26 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Двенадцать главных отличий между автомобилистами России и Западной Европы
Автомобили водители ПДД

Двенадцать главных отличий между автомобилистами России и Западной Европы

1. Парковка: с широтой русской души

Несмотря на то, что крупные российские города давно уже испытывают дефицит парковочных мест, ставить машины по-настоящему плотно мы пока не научились. Это касается и дворов, и организованных паркингов: обязательно найдется один-другой-третий автомобиль, занимающий полтора, а то и два места. В каком-нибудь Париже ставят машины вплотную, да еще не стесняются расталкивать соседей бамперами. У нас же предпочитают иметь по метру с каждой стороны…

Кстати, официальные платные парковки только усугубили ситуацию. В столице зачем-то размечены места для стоянки вдоль тротуара из расчета шесть метров на автомобиль. Безумная расточительность! Обозначьте, как во всем мире, начало и конец зоны парковки, а уж сколько туда втиснется машин – дело не властей, а водителей. Чем больше, тем лучше для бюджета, в конце концов.

И конечно, нужно наводить порядок с местами для инвалидов. Причем не только не занимать их, кому не положено, но и пересчитать, сколько их нужно. А то у торгового центра где-нибудь на окраине маломобильным гражданам отведена иногда чуть ли не половина площади, а у поликлиники издевательски выделено два места…

2. Любовь к левому ряду

Пятнадцать лет назад мне довелось пересечь всю Францию на машинах в компании с местными журналистами. Они ехали впереди и совершали маневры с четкостью «Стрижей»: левый поворотник – перестроение – опережение – правый поворотник – возвращение в свой ряд. Шоссе было загружено не очень плотно, но заметно: примерно раз в минуту мы таким манером обгоняли грузовики. И ни разу наши коллеги не остались в левом ряду (иногда – в среднем) дольше, чем это было необходимо. Немедленно после опережения следовал сигнал и перестроение, чтобы с приближением к очередной фуре начать все снова.

Представили? И как это происходит на российском шоссе, вспомнили? Как сгоняли «шляпу» из левого ряда и как сами висели там при свободных правых полосах?

Кстати, ПДД прямо запрещают занимать левый ряд, если остальные свободны, но, ссылаясь на более гладкий асфальт, на высокую скорость и на «мне так удобно», мы этим запретом сплошь и рядом пренебрегаем. Делая движение менее удобным для всех…

3. Страна вежливых водителей

Милая и очень правильная традиция появилась совсем недавно: в ответ на то, что тебя кто-то пропустил, уступил дорогу или ты невольно помешал кому-то, включить аварийку и два-три раза моргнуть оранжевыми огнями.

По-моему, это началось на трассе «Скандинавия» в Ленинградской области, где грузовики тактично (хотя и нарушая ПДД) смещались на асфальтированную обочину, пропуская горячих легковых парней. Постепенно этот вежливый жест нашел сторонников, и теперь в порядке вещей сказать таким образом «спасибо». Более того, именно российский автомобиль первый и пока единственный в мире, где эта функция реализована конструктивно. На «УАЗ-Патриот», если нажать кнопку аварийной сигнализации и сразу ее выключить, все четыре огня указателей поворотов моргнут трижды.

Насчет заграницы: справедливости ради надо сказать, что такой жест можно встретить и на юге Европы, и – менее вероятно – на севере. Но там это скорее исключение, а у нас становится почти правилом. Спасибо!

4. Куда мы так крадемся?

А вот эта наша манера явно имеет корни в слабой системе автошкол, которые учат сдавать экзамен, а не ездить. Средний российский водитель на фоне европейского очень, очень медленно проходит повороты и вообще при маневрах очень расслаблен. Мы какие-то неактивные… Понятно, что у нас бывает скользко, а на развязках иногда нет разгонных полос, но даже в безобидной ситуации мы гасим скорость почти до нуля и черепашьим шагом заезжаем, допустим, на АЗС. Или проползаем вираж. Либо поворачиваем на перекрестке.

Это вообще-то очень опасный момент, когда на хорошей дороге кто-то едет совсем медленно. Неоправданно, подчеркиваю, медленно.

