Автопилот по-немецки
Разработки в области автоматического пилотирования “большая немецкая тройка” ведет уже давно. Однако именно сейчас сумма технологий готова достигнуть отметки, после которой наступит прорыв. Последняя новость – на выставке потребительской электроники CES в Шанхае Audi продемонстрировала сверхскоростной беспилотный электрокар R8 e-tron.
Два шага до самостоятельности
Концепт построен на базе композитной рамы Space Frame нового поколения R8. Задняя часть кузова изготовлена из полимера, армированного углеволокном. Автомобиль оснащен двумя электродвигателями, мощностью 170 кВт каждый и развивает крутящий момент 460 Н•м на задней оси. Audi R8 e-tron Piloted Driving разгоняется до 100 км/ч за 3,9 секунды, а максимальная скорость автомобиля ограничивается электроникой на отметке 250 км/ч. Интеллектуальная система управления в сочетании с электромеханической тормозной системой обеспечивают высокий уровень рекуперации энергии при замедлении. Максимальную устойчивость и динамику автомобиля гарантирует система управления крутящим моментом, которая распределяет тягу между задними колесами в зависимости от условий движения. Но самая главная изюминка R8 e-tron Piloted Driving – автомобиль оснащен всеми функциями автопилотирования. Получение данных об окружающей обстановке обеспечивается целым комплексом – это и лазерные датчики нового типа, и несколько видеокамер, и ультразвуковые датчики, и радарные датчики в передней и задней частях автомобиля. На основе сигналов, полученных от датчиков, центральный блок управления систем помощи водителю воссоздает точную картину условий вокруг автомобиля.
Рассмотрим комплекс Piloted Driving подробнее. Он уже успел пройти ходовые испытания на дорогах Германии. Более того, его протестировал сам министр транспорта страны Александр Добриндт. Правда, он был пассажиром автоматизированного Audi A7.
Основой системы служит ставший уже привычным адаптивный круиз-контроль. Ему ассистируют активные системы слежения за разметкой и мониторинга пространства позади и сбоку от машины. Лазерный сканер контролирует пространство на расстоянии в 80 метров, с углом обзора 145 градусов. А специальная инфракрасная камера фиксирует людей и животных, выходящих на обочину и тем более – на дорожное полотно. Кстати, текущее поколение Piloted Driving умеет не только обгонять попутный транспорт и держать заданный скоростной режим, но и мастерски парковаться. Вдобавок отдельная камера следит за лицом водителя. Если вы начнете засыпать – автомобиль вас разбудит. А если, не дай бог, вам станет за рулем плохо, то умная А7 безопасно перестроится к обочине, выберет, где можно припарковаться, и вызовет экстренные службы.
Собственно, уже следующее поколение представительского седана А8 получит такую систему. Но с единственной оговоркой – работать она будет исключительно на скоростях до 60 км/ч. Пожалуй, это наиболее приближенная к конечному потребителю версия машины с автопилотом.
Но нет пределов совершенству. Всего программа Piloted Driving состоит из пяти этапов, и сейчас Audi находится лишь на третьем. Начало было положено в 2009 году, на знаменитом соляном озере Бонневиль. Здесь в ходе традиционных соревнований роботизированная Audi TTS установила рекорд скорости для автономных машин — 210 км/ч. А уже в следующем году на не менее знаменитой горной трассе Pikes Peak этот автомобиль не только проскочил 20-километровый подъем за 27 минут, но и продемонстрировал раллийные приемы вождения. Дороги общего пользования Audi с автопилотом начали покорять в 2013-м. Лояльно настроенные к подобным экспериментам власти штата Невада разрешили выпустить "в люди" второе поколение Piloted Driving.
Что же ждет нас в четвертой итерации системы? Автомобиль научится распознавать все окружающие объекты, читать знаки и сигналы светофора. И конечно взаимодействовать по беспроводной связи с остальными участниками дорожного движения. Ну а последний этап – полностью самостоятельный автомобиль, по сути обладающий искусственным интеллектом.
Без водителя
Такое направление развития можно считать общим для всех автопроизводителей. Однако есть экземпляры, заслуживающие особого внимания. На фоне разработок Audi концепт F 015 Luxury in Motion от Mercedes Benz выглядит пришельцем из другой галактики.
