Наверх
21 июня 2021

Двухколесный наркотик: мотоцикл в России из экзотики превращается в массовый вид транспорта

Мотоциклы Москва-Сити
©Shutterstock / Fotodom

В старом советском фильме «Иван Бровкин на целине» главному герою, когда он стал бригадиром, выдали служебный мотоцикл. И стал он практически первым парнем на деревне… С тех пор в нашей жизни поменялось все, но мотоцикл, кажется, навсегда остался престижным транспортным средством. Тем более что у современного мотовладельца в гараже есть как минимум один автомобиль (чаще всего – внедорожник), а «двухколесный друг» – это для души.

И спрос на такие «душевные» транспортные средства у нас в стране постоянно растет. Так, в прошлом году россияне купили 16,4 тыс. новых мотоциклов (на 25% больше, чем в 2019-м). Еще быстрее растет вторичный рынок. И даже я сам порой начал раздумывать: не пришло ли время купить мотоцикл? Но страшно (поэтому пока ограничился 50-кубовым скутером)… Развеять бытующие в обществе страхи по поводу опасности езды на мотоцикле (реальные и надуманные) мне помогал известный мотоэксперт, мотоциклист со стажем, главный редактор журнала «Мото» Иван Владимиров.

Сколько живут мотоциклисты?

По мнению некоторых наших сограждан – совсем недолго. В моем детстве даже бытовал такой анекдот. Звонит главврач больницы директору магазина: «Сколько ты сегодня продал мотоциклов? Шесть? Значит, двое моих пациентов еще где-то гоняют». На самом же деле все не так печально, хотя проблемы, конечно, есть. В прошлом году, по данным МВД, в стране произошло 11643 ДТП с участием мотоциклистов. В результате травмы получили 12,5 тыс. человек, а 1173 – погибли. Я при этом никого не хочу испугать: на долю двухколесного транспорта приходится примерно 7% от общего числа аварий и пострадавших в них. Но сами мотоциклисты виноваты в 58% этих ДТП, и часто – по собственной глупости: по данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, почти каждый третий попавший в аварию мотоциклист находился в состоянии опьянения. И такие аварии – самые тяжелые: на их долю приходится больше двух третей погибших.

В этом году ситуация вроде как улучшается: за три месяца произошло всего 67 ДТП с мотоциклами, в которых погибли 6 человек. Но надо вспомнить, что зима была очень холодной и снежной.

Наезд на кошелек: новые способы отъема денег у автомобилистов

Современные мотоциклы (даже стандартные модели) могут легко и быстро разгоняться до 200, а то и до 300 км/час, и при отсутствии у водителя опыта это смертельно опасно. Но с ростом мощности техника становится и более умной, послушной; совершенствуются подвеска, тормоза; практически на всех новых моделях есть АБС и другие системы безопасности. Технологии очень сильно шагнули вперед, и за счет этого современные мотоциклы способны прощать своим владельцам многие, в том числе и довольно грубые, ошибки пилотирования.

Так что для человека разумного (и опытного) мотоцикл – источник бесконечного удовольствия от вождения. Для неуравновешенного (и лишенного инстинкта самосохранения) – повод для постоянных неприятностей. Впрочем, то же самое можно сказать про автомобиль или горные лыжи. А еще у меня есть знакомый велосипедист, который регулярно попадает в травматологическое отделение местной больницы. Я уже не упомню, когда видел его без гипса. Но он не сдается, и продолжает штурмовать лестницы, бордюры и бездорожье.

Есть еще одно соображение. Как мне кажется, в последнее время мотоциклисты в основной своей массе стали… скажем так, чуть более спокойными, дисциплинированными. То ли самые «отмороженные» свое уже отъездили, то ли у большинства появилось понимание, что по правилам жить безопаснее.

Понятное дело, что езда на мотоцикле сопряжена с дополнительными рисками, ведь водитель не защищен кузовом, как в автомобиле. Даже падение вместе с байком на небольшой скорости может привести к серьезным травмам. Но при соблюдении простейших рекомендаций можно прожить долго, особенно если правильно экипироваться.