Широта души русского водителя проявляется в могучей тяге к внедорожникам

Shutterstock / Fotodom

Разновидность такой чрезмерной осторожности, за которой кроется обычная неуверенность, – это когда некий автомобиль неспешно подкатывает к светофору и встает в пяти метрах до соседней машины. А потом, пока горит красный, в три приема сокращает этот зазор – по-прежнему в ползущем режиме. И так же за ним вынужден дергаться весь ряд…

В общем, давайте по-европейски: ехать, так ехать! Аккуратно, но уверенно.

5. Колхоз «Светлый путь»

Вечерний поток автомобилей – это очень красиво. Особенно если вы смотрите на эти созвездия со стороны, а не через зеркало заднего вида, когда вам в спину уперся какой-то гражданин, у которого фары не просто светят, а полыхают, так что смотреть больно.

Этого вы никогда не увидите на европейской дороге, а у нас – сплошь и рядом. Разрегулированные фары, перегоревшие лампы, но хуже всего – самостоятельно доработанный свет, который совершенно справедливо называют колхозным ксеноном.

Запомните: ни один из якобы ксеноновых или диодных источников света, будучи помещен в обычную фару, не улучшает освещенность дороги. Вам будет казаться, что свет стал ярче или белее, но любой мало-мальски серьезный замер покажет: дорогу видно хуже, зато соседних водителей ваш ксенон слепит на раз-два. Газоразрядные, диодные, лазерные фары требуют особой оптики! Тогда они действительно лучше. По крайней мере, не ослепляют кого не надо.

Неспроста ПДД, точнее, приложение к ним очень жестко регламентирует: используем только штатный свет, только те лампы, которые предписаны автозаводом. А все самопальное творчество – от более мощных ламп до люстр на крыше – под запретом.

6. Нетвердый знак

Если перед поворотом на какой-нибудь саксонской ландштрассе висит знак «50», будьте уверены: это действительно опасный вираж, который нужно проходить на небольшой скорости. При 60 вы еще, скорее всего, в него впишетесь, а при 70 остановитесь в чьем-нибудь дворе, и хорошо если не в стенке. Случаи бывали.

У нас знак «50» часто означает, что вираж вы пройдете и на 70, и на 90 км/ч, причем даже на грузовике.
Такая перестраховка опасна. Мы уже привыкли прибавлять к установленным ограничениям 10, 20, а если нет камер, то и все 50 км/ч. И ничего, ездим. Намного быстрее, чем под теми же знаками поедет иностранец.

Тут надо менять обе составляющие. И бессмысленные запреты, и наше безалаберное отношение.

7. Краше новогодней елки

В этом мы схожи, например, с индийцами и очень сильно отличаемся от европейцев. Для них автомобиль – не более чем предмет быта, ширпотреба; для нас – все еще предмет обожания, которому мы отдаем дань со всем присущим вкусом. Иконки, игрушки, ароматизаторы, видеорегистраторы, планшеты, четки, лампочки, шторки и прочая мишура, конечно, выделяет машину в потоке (модное слово: кастомизирует), но едва ли при этом украшает.

В принципе, чем бы дитя ни тешилось… если бы не одно «но». Располагайте все эти штуки безопасно! Чтобы не закрывали обзор и – не забывайте про это! – не оказались на пути вылетающей подушки безопасности. А то при аварии получите в лоб Николаем Чудотворцем, мало не покажется.

8. Доступные, но пустынные трассы

И все-таки есть одно самое главное отличие их от нас. Мало где в мире (особенно в пределах досягаемости на автомобиле) такой дешевый бензин. Глядя на европейские ценники 1,56 или 1,65 евро, то есть 100 рублей за литр, хочется быстрее домой. Ну и добавлю, что у нас есть 92‑й бензин, доступный далеко не в каждой стране.

Конечно, надо соотносить цену топлива с доходами населения, но сама по себе двукратная, а то и более разница в стоимости приятна. Давайте ею пользоваться, больше путешествовать, перемещаться, переезжать!

Кстати, в этом мы пока здорово отстаем. Немецкие автобаны загружены едва ли не больше городских улиц, причем я говорю не о заторах, а просто об интенсивности движения. А у нас? Пробки в городах и пустые шоссе на границе областей.

