на своем сайте блог и сервис по размещению фотографий, а в 2006-м предоставил пользователям возможность размещать видеоролики.

В октябре 2006 года российская компания Sup заключила соглашение о партнерстве с американской Six Apart, владеющей несколькими крупными порталами, в том числе и популярным в России Livejournal («Живой Журнал» — ЖЖ. — «Профиль»), о развитии русскоязычной части ЖЖ. Позднее Sup купила сервис LJ Plus, который предоставляет дополнительные сервисы пользователям ЖЖ, например возможность размещать фото, и спортивный портал «Чемпионат.ру», на базе которого тоже планируется создать социальную сеть. Финансовые детали этих сделок в Sup «Профилю» комментировать отказались.

Самый известный в России интернет-поисковик «Яндекс» в марте этого года объявил о приобретении социальной сети «МойКруг.ру» (помогает находить однокашников, а также подыскивать экспертов и сотрудников по рекомендациям). Как и в предыдущих случаях, сумму сделки стороны не раскрывают, однако, по мнению опрошенных «Профилем» участников рынка, она могла составить около $1,5 млн. А недавно по рынку начали циркулировать слухи о том, что популярная социальнаяможет быть приобретена РБК. В самой компании эту информацию не подтвердили и не опровергли, заявив, что не комментируют слухи.

Все сделают потребители

Почему инвесторы заинтересовались социальным сетями? Основная причина — рост их популярности у пользователей. Русскоязычный сегмент самого популярного в России портала Livejournal, по словам руководителя службы блогов компании Sup Антона Носика, насчитывает порядка 925 тыс. аккаунтов.

Причем сейчас социальные сети обходятся значительно дешевле, чем покупка долей, например, в сетевых СМИ и тем более крупнейших интернет-компаниях. По словам главного редактора портала «Яндекс» Елены Колмановской, речь обычно идет о суммах до $10 млн. В случае же с поисковиками и новостными порталами масштаб цен совершенно иной. Достаточно вспомнить недавнюю сделку по приобретению южноафриканским медиа-холдингом Naspers Limited 30% долей портала Mail.ru за $165 млн.

Другое важное преимущество социальных сетей — низкий уровень расходов на поддержание ресурсов. «С точки зрения инвестиций эти проекты весьма выгодны — они производят бесплатный контент, нет необходимости тратиться на журналистов, авторов, пользователям комфортно в обществе друг друга, надо просто дать им удобные инструменты общения», — говорит вице-президент и директор по маркетингу и PR холдинга Mail.ru Анна Артамонова.

Как заработать?

Но, по большому счету, бизнес-модели работы в социальных сетях пока еще не сформировались, констатирует аналитик J’son & Partners Татьяна Стародубцева.

Собственно, способов потенциального заработка может быть два. Первый и главный, естественно, реклама. Сейчас владельцы социальных сетей активно размещают на своих страницах традиционную медийную рекламу — баннеры. Ее продажи в этом сегменте начались не так давно. Например, баннеры на блогах Mail.ru появились в конце прошлого года.

Баннерами на главной странице, которые непременно увидит любой пользователь, оказавшийся на портале, никто ограничиваться не собирается. Можно, например, размещать объявления, нацеленные на узкие группы потребителей. Кроме того, сейчас игроки активно разрабатывают различные способы непрямой рекламы. Скажем, та или иная компания может спонсировать тематические сообщества или пользователей, пишущих о той области, в которой работает рекламодатель. Правда, такие технологии отработаны не до конца. «Если у вас блог посвящен цифровой фотографии, вы можете рассчитывать на производителей и распространителей цифровой фототехники как на рекламодателей, — рассказывает Антон Носик. — А если у вас блог о политике, то где там размещать, что размещать и как учитывать эффект — предстоит еще придумать».