Технологии с каждым годом совершенствуются; покрытие современных комбинезонов выдерживает продолжительное скольжение по асфальту на скоростях свыше 300 км/час. Даже обычные с виду джинсы оснащаются кевларовыми вставками. Конструированием комбинезонов, щитков и шлемов занимаются ведущие лаборатории; готовая продукция проходит сложную сертификацию на устойчивость к самым разным воздействиям. Поэтому при правильной экипировке шанс серьезно повредиться снижается: в мотоистории описаны случаи, когда люди падали десятки раз и при этом отделывались разве что синяками. За рубежом (да и у нас) немало байкеров пенсионного возраста, которые ежегодно путешествуют по всей стране – и прекрасно себя чувствуют!

мотоцикл на Красной Площади
©Shutterstock / Fotodom

Сложно ли научиться управлять мотоциклом?

Специалисты уверяют, что научиться управлять мотоциклом не сложнее, чем автомобилем. Но непросто, если у тебя уже есть опыт управления автомобилем. Приходится заново переосмысливать уже существующие навыки и часто перебарывать уже наработанные рефлексы. Дело в том, что управление мотоциклом требует отработки многих нетипичных для человека навыков и специфичной моторики. Но десяток-другой часов обучения с инструктором помогают решить эту проблему. Дети, кстати, обучаются куда легче. А наличие автомобильного стажа не помогает непосредственно управлять мотоциклом, зато здорово помогает «читать» дорогу и прогнозировать развитие дорожной ситуации. Особенно если есть уже большой опыт.

Достаточно помнить несколько простых правил. Например: «куда смотрю – туда и еду» или «не вижу – не еду». А научиться переключать передачи и более-менее сносно ездить можно всего за пару занятий у хорошего инструктора. Да, наша система обучения на категорию А пока несовершенна (так же, как и система сдачи экзаменов): она не предполагает выезд в город, в реальные условия. Все упражнения отрабатываются только на площадке (там же и экзамен придется сдавать).

В Германии в автошколе я видел, как инструктор на пустынной улице сначала бегает рядом с учеником, который медленно едет на мотоцикле, затем оба неспешно едут рядом на двух машинах. Инструктор дает команды и объясняет ошибки по мобильной связи. У нас такого пока нет, но уровень обучения, как говорят, неплохой. Если правильно подобрать автошколу. Лучше всего – по совету тех, кто уже отучился. Курс обучения (14 часов теории плюс 18 часов практики) стоит по стране от 20 до 40 тыс. руб.

И очень важно правильно выбрать первый мотоцикл. Конечно, теоретически можно сесть и сразу поехать на байке любой мощности и назначения, но лучше начинать с понятной и простой техники. А уже потом, когда появится опыт, можно будет пересесть (при желании и возможности) и на мотоцикл мечты.

Мотоцикл – это очень дорого?

Пригодный для ежедневного использования новый мотоцикл с объемом мотора 125–250 см3 китайского производства стоит от 100 тыс. руб. (Кстати, именно такую технику выбирает примерно 35% россиян; почти половина –это мотоциклы марки Racer.) Примерно с этой же отметки начинаются цены на относительно приличный секонд-хенд из Японии или Европы. Цены на новый мотоцикл от именитого производителя стартуют от 600 тыс. руб., такого железного коня хватит на несколько лет беспроблемной езды (правда, цена на очень хороший мотоцикл уже стремится к 2,5–3 млн руб.).

Но все равно получается не так дорого в сравнении с автомобилем. Расходы на эксплуатацию при этом ниже. Конечно, придется платить за место на стоянке, но парковки в столице для мотоциклов – бесплатные. Плюс меньше расходы на бензин, да и обслуживание простое. А положительные эмоции от вождения, говорят, трудно оценить в денежном эквиваленте.

Можно ли безнаказанно нарушать правила дорожного движения на мотоцикле?

…И при этом тебя никто не поймает! Так думают люди, которые никогда за рулем мотоцикла не сидели. Конечно, современный байк способен разогнаться на первой передаче до 100 км/час за какие-то 3 секунды – вот и готово первое нарушение ПДД. Но со скоростным режимом в последнее время дела обстоят напряженно. На дорогах появились камеры фотофиксации, которые «стреляют под хвост». Если на такие не обращать внимания – за несколько дней можно «наездить» сумму, сравнимую со стоимостью мотоцикла.