Необыкновенный внешний облик с низкой крышей и огромной колесной базой автомобиля в сочетании с короткими свесами совершенно четко демонстрирует направление конструкторской мысли. А стоит заглянуть в салон, как развеиваются последние сомнения. Эта машина не предназначена для того, чтобы за рулем находился человек. Ключевой элемент инновационной концепции интерьера – четыре вращающихся сиденья, которые по умолчанию установлены "лицом" друг к другу. Для удобства посадки и выхода из салона при открытии дверей кресла сразу же поворачиваются наружу на 30 градусов с помощью электропривода. Конечно, при необходимости водитель или передний пассажир могут взять управление на себя. Для этого при развороте кресла лицом по ходу движения из приборной панели автоматически выдвигается рулевое колесо.
Однако при всей футуристичности дизайна техническая начинка автопилота от Mercedes-Benz вполне реальна. Она отлично зарекомендовала себя в автомобиле S 500 Intelligent Drive. Еще в 2013-м он смог самостоятельно преодолеть путь в сто километров от Мангейма до Пфорцхайма. Инженеры Mercedes-Benz так же, как и их коллеги из Audi построили всю систему на основе штатных ассистентов уже доступных на новом S-классе. Такие системы как Distronic Plus, Steering Assist и Stop&Go Pilot позволяют водителю расслабить внимание в пробке или на автобане, удерживая автомобиль в заданной полосе и соблюдая дистанцию до впереди идущего автомобиля, вплоть до полной остановки.
В свою очередь Intelligent Drive отличается увеличенным охватом фронтальной стереокамеры. Это позволяет определять дистанцию до объектов визуально, не полагаясь на одни только данные радаров. Их количество, кстати, также возросло. Четыре дополнительных сонара дальнего действия были установлены по углам переднего и заднего бампера. Они фиксируют приближение машин слева и справа на перекрестках. Там же установлены и четыре радара ближнего радиуса действия. Их задача – фиксировать соседей по потоку. За сигналами светофора и знаками следит отдельная цветная камера. Еще одна камера контролирует заднюю полусферу. Она дает наиболее точную привязку к местности. Решив не полагаться на одни только GPS датчики, специалисты Mercedes-Benz создали специальную трехмерную карту региона по которому предстояло перемещаться автомобилю. Были учтены даже такие нюансы как данные о разметке, количестве полос движения и их направлениях, местах установки дорожных знаков и светофоров. А вот как поведет себя комплекс Intelligent Drive в незнакомой местности – большой вопрос. Пока отпускать его в такое путешествие никто не решился.
За рулем – компьютер
Естественно свою версию автопилота готовит и BMW. В 2011 году седан 5-й серии совершил автоматическое путешествие из Мюнхена в Нюрнберг, протяженностью в 170 километров.
Следующим знаковым событием стала прошлогодняя презентация весьма необычной системы активной безопасности. Пока остальные производители предлагают водителям совсем отказаться от процесса управления, баварцы пошли своим путем. Что, учитывая драйверскую направленность всех автомобилей марки, вполне закономерно. Зачем лишать человека удовольствия, если можно лишь обеспечить ему максимальный уровень безопасности. Хотите стать мастером дрифта – пожалуйста. Одно касание клавиши и автомобиль начинает творить настоящие чудеса. Водитель лишь задает траекторию, а электроника поддерживает режим управляемого скольжения. Под контролем бортового компьютера полностью находятся рулевое управление, педаль газа и тормоза. В то же время в компании не отрицают, что готовы запустить и полностью автономный автомобиль. Скорее всего, это будет электрокар из новой экологичной линейки i. Его появление планируется через пять лет.
Естественно, от немцев не желает отставать и весь остальной мир. Все крупные автоконцерны имеют в своем арсенале те или иные варианты автопилотов. И не только автоконцерны. Интернет-гигант Google уже несколько лет более чем успешно тестирует на дорогах Невады свои автономные машины. Не за горами тот момент, когда мы сможем увидеть первый автомобиль под брендом Apple. Будет странно, если в нем не окажется столь прогрессивной системы. Однако до сих пор остается практически неразрешенным главный вопрос – юридический. Но это тема для отдельного большого исследования.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".