Потенциально интересным спонсорство сообществ считают и в «ВымпелКоме» — одном из крупнейших рекламодателей в Рунете. Правда, и здесь признают, что с новыми рекламными возможностями пока не все ясно. «Невозможно сравнить эффект от обсуждения продукта каким-либо community и размещения стандартного баннера, — отмечает ведущий менеджер медиа-планирования стран СНГ «ВымпелКома» Сергей Кузнецов. — Во втором случае мы видим хотя бы примерный процент откликнувшихся на него и перешедших по ссылке, в то время как в первом случае нет даже такой статистики».

К тому же пока непонятно, каким образом на такую рекламу в сообществах и социальных сетях будут реагировать пользователи. «Если блогер будет открыто заявлять о том, что данный пост — реклама, читатели могут пропускать такие сообщения. А если рекламы станет много, такого блогера могут вообще перестать читать, — считает Елена Колмановская. — Если рекламировать что-то через популярных блогеров тайно, рано или поздно читатели поймут, что их обманывают, и репутация компании будет подмочена».

Другой способ заработать на социальных сетях — предлагать пользователям дополнительные платные услуги. По словам экспертов, эту модель сейчас достаточно успешно реализует служба знакомств «Мамба». Там, например, за плату можно оставить собеседнику голосовое сообщение или разместить анкету в начале страницы, чтобы на нее чаще обращали внимание. Похожим образом действует и Mail.ru. «Охотнее всего пользователи платят за привлечение внимания к своей персоне. Так, на нашем сервисе «Фото@Mail.ru» можно послать SMS за $1, и любая ваша фотография окажется на главной странице, — рассказывает Анна Артамонова. — Ее увидит огромное число людей, которые будут оценивать, комментировать, начнут с вами общение. Получается что-то типа мини-аукциона. Кто больше пошлет, тот дольше будет заметен широкому кругу людей. Похожий принцип мы используем на проектах «Блоги@Mail.ru».

Но не все готовы поверить, что взимание платы с потребителей за дополнительные возможности и сервисы может приносить основной доход. «На платные сервисы перевести людей будет очень тяжело, — полагает Елена Колмановская. — Все привыкли, что в Интернете все бесплатно. Попытки Yahoo! ввести платную почту не увенчались успехом, и компания снова сделала сервис бесплатным. Платные аккаунты в ЖЖ, дающие больше возможностей, тоже не особенно популярны. Пожалуй, единственный удачный пример зарабатывания на платных сервисах — это сайты знакомств, которым основные деньги приходят как раз от платных возможностей поднятия рейтингов анкет и т.д.».

Означает ли это, что возможности социальных сетей сейчас переоцениваются инвесторами и в реальности они не стоят тех денег, которые за них сегодня платят? Скорее всего, нет.

Из-за небольших начальных вложений социальные сети быстро окупают вложения. К тому же шансы социальных сетей выйти на окупаемость резко увеличиваются после вхождения в крупные холдинги. «В наших условиях такие проекты жизнеспособны только в рамках интернет-компаний полного цикла, с широкой линейкой сервисов, большой аудиторией и инструментами монетизации. В этой связи понятно стремление создателей этих проектов «приплыть» к одной из крупных структур. В свою очередь, крупные интернет-компании уже обладают необходимой устойчивостью и опытом для того, чтобы избежать повторения ошибок «интернет-пузыря», — полагает финансовый директор Rambler Media Артур Акопьян.

Пока социальные сети не могут похвастаться завидными рекламными сборами: по оценке председателя правления рекламного агентства IMHO VI Арсена Ревазова, на рекламу в этом сегменте приходится не более 1% всего рынка интернет-рекламы. А представители интернет-компаний признают, что налицо явный дефицит креативных идей по поводу того, с помощью каких ходов можно эти сборы повысить. Но почему-то практически никто из них не сомневается, что ситуация изменится очень скоро. По мнению Ревазова, уже к концу года могут сформироваться бизнес-модели работы в социальных сетях. Получается, что нынешний ажиотаж вокруг этих интернет-ресурсов — стремление инвесторов подешевле купить «входной билет» на перспективный рынок. И не исключено, что через некоторое время и в России социальные сети по стоимости приблизятся если не к поисковикам, то к интернет-СМИ.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».