9. Размер имеет значение

Самый продаваемый класс машин в России – кроссоверы. Понятно, что наши дороги, наши дачи и наша зима диктуют некие требования к проходимости, но, поверьте, далеко не все, кто покупает «спортиджи», «крузеры» и «тигуаны», действительно нуждаются в полном приводе и высоком клиренсе. Просто нравится.

Мы позже европейцев, не говоря уже об американцах, получили автоматические трансмиссии, зато теперь с удовольствием отдаем дань удобству. Дизель и автомат, В‑класс и автомат – сочетания, в Европе категорически непопулярные, а мы их оценили, и правильно сделали. Пусть учатся.

А вот чему бы поучиться нам, так это популяризации маленьких машин. У нас самый удобный автомобиль в городе – кроссовер длиной от 5 метров (тебя же все пропускают), а у них – 3,2–4‑метровый хэтч. Парковать удобно, и маневрировать, и обслуживать дешевле. Когда-то Москва стимулировала покупку подобных малышей, даря сколько-то литров топлива… Хороший опыт, может, повторить?

10. Детское место

Нигде в Европе мне не приходилось видеть, чтобы между передним и задним рядом сидений в машине ехал стоя ребенок. Или чтобы мама держала малыша на руках в движущемся автомобиле.

Наши водители неохотно пользуются детским креслом

Shutterstock / Fotodom

У нас так возят в садик и школу, пренебрегая самыми очевидными, самыми важными требованиями безопасности. Я не буду ссылаться на ПДД и статистику, просто предложу вам эксперимент. Можно, кстати, провести его вместе с ребенком. Посадите его в автокресло. Пристегните. Пусть рядом будет его любимая мягкая игрушка: просто лежит на сиденье. Чем этот мишка, кукла, зайка больше, тем лучше. Теперь на скорости 3–5 км/ч, не более, со всей силы ударьте по тормозам. Найдите игрушку, успокойте ребенка и никогда, никогда не возите его стоя, без ремней, без кресла (по возрасту).

11. Болтуны на дороге

Смартфоны удобны. Смартфоны опасны. У нас бушует эпидемия: мы попали в тяжелую зависимость от своих гаджетов. Они теперь наше всё. Звонок? Немедленно ответить. Сообщение? Сразу прочитать. Новый пост в соцсети? Срочно лайкнуть. И все это в том числе пока мы за рулем. Люди зависают в телефонах, а их машины – в полосе движения, на давно зеленом светофоре, и счастье, что не в столбе.

У «них» за любое использование телефона за рулем – жесткие, в сотни евро, штрафы. Одно из самых тяжелых нарушений – разговор по мобильнику.

У нас – штраф полторы тысячи рублей со скидкой 750 целковых, а главное – никто за это не ловит. Камеры не умеют, инспекторов не хватает. И болтают все. Кстати, мне пришло сообщение, сейчас отвечу…

12. Помощь зала

Закончу правильной и приятной нашей особенностью, к которой внесу небольшую поправку. У нас проще получить помощь на дороге – не профессиональную, а от коллеги и собрата-водителя. Девушка и заглохший мотор, дальнобойщик и спустившее колесо, новичок и улетевший груз – как правило, им быстро приходят на помощь. За границей при таких коллизиях принято дожидаться профессиональных спасателей…

Зато по части взаимовыручки на дороге нам нет равных

Shutterstock / Fotodom

Такая взаимовыручка – это здорово, только, пожалуйста, ожидайте помощь безопасно. Нельзя стоять посреди шумной улицы; нельзя останавливаться на обочине скоростной магистрали; нельзя тормозить посередине МКАД. И это не просто опасно, это очень опасно. Тяните до разрешенного места остановки. И помните, что никакое пробитое колесо не стоит ДТП, возможных увечий, а то и чего похуже.

Если же машина на исправных четырех колесах, тем более отъезжайте в сторону. Кстати, чтобы автомобиль катился без мотора, достаточно очень небольшого усилия, 7–10 кг. Даже девушка справится. А если что – поможем!

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».