С любителями ездить без номера и другими нарушителями довольно успешно борются полицейские из специализированных мотоподразделений (такие, к примеру, давно работают на дорогах столицы и Подмосковья), и с каждым годом их становится все больше. Мотоциклы у них, как правило, современные и быстрые, и главное, у полиции хорошие навыки вождения и большой опыт по отлову нарушителей. Так что рассчитывать на абсолютную вольницу не стоит. Если еще десять лет назад, говорят, можно было ездить без прав и шлема со скоростью под 200 км/час, то сейчас стражи порядка вычислят и остановят довольно быстро. Со всеми вытекающими последствиями – запросто можно надолго переквалифицироваться в пешехода. К тому же ПДД придумали не просто так и стоит помнить, что их соблюдение повышает шансы сохранить здоровье и дожить до старости.

Мотоциклы на парковке
©Shutterstock / Fotodom

Мотоциклисты всегда собираются в банды?

Мотоциклетные банды и непрерывные разборки между ними – похоже, это одна из любимых тем киношников. На практике в мотоклубах всегда состояла очень небольшая часть мотоциклистов, а банд среди них (в прямом значении этого слова) и вовсе ничтожно мало. Байкеры могут с головы до ног быть в коже с заклепками и устрашающими нашивками, а руки и грудь – в татуировках, но это будет знаком принадлежности к субкультуре, а не к криминальной среде. На стоянке некоторые из них, конечно, могут, перебрав пива, устроить разборки с другими байкерами (или с автомобилистами, которые пристают с дурацкими вопросами). Но преступных сообществ, состоящих из людей на мотоциклах, у нас в стране, по данным МВД, нет и не было.

Мотоцикл не годится для дальних путешествий?

Оказывается, что дальние поездки на мотоцикле – это не миф, а любимое занятие большой части мотовладельцев. Я знаком со многими мотоциклистами, которые успешно пересекали континенты, добирались до самых отдаленных уголков планеты, покоряли горные вершины... В свое время работал в компании, которая спонсировала создание специального полноприводного мотоцикла, на котором потом эти бесстрашные люди заехали на вершину Эльбруса. Ну а что касается дальних путешествий, то тут, говорят, подойдет любой байк.

Колеса фортуны: чего стоила известным музыкантам одержимость мотоциклами

Хотя, конечно, комфортнее будет передвигаться на чоппере или круизере, которые созданы специально для длинных перегонов. Они отличаются более удобной посадкой, хорошей защитой от ветра и брызг и зачастую наличием встроенных багажных емкостей. Да, современный мотоцикл, как это ни удивительно, способен перевозить багаж. Есть машины со встроенными багажными кофрами, которые вмещают достаточно вещей для длительного путешествия. И практически на любой мотоцикл можно установить специализированные или универсальные багажные системы, чтобы увеличить грузоподъемность. А еще бывают совсем недорогие (и простые в использовании) рюкзаки и багажные сетки.

Причем современным мотопутешественникам даже дождь не страшен – если заблаговременно экипироваться. Дождевик, мембранные мотоботы и перчатки, шлем с хорошей вентиляцией и антизапотевающим визором, мотоцикл с подогревом руля, антиблокировочной и антипробуксовочной системами делают поездку в дождь вполне возможной и приемлемой. Рассказывают, что некоторые любители наматывают тысячи километров в любую непогоду и при этом ухитряются получать удовольствие! Потому что, говорят, езда на мотоцикле – что-то вроде наркотика: один раз попробуешь и потом всю жизнь не слезешь.

Словом, из всех видов наземного транспорта мотоцикл – самый эмоциональный. Он дает мало с чем сравнимое чувство свободы, причем как в ежедневных поездках на работу, так и в путешествиях. При этом помимо эмоциональной составляющей присутствует и рациональная. Времена, когда мотоцикл был редким, рисковым и дорогим развлечением, постепенно уходят. А сейчас все больше людей выбирают два колеса, поскольку это дешевле и быстрее, чем толкаться в пробках на автомобиле.

Читать полностью (время чтения 7 минут )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
21.06.2021
20.06